Саудовская Аравия: события в Сирии и Египте

Ситуация в Сирии и Египтепродолжает оставаться в центре внимания саудовской внешней политики, когда, в одном случае, официальный Эр-Рияд настойчиво требует активизации усилий международного и арабского сообщества ради «прекращения геноцида сирийского народа», в другом же, оказывая всестороннюю поддержку нынешней египетской власти.

Выступая 1 сентября 2013 г. на состоявшемся в Каире совете министров иностранных дел Лиги арабских государств (ЛАГ), глава саудовского внешнеполитического ведомства принц Сауд Аль-Фейсал, в частности, подчеркивал: «Используя отравляющий газ и химическое оружие, режим в Дамаске перешел красную черту, не страшась Бога и не чувствуя каких-либо угрызений совести». По словам саудовского министра иностранных дел, «варварство сирийского режима стало возможным лишь благодаря примиренческой позиции арабского мира и международного сообщества, как, впрочем, эта примиренческая позиция дала ему возможность использовать против народа, потребовавшего два с половиной года назад проведения в стране половинчатых реформ, стратегические ракеты и запрещенное химическое оружие, признанное, согласно международным нормам, преступным».

Как вытекало из речи С.Аль-Фейсала, саудовское руководство ни в коей мере не сомневается в том, что в ходе развивающегося в Сирии противостояния ответственность за использование химического оружия полностью лежит на режиме Башара Асада: «Сирийский народ, — отмечал министр, — переживает бесчисленные страдания, последние из которых стали итогом применения против него химического оружия». Более того, подчеркивал он, «Королевство Саудовская Аравия с полным пониманием относится к стремлению сирийского народа, видящего, что арабские страны не способны ответить на его призыв о помощи, обратиться к международному сообществу, прося его о защите от действий тирана». Но речь не идет только лишь о понимании: «Мы, — считал необходимым заявить глава саудовского внешнеполитического ведомства, — в Королевстве Саудовская Аравия разделяем стремление сирийского народа получить помощь международного сообщества, которое должно принять необходимые меры для того, чтобы положить конец кровавой агрессии преступного режима против собственного народа».

Идея поддержки вероятной акции Соединенных Штатов против сирийского режима последовательно расширялась: «Настало время, — замечал С.Аль-Фейсал, — потребовать от международного сообщества нести ответственность за происходящее в Сирии. Сирийский режим, — продолжал он далее, — потерял свою легитимность в арабском и исламском мире, а после тех преступлений, которые режим совершил против сирийского народа, после всех нарушений им основ международного права, он потерял и международную законность». Это означало, по его словам, что «любая оппозиция в отношении мер международного сообщества будет означать лишь поощрение режима Дамаска на свершение новых преступлений».

Считая необходимым подчеркнуть, что «Королевство Саудовская Аравия полностью поддерживает волю сирийского народа и его руководства в лице Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции» (2 сентября 2013 г. слова С.Аль-Фейсала были подтверждены в пресс-релизе состоявшегося в тот день заседания саудовского совета министров под председательством наследника престола принца Сальмана бен Абдель Азиза), саудовский министр иностранных дел заявил: «Издеваясь над международным сообществом, режим Дамаска использует химическое оружие на глазах у находящихся в Сирии международных инспекторов. Это оскорбительное поведение режима становится наилучшим аргументом против тех, кто требует обращения в Совет Безопасности, скованный российско-китайским вето».

Далее он продолжал: «В этих условиях ни в коей мере не приемлемо мнение, согласно которому любая международная мера, предпринимаемая против режима, должна рассматриваться как вмешательство во внутренние дела Сирии, поскольку сам режим Дамаска широко открыл двери для ввода на сирийскую территорию сил иранской Революционной гвардии, подразделений “Хизбаллы“ и иных формирований соседних государств». Это означало, по словам саудовского министра, что «Сирия стала оккупированной территорией», а ее освобождение возложено на «Национальную коалицию сил сирийской революции и оппозиции – законного представителя сирийского народа, выражающего волю этого народа и требующего от международного сообщества занять жесткую и однозначную позицию, предполагающую прекращение беспрецедентной гуманитарной катастрофы». Саудовская Аравия, как отмечал С.Аль-Фейсал, вне зависимости от решения совета министров иностранных дел ЛАГ, будет поддерживать «это вмешательство всеми возможными способами». Итак, акценты расставлены, — Саудовская Аравия поддержит будущую акцию Соединенных Штатов и их союзников в отношении Сирии. Более того, тон выступления С.Аль-Фейсала был резок и потому, что единственным решением для достижения консенсуса участников совета министров иностранных дел ЛАГ было решение (в конечном итоге, принятое) о возможности внешнего вмешательства в развитие внутрисирийских событий исключительно с санкции Совета Безопасности ООН.

