О ситуации вокруг ливийской нефти

Ливия располагает крупными доказанными запасами углеводородов: 6,1 млрд т нефти (1-е место в Африке) и 1,5 трлн куб. м природного газа (4-е место в Африке). Страна является важным поставщиком нефти на мировой рынок, добыча и экспорт газа незначительны. Начавшаяся там в 2011 г. гражданская война, повлекшая за собой смену власти, выразилась в резком сокращении объемов производства и экспорта углеводородов.

Несмотря на серьезные проблемы в нефтяной сфере, с начала 2013 г. ливийский бюджет пополнился 23,6 млрд нефтедолларов, что превысило прогнозы специалистов. Для сравнения: по итогам минувшего года на поставках нефти Ливия заработала около 50 млрд долларов.

Тем не менее в результате постоянных забастовок сотрудников ливийской нефтяной промышленности стремительно падает уровень добычи и экспорта нефти. По статистике, с начала этого года нефтяной комплекс Ливии все же не досчитался нескольких миллиардов долларов, в том числе  1,6 млрд долларов в августе.

Ливийский бюджет 2013 г. насчитывает 52,5 млрд долларов, причем на 80% его формируют средства от нефтеэкспорта. Несмотря на то, что нефть – это основной источник валютных поступлений в местную экономику, Ливия никак не может уберечь нефтяную промышленность от частых неурядиц. Например, не так давно суточный объем добычи составил лишь 650 тыс. баррелей. Продолжая ретроспективную статистику, напомню, что в 2012 г. названный показатель остановился на отметке 1,3-1,4 млн баррелей в сутки, что было близко к довоенному уровню производства.

В начале сентября с.г. появились официальные сообщения о том, что уровень добычи в Ливии упал почти в 15 раз, до 100 тыс. баррелей в сутки. По одной из версий, данный спад напрямую связан с протестными действиями сотрудников нефтяной отрасли, которые заблокировали терминалы и порты, устроив забастовку. Подобное поведение было вызвано тем, что, по мнению бастующих, ливийская власть нелегально пытается сбывать дополнительные объемы «черного золота», не имея никаких документов на эти операции.

В ответ на обозначенные обвинения правительство Ливии заявляет, что на самом деле причиной акций протеста является попытка охранников наладить продажу нефти на черном рынке.

Помимо этого, вооруженные группы сотрудников углеводородной отрасли, сформированные по признаку племенной принадлежности, также заблокировали работу большинства газовых месторождений в восточной части страны. В связи с этим фактом ливийская сторона была вынуждена начать импорт дизельного топлива и мазута для обеспечения электростанций.

Официальные лица государства все чаще подчеркивают, что для возрождения нефтяного сектора местной экономики потребуется финансовая и технологическая поддержка зарубежных игроков, при этом ссылаясь на соответствующий позитивный ливийский опыт с различными концернами из Италии, Испании, Франции, Австрии, Германии и Соединенных Штатов.

Стоит напомнить, что в середине октября 2011 г. Wintershall, крупная нефтегазодобывающая компания со штаб-квартирой в Германии, возобновила нефтедобычу в ливийской пустыне. В настоящее время в Ливии вновь работают около 30 иностранных сотрудников компании, которые отмечают факт того, что за время активных военных действий на территории этой африканской страны специализированное оборудование нефтяников не пострадало.

В сфере разведки и добычи ливийской нефти  Wintershall работает с 1958 г. Однако в феврале 2011 г. в связи с политической ситуацией в Ливии из соображений безопасности концерн прекратил добычу и надежно закрыл добывающие объекты. Все иностранные сотрудники были одновременно вывезены из страны. Оставались лишь около 370 местных работников, которые следили за оборудованием и обслуживали его.

Wintershall в сотрудничестве с ливийской National Oil Corporation и Arabian Gulf Oil Company (AGOCO) строит новый 55-километровый нефтепровод, который в будущем свяжет концессионную площадь С96 с месторождением Амал. Оттуда нефть намечается транспортировать далее, в экспортный порт Рас-Лануф.

В ходе встречи с премьер-министром Ливии А.Р.аль-Кибом, состоявшейся в декабре 2011 г. в Триполи,  председатель правления немецкой компании Р.Зеле ознакомился с информацией о текущей политической ситуации в стране. Ливийский премьер приветствовал готовность   Wintershall инвестировать в дальнейшее развитие нефтяной промышленности и связанную с ней инфраструктуру.

