Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 – 8 сентября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. В США сенатский комитет по международным делам 4 сентября проголосовал за принятие резолюции, поддерживающей применение военной силы в Сирии в ответ на якобы имевшее место использование режимом президента САР Б. Асада химического оружия (ХО) против гражданского населения, что в Дамаске категорически отрицают.

Обстановка в Сирии и вокруг этой страны остается очень сложной. Американская администрация продолжает жестко настаивать на правомочности и необходимости нанесения военного удара по САР с целью «наказать Асада», «уменьшить его возможности» применять ХО и не допустить дальнейшего использования сирийскими властями этого оружия. 4 сентября сенатский комитет по международным делам проголосовал за принятие резолюции, поддерживающей применение военной силы в Сирии. Голосование Конгресса по Сирии в полном составе ожидается в ближайшее время. Президент США Б. Обама 6 сентября пояснил, что рассматривает два варианта силовой акции — ограниченный и расширенный. При этом он утверждал, что речь не идет «об интервенции с неопределенным сроком. Это не будет новый Ирак или Афганистан. Не будет наземной операции. Любые действия, которые мы предпримем, будут ограничены во времени и масштабах». Госсекретарь США Дж. Керри 7 сентября сообщил, что Обама ещё не принял окончательное решение о проведении военной операции против Сирии, но отметил, что американцы оставляют за собой право нанести удар до представления доклада экспертов ООН, которые расследуют случай применения ХО под Дамаском 21 августа. Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси сообщил, что Пентагон подготовил «список целей не только первой, но и второй очереди», по которым также будет нанесен удар, если поступит приказ от президента. Дж. Керри в телефонном разговоре с командующим оппозиционной Сирийской свободной армии С. Идрисом разъяснил планы Вашингтона по проведению боевой операции против Асада.

Вашингтон всячески стремится расширить число стран, поддерживающих возможную военную операцию в Сирии. Так, на саммите G20 в Санкт-Петербурге США инициировали принятие заявления, в котором ответственность за применение ХО в САР возложена на режим Асада и выражена поддержка возможных американских действий против этой страны. Заявление подписали Австралия, Великобритания, Испания, Италия, Канада, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея и Япония. Позднее к ним присоединилась Германия. Другие участники саммита «двадцатки» не поддержали военную акцию. Применение силы в Сирии законно только в случае одобрения Совбеза ООН, заявил глава этой международной организации Пан Ги Мун. Турция готова участвовать в операции в Сирии и продолжает стягивать свои войска к сирийской границе. По словам президента Франции Ф. Олланада, Париж определится по своему участию в военной акции после решения Конгресса США и публикации итогов расследования экспертов ООН. Однако «в случае тупика в ООН по сирийскому вопросу точно бездействовать не будет». Арабские страны, по словам Керри, предложили США оплатить расходы по возможному военному вмешательству в Сирию. Евросоюз, заявив о необходимости жестких мер против Дамаска, в то же время призвал США отложить начало возможной военной операции в Сирии до обнародования доклада комиссии ООН, расследующей обстоятельства применения ХО под Дамаском. Б. Асад считает, что возможная американская военная операция может нарушить баланс сил в стране.

Президенты России и США В. Путин и Б. Обама встретились на саммите G20. Основной темой разговора была Сирия. Сближения в позициях сторон по этому вопросу не произошло. Выступая в Санкт-Петербурге, Путин заверил, что Россия не собирается ввязываться в какие-либо конфликты. Он считает преждевременным делать выводы о том, кто применил химвещества под Дамаском, и предложил дождаться выводов экспертов ООН. Путин заявил, что Россия может дать согласие на военную операцию в Сирии в случае подтверждения вины Дамаска в применении ХО, но лишь с санкции ООН. При этом он считает «совершенно нелепым», чтобы правительственная армия САР применила химические вредные вещества, а применение химоружия – это провокация боевиков. Президент России сообщил, что Россия будет помогать Сирии в случае внешней агрессии – продолжит оказывать помощь САР, «как это делается и сейчас путем поставок оружия и сотрудничества в экономической сфере». Возрастет гуманитарная помощь.

