О развитии ситуации в Сирии

Сирийские повстанцы, как мы и предполагали ранее, сразу же после окончания месяца рамадан предприняли ряд активных контратак на севере и юге страны. Два основных удара они постарались нанести с района Дер эз-Зора и Алеппо. То есть была четко выполнена схема альтернативных наступательных операций с целью максимально растянуть оборону правительственной армии и сковать переброску армейских контингентов под Алеппо и Хомс. Именно там решается вопрос о том, кто будет владеть стратегической инициативой на ближайший период времени. Активность  просаудовских бедуинов-повстанцев на юге в данном случае носила характер отвлекающего удара. Как впрочем, и наступление повстанцев на Латакию, которое имел цель, прежде всего, отвлечь силы сириской армии от северных участков фронта. Сразу же обозначим, что воевать на территории с компактным алавитским населением боевики долго физически не могут, что и произошло: наступление джихадистов был довольно оперативно остановлено. Но было сделано главное – правительственная армия была вынуждена оттянуть туда часть своих подразделений. Сирийское военное командование в данной ситуации старается максимально обезопасить свои тылы, и прежде всего, Дамаск. В этой связи вооруженные силы столько времени уделяют зачистке мятежных суннитских кварталов и пригородов столицы. Отметим между тем, что противостояние четко разграничилось по конфессиональному признаку. То есть линия фронта проходит по границе суннитских и алавитских кварталов и сел, а также районов с компактным курдским населением. Это создает патовую ситуацию в боевых действиях, единственным военным выходом их которой является насильственная депортация тех или иных групп населения из мест их традиционного обитания. Естественно, что в нынешних реалиях это фактически невозможно, что и предопределяет «тягучесть» боевых действий с кратковременными  вторжениями сил противоборствующих сторон «на чужую территорию».

 

Эр-Рияд, который теперь практически в одиночку спонсирует сирийское сопротивление, напрягает все свои финансовые силы и средства, дабы вдохнуть в боевой потенциал повстанцев свежее дыхание. Новой формой пополнения рядов повстанцев стали трудовые мигранты из Йемена. Мы уже говорили, что саудовские власти уже на протяжении довольно значительного времени  проводят политику по созданию невыносимых условий для работы на территории королевства мигрантов своего южного соседа. Именно за счет работы члена своей семьи в КСА многие йеменские семьи имеют стабильный доход и хоть какие-то доходы. Под угрозой неминуемой депортации многие йеменцы соглашаются рекрутироваться в ряды сирийского сопротивления. Каждый новый новобранец оценивается в 3000 долларов. При этом необходимо учитывать, что из этой суммы,  как минимум треть, оседает в руках посредников. Справедливости ради отметим, что эта практика существовала и ранее, но не в таких масштабах. Йеменцы должны заменить ливийцев, которые оказались в Сирии благодаря целенаправленной политике и финансовому спонсированию Дохи. Новый эмир Катара сменил приоритеты своей внешней политики, что сразу же сказалось и на участии ливийцев  в сирийском конфликте. Теперь им на смену придут йеменцы. Сразу же отметим, что в основном йеменцы являются необстрелянной массой, имеющей слабое представление о военной тактике и стратегии. Очевидно, что они не будут слишком активничать в Сирии, так как не вполне представляют, ради чего они должны там воевать. Основной их задачей в этой связи будет максимально дистанцироваться от участия в активных  боестолкновениях и спокойно «досидеть» срок своего контракта. То есть в данном случае йеменцы выступают в роли «массовки» и пушечного  мяса. Вообще йеменские племена традиционно показывают чудеса героизма в местах своего традиционного проживания, но проявляют апатию на стороне.

 

Гораздо большую опасность представляют пакистанские талибы, которые недавно открыли свой офис в Сирии. Это новый момент в истории гражданской войны в стране, который знаменует собой смену основных международных игроков и спонсоров в сирийском сопротивлении. Пакистанцы представлены боевиками организации «Тахрик Талибан Пакистан». Их вербовка и подготовка для отправки в Сирию осуществляются офицерами Межведомственной разведки Пакистана (МРП). Они кстати осуществляют и подготовку, и тренинг йеменских граждан в специальном лагере под Эр-Риядом по просьбе своих саудовских коллег. Талибы должны по замыслу саудовских стратегов заменить печально известную «Джабхат ан-нусра», которая, несмотря на смену своего названия на «Дауа Исламия», продолжает оставаться под прицелом западных спецслужб. Или вернее растворить в себе скомпрометировавших себя джихадистов.  Сама по себе такая замена мало что меняет в симпатиях или антипатиях Вашингтона, но сирийское сопротивление получает в лице талибов обстрелянных бойцов. Такая ситуация вынудит Тегеран в самом скором времени вплотную подойти к решению вопроса о направлении в Сирию своих кадровых военных подразделений. Ливанская «Хизбалла» свою функцию выполнила и исчерпала фактически резерв своего участия в боестолкновениях. Согласно предварительной договоренности между Тегераном и лидерами ливанского шиитского движения участие последнего было лимитировано помощью в установлении контроля над стратегическими пунктами в непосредственной территориальной близости от ливано-сирийской границы.

 

Сам по себе факт привлечения талибов к участию в гражданской войне в Сирии достаточно ясно иллюстрирует их тесные деловые отношения с саудовскими и пакистанскими спецслужбами. После этого все разговоры о войне пакистанских талибов против военных в Пакистане выглядят бледно.  Несомненно, что талибы являются «ручными» и работают под плотным контролем пакистанских военных. На такую крайне непопулярную в глазахЗапада меру, как привлечение талибов для участия в боях в Сирии, Эр-Рияд пошел в большой части вынуждено. У него просто в нынешней ситуации нет выхода и других источников пополнения рядов сирийского сопротивления. Потоки иностранных джихадистов сильно поистощились, арабские страны уже не дают такого числа добровольцев, как ранее. И виной этому внутренние катаклизмы в этих государствах, вызванные «арабской весной».   Пожалуй, для саудовцев это является последним шансом переломить ситуацию в Сирии в свою пользу в условиях отказа Запада активно вмешиваться в этот кризис.  Это приведет к еще большей радикализации и исламизации сирийского сопротивления.

 

52.1MB | MySQL:103 | 0,506sec