Военно-политическая обстановка в Ираке (август 2013 года)

В августе 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке характеризовалась повышенной сложностью и напряженностью. По оценке экспертов, «углубляющийся кризис носит системный характер, охватывает важнейшие сферы жизни и подрывает основы государственности Ирака». В стране сохраняется высокий уровень активности экстремистских и террористических группировок. Продолжается противостояние между правительством во главе с Н.аль-Малики и оппозицией, как суннитской, так и шиитской. Сложными остаются отношения между центральными властями в Багдаде и руководством курдского автономии. В минувшем месяце внешнеполитическая деятельность иракского правительства по-прежнему была ориентирована преимущественно на отношения с соседними государствами. При этом, как и прежде, первостепенное внимание в Багдаде уделяли ситуации в Сирии и вокруг неё.

В августе 2013 года положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжало оставаться очень сложным и напряженным. В стране не снижается активность, особенно террористическая, экстремистских исламистских группировок, как суннитских, так и шиитских. Так, крупные теракты имели место в Ираке 6, 10, 12, 15, 20, 24, 25, 28 и 29 августа. Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики заявил, что «террор – это серьёзная угроза, с которой необходимо покончить», добавив, что война с террором должна быть глобальной, и призвал все арабские страны к сотрудничеству в антитеррористической деятельности.

Число жертв вооруженного насилия в минувшем месяце снизилось, но по-прежнему остается высоким. Так, по данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в августе общее число погибших от насилия в стране (гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников МВД) составило 804 человека, в том числе 610 гражданских лиц (в июле – 853). Ранения получили 2030 человек, в том числе 1741 гражданское лицо (в июле — 2326 человек, в том числе 1988 мирных граждан). Кроме того, в прошедшем месяце военными и силами безопасности было убито 87 боевиков и террористов (в июле – 68). Наибольшие потери имели место в Багдаде и окрестностях столицы, а также в провинциях Салах-ад-Дин, Найнава, Дияла и Анбар.

В августе основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Джебла, Эль-Мукдадия, Дуджаиль, Нахраван, Сулейман-Пак, Эль-Мусайиб, Эль-Махмудия, Ханакин, Бухриз, Мадаин, Балад, Рамади, Сини, Машхада, Махавил, Кайяра, Саламия, Эль-Латифия, Самарра и в ряде других мест. Повстанческая деятельность продолжается в провинциях Найнава и Анбар. Крупные теракты были совершены в городах Багдад, Туз-Хурмату, Балад, Баакуба, Мосул, Самара. В провинциях Салах ад-Дин, Анбар, Дияла армия и силы безопасности на постоянной основе проводили спецоперации и рейды против боевиков экстремистских и террористических группировок.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах вновь было совершено большое число крупных терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Столица страны продолжает уверенно лидировать по числу жертв вооруженного насилия: в августе в городе и его окрестностях погибли 317 человек, а 955 получили ранения. Наиболее крупные серии терактов были совершены в Багдаде 6, 10, 15 и 28 августа. В частности, в результате серии взрывов, произошедших 10 августа, погибли 60 человек и 140 получили ранения. 28 августа в результате взрывов 10 заминированных автомобилей в столице погиб 71 человек, а свыше 200 получили ранения. Отметим, что наиболее часто теракты совершались в районах, населенных преимущественно шиитами. Армия и силы безопасности регулярно проводили спецоперации против боевиков и террористов в Багдаде и прилегающих к городу районах.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке и провинции Ат-Таамим. Напряженность в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженная ситуация по-прежнему характерна для северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце вновь произошло несколько крупных терактов.

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин и западной провинции Анбар.

В южных районах Ирака в августе теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Хилла, Амара, Эн-Насирия, Кербела, Умм-Каср и в ряде других мест.

Обстановка в провинциях, входящих в состав курдской автономии, в минувшем месяце в целом оставалась стабильной.

Негативное влияние на военно-политическую обстановку в Ираке продолжает оказывать конфликт между центральным правительством в Багдаде и руководством Региона Курдистан в Эрбиле. В то же время в августе случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

Большое число терактов и вооруженных нападений в стране является прямым следствием усилившейся напряженности и вражды между представителями суннитской и шиитской общины.

На ситуацию в сфере безопасности в Ираке растущее негативное воздействие оказывает гражданская война в Сирии. На границе между двумя государствами регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с различными вооруженными группировками, в том числе, действующими на сирийской территории. Более того, боевики суннитских вооруженных группировок, воюющих против режима президента САР Б.Асада, контролируют ряд населенных пунктов в приграничных районах Ирака, где они хранят запасы оружия и продовольствия, а также пополняют свои ряды новыми людьми.

Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики регулярно подчеркивает опасные последствия преступной деятельности бандформирований в Сирии. Он отметил, что с самого начала событий в соседней стране Ирак предупреждал, что действия вооруженных группировок повлекут за собой опасные последствия не только для Сирии, но и для Ирака. Более того, Н.аль-Малики считает, что причина обострения ситуации в Ираке – сирийский конфликт. По его словам, «оружие, которое направляют убийцам в Сирию, незаконно попадает в Ирак. И волки, которые собрались в Сирии из разных стран, тоже пробираются в нашу страну». Глава иракского правительства особо отметил, что перемещение боевиков и оружия через границу с Сирией ведет к росту насилия на иракской территории.

По итогам переговоров с министром иностранных дел Х.Зибари в Вашингтоне госсекретарь США Дж.Керри заявил, что усилия, направленные на пресечение незаконного перемещения оружия между Сирией и Ираком, требуют активизации. Стороны обсудили «вопрос о потоке оружия, проистекающем из сирийского конфликта в Ирак для использования против иракцев», и «оружия, двигающегося через Ирак в Сирию». По словам Керри, «это — улица с двусторонним движением». По оценке главы американской дипломатии, в пресечении таких потоков были достигнуты определенные успехи за время, прошедшее после его мартовского визита в Ирак. Однако, «очень существенного прогресса» в решении данной проблемы, «еще предстоит добиться». Участие Ирана в разжигании гражданской войны в Сирии путем привлечения молодых иракцев к конфликту должно быть остановлено, потому что это провоцирует насилие на религиозной почве в Сирии и Ираке, подчеркнул Керри. «Мы не можем позволить им (иранцам, — В. Ю.) играть на сектантских чувствах, вербовать молодых иракцев идти воевать на чужую войну. Точно так же мы не можем позволить «Аль-Каиде» и другим экстремистам вербовать молодых мужчин из Ирака и других стран, чтобы вовлечь их в джихад». Со своей стороны, Зибари заверил, что Ирак занимает «независимую и нейтральную позицию» в отношении конфликта в Сирии, а также «не предоставляет оружие, деньги или нефть» режиму Асада и не направляет в Сирию добровольцев, желающих воевать на стороне оппозиции. Министр предупредил, что «смычка» сети «Аль-Каиды» и «Джабхат ан-нусра» представляет собой «растущую угрозу». В связи с этим Ирак рассчитывает на продолжение помощи со стороны США.

Х.Зибари заявил, что количество самолетов перевозящих оружие из Ирана в САР через иракское воздушное пространство резко сократилось после поступившей критики со стороны Вашингтона в адрес Багдада, «однако полностью прекратить поставки не возможно» Министр аргументировал свою позицию тем, что Ирак не может санкционировать остановку авиасообщения между Тегераном и Дамаском.

15 августа власти Ирака приказали иранскому самолету совершить посадку в аэропорту Багдада для досмотра, по итогам которого выяснилось, что на борту лайнера были гуманитарные грузы, в частности медикаменты и продовольствие. После проверки воздушное судно продолжило рейс.

Активно действует на сирийском направлении руководство иракской курдской автономии, в первую очередь, её руководитель М.Барзани. Так, 10 августа он предупредил, что может вмешаться в события в Сирии, чтобы защитить проживающих там курдов от боевиков «Аль-Каиды». Барзани направил группу своих представителей в Сирию для расследования случаев нападения «Аль-Каиды» на гражданское курдское население. При этом он заявил, что «если эти сообщения верны, и курдские граждане, женщины и невинные дети находятся под угрозой убийства и террора, Иракский Курдистан будет использовать все свои возможности, чтобы защитить их». В этой связи глава МИД Ирака Х.Зибари заверил, что речь о вмешательстве во внутренний вооруженный конфликт в Сирии не идет, а решения Эрбиля на этот счет будут «скоординированы с правительством Ирака». По его словам, односторонних действий курдского регионального правительства не будет. Барзани «не отправляет «пешмергу» через сирийскую границу, чтобы вести там еще одну войну», подчеркнул Зибари. Правительство Региона Курдистан также заявило, что оно исключает отправку сил «пешмерга» в курдские районы Сирии для их защиты от нападений со стороны вооруженных групп, но подчеркивает свою готовность ко «всем другим видам поддержки». Так, курдская автономия снабжает сирийских курдов топливом, продовольствие, оказывает им медицинскую помощь. В то же время имеется информация о том, что на территории Региона Курдистан готовятся курдские боевики, которые затем направляются в Сирию.