Будет продолжена и гуманитарная деятельность Wintershall. В рамках программы оказания помощи Ливии концерн сделал финансовые пожертвования в адрес Международного движения Красного Полумесяца и организации «Спасем детей», а сейчас компания организует лечение в Германии для лиц, получивших тяжелые ранения во время военных действий .

Важный вклад  вносится и в обеспечение стабильного энергоснабжения в Ливии. Так, компания сразу же возобновила переработку попутного газа в пустыне. Газ, который поступает на поверхность из нефтяных скважин при добыче сырья, не сжигается на факелах, а после трудоемкой переработки подается по трубопроводам на электростанции на средиземноморском побережье. Там из этого газа вырабатывается электроэнергия, необходимая для снабжения Триполи и его окрестностей.

Стоит напомнить, что до 2011 г. суточная нефтедобыча в Ливии Wintershall составляла примерно 100 тыс. баррелей. При этом следует учитывать, что Ливия входит в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), поэтому суточный объем добычи «черного золота» в этой стране, как правило, колеблется из-за назначаемых ОПЕК ограничений на нефтедобычу.

Сегодня нельзя с уверенностью предсказать, когда производство выйдет на максимальный суточный дебит.

Помимо добычи нефти в материковой части Ливии (49% этого промысла принадлежит «Газпрому») в сентябре 2011 г. возобновилась добыча нефти на морской платформе Аль-Джурф в Средиземном море. Wintershall располагает долей (6,75%) в расположенном там блоке С137; остальные доли в этом блоке принадлежат национальной нефтяной компании Mabruk Oil (73%, оператор работ) и французской Total (20,25%). Нефтедобычу на этом промысле консорциум ведет с 2003 г., а глубина морских вод здесь составляет примерно 90 м. В начале 2011 г. производство здесь было приостановлено.

Судя по заявлениям и действиям менеджмента  Wintershall, в компании считают, что ее работе на ливийском рынке после смены власти в этой стране ничто не угрожает. Входя в число крупнейших производителей нефти в Ливии,  Wintershall уже инвестировала свыше 2 млрд долларов и пробурила более 150 скважин на ливийской территории.

В ливийской пустыне эта иностранная компания работает в тысяче километрах от столицы Триполи на 8 нефтяных месторождениях, которые расположены на концессионных площадях № 96 и № 97, а также на территории еще одного геологоразведочного блока, на юго-востоке страны. Кроме того, концерн имеет долю в морском нефтяном месторождении Аль-Джурф (блок C 137), расположенном у ливийского побережья.

Самое крупное из разрабатываемых компанией месторождений – нефтяное месторождение Ас-Сарах. На промыслах этого объекта работает уникальная установка, на которой перерабатывается попутный нефтяной газ, извлекаемый из недр. Затем газ и конденсат поставляются на побережье на реализацию. Кроме того, в 2006 г. Wintershall приобрел на аукционе еще одну геологоразведочную область, которая простирается более чем на 11 тыс. кв. км на юго-востоке Ливии.

Однако даже при помощи Wintershall и некоторых других крупных зарубежных игроков, возобновивших работу на ливийском нефтяном поле (например, Eni, Total, OMV, Occidental), стране не удается вернуть утраченное.

Заявление  заместителя министра нефти Ливии Омара Шакмака о том, что Ливия возобновляет сбыт топлива через  порт Марса-эль-Брега, понизило цены на нефть в конце августа. По информации министерства нефти Ливии, из порта вышел танкер, взяв курс на Италию.

Стоит напомнить, что в июле по причине акций протеста все ливийские экспортные терминалы, кроме одного, были закрыты. Кроме того, центральное правительство всячески препятствует мятежникам из восточной провинции Киренаика осуществлять сбыт нефть в обход Триполи.

Так, в августе ВМС Ливии под угрозой применения оружия не позволили танкеру, не имеющему контракта с государственной компанией National Oil Company (NOC), подойти к нефтяному терминалу Аль Седра. Премьер-министр Ливии Али Зейдан приказал вооруженным силам страны атаковать с моря и с воздуха все танкеры, невзирая на флаг, если они попытаются вывезти нефть, не имея контракта с NOC.

В прошлом году Ливия поставила на внешние рынки 379,5 млн баррелей нефти. Основными потребителями стали Италия — 139,8 млн баррелей (36,8% от общего экспорта), Китай — 48,2 млн баррелей (12%) и Франция — 46,8 млн баррелей (11%). Покупателями сырья выступили итальянские компании Eni и Saras, швейцарская Glencore, испанская Repsol, а также китайская Unipec.

