Экономика Пакистана в цифрах

В начале июля текущего года в Пакистане начался очередной финансовый год – 2013/14 г. И в этом же году впервые в истории страны завершился в полном соответствии с Конституцией 5-ти летний период правления законно избранной в 2008 г. Национальной Ассамблеи, главного избираемого органа Пакистана. Мы не ставим перед собой задачу осветить политическое развитие страны за последние 5 лет хотя бы потому, что на эту тему уже было написано немало различных статей. Любопытно проанализировать экономическое развитие Пакистана в эти годы, включая, естественно, последний год правления находившегося у власти президента и премьер-министра (2012/13 фин. год). Хотя, справедливости ради следует подчеркнуть, что основная идея написания этой статьи возникла после появления 15 августа 2013 г. на страницах этого сайта Института Ближнего Востока материала Э.О.Касаева «Основные статистические показатели экономики Пакистана последних лет». Мы, естественно, не ставим перед собой задачу рецензирования или анализа этой статьи в первую очередь по той простой причине, что любой эксперт имеет полное право высказать свою точку зрения на протекающие в той или иной стране процессы. Нельзя не сказать, что статья эта весьма интересная, особенно в части анализа топливно-энергетической проблемы в Пакистане, которая носит крайне острый характер. Вместе с тем, опубликованный материал страдает определенными неточностями, чрезмерным доверием к официальной статистике и устаревшими данными. Последнее особенно удивительно, поскольку в начале июня текущего года вышел в свет очередной, ежегодно издаваемый многостраничный обзор «Pakistan Economic Survey 2012-13», подготовленный Департаментом финансов Правительства Пакистана; основные выжимки из него были опубликованы уже 12-го июня 2013 г. практически во всех пакистанских газетах/1/.

Автор прав, ставя на первое место среди факторов, крайне негативно влияющих на социально-экономическое (а опосредованно и на политическое) развитие Пакистана топливно-энергетическую проблему, решение которой видится в лучшем случае в среднесрочной перспективе. Но на втором месте как серьезный барьер на пути поступательного движения экономического развития находится не неразвитость производственной инфраструктуры, как видится автору, (хотя это тоже имеет место быть), а чрезвычайно слабая собираемость налогов вследствие массовых уклонений от налогообложения. В Предисловии к Обзору экономики Пакистана за 2012/13 г. прямо говорилось, что «2012-13 финансовый год вновь начался с энергетического кризиса, …и доходы, поступаемые в Федеральное бюро доходов, оставались неизменными, в то время, как субсидии на энергетику неизменно росли…, что сдерживало рост экономики»/2/.

Как результат, расходы неизменно существенно превышали доходы, и отношение бюджетного дефицита к ВВП за последние годы, по официальным данным, практически постоянно составляло 5-6% /3/. По мнению ряда российских и зарубежных экспертов эти цифры занижены, и в отдельные годы указанный параметр достигал 7 и даже 8% к ВВП/4/. В связи с этим, МВФ и Мировой банк не раз предупреждали Пакистан, что, если он не снизит бюджетный дефицит до менее 5% по отношению к ВВП, то экономическая помощь будет сокращена. К счастью для Пакистана эти угрозы не выполнялись, и финансовая помощь поступала в страну в согласованных объемах; делалось это по одной единственной причине – Пакистан находился и будет находиться в большей степени после вывода войск НАТО в 2014 г. из Афганистана на острие борьбы с исламским терроризмом и экстремизмом. Достаточно в этой связи сказать, что в середине 2013 г. Исламабад обратился с просьбой к ведущим международным финансовым организациям – МВФ, Мировой банк и АзБР оказать ему экономическую помощь в ближайшее время в размере 4-5 млрд долл. И эта помощь была обещана – МВФ пообещал уже к началу 2014 г. выделить 3 млрд долл., а Мировой банк и АзБР обещали в течение второй половины 2013 г. и в 2014 г. оказать помощь в размере 1 млрд долл. каждый/5/.