Очень сложной остается ситуация с сирийскими беженцами. Большинство из них находятся на территории курдской автономии. Только за последние две недели августа из Сирии в Регион Курдистан перешло около 50 тыс. беженцев. Таким образом, их общая численность в этом регионе превысила 200 тыс. человек. М.Барзани предложил выделить 20 процентов месячного бюджета всех учреждений правительства и политических партий Региона Курдистан на помощь сирийским беженцам, ищущим убежища в Иракском Курдистане. В автономии начат сбор средств для курдских беженцев из Сирии. Правительство Ирака решило выделить 15 млрд иракских динаров (12 млн долларов) для сирийских беженцев, находящихся в трех провинциях Региона Курдистан. Для беженцев создаются новые лагеря. В то же время лишь менее половины сирийских беженцев живут в лагерях, а большинство предпочитает городские районы, где они могут найти работу. В целом приток беженцев в курдскую автономию представляет собой огромную нагрузку на местную экономику и инфраструктуру.

По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в сентябре в Ирак из Сирии может прибыть ещё до 100 тыс. беженцев.

Рост насилия и террористической активности в стране во многом связан с деятельностью группировки «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ, местное ответвление «Аль-Каиды»), которая взяла на себя ответственность за большинство крупных терактов, совершенных в стране в прошедшем месяце. В ряде районов Ирака отмечается координация действий между боевиками ИГИЛ и другими суннитскими экстремистскими группировками.

В августе армия во взаимодействии с силами безопасности и полицией, а также при активной поддержке ВВС провела по личному распоряжению Н.аль-Малики масштабную операцию под кодовым названием «Месть за мучеников». Официально было объявлено, что эта операция является ответом на штурмы боевиками в конце июля тюрем «Абу-Грейб» и «Таджи», и направлена против боевиков ИГИЛ. Операция проводилась в Багдаде и населенных преимущественно суннитами провинциях Найнава, Салах-ад-Дин, Анбар и Дияла. По информации властей, в ходе её проведения было арестовано свыше 800 боевиков и террористов, обнаружено большое число тайников с оружием и т. п. Н.аль-Малики заявил, что подобные операции будут проводиться и впредь. В то же время проведение «Мести за мучеников» вызвало многочисленные протесты у суннитского населения, которое обвинило правительство и силовиков в «дискриминационных» и «произвольных» арестах суннитских политических активистов. Но главное, — несмотря на объявленные властями успехи, операция не привела к заметному ослаблению экстремистов, которые продолжают осуществлять новые многочисленные новые кровавые теракты и вооруженные нападения.

В целом в прошедшем месяце террористы и боевики продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических и религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва», представителей интеллигенции. В стране продолжается похищение людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов и ракетами. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции. В августе участились теракты на экспортном нефтепроводе Киркук – Джейхан (Турция), где было совершено четыре диверсии, которые приводили к приостановкам перекачки нефти. Всего же в 2013 году в Ираке было совершено свыше 30 терактов на нефтепроводах.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

17 августа МВД Ирака заявило, что власти не станут вооружать население в качестве меры по укреплению безопасности. При этом было подчеркнуто, что «только государство способно обеспечить безопасность». В то же время иракские власти возобновили подготовку нескольких тысяч бойцов из числа членов лояльных суннитских племен с целью усилить вооруженные отряды «сахва», которые сыграли очень важную роль в борьбе с «Аль-Каидой» в стране в 2007-2009 годах. И сегодня в Багдаде вновь решили обратиться за помощью этой силы. В конце августа до 10 тыс. бойцов «сахва» разместили в районе городов Киркук и Мосул, а также вокруг Багдада. Ожидается, что в район столицы будут переброшены ещё до 2000 вновь подготовленных бойцов «сахва». Зарубежные эксперты полагают, что «увеличение использования «сахва» поможет (теоретически) решить одновременно две задачи: обеспечить работой тысячи молодых суннитов и, как надеются власти, сдержать рост насилия». В то же время сообщается, что в отряды «сахва» (особенно в районе Багдада) власти наряду с суннитами направляют и шиитских бойцов.