Интерес американских ConnocoPhillips, Hess и Marathon, работающих в Ливии, не столь высок. Ведь поставки из этой североафриканской страны даже до начала военных действий насчитывали менее 1% общего нефтяного импорта США. В то время как европейский рынок погашал около 10% своих нужд за счет Ливии, экспортировавшей туда более двух третей добываемого на ее территории топлива.

Тем не менее американский бизнес не исключает возможной кооперации с европейскими концернами для увеличения производства на ливийском нефтяном поле.

Примечательно, что власть Ливии, хоть и нуждается в иностранных инвестициях и новейших технологиях для восстановления нефтяного хозяйства, но вовсе не намерена идти на поводу у Запада. Доказательством служит процесс проверок на коррупционность сделок, заключенных прежним ливийским режимом с крупными нефтяными концернами.

Относительно результатов этой процессуальной кампании можно сделать несколько предположений. В частности, подобные расследования могут стать серьезным препятствием для иностранцев на пути к расширению бизнеса в Ливии. На  эту страну приходится около 14% совокупной добычи итальянской Eni, причем в ближайшие 10 лет компания планирует удвоить этот показатель, инвестируя в ливийскую экономику 30-35 млрд долларов.

Кроме того, проверка европейских нефтяных компаний способна сыграть на руку США и повысить конкурентоспособность американских нефтедобытчиков, которые вполне могут переориентироваться на Ливию в случае возникновения сложностей на других рынках.

В целом работа ливийцев по привлечению западных компаний ведется успешно. Так, в Триполи прошло крупное профильное мероприятие под названием «Нефть, газ и устойчивое развитие». Среди участников значились высокопоставленные политики и представители бизнес-структур.

В своем выступлении Абдуррагим бен Язза, бывший министр нефти Ливии, отметил, что возвращение высокого уровня производства в течение короткого периода стало возможным благодаря недюжинным усилиям. Однако страна не собирается останавливаться на достигнутом, а, напротив, будет стремиться увеличить добычу нефти до 2 млн баррелей в сутки к 2015 году.

В докладе Нури Берруйена, главы «Национальной нефтяной корпорации» Ливии, подчеркивалось, что страна обладает огромными запасами углеводородов и останется экспортером нефти в течение многих десятилетий. Кроме того, по его словам, государство планирует сотрудничать с международными компаниями на таком же высоком уровне прозрачности, как сегодня.

Тем не менее, заявленная публичность не была положительно оценена внешними партнерами. Ливийская сторона назвала покупателей нефти в 2012 году, опубликовав официальную статистику об объемах и стоимости поставок, но позднее было принято решение не афишировать  соответствующие данные текущего года.

Справедливости ради стоит отметить, что такого рода закрытость вообще характерна для стран, которые находятся в тяжелом экономическом положении и пытаются выйти из него. Например, Ирак долгое время после свержения режима Саддама Хусейна не предоставлял официальную статистику по нефти. Иран, обложенный многочисленными санкциями, несколько лет назад перестал выкладывать в открытом доступе данные об операциях с «черным золотом».

Долгое время Ливия не заключала новых нефтяных контрактов с иностранными инвесторами, но оно не прошло даром. Ведь страна извлекала уроки из предыдущих форм кооперации и в перспективе способна предложить зарубежным компаниям новую модель контрактного сотрудничества, которая стала бы привлекательнее предыдущих.

Для этого необходимо, прежде всего, оценить и минимизировать возможные риски для инвесторов, сделать  максимально доступной предквалификационную процедуру, а также пересмотреть прежние формы договоров на предмет их эффективности, прозрачности и сроков. Не исключен вариант того, что ливийские власти в будущем увеличат для подрядчика контрактный период разведки месторождений с нынешних трех до пяти лет.

Вопрос, касающийся введения новых налоговых льгот для зарубежных компаний, может быть решен положительно при участии ливийского министерства нефти.

Помимо модернизации условий для инвесторов, на повестке дня стоит вопрос возможного изменения структуры и функций «Национальной нефтяной корпорации» Ливии. Например, не так давно ливийской стороной было высказано предположение, что правительство вполне может посчитать допустимым преобразование полностью государственной компании в коммерческий холдинг.

Как представляется, этот сценарий был озвучен намеренно, чтобы привлечь международных игроков вкладывать средства в развитие ливийской экономики. Трудно представить, что ливийцы добровольно отдадут в частные руки неиссякаемый источник постоянных доходов, которым долгие годы служит нефтяная монополия.

Тем не менее, несмотря на возможное создание заманчивых условий для потенциальных инвесторов, ожесточенное племенное противостояние в Ливии способно по-иному расставить акценты в углеводородных вопросах. Имеются вполне обоснованные сомнения, что центральные власти смогут контролировать все крупные месторождения страны.