По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, соседние с Сирией государства в случае нанесения удара по этой стране не справятся с новым наплывом сирийцев, спасающихся от боевых действий.

Президент Сирии Б. Асад считает, что путем переговоров ситуацию в стране не решить, и о политических мерах можно будет говорить только после разгрома террористов. Тем временем в большинстве провинций САР с переменным успехом идут боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои шли на окраинах Дамаска и в провинции Дамаск, в северных провинциях Идлиб и Алеппо. Союзная Дамаску ливанская «Хизбалла» объявила мобилизацию своих боевиков и передислоцирует силы с учетом возможного американского удара по Сирии.

Сложная обстановка сохраняется в Египте, где не прекращается противостояние между властями и исламистами из движения «Братья-мусульмане». На прошедшей неделе генпрокуратура страны передала в суд дело свергнутого военными 3 июля президента М. Мурси и ещё 14 руководителей «Братьев». Все они обвиняется в подстрекательстве к насилию и кровопролитию. 3 сентября суд вынес первый вердикт по делу лидеров «Братьев-мусульман»: один человек был приговорен к пожизненному тюремному заключению, а 51 активист движения получил наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 15 лет. 12 обвиняемых были признаны невиновными. Судебные власти АРЕ также распорядились прекратить вещание на территории страны четырех исламистских телеканалов. В то же время правительство АРЕ опровергло информацию о роспуске движения «Братья-мусульмане», заявив, что никакого окончательного решения на сей счет пока не принято.

5 сентября было совершено покушение на главу МВД Египта М. Ибрагима. Сторонники «Братьев-мусульман» и бывшего президента Мурси провели 3 и 6 сентября в Каире, Александрии и некоторых других городах демонстрации против правящего в стране военного режима. В ряде мест демонстрации переросли в столкновения с полицией и противниками исламистов. Имеются человеческие жертвы. Однако самой «горячей точкой» страны остается Синайский полуостров, где армия при поддержке танков и боевых вертолетов в очередной раз проводит войсковую операцию против исламистских боевиков.

В АРЕ сформирована конституционная комиссия в составе 50 представителей различных политических и общественных сил страны. «Братья-мусульмане» отказались участвовать в её работе. Председателем комиссии стал бывший генсек ЛАГ А. Муса. Комиссии предстоит в течение 60 дней подготовить проект нового основного закона Египта, который будет вынесен на всенародный референдум.

4 сентября премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что его страна не собирается разрывать отношения с Египтом и возвращает посла в Каир. В то же время посол АРЕ в Турции не намерен возвращаться в страну пребывания, пока Анкара не перестанет вмешиваться в дела Египта.

Политический кризис продолжается в Тунисе, где оппозиция и правящая коалиция не могут выработать взаимоприемлемый план урегулирования ситуации в стране. 7 сентября в столице Туниса оппозиционные партии провели крупнейшую за последнее время демонстрацию, в которой приняли участие свыше 10 тыс. человек. Главным требованием демонстрантов была незамедлительная отставка правительства, возглавляемого исламистской партией «Ан-Нахда».

На прошедшей неделе президент Южного Судана С. Киир посетил Судан. В Хартуме С. Киир и его суданский коллега О. аль-Башир объявили о достижении согласия по транспортировке южносуданской нефти через территорию Судана, взаимном прекращении поддержки вооруженных оппозиционных группировок, намерении соблюдать все ранее достигнутые соглашения, регулирующие двусторонние отношения, а также о стремлении урегулировать вопрос о принадлежности спорного нефтеносного района Абьей.

3 сентября Израиль совместно с США провел в Средиземном море испытания ракеты-мишени «Якорь», которая используется для проверки систем ПРО. С этой целью были запущены две баллистические ракеты, что было зафиксировано российской системой раннего предупреждения.