В конце августа в Багдаде официально сообщили, что «в рамках усилий по выработке единой позиции в отношении терроризма в лице «Аль-Каиды» и других подобных вооруженных групп правительство начинает всеобъемлющую общеиракскую программу по проведению конференций и семинаров, призванных собрать вместе суннитских и шиитских улемов под эгидой их руководства с тем, чтобы разработать систему мер поддержки силовых структур страны в их борьбе с терроризмом». Главной целью предстоящих мероприятий станет «разоблачение и опровержение идеологий, пропагандирующих насилие и экстремизм, как девиаций по отношению к исламу, представление подлинного учения этой религии, проведение регулярных совместных намазов представителей двух течений ислама в мечетях Багдада».

По состоянию на 1 сентября 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В августе 2013 года, по данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, потери среди военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения ими антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 194 человека, в том числе 88 военнослужащих и 106 полицейских (в июле – 313 человек, в том числе 119 военнослужащих и 204 полицейских). Ранения получили 289 человек, в том числе 94 военнослужащих и 195 полицейских (в июле — 545 человек, в том числе 207 военнослужащих и 338 полицейских).

Развитие ситуации в сфере обеспечения безопасности в стране в августе вновь со всей очевидностью продемонстрировало неспособность иракских силовых структур, несмотря на их многочисленность, успешно противостоять деятельности боевиков экстремистских и террористических группировок.

Неудовлетворительно функционируют командные структуры армии и МВД. Многие генералы и старшие офицеры подают рапорты об отставке или не выполняют полученные ими от командования приказы. Эксперты отмечают, что многочисленные отставки офицеров стали «индикатором серьезных проблем для аль-Малики и иракских сил безопасности» и армии. Они свидетельствуют о «неудовлетворенности командиров высшим военным руководством». Наряду с отставками офицеров растет дезертирство среди солдат и сержантов. В армии и силах МВД имеется много «мертвых душ» и тех, кто после получения денежного довольствия сразу же отпрашивается у командиров на длительную «побывку» домой. Оценочно, «мертвые души» составляют до 10 процентов от списочной численности личного состава вооруженных сил и различных структур МВД. Желая смягчить эту ситуацию, премьер-министр Н.аль-Малики 6 августа подписал декрет об амнистии военнослужащих, которые дезертировали из своих частей. В середине августа под предлогом «получения информации о планируемом покушении на премьера и захвате парламента» в особо охраняемой «зеленой зоне» Багдада были заменены почти все подразделения армии и спецслужб, а в конце минувшего месяца власти объявили о предстоящих масштабных изменениях в высшем командном составе силовых структур. При этом предполагается вернуть в ряды вооруженных сил и МВД ранее уволенных генералов и старших офицеров.

Нехватка реально действующих сил вынуждает командование часто перебрасывать соединения и части армии и военизированные формирования МВД из одного района страны в другой. Эти переброски также свидетельствуют о том, что «федеральные власти не контролируют ситуацию, а количество очагов напряжённости постоянно растёт». «Крайне неудовлетворительной» остается деятельность разведывательных структур.

Не спадающий уровень насилия в стране вынуждает Багдад обращаться за помощью к Соединенным Штатам. Об это заявил глава МИД Ирака Х.Зибари во время его визита в Вашингтон. Министр, в частности, предложил американцам разместить в Ираке беспилотные летательные аппараты, использование которых помогло бы властям страны в борьбе с террористическими группировками, связанными с «Аль-Каидой». Кроме того, вооруженным силам Ирака требуется помощь в проведении разведывательных операций и «в аналитической работе». Иракская сторона выразила также заинтересованность в направлении в страну ограниченного числа американских консультантов по вопросам борьбы с терроризмом. Фактически Зибари признал, что власти страны неспособны самостоятельно справиться с волной террора, отметив, что «в правительстве Ирака все больше осознают, что нам придется попросить помощи у других государств».

В августе Пентагон объявил о планах поставить в Ирак средства ПВО и связи. Так, иракская армия должна получить из США 681 ПЗРК «Стингер», 40 мобильных ЗРК ближнего действия «Эвенджер», 13 РЛС «Сентинел», три батареи ЗУР «Хок» (216 ракет). Стоимость средств ПВО составит 2,403 млрд долларов, мобильных систем связи — 339 млн долларов. В частности, Ирак намерен закупить в США мобильные системы тропосферной (19) и радиорелейной связи, а также сопутствующее оборудование и комплектующие. Будущий контракт будет предусматривать оказание американцами помощи в обслуживании и ремонте техники.