Конкретный пример — основные залежи «черного золота» расположены в Киренаике. Старейшины местных племен и полевые командиры заявили о создании здесь автономии, которая будет самостоятельно распоряжаться энергоресурсами на ее территории. Радикалы также попытаются вмешаться в «нефтяной передел», так как их позиции наиболее сильны именно в этой части Ливии.

Даже среди местных государственных компаний нет полного согласия. Так, базирующаяся в Бенгази компания Agoco, добывающая около 25% ливийской нефти, выступила против того, чтобы экспортировать нефть через «Национальную нефтяную корпорацию», как было до начала военных действий. По словам одного из сотрудников компании, имели место консультации Agoco с некоторыми конечными потребителями на предмет  прямой продажи.

Ливийские недра осваивали и российские компании, которые прикладывают усилия для того, чтобы вернуть себе этот рынок, потеснив конкурентов.

В конце минувшего года «Газпром нефть» направила Eni уведомление о намерении реализовать опцион по приобретению доли в проекте «Элефант». Теперь необходимо получить официальное одобрение Триполи на вхождение в проект российской компании. Сделать это будет непросто. Дело в том, что ливийские власти вряд ли полностью готовы забыть «двойную игру» Кремля, который некоторое время назад параллельно пытался заручиться поддержкой М.Каддафи и его противников.

Неслучайно, несмотря на начатую работу российского Министерства энергетики по развитию нефтегазовых связей с Ливией, руководство этого государства заявило, что у него есть ряд нерешенных вопросов к Москве (в том числе имела место проверка на наличие «коррупционной составляющей»).

Помимо «Газпром нефти», вернуть свои активы на ливийском нефтяном поле стремятся «Татнефть» и «Газпром Ливия Б.В.». Первая до начала гражданской войны вела разработку четырех блоков (в бассейнах Гадамес и Сирт) суммарной площадью 18 тыс. кв. км. На момент заключения соответствующих соглашений предполагалось, что компания будет осуществлять деятельность по проектам до 2035 г. Вторая получила лицензии на освоение двух перспективных участков (один – на шельфе Средиземного моря, другой – на суше, к югу от Триполи), но была вынуждена приостановить работы в связи с резким обострением ситуации в Ливии.

Восстановить прежние позиции российским нефтяникам будет проблематично по двум основным причинам. Во-первых, отсутствие особых привилегий,  которые есть в арсенале многих европейские компаний, кратно понижает шансы на успех. Во-вторых, даже в новой тендерной борьбе, которая, по заявлению руководства Ливии, может состояться в течение года, встанет необходимость найти общий язык как с местной администрацией, так и с ведущими западными державами. Для последних диалог с ливийской стороной, скорее всего, окажется более эффективным из-за ее высокой степени доверия к Западу, поддержавшему нынешних правителей североафриканской страны.

Таким образом, появление российских нефтянных компаний более реально, например, в составах иностранных консорциумов. Причем, не стоит исключать, что, вернувшись, отечественные компании не досчитаются имевшихся ранее активов.

Если же имеющиеся у России контракты будут отнесены в разряд «старорежимных» и получение права вести по ним деятельность вновь потребует процедуры международных торгов, то их результаты вряд ли ознаменуют победу российского бизнеса.

Как представляется, нефтяной сектор Ливии еще долгое время не залечит раны, образовавшиеся в результате событий последних лет. Поврежденная нефтяная инфраструктура, а также перманентная проверка на прочность желания и возможностей иностранных компаний разрабатывать ливийские недра в перманентно нестабильной обстановке  и огромного количества различных рисков не позволят «локомотиву» местной экономики быстро встать на прежние рельсы и исправно поставлять в казну нефтедоллары.

Серьезным тормозом развития и модернизации нефтяной сферы в Ливии является политический антагонизм Триполи и Бенгази (город, расположенный на территории Киренаики – самого богатого нефтью района страны), который кратно понижает привлекательность местного рынка для потенциальных инвесторов в ливийскую экономику.

По нашему мнению, в ближайшей и среднесрочной перспективе складывающаяся ситуация в Ливии не сулит положительных результатов для нефтяной промышленности, которая, напротив, будет все дальше откатываться назад, обложенная многочисленными минами совместных претензий и упреков противоборствующих ливийских кланов.

Подтверждением сделанного прогноза может служить иракский пример: этому государству понадобилось десять лет, чтобы залатать прорехи в основном секторе национального хозяйства, вернув приемлемый уровень добычи и экспорта нефти.

52.39MB | MySQL:103 | 0,486sec