Уровень насилия в Ираке продолжает оставаться на очень высоком уровне, несмотря на усилия местных силовиков улучшить ситуацию в сфере безопасности. МВД страны констатирует резкое усиление противостояния на религиозной почве, сопровождаемое терактами, убийствами и похищениями людей. Так, 3 сентября в результате серии терактов в Багдаде погибли 67 человек, до 100 человек получили ранения. Очередная диверсия была совершена на экспортном нефтепроводе Киркук-Джейхан (Турция), что привело к остановке перекачки топлива.

В Пакистане 8 сентября вступил в должность новый президент страны Мамнун Хусейн, избранный на этот пост в июле 2013 г. от победившей на майских парламентских выборах Пакистанской мусульманской лиги.

Международный валютный фонд выделит Пакистану кредит на сумму в 6,5 млрд долларов для предотвращения финансового кризиса, обеспечения роста инвестиций и продвижения экономических реформ. Кредит позволит пополнить валютные запасы страны, которые значительно истощились в последнее время. Взамен пакистанскому правительству пришлось пообещать вести решительную борьбу с повсеместным уклонением от налогов в стране и реформировать энергетический сектор. По оценке МВФ, несмотря на экономические трудности, у Пакистана есть большой потенциал, и предоставляемый кредит будет для него важным подспорьем.

Президент Ирана Х. Роухани передал полномочия по ведению переговорного процесса по ядерной проблематике с международными посредниками министерству иностранных дел страны. Новым переговорщиком по иранскому ядерному досье станет глава МИД ИРИ  М. Д. Зариф.

6 сентября суд Евросоюза отменил замораживание активов, санкционно наложенное на семь иранских финансовых учреждений и компаний. Санкции были отменены из-за недостатка доказательств того, что предприятия имели отношение к финансированию программ по созданию ядерного оружия в Иране. В то же время США считают, что нефтяное эмбарго против Ирана принесло свои плоды, и Вашингтон намерен продолжать давление, чтобы добиться от Тегерана прекращения его ядерной программы, заявил 6 сентября госсекретарь США Дж. Керри.

Курдские боевики 5 сентября сообщили о приостановке выполнения договоренности об уходе из Турции. Председатель исполкома политического крыла сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) — Союза сообществ Курдистана Дж. Байык заявил, что турецкое правительство не выполняет в полной мере достигнутых между сторонами договоренностей. «Это говорит о том, что Турция не заинтересована в урегулировании. Мы останавливаем вывод и будем себя защищать. Если они усилят атаки на нас, мы вернем обратно группы, которые ушли ранее в Северный Ирак», а боевики РПК, не успевшие покинуть Турцию, готовы дать вооруженный отпор, в случае, если турецкая армия их атакует. Байык вновь заявил о необходимости освобождения из тюрьмы лидера Рабочей партии Курдистана А. Оджалана. Руководство РПК недовольно тем, что по мере вывода её боевиков из Турции власти принимают меры по укреплению границы и не отводят войска из приграничных районов. Анкара же заявляет, что курдские сепаратисты не выполняют своих обязательств и выводят своих вооруженные отряды очень медленно.

Приложение

 

 

Об отношениях Ирака с аравийскими монархиями

 

 

Отношения постсаддамовского Ирака с аравийскими монархиями носят сложный, неровный характер. Особый, во многом негативный отпечаток накладывает на них то, что во всех странах-членах ССАГПЗ у власти находятся суннитские династии, в то время как иракское руководство представлено преимущественно представителями местной шиитской общины. Сказываются и различия в подходах к ряду региональных проблем, особенно к сирийскому конфликту.