Иракское правительство ведет переговоры с США о приобретении 200 боевых машин пехоты «Брэдли» модификации М2А2ODS. Ожидается, что БМП будут поставлены для армии Ирака в течение 15 месяцев.

Всего, по официальной иракской информации, страна приобретает в настоящее время оружие и военную технику «в основном у США» и у ряда других государств на сумму более 10 млрд долларов.

Таким образом, развитие ситуации Ираке в августе 2013 года со всей очевидностью показывает, что правительство страны и подчинённые ему силовые структуры не в состоянии контролировать ситуацию в сфере безопасности. Это привело к тому, что эскалация насилия и террористической деятельности охватила большинство иракских провинций.

В августе 2013 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка. В стране продолжается противостояние между правительством во главе с Н.аль-Малики и поддерживающими его политическими силами и оппозицией. Причем возможность достижения компромиссных договоренностей с целью вывода Ирака из многолетнего политического кризиса и стабилизации обстановки в стране пока не просматривается. Ситуацию осложняет повышенная напряженность в отношениях между шиитской и суннитской общинами. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывает и затянувшийся конфликт между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии.

В провинциях с преимущественно арабским суннитским населением, а также в Багдаде не прекращаются массовые протестные выступления против политики правительства Н.аль-Малики. Их участники, в частности, требуют освобождения арестованных политических активистов, отмены ряда статей закона о борьбе с терроризмом, которые позволяют властям производить произвольные аресты оппозиционеров, принятия действенных мер по остановке роста насилия в Ираке. Протестующие также выступают за «независимую и не политизированную судебную систему» в стране, против возможного третьего срока пребывания Н.аль-Малики на посту главы правительства. В этой связи среди демонстрантов популярен лозунг «Нет правителю-тирнау!» Полиция, главным образом в Багдаде, разгоняет манифестантов, производит аресты активистов.

В то же время протестное движение в провинциях с преимущественно арабским суннитским населением находит растущую поддержку у новых региональных лидеров и депутатов провинциальных советов, пришедших к власти по итогам состоявшихся весной-летом 2013 года местных выборов. Так, новый губернатор западной провинции Анбар А.Х.Дияби (один из организаторов протестного движения в регионе) провёл 24 августа встречу с представителями оппозиции и вождями племен, на которой заявил, что станет «главной фигурой», которая будет защищать протестующих в провинции, «гарантом их защиты».

27 августа Верховный федеральный суда Ирака сообщил об отклонении закона, который мог помешать Н.аль-Малики баллотироваться на пост премьер-министра страны на третий срок после выборов в 2014 году. В заявлении суда говорится, что он признал неконституционным спорный закон, ограничивающий двумя сроками работу премьера, президента и спикера парламента страны. Напомним, что Н.аль-Малики впервые стал премьер-министром в 2006 году, а в 2010 году занял этот пост во второй раз.

Неспособность центрального правительства кардинально улучшить политическую и экономическую ситуацию в стране, остановить рост насилия побуждает руководство богатых нефтью провинций искать собственные пути решения проблем регионов. Так, в августе совет провинции Васит, расположенной юго-восточнее Багдада, начал рассматривать вопрос о возможности создания собственной нефтяной компании. Ранее местная нефтяная компания была создана властями провинции Майсан на юго-востоке Ирака. Руководство южной провинции Басра неоднократно выражало недовольство несправедливым распределением доходов от экспорта нефти, и намекало на возможность создания конфедерации южных провинций Ирака, которая самостоятельно будет решать вопрос о сумме нефтяных отчислений Багдаду. Опасаясь дальнейшего усиления сепаратистских настроений в регионах, центральные власти в августе провели через парламент поправки к закону «О полномочиях провинций», предоставляющие местным властям право несколько увеличить отчисления в провинциальные бюджеты доходов, получаемых от добычи нефти иностранными компаниями.

В конце августа в Багдаде и ряде других городов Ирака, главным образом в южных провинциях, прошли массовые демонстрации, участники которых протестовали против чрезмерных привилегий и льгот, которыми пользуются депутаты федерального парламента страны и члены правительства. В частности, иракским законодателям полагаются пенсии в несколько тысяч долларов в месяц, что гораздо больше, чем получают при выходе на пенсию работники других сфер. Демонстранты также выразили возмущение такими давними проблемами, как коррупция и плохое качество государственных услуг. В Багдаде из-за акций протеста были введены усиленные меры безопасности. В частности, были перекрыты мосты, а главные площади охраняло большое количество военных. В некоторых городах власти не разрешили проведение манифестаций, что привело к столкновениям протестующих с полицией. Н.аль-Малики объявил 31 августа о своей поддержке требований демонстрантов по отмене высоких пенсий депутатов и министров. Глава правительства заявил, что он будет работать над реформой схемы компенсационных выплат членам парламента.

