Алжир: борьба в военно-политической верхушке

Мы уже говорили о том, что возвращение фактически недееспособного президента Алжира А.Бутефлики после продолжительного лечения к исполнению своих обязанностей породило в алжирской политической и военной элите все усиливающуюся борьбу за власть. При этом нынешнее пребывание Бутефлики у власти после возвращения из Парижа было обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что алжирские силовики  не смогли определиться с его преемником, который был бы компромиссной фигурой и устраивал бы всех основных политических тяжеловесов. Борьба в данном случае проходит и по вопросу дальнейшей стратегии в отношении исламистов и перспектив их постепенного инкорпорирования в государственные структуры. В этой ситуации члены клана Бутефлики, не питая особых иллюзий в отношении своей судьбы в случае смещения или физического ухода своего патриарха, стараются перехватить инициативу и ослабить позиции  алжирских силовиков в национальных спецслужбах. В частности, брат президента Саид предпринимает попытки серьезно минимизировать влияние руководства могущественной Departement du Rensignement et de la Securite

(DRS). В рамках этой стратегии клану Бутефлики удалось восстановить контроль над Министерством внутренних дел. Для этого пришлось провести  рокировку в руководстве министерства. Теперь его возглавляет Таеб Белаиз, который являясь уроженцем Тлемсена, принадлежит к так называемому «западному клану». Последний в основном формирует «внутренний круг» нынешнего президента.  Еще одним моментом, который без сомнения должен был насторожить силовиков из  DRS, стало назначение Ахмеда Салаха заместителем министра обороны, который с момента своего назначения с подачи Бутефлики начальником генерального штаба алжирской армии в 2004 году считался неким связующим звеном между кланом президента и армейским командованием. Основная интрига здесь заключалась в том, что за день до опубликования указа о назначении Салаха клан Бутефлики дал утечку в ряд подконтрольных СМИ о том, что Салах в самом скором времени заменит руководителя DRS М.Медьена, а на его место будет выдвинут восходящая звезда вооруженных сил Бенали Бенали, который в  июле с.г. получил чин генерал-майора. Эта комбинация, кстати, остается, по оценке ряда обозревателей, в силе и может быть реализована в нужный момент.  Одновременно Департамент криминальной полиции DRS был переведен под прямое подчинение Департамента военной юстиции Министерства обороны. Таким образом, клан Бутефлики в качестве противовеса спецслужбистам использует новые генеральские кадры, которые получили свои погоны при явной протекции президентского окружения.

Все это вызвало  панику в рядах руководства спецслужб страны. Основной силовик страны генерал-майор и руководитель DRS М.Медьен в этой ситуации чувствует себя очень неспокойно. По сведениям ряда экспертов, он в разы увеличил количество сотрудников своей личной охраны, больше не обедает в министерской столовой в присутствии других офицеров, и стал носить постоянно свое табельное оружие. Представляется, что Медьен по роду службы  хорошо знает, как в Алжире нейтрализуются политические противники. В 2010 году на пороге своего офиса был убит его ближайший сподвижник шеф полиции Али Тунси, убийцы которого, несмотря на все усилия, найдены не были. Этого Медьен естественно не забыл.

Тем не менее, ответ армейцам и их кураторам в президентском клане не заставил себя долго ждать. В частности, Direction Centrale de la Securite de l’Armee(DSCA), которая считается «становым хребтом» алжирских спецслужб, предприняла ряд активных шагов по пути ограничения возможности президентского клана проводить рокировку кадров. Руководитель  Direction dela Securite Interieure (DSI) А.Тартаг инициировал ряд громких антикоррупционных кампаний, связанных с делами компаний Sonatrach и SonelgazВо всех этих случаях под удар попали люди, тесно связанные с кланом Бутефлики. А если точнее – с его братом Саидом. Так в частности 10 августа с.г. были выписаны международные ордера на арест бывшего министра нефти и газа  Шакиба Хелиля  и его советника Мохаммеда Реду Хемши. Последний был основной мишенью, поскольку является близким другом Саида Бутефлики. Но это был лишь предупредительный залп, поскольку дальнейшие расследование этих эпизодов может в конечном счете ударить и по самим спецслужбистам из окружения Медьена, которые также активно участвуют в бизнесе на рынке углеводородов.

Все это впрочем не помешало клану Бутефлики активно готовится к предстоящим в апреле следующего года президентским выборам. Если позволит здоровье самого Бутефлики, то его оставят на четвертый срок. Для других экстраординарных случаев в запасе имеется протеже клана президента А.Саадани, который был выбран руководителем Фронта национального освобождения (ФНО) 29 августа с.г. Этот политик по замыслу сподвижников Бутефлики должен возглавить страну в случае полной недееспособности нынешнего президента.

Таким образом, приходится констатировать, что борьба в верхушке политической элиты Алжира набирает свои обороты. По ряду оценок, стороны все-таки должны будут прийти к некому компромиссу. Он будет подразумевать сохранение некого статус-кво: невмешательство нынешнего руководства спецслужб в дела престолонаследия в обмен на сохранение их постов. К такому компромиссу стороны подталкивает непростая внутриполитическая обстановка в стране, а волнения на юге реально угрожают перерасти в новый рецидив уже «алжирской весны». Плюс активизация процессов инфильтрации исламистов из зоны Сахеля на территорию Алжира, что не может не тревожить руководство страны. Все это подталкивает военно-политическую элиту страны к установлению компромиссных правил игры, пусть зачастую и через «не хочу».

52.21MB | MySQL:103 | 0,471sec