Однако вернемся к основным макроэкономическим параметрам, которые свидетельствуют, что, несмотря на многие экономические, социальные и частично политические трудности, национальному хозяйству Пакистана все же удается «оставаться на плаву». Темпы экономического роста составили в 2012/13 финансовом году 3.6% (по сравнению с 3.7% в предыдущем, 2011/12 г.). Заметим, что по плану предполагалось достигнуть в завершившимся 30 июня с.г. финансовом году увеличения ВВП на 4%, так что отставание от запланированных наметок не столь велико, как можно было бы ожидать, учитывая как указанные выше, так и некоторые другие существенные сложности в экономическом развитии страны. Тем более, что по данным официальной демографической статистики среднегодовые темпы прироста населения составляют около 2%, что означает рост дохода на душу населения на 1.5%, и в абсолютном исчислении он достиг в 2013 г. примерно 1400 долларов. На следующий, 2013/14 финансовый год рост ВВП запланирован в размере 4.4%, однако уже сейчас возникают некоторые сомнения в достижении этих наметок. Это связано с явной пока что неспособностью преодолеть энергетический кризис, добиться хотя бы незначительного роста доходов госбюджета, снизить размеры отрицательного сальдо торгового баланса, равно как преодолеть и другие серьезные препятствия на пути развития национального хозяйства.

В конечном итоге, в результате комплексного негативного воздействия этих факторов серьезно страдал реальный сектор экономики – среднегодовой рост сельского хозяйства составил за последние 5 лет (2008-2013 гг.) 2.4%, а индустриальных отраслей и того меньше – 1.7%. Таким образом, рост ВВП в размере почти 3% в указанный 5-ти летний период обеспечивался в основном за счет сферы услуг.

Мы не случайно выделяем последнее пятилетие, т.е. 2008-2013 гг.; и дело вовсе не в субъективном восприятии экономического развития той или иной страны по пятилеткам/6/. В 2008 г. завершилось президентское правление генерала Первез Мушаррафа и к власти в стране пришло гражданское правительство, гражданский президент (что, естественно, можно только приветствовать). Но ситуация сложилась так, что с приходом к власти в стране Пакистанской народной партии (ПНП) состояние экономики стало постепенно ухудшаться, в первую очередь замедлились темпы экономического роста: если в 2000-2008 гг. рост ВВП составлял в среднем 4.4% (достигая в отдельные годы 6-7%), то в 2008-2013 гг. этот параметр составил лишь 2.9%.

Естественно, что замедление темпов экономического роста в целом и ведущих отраслей (сельское хозяйство и промышленность), в частности, нельзя напрямую увязывать с изменением характера политического правления. Основную роль сыграли такие факторы, как мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., экологические катастрофы (наводнения), происходившие буквально ежегодно во втором десятилетии XXI в. (наводнение 2010 г. унесло жизни почти 2 тыс. человек и оставило без крова 21 млн. чел.; экономические убытки достигли 10 млрд долл.), постоянный рост затрат на борьбу с пакистанскими и афганскими талибами, возраставшее превышение расходов над доходами в госбюджете и т.п. Хотя, справедливости ради следует отметить, что и политические коллизии в последнее пятилетие внесли определенный негативный вклад в замедление экономического развития Пакистана.

Рассматривая отраслевую структуру национального хозяйства Пакистана в XXI в. следует отметить характерную для большинства развивающихся стран тенденцию – постепенное сокращение вклада в создание ВВП аграрного сектора экономики и рост удельного веса в этом процессе сферы услуг и индустриальных отраслей. В 2000-2013 гг. доля сельского хозяйства в ВВП сократилась соответственно с 27% до 21%, а индустриальных отраслей выросла с 21% до 23% и сферы услуг – с 52% до 56% (заметим, что цифры 2013 г. носят предварительный характер)/7/.

С нашей точки зрения, определенным препятствием на пути агрегированного социально-экономического роста является демографическая проблема. По официальным данным, после последней переписи населения Пакистана, проведенной в 1998 г. и определившей численность населения страны в размере 133.48 млн человек, этот параметр достиг 184.35 млн человек в середине 2013 г./8/ Таким образом, среднегодовые темпы роста численности населения составили в этот 15-ти летний период 2.1%. К сожалению, уже детально спланированная перепись населения страны, намеченная на август 2011 г., была отложена на 3 года, т.е. на 2014 год. Однако в марте 2011 г. все же удалось провести запланированную перепись домовладений; и здесь результаты оказались весьма неожиданными. Опосредованно, на базе полученных данных выяснилось, что численность населения Пакистана выросла с 1998 г. на 47%/9/, что означает, что темпы роста численности населения страны за период с указанного года до 2011 г. составляли 3% (!), что, в свою очередь, свидетельствует о том, что население Пакистана в 2013 г. реально достигло почти 210 млн человек (!). В конечном итоге, это означает, что все среднедушевые макропоказатели, в первую очередь доход на душу населения, завышены – в лучшем случае он составляет 1050-1080 долл., но никак не 1368 долларов, как на этом настаивает «Обзор экономики Пакистана 2012-13».