Сложными остаются отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Между сторонами остается неурегулированным целый ряд проблем политического, экономического, территориального и военного характера. В то же время стороны прилагают усилия по недопущению обострения имеющихся противоречий и налаживанию сотрудничества.

В августе Багдад посетила курдская военная делегация, обсудившая с представителями министерства обороны Ирака вопросы совместной деятельности в сфере обеспечения безопасности. Курдские военные «сообщили иракской стороне о полной готовности Министерства «пешмерга»  отправить свои войска в любую точку Ирака для борьбы с терроризмом, если федеральное министерство потребует этого». При этом было подчеркнуто, что «терроризм является бедствием, с которым мы все должны бороться вместе, чтобы противостоять ему и искоренять его, мы готовы к любой форме военной, охранной и разведывательной координации и сотрудничеству с иракскими силами по борьбе с терроризмом и вооруженными формированиями. Багдад приветствовал её, но пока не попросил нас об этом». Некоторые иракские аналитики полагают, что федеральные власти Ирака могут полагаться на силы «пешмерга» в Багдаде и других регионах страны, где существует религиозная напряженность, поскольку курдские силы оцениваются населением как нейтральные и профессиональные.

17 августа курдские власти сообщили, что дата запланированного визита главы иракского правительства Н.аль-Малики, в столицу Региона Курдистан Эрбиль не определена из-за ухудшения ситуации в сфере безопасности и общей политической ситуации в Ираке.

Верховный федеральный суд Ирака в августе официально подтвердил неконституционность статьи 23 закона об особых провинциальных выборах в провинции Ат-Таамим (Киркук), и потребовал от Высшей независимой избирательной комиссии Ирака (ВНИКИ) ускорить проведение местных выборов. Напомним, что статья 23 закона о провинциальных выборах от 2008 года предусматривает проверку реестра избирателей и применение совместного управления в Киркуке. Отметим, что с 2009 года в провинции Ат-Таамим не проводились выборы в провинциальный совет из-за разногласий между Багдадом и Эрбилем по вопросу о принадлежности территории региона. В настоящее время провинция Ат-Таамим находится под управлением совета представителей трех основных этнических групп: курдов, арабов и туркоман.

По настоянию курдской стороны Высшая независимая избирательная комиссия Ирака заявила 27 августа своем решении провести выборы в парламент Региона Курдисиан 21 сентября 2013 года, как и планировалось ранее. Ранее ВНИКИ требовала отложить выборы до 21 ноября, чтобы они прошли одновременно с выборами в провинциальные советы автономии.

Курдская автономия продолжает активно развивать внешнеэкономические связи. Так начались поставки нефти через иранскую территорию автомобильным транспортом. В течение последних двух месяцев, нефть доставляется на автомобильных цистернах с курдских месторождений на иранский терминал «Бандар имам Хомейни» для последующего экспорта в страны Азии.

Значительные трудности имеются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Вместе с тем, продолжает динамично развиваться ведущая отрасль иракской экономики – нефтяная. Так, в августе Ирак увеличил экспорт нефти на 11% — до 2,579 миллиона баррелей в сутки, что позволило стране зафиксировать максимальную с октября 2012 года месячную выручку от нефтяного экспорта в 8,3 миллиарда долларов. В то же время в минувшем месяце Н.аль-Малики объявил, что общий бюджет правительства был уменьшен в связи с продолжением «терроризма» в нефтедобывающих районах Ирака.

Бюджет Министерства энергетики Ирака увеличен до 14 млрд долларов с целью ликвидации перебоев в подаче электроэнергии в стране. Половина ассигнований в 2013 году была вложена в строительство и модернизацию электростанций, повышение эффективности национальной электросети. В настоящее время комбинированная выходная мощность иракских электростанций составляет около 11000 МВт, при потребности страны в 13000 МВт. Правительство планирует к концу 2014 года довести выработку электроэнергии в стране до 20000 МВт. Одной из причин перебоев в подаче электроэнергии в стране в Министерстве энергетики называют дефицит топлива. В ответ министерство нефти опубликовало статистические данные потребления топлива, в которых его дефицит отсутствует.

