Ситуация в Алжире: август 2013 г.

Наиболее заметные события августа в Алжире происходили в районе его восточной границы, а также на сопредельной территории Туниса.

1 августа Алжир объявил об усилении своей армейской группировки в районе границы с Тунисом сразу после того, как в тунисском горном приграничье 29 июля в результате атаки джихадистов на тунисских военных погибли 8 военнослужащих. Там в районе горы Шаамби уже в течение нескольких месяцев тунисские военные пытаются нейтрализовать большую группу боевиков, связанных с «Аль-Каидой».

Тунисские (исламисткие) власти попытались свалить вину за проникновение на территорию страны банды джихадистов на соседний Алжир, в некоторых районах которого продолжают действовать отряды «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКМ).

На эти обвинения резко ответило МИД АНДР, осудившее «лживые измышления» со стороны «определенных кругов в Тунисе». Представитель по печати МИД АНДР Амар Белани увидел в этих обвинениях «операцию по манипуляции (общественного мнения-авт.), нацеленную на обман тунисского народа в момент, когда тот мобилизуется против терроризма». Одновременно А.Белани подтвердил «постоянную приверженность» Алжира, «верного принципам добрососедства и невмешательства во внутренние дела других стран», стремлению укреплять отношения «братства и солидарности» с народом Туниса. Ранее Алжир осудил атаку на тунисских военных, охарактеризовав ее как «акт терроризма».

Также 1 августа МВД Алжира напомнило о существующем «обмене информацией в сфере безопасности между АНДР и ее соседями с целью совместной борьбы против различных группировок, которые угрожают безопасности и стабильности региона». Тогда же в одном из редчайших коммюнике министерство обороны Алжира, как бы подтверждая бдительность военных, сообщило о захвате «большого количества оружия и боеприпасов в районе Джанет близ ливийской границы в 2300 км от Алжира».

Тем временем в ночь с 1 на 2 августа в тунисском приграничье, где были убиты 8 солдат, завязался бой между военными и джихадистами. Тунисские армейские источники даже утверждали, что военным, действия которых поддерживала авиация, удалось окружить исламистов. При этом официальные (исламистские) власти Туниса упорно молчали. По данным тунисских военных, им удалось блокировать связанную с «Аль-Каидой» фалангу «Укба ибн Нафаа», укомплектованную главным образом ветеранами боевых действий на севере Мали – выходцами из Туниса, Алжира, Мали и Сенегала. Они затруднились назвать численность этого бандформирования.

5 августа алжирская газета «Эль-Хабар» сообщила, что военные уничтожили трех вооруженных боевиков, которые попытались проникнуть в Алжир из Туниса, где в тот момент проводилась широкомасштабная антитеррористическая операция. По данным газеты, «террористы были настигнуты несколько минут спустя после того, как они ступили на алжирскую землю». Хотя перестрелка между ними и солдатами продолжалась целых два часа. Газета объясняет это обстоятельно тем, что военные стремились во что бы то ни стало взять нарушителей границы живыми, чтобы получить из первых уст информацию о том, что происходит на сопредельной стороне. Она же сообщила, что убитые «не были тунисцами».

По данным алжирской прессы, командование Национальной народной армии (ННА) Алжира в общей сложности направило на усиление охраны границы с Тунисом свыше 6,5 тысяч военнослужащих, в том числе армейских спецназ. Им предписано наладить тесное взаимодействие с их тунисскими коллегами.

6 августа министр обороны Туниса Рашид Саббах заявил, что Тунис и Алжир намерены развивать двустороннее сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, и в частности, совместными усилиями ликвидировать связанную с «Аль-Каидой» террористическую группу, которую тунисские военные безуспешно пытались ликвидировать с декабря 2012г. в районе горы Шаамби.

12 августа в Тунисе было объявлено, что в результате практически ежедневных бомбардировок с воздуха позиций исламистов близ алжирской границы убиты 6 «террористов».

Уже в ночь с 12 на 13 джихадисты атаковали тунисский пограничный пост на границе с Алжиром. По данным МВД Алжира, эта атака была отбита.

27 августа премьер-министр Туниса Али Ларайед обвинил салафистские движение «Ансар аш-шариа» в связях с «Аль-Каидой», а также в убийствах лидеров оппозиции и нападениях на силы безопасности. По его словам, отныне эта организация считается в Тунисе «террористической». До этого момента исламистские власти Туниса отказывались назвать основанную в 2011 году «Ансар аш-шариа» террористической организацией, что дало повод оппозиции обвинить движение «Ан-Нахда» в покровительстве этой группе, во главе которой стоит ветеран войны в Афганистане тунисец Сейф Аллах бен Хусейн (боевой псевдоним — Абу Айяд). Про последнего известно, что с 2003 по 2011гг. он сидел в тюрьме, из которой вышел лишь благодаря свержению режима Зин аль-Абидина бен Али.

3 августа в столице Кабилии Тизи-Узу свыше 500 берберов продемонстрировали то, как они относятся к предписаниям ислама, публично нарушив правила месяца мусульманского поста рамадан употреблением пищи и воды. Такая демонстрация впервые отмечалась в Алжире. Она была призвана продемонстрировать отношение ее участников к «исламизации» страны. Отдельные из них проводили акцию под плакатами «Я – не араб. Я не обязан быть мусульманином». Участвовавший в акции председатель Движения за автономию Кабилии (ДАК) Буазиз Аит Шебиб напомнил ее участникам об «извечной приверженности» кабилов «свободе вероисповедания». «Мы хотим осудить инквизицию со сторон властей и использование религии в политических целях», — заявил он. Акция проходила прямо перед зданием префектуры полиции, которая никак не вмешивалась в события.