В Багдаде резко негативно относятся к попыткам некоторых аравийских государств вмешиваться во внутренние дела Ирака, оказывать содействие суннитским оппозиционным силам. В то же время иракское правительство стремится поддерживать нормальные политические отношения со своими южными соседями, по возможности получать от них материальную и иную помощь. Что касается лидеров аравийских монархий, то они неоднократно высказались в поддержку единства и территориальной целостности Ирака, невмешательства в его внутренние дела, подчеркивали важность укрепления безопасности и стабильности в этой стране. Вместе с тем, у аравийских соседей нет уверенности «в положительном исходе происходящих сейчас в Ираке внутриполитических процессов». Опасаются аравийцы и усиления иранского влияния в Ираке, а также возможного возрождения Ирака в качестве сильного регионального государства, которое вновь станет их «серьезным соперником в политических и экономических (прежде всего нефтяных) вопросах, а также (что не исключается) попытается угрожать их безопасности».

Отношения Ирака с Саудовской Аравией зарубежные эксперты характеризуют как «натянутые», подчеркивая при этом, что противоречия между двумя странами имеют «глубокие корни», произрастающие из соперничества Багдада и Эр-Рияда за влияние в зоне Персидского залива и в арабском мире. Причем вину за нынешнее состояние иракско-саудовских отношений в Багдаде возлагают на руководство КСА. Так, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики неоднократно отмечал, что все попытки иракцев наладить конструктивные отношения с саудовским королевством «ни к чему не привели». Более того, Н. аль-Малики и другие иракские руководители обвиняют Саудовскую Аравию в негативном отношении к багдадским властям, во вмешательстве в иракские дела и разжигании насилия на территории страны, в стремлении разжечь в Ираке гражданскую войну, «как это случилось в Сирии».

Официально КСА выступает с позиций сохранения Ирака «как единого, независимого и стабильного арабского и мусульманского государства», уважающего «конфессиональные группы своих граждан». В Эр-Рияде постоянно подчеркивают, что королевство не поддерживает ни одну из иракских политических и религиозных группировок, «находясь от них на равном удалении». Однако в последние месяцы, когда ситуация в Ираке значительно обострилась, саудовские политические деятели и СМИ подвергают жесткой критике политику кабинета руководимого Н. аль-Малики. В частности, глава МИД КСА принц С. Аль-Фейсал заявил, что «иракская безопасность не стабилизируется до тех пор, пока правительство Ирака не откажется от сектантской политики», т. е. от дискриминации иракских суннитов. По информации зарубежных СМИ, саудовцы по различным каналам оказывают помощь суннитским оппозиционным группировкам в Ираке с тем, чтобы дестабилизировать позиции шиитского правительства в Багдаде и противодействовать иранским проискам в соседней стране.

Следует особо отметить негативное влияние на саудовско-иракские отношения межличностных отношений руководителей двух стран. Эр-Рияд проявляет откровенно негативное отношение Н. аль-Малики с первых дней его нахождения на посту премьер-министра Ирака. Саудовский король Абдалла не раз прозрачно намекал, что видит в Н. аль-Малики слабого лидера, который, к тому же, имеет обширные связи с проиранскими шиитскими партиями и не в состоянии «преодолеть слабости своего правительства».

В настоящее время между Ираком и КСА существуют серьёзные разногласия по Сирии. Багдад, как известно, поддерживает режим президента САР Б. Асада, в то время как Эр-Рияд играет одну из лидирующих ролей в деле оказания всесторонней помощи противникам официального Дамаска. Причем поддержка саудовцами экстремистских исламистских сил в Сирии прямо способствует усилению активности суннитских экстремистов в Ираке.

Таким образом, отношения между двумя странами по-прежнему далеки от подлинной нормализации. И все же, несмотря на имеющиеся противоречия, Багдад и Эр-Рияд продолжают поддерживать политические контакты, экономические отношения и даже пытаются наладить связи в сфере безопасности.