Министерство нефти Ирака обвинило англо-голландский концерн «Шелл» в нанесении ущерба иракской экономике на 4,6 млрд долларов по причине «слишком длительной» приостановки разработки месторождения Маджнун на юге страны. Совокупные потери от этого перерыва достигли 44 млн баррелей нефти.

В Ираке запущена линия по сборке автомобилей иранской компании САЙПА, и начались поставки комплектующих и деталей для автомобилей «Тиба» и «Х100». В этой связи отметим, что в Ираке растет спрос иранский автомобиль «Тиба», который продается в стране по цене около 8,5 тыс. долларов.

Таким образом, в августе 2013 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной, что, в первую очередь, обусловлено продолжающимся противостоянием между правительством Н.аль-Малики и оппозиционными силами. Возрастающее негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывают гражданская война в Сирии и напряженность в отношениях между суннитской и шиитской общинами страны. Неурегулированность противоречий между федеральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии также отрицательно сказывается на положении дел в стране.

В августе 2013 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства, как и прежде, была в значительной степени ориентирована на отношения с соседними государствами. Осложняющаяся ситуация в Сирии и вокруг этой страны, усиливающееся негативное воздействие сирийского кризиса на обстановку в Ираке требует от Багдада уделять постоянное и самое пристальное внимание сирийскому направлению.

В августе Н.аль-Малики неоднократно подтверждал, что Ирак поддерживает усилия, нацеленные на политическое урегулирование кризиса в Сирии путём диалога, призывал ООН, мировое сообщество и страны региона оказать давление на все стороны в сирийском конфликте, чтобы заставить их сесть за стол переговоров и найти способы выхода из кризиса. Н.аль-Малики также предостерегал от опасных последствий поддержки экстремизма и террора со стороны некоторых ближневосточных государств. При этом глава иракского правительства подчеркивал, что вмешательство внешних сил в региональные кризисы во многом способствовало их разжиганию.

Особую озабоченность и тревогу у иракского руководства вызывает возможная военная операция США против Сирии. Правительство Ирака в этой связи подтвердило, что оно категорически отвергает военную интервенцию в Сирию и резко осуждает угрозы стран Запада против Сирии и её народа. В Багдаде считают, что военное решение приведет к лишь эскалации кризиса в этой стране. Представитель иракского правительства 26 августа официально заявил, что Ирак выступает против использования своего воздушного пространства или территории при любом нападении на Сирию. 28 августа иракское правительство привело армию и силы безопасности в состояние повышенной боевой готовности в связи с возможными ракетно-авиационными ударами США по Сирии. Кроме того, было заявлено, что власти приняли «все необходимые превентивные меры», в том числе в сфере обеспечения безопасности в связи с опасным развитием сирийского кризиса. Руководство иракской курдской автономии также обеспокоено возможным развитием ситуации в САР. Курдские «вооружённые формирования рассредоточены вдоль государственного рубежа в ожидании последствий иностранного вторжения» в Сирию.

В связи с информацией о массированном применении химического оружия 21 августа в районе Дамаска Багдад заявил, что «Ирак осуждал и осуждает применение запрещенного химического оружия во внутреннем сирийском конфликте, и призывает инспекторов ООН провести тщательное международное расследование фактов его применения, считая эти факты грубым и опасным нарушением международного законодательства». Правительство Ирака также призвало все стороны конфликта в Сирии безоговорочно сотрудничать с комиссией ООН. По мнению иракского руководства, обвинения США в адрес властей Сирии, что они якобы применила химическое оружие, — «это не что иное, как повод для военной интервенции наподобие той, что произошла в Ираке, в результате чего страна была разрушена, а миллионы ее граждан — убиты, ранены или были вынуждены стать беженцами».

Ирак внимательно следит за развитием ситуации в Египте. Иракское правительство 20 августа подтвердило свою поддержку «египетскому народу и правительству» в деле установления «безопасности и мира» в АРЕ. Об этом министр иностранных дел Ирака Х.Зибари сообщил в телефонном разговоре своему египетскому коллеге Н.Фахми. Вместе с тем, ранее, находясь в Вашингтоне, тот же Зибари охарактеризовал как «зверства» кровопролитие, произошедшее в Египте в середине августа входе столкновений сил безопасности со сторонниками «Братьев-мусульман» и отстраненного от власти президента М.Мурси. При этом министр отметил: «У нас в Ираке во многих частях страны идут демонстрации, в реальности это происходит уже последние восемь месяцев. И ни правительство, ни даже манифестанты не демонстрировали такой уровень насилия».