Примерно до середины 80-х годов прошлого столетия в Алжире в рамадан большинство ресторанов оставалось открытыми, а постились только те, кто этого хотел. После периода исламизации Алжира «сверху», насаждавшейся главным образом арабами, начался обратный процесс, в ходе которого ряд партий оппозиции выступил против «галопирующей исламизации» Алжира.

Уже 5 июля в Тизи-Узу сразу после ифтара прошла контрманифестация, в которой приняли участие около одной тысячи радикальных исламистов. Они протестовали против действий тех, кто публично нарушил правила рамадана двумя днями ранее. Понятно, что подобная поляризация общества чревата прямыми столкновениями между носителями противоположных идей. Кстати, перед манифестацией исламистов в Тизи-Узу побывал небезызвестный Али Бельхадж, бывший в свое время вторым лицом в ныне запрещенном Исламском фронте спасения.

7 августа участников антирамаданной акции осудил Высший исламский совет (ВИС) Алжира – высшая инстанция «официального» ислама. В заявлении ВИС утверждалось, что за этой акцией стояли «определенные круги как внутри страны, так и за ее пределами, которые стремятся дестабилизировать нашу нацию».

В августе в Кабилии, где горно-лесистая местность облегчает действия террористов, продолжались вылазки религиозных экстремистов. 6 августа полицейский патруль был атакован экстремистами в 60 км к северо-востоку от Тизи-Узу. В результате завязавшегося боя погибли трое полицейских и один из числа нападавших.

11 августа, сразу после гибели трех полицейских, около 800 человек приняли участие в манифестации «против терроризма» в населенном пункте Азеффун (Кабилия, 60 км к северо-востоку от Тизи-Узу). Она проходила под лозунгами «Нет безнаказанности», «Остановим терроризм». Одновременно в городке прошла всеобщая забастовка.

В ночь с 8 на 9 августа в Кабилии в районе Буиры группа исламистов попала в засаду, устроенную военными. В ходе боя погиб один боевик, несколько получили ранения.

4 августа премьер-министр Алжира Абдельмалек Селлаль призвал правительство затормозить незаконные денежные трансферты, с помощью которых, по данным прессы, только с начала с.г. за границу было выведено свыше 30 млрд долларов. Он потребовал от министра финансов Карима Джуди «принять все меры, которые он сочтет необходимыми с тем, чтобы усилить финансовый контроль со стороны таможенной службы».

По данным Банка Алжира, только за первые пять месяцев 2013 г. из Алжира было выведено 30 млрд долларов, что на 13,7% превышает показатель 2012 г. По данным экономистов, эта тенденция станет еще более заметной во второй половине с.г. Они объясняют это явление безудержным ростом импорта при том, что сам Алжир «почти ничего не производит».

8 августа в ходе молитвы Ид аль-Фитр в Большой мечети Алжира было замечено отсутствие президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, который 16 июля вернулся на родину после более чем 80-дневного лечения во Франции. Такое случилось впервые за время его правления, начавшегося в 1999 г. На молитве присутствовали, в частности, премьер-министр А.Селлаль, спикеры верхней и нижней палат алжирского парламента Абделькадер Бенсалах и Мохаммед Ларби ульд Хелифа соответственно. Что касается А.Бутефлики, то со времени возвращения из Франции он всего один раз показался на публике в инвалидной коляске.

12 августа алжирские власти объявили о существовании международного ордера на арест бывшего министра энергетики и шахт Алжира Шакиба Хелиля, проходящего по делу о коррупции в алжирской государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК. В общей сложности в розыск объявлены сам Ш.Хелиль, его жена, двое детей, его бывший глава кабинета Реда Хамш и один из доверенных людей экс-министра Фарид Беджауи. Последний за последние недели упоминался алжирской и итальянской прессой как посредник, передававший комиссионные от итальянской компании Saipem («дочка» ENI) алжирским должностным лицам, выплачивавшиеся за полученные лицензии и заключенные контракты. Про него известно, что этот обладатель французского паспорта в настоящее время обосновался в Дубае.

По данным итальянской судьи Альфонсы Ферраро, Saipem заключила с Алжиром в общей сложности 7 контрактов на общую сумму 8 млрд евро. За эти контракты она заплатила взятки общей суммой 197 млн долларов, названные «оплатой посреднических услуг». Конечным получателем этих средств считается имеющий – как утверждает генпрокурор Алжира — американский паспорт Ш.Хелиль – школьный друг президента А.Бутефлики. 14 августа скрывающийся в США экс-министр в телефонном интервью с тремя алжирскими газетами заявил о готовности предстать перед алжирским правосудием, если ему будет гарантирован «справедливый процесс».

13 августа ожесточенные столкновения вспыхнули на бытовой почве в городке Бордж Баджи-Мохтар на границе с Мали между проживающими там туарегами и арабами. К 17 августа речь шла о 11 погибших и 50 раненых. Лишь 17 августа удалось подписать мирное соглашение между старейшинами двух общин. Этому способствовало то, что алжирские власти оперативно с помощью самолетов военно-транспортной авиации перебросили в город 1400 полицейских.

29 августа разрешился кризис в руководстве Фронта национального освобождения /ФНО/. Его новым генеральным секретарем стал 63-летний Аммар Сайдани, ранее занимавший одно время пост спикера Национальной народной ассамблеи (ННА – нижняя палата парламента). Про него известно, что он – профессиональный партийный работник, никогда не занимавшийся какой-либо другой трудовой деятельностью. Считается близким другом Саида Бутефлики – родного брата президента.

В целом, в Алжире все сейчас ждут одного – как будет развиваться история с болезнью главы государства. В этих условиях все чаще звучит имя премьера А.Селлаля как одного из его возможных преемников.

52.42MB | MySQL:103 | 0,469sec