В последние годы происходит процесс улучшения отношений между Ираком и Кувейтом. В Багдаде официально подчеркивают свою приверженность международным резолюциям, касающимся независимости Кувейта и демаркации иракско-кувейтской границы. Н. аль-Малики заявил, что между двумя государствами создана «позитивная атмосфера», которая позволяет им решить в конструктивном ключе существующие проблемы. Кувейтское руководство заявляет, что хочет видеть Ирак «стабильным и единым» государством. Регулярно происходит обмен визитами высокопоставленных деятелей двух стран. Эмир Кувейта Дж. Ас-Сабах стал единственным из глав стран-членов ССАГПЗ, прибывшим в 2012 г. на саммит ЛАГ в Багдаде. Растут кувейтские инвестиции в иракскую экономику. Ирак в 2015 г. завершит выплату репараций Кувейту за ущерб, нанесённый вторжением и оккупацию в 1990-1991 г. К настоящему времени Багдад уже перечислил Эль-Кувейту 30 млрд долларов компенсаций из надлежащего 41 миллиарда. Во многом благодаря прогрессу в урегулировании иракско-кувейтских отношений Совет Безопасности ООН 27 июня 2013 г. принял резолюцию 2107 о прекращении действия в отношении Ирака основных санкций, введенных в 1990-1991 гг.

Одной из проблем, негативно влияющих на двусторонние отношения, стало строительство Кувейтом морского порта Мубарак на острове Бубиян. Багдад заявляет, что строительство этого порта в непосредственной близости от иракской границы нанесет ущерб интересам Ирака, тогда как Кувейт считает сооружение порта на своей территории законным правом эмирата.

В целом же отношения между Ираком и Кувейтом после событий 1990-1991 гг. «так и не стали примером братских добрососедских отношений, как их характеризуют представители политического истеблишмента двух стран». Два государства и два народа всё ещё не преодолели взаимное недоверие, подозрительность, отчужденность и прямую враждебность, накопившиеся за минувшие десятилетия, и пока не в состоянии отказаться от негативных наслоений и стереотипов прошлого.

В последние годы отношения между Ираком и Бахрейном заметно ухудшились. Ирак негативно оценил ввод в Бахрейн в марте 2011 г. войск КСА и других аравийских монархий для подавления выступлений шиитской оппозиции. По мнению Н. аль-Малики, «ввод войск из суннитских арабских стран в государство, где большинство жителей шииты, следует понимать как интервенцию». Шиитские партии и движения Ирака организовали массовые демонстрации против саудовского военного присутствия в Бахрейне. Правительство Ирака в 2011 г. приостановило полёты бахрейнских авиакомпаний в страну. Снизился уровень торговых отношений. Отметим, что иракская реакция на события в Бахрейне во многом обусловлена историческими тесными семейными, религиозными, торговыми и политическими связями между шиитами двух стран. Так, иракская шиитская партия «Ад-Даава» (лидер Н. аль-Малики) традиционно имеет значительное влияние среди бахрейнских шиитов. В то же время спикер иракского парламента У. ан-Нуджайфи (суннит) назвал позицию правительства по Бахрейну «близорукой». Власти же Бахрейна расценили высказывания и действия иракского правительства как прямое вмешательство во внутренние дела королевства, «препятствующие развитию дружественных отношений между двумя странами».

Напряженность характерна для отношений Ирака с Катаром, который, как считают в Багдаде, оказывает активную помощь радикальным иракским суннитским антиправительственным группировкам. Дополнительные трения в двусторонних отношениях вызывают регулярные резкие критические высказывания в адрес премьер-министра Ирака Н. аль-Малики и шиитов влиятельного радикального египетского суннитского богослова Ю. аль-Кардави, проживающего в Катаре. В апреле 2013 г. правительство Ирака запретило деятельность в стране катарского телеканала «Аль-Джазира» за его репортажи о протестных выступлениях иракских суннитов.

Нормальные, без особых проблем отношения поддерживаются между Ираком и Объединенными Арабскими Эмиратами. В Абу-Даби Ирак рассматривают в качестве важного регионального партнера. Отмечается рост эмиратских инвестиций в иракскую экономику.

На низком уровне, но без проблем поддерживаются отношения Ирака с Оманом. Султанат не вмешивается в иракские внутренние дела.

52.39MB | MySQL:103 | 0,475sec