15 августа в Вашингтоне состоялось очередное четвертое заседание созданного в 2008 году совместного координационного комитета по стратегическому партнерству между США и Ираком. Делегации, возглавляемые госсекретарем США Дж.Керри и министром иностранных дел Ирака Х.Зибари, обсудили остановку в регионе, сирийский кризис, вопросы макроэкономики и энергетической дипломатии, уделив главное внимание необходимости «обеспечения бесперебойных поставок иракских энергоносителей на международный рынок». В Вашингтоне Зибари заявил, что после вывода американских войск из страны Соединенные Штаты игнорировали иракские проблемы. По мнению главы иракской дипломатии, угроза, вызванная ростом влияния «Аль-Каиды» в ближневосточном регионе, должна вынудить США пересмотреть свою политику.

Председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал М.Демпси отметил рост напряженности в Ираке. В этой связи, по мнению генерала, Багдаду тоже может быть полезна «некоторая ограниченная помощь США в обучении в борьбе с терроризмом». Причем, «если они (иракцы, — В. Ю.) решат сделать это, то мы поможем… Я говорю об очень, очень небольшом количестве американских экспертов».

В августе премьер-министр Ирака Н.аль-Малики посетил с официальным визитом Индию. На переговорах с индийским руководством обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в политической и экономической областях, координация действий в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Особое внимание было уделено сотрудничеству в области энергетики и поставок нефти. По итогам визита было заявлено, что Ирак и Индия будут расширять сотрудничество в энергетической области, в том числе, за счет увеличение поставок в Индию нефти и совместной разработки иракских месторождений. Индия импортировала в 2012-2013 финансовом году 24 млн тонн нефти из Ирака, которому удалось обогнать по этому показателю Иран и занять второе место после Саудовской Аравии. На Ирак в настоящее время приходится 12,9% индийского нефтяного импорта.

Комментируя иракско-турецкие отношения, глава МИД Ирака Х.Зибари констатировал, что в них было «много проблем». Основную ответственность за это глава иракской дипломатии возложил на Турцию, заявив, что в Анкаре демонстрировали «недостаточное уважение» к Ираку и пыталась «диктовать избранному иракскому правительству, что тому делать и чего не делать». Тем не менее, по словам министра, теперь Анкара осознает ошибочность такого курса и начинает проводить в отношении Багдада иную политику. Зибари сообщил, что он планирует вскоре встретиться с турецкими официальными лицами в Анкаре или Женеве для проведения переговоров с целью улучшения двусторонних связей.

Что касается Ирана, то Х.Зибари призвал мировое сообщество и Запад в частности «не недооценивать изменения» в этой стране, произошедшие после избрания на пост президента ИРИ Х. Роухани, в плане их возможного воздействия на процесс урегулирования иранской ядерной проблемы. По мнению иракского министра, в Иране произошли «позитивные перемены». Однако, предупредил Зибари, не стоит ждать от Тегерана, как это делают многие представители Запада, «немедленных изменений» позиции на переговорах по ядерной проблеме. Министр особо отметил, что «Ирак может стать мостом» между США и другими постоянными членами Совета Безопасности ООН и Ираном.

22 августа иракский парламент одобрил проект соглашения о регулировании морского судоходства между Ираком и Кувейтом в районе Хор-Абдалла. Иракские парламентарии отметили, что этот документ «защищает права Ирака и его народа» в данном вопросе.

Бывший посол США в Багдаде К.Хилл заявил, что к постоянным попыткам дестабилизировать ситуацию в Ираке напрямую причастна Саудовская Аравия, которая фактически спонсирует терроризм в регионе. По его словам, КСА «является самой большой проблемой для иракских политиков, которые пытаются сформировать стабильное и независимое правительство».

В августе бывший министр иностранных дел Болгарии Н.Младенов был назначен спецпредставителем генерального секретаря ООН по Ираку и главой Миссии ООН по оказанию содействия Ираку. Младенов сменит на этом посту германского дипломата М.Коблера.

Таким образом, в августе 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке по-прежнему характеризовалась повышенной сложностью. Опасная ситуация сохраняется в сфере безопасности: федеральное правительство и подчиненные ему силовые структуры не в состоянии остановить, а тем более снизить уровень насилия в стране. Реальные пути нормализации обстановки в Ираке пока отчетливо не просматриваются.

52.52MB | MySQL:103 | 0,501sec