Заметим здесь же, что в соответствии с официальной демографической статистикой сельское и городское населения распределяется как 60 к 40; иными словами, из 184.35 млн человек почти 115 млн – сельское населения и около 70 млн человек проживает в городах. При этом, из общей численности населения страны ⅓ – это дети в возрасте до 15-ти лет.

За счет чего же Пакистану, несмотря на перечисленные выше сложности как экономического, так и в определенной степени политического характера, удавалось, тем не менее, избежать серьезного кризиса в национальном хозяйстве страны, не развалить окончательно экономику.

Здесь сыграли определяющую позитивную роль два фактора. Первый – существенная экономическая помощь международных финансовых организаций (в первую очередь МВФ, Мировой банк, АзБР) и отдельных государств, где главную скрипку играли США. И второй – значительные поступления в Пакистан валюты от пакистанцев, работающих за границей.

Говоря об экономической помощи со стороны ведущих мировых финансовых институтов, следует в первую очередь назвать МВФ. В конце 2008 г. эта организация дала согласие на предоставление льготного кредита в размере 7.6 млрд долл. Тогда же и Мировой банк твердо пообещал выделить на 2008/09 финансовый год 1.4 млрд долл. Одновременно с этим и АзБР выделил Исламабаду 2 млрд долл. на развитие энергетической системы страны/10/. Несомненно, что такие значительные финансовые вливания в национальное хозяйство страны помогли в какой-то мере смягчить удар мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. К сожалению, общенациональная трагедия – сильнейшее наводнение 2010 г. – вновь привели к обострению ситуации в экономике страны (как отмечалось выше, по предварительным подсчетам экспертов МВФ и Мирового банка ущерб от наводнения был тогда оценен в 10 млрд долл.). МВФ даже дал тогда согласие на отложение введения в стране налога на добавленную стоимость, чего настоятельно (и в довольно жесткой форме) добивался в предыдущие годы.

Среди отдельных государств, предоставляющих наибольшую помощь, на первом месте находятся, естественно, Соединенные Штаты. С 2002 по2008 год Вашингтон предоставил Исламабаду (по официальным данным пакистанской стороны) почти 10 млрд долл. в порядке помощи/11/. А в начале сентября 2013 г. газета «Вашингтон пост» со ссылкой на официальный источники сообщила, что «за последние 12 лет Пакистан получил от США помощь в размере 26 млрд долл.»/12/. С 2009 г. Пакистан стал ежегодно получать военно-экономическую помощь от США в размере 1.5 млрд долл. в соответствии со специальным законопроектом Керри-Лугар (по имени сенаторов, предложивших этот закон, который был одобрен и американским Сенатом, и Палатой представителей) в течение 5-ти лет. Значительную финансовую помощь оказывают арабские государства, в первую очередь Саудовская Аравия, страны Евросоюза, Япония, другие страны.

Одна из причин подобного подхода мирового сообщества к Пакистану (т.е. оказание экономической помощи в значительных размерах) заключается в осознании того, что Пакистан уже не первый год находится на острие борьбы с исламским терроризмом и экстремизмом, и это его положение станет намного более значимым после вывода в 2014 г. контингента войск НАТО из Афганистана. Сокращение же иностранной экономической помощи (включая военную) неизбежно приведет к снижению возможностей Исламабада сдерживать такого рода терроризм, поскольку правительство страны объективно будет вынуждено перераспределять ограниченные финансовые ресурсы из зоны противодействия экстремистским силам на социальную и экономическую сферы.

И вторым по значению фактором, поддерживающим экономическое развитие Пакистана, являются поступления от пакистанцев, работающих за рубежом. Этот параметр вырос с 2.4 млрд долл. в 2001/02 г. до 6.5 млрд в 2007/08 г. и достиг 13.9 млрд в 2012/13 г./13/. Для сравнения отметим, что валютные резервы Пакистана составили по состоянию на начало сентября 2013 г. лишь 10.4 млрд долл.

Любопытно определить, из каких стран поступает в Пакистан валюта. Здесь на первом месте в последние годы неизменно находится Саудовская Аравия – в частности, в 2012/13 финансовом году от пакистанцев, работающих в этой стране, поступило 4091 млн долл. На втором месте (в указанном году) находятся Объединенные Арабские Эмираты – 2762 млн долл. Далее следуют США – 2188 млн долл., Великобритания – 1935 млн, вместе взятые Катар, Оман, Бахрейн, Кувейт — 1603 млн, государства Евросоюза – 356 млн долл. Из других стран (среди которых выделяются Норвегия, Швейцария, Австралия, Канада, Япония) поступило 985 млн долл./14/.