В свою очередь, саудовское отношение к нынешнему египетскому режиму остается основанным на его безусловной и однозначной поддержке. Это доказывает, в частности, то, что С.Аль-Фейсал использовал свое пребывание на каирской встрече министров иностранных дел ЛАГ для проведения переговоров с министром обороны и военного производства в нынешнем египетском правительстве бригадным генералом Абдель Фаттахом ас-Сиси и премьер-министром Хаземом аль-Баблауи. В ходе этих переговоров глава саудовского внешнеполитического ведомства специально подчеркнул, что Саудовская Аравия с момента осуществления военного переворота в Египте поддержала Каир, «оказав ему необходимую материальную и дипломатическую поддержку», что было «принципиально важно в условиях, когда Египет подвергся жесткому давлению западных стран» после свержения президента Мухаммеда Мурси, а в самом Египте «миллионы египтян поддержали революцию 30 июня 2013 г. (дата государственного переворота – Г.К.)».

Встречаясь с нынешним египетским руководством, С.Аль-Фейсал вручил ему специальное послание короля Абдаллы бен Абдель Азиза, адресованное «президенту Египта Адли Мансуру». В письме саудовского монарха, распространенном Саудовским агентством новостей, в частности, подчеркивалось: «Королевство в лице правительства и народа всегда стояло и будет стоять на позициях полной и безусловной поддержки Египта, что определяется узами тесных связей, объединяющих обе страны и оба народа, а также их взаимными интересами и общим будущим. Эта его позиция — принципиальна». Выступая на совместной пресс-конференции с египетским министром иностранных дел Набилем Фахми, С.Аль-Фейсал заявил: «Я счастлив, что вижу, что в Египте вновь царит стабильность, что египетский народ в эти трудные для страны дни сплотился вокруг своего руководства. Все это делает нас не только оптимистами, но и уверенными в том, что в будущем Египет будет процветающим, что в равной мере относится как к государству, так и к народу этой страны».

Определяя же отношение своей страны к «угрозам о прекращении помощи Египту» со стороны некоторых западных стран, глава саудовского внешнеполитического ведомства подчеркивал: «Эти угрозы не серьезны. Это всего лишь угрозы, поскольку интересы всех заключаются в том, чтобы Египет был стабилен». Развивая эту мысль, С.Аль-Фейсал отмечал: «Египет – великое государство, и с ним невозможно так обращаться».

Действуя в этом направлении, саудовское руководство вступало в жесткое противостояние с внутренней оппозицией, заявляющей, что произошедшие в конце июня 2013 г. в Египте события являются «неприемлемым государственным переворотом, противоречащим морали ислама и положениям благородного шариата», и требующим от «правительства Служителя Двух Благородных Святынь немедленно прекратить помощь антиконституционной власти».  Это противостояние тем более серьезно, что противниками курса саудовской поддержки новой египетской власти выступают многие представители корпуса богословов. Это подтверждает, в том числе, распространенное еще 5 августа 2013 г. Заявление 56 саудовских улемов, одно из положений которого гласило: «Мы требуем немедленного возвращения законно избранного президента Мухаммеда Мурси к власти. Мы призываем египтян и далее бороться за их законные права с тем, чтобы положить конец действиям сеятелей смуты».

Этими «сеятелями смуты» были, естественно, с точки зрения подписавших это заявление улемов, нынешние египетские руководители.

52.24MB | MySQL:103 | 0,624sec