Однако значение этого источника валюты для страны, а в первую очередь – для семей тех пакистанцев, кто зарабатывает эти средства за рубежом, отнюдь не исчерпывается финансовой стороной дела. Здесь следует учитывать такое важное обстоятельство, как снижение остроты социальной напряженности в связи с существующей в Пакистане сравнительно высокой степенью безработицы и неполной занятости. По официальным данным, уровень безработицы в стране составляет 6%, однако нам представляется, что эта цифра занижена/15/. Выезд части рабочей силы, которая не находит себе применения в стране, снижает этот уровень. Более того, во многих случаях на поступаемые из-за рубежа средства содержатся не только прямые родственники (жена, дети, родители, братья, сестры), но и многочисленные дальние родственники работника.

И в заключение отметим, что в соответствии с наметками Плановой комиссии темпы экономического роста на 2013/14 финансовый год запланированы в размере 4.4%, промышленность должна заметно ускориться в своем развитии и достигнуть 4.8%, равно, как и сфера услуг (также 4.8%), а в сельском хозяйстве ожидается рост в размере 3.8%. Инфляция не должна превысить 8-ми процентов, а экспорт должен вырасти на 5% при одновременном росте импорта на 7%/16/.

 

 

 

 

  1. «Pakistan Economic Survey 2012-13» был опубликован в Интернете на сайте http://www.finance.gov.pk/survey_1213.html. Основные выжимки из этой публикации, объемом в 392 стр. (232 страницы – аналитико-информационный текст и 160 страниц – статистическое приложение), были опубликованы на страницах таких пакистанских англоязычных газет, как Dawn, Business Recorder, The News, The Nation, Daily Times, Pakistan Link и многих других, а также в индийской прессе.
  2. Pakistan Economic Survey 2012-13. Government of Pakistan, Islamabad, 2013, p. i.
  3. Исчислено по: Pakistan Economic Survey 2012-13. Government of Pakistan, Islamabad, 2013. Statistical Appendix, p.47-51.
  4. Khaleeq Kiani. Fiscal Deficit a Historical Legacy. – Economic and Business Review (Karachi). 10.06.2013.
  5. Khaleeq Kiani. $5bn from lenders expected in six months. — Dawn (Karachi). 6.07.2013.
  6. Заметим, что Пакистан, идущий, как известно, по пути развития рыночной экономики, тем не менее, принимал пятилетние планы социально-экономического развития, начиная с 1955 г. В настоящее время формально осуществляется 10-ый пятилетний план на 2010-2015 г., плановые наметки которого уже с самого начала не выполнялись, и он был заменен «Основами экономического роста», которые также не удалось выполнить. (Khaleeq Kiani. «An archive for development visions». — Dawn. 1.09.2013).
  7. Подсчеты основных макроэкономических показателей Пакистана в рамках статистики национальных счетов осуществляются в 3 приема. На первом этапе публикуются т.н. «Предварительные данные» (Provisional), которые рассчитываются на основе 9-ти месяцев данного финансового года с экстраполяцией на последующие 3 месяца. Далее публикуются, в следующем финансовом году «Пересмотренные данные» (Revised) прошлого фин.года. И, наконец, через 2-3 года публикуются «Реальные данные» (Actual).
  8. Pakistan Economic Survey 2012-13. Government of Pakistan, Islamabad, 2013, p. 155.
  9. Abdul Sattar Khan. «Population shoots up by 47 percent since 1998». — The News. 29.03.2012.
  10. Mehmood-Ul-Hassan Khan. IMF Loan Worth $7.6 bln. — Business & Finance Review (Karachi). 15.12.2008; World Bank to lend $1.4 billion, DFID doubles aid. — Business Recorder. 13.10.2008; Mehtab Haider. ADB conditions for $2bn loan accepted — The News. 10.10.2008.
  11. Budgetary deficit could widen: Dr Ashfaque — Business Recorder (Karachi). 12.02.2008.
  12. The Washington Post. 3.09.2013.
  13.  Dawn. 4.10.2002. Business Recorder. 18.07.2008. Dawn. 30.08.2013.
  14. The Nation. June 11, 2013.
  15. Pakistan Economic Survey 2012-13. Government of Pakistan, Islamabad, 2013, p. 162.
  16. National Economic Council data. – Business Recorder. 13.06.2013.
52.38MB | MySQL:103 | 0,634sec