Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 сентября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с сирийским конфликтом. 16 сентября ООН опубликовала доклад экспертов, работавших в Сирии, который подтвердил использование зарина 21 августа в пригородах Дамаска. Сирийские власти передали Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) информацию о наличии отравляющих веществ на территории страны.

Ситуация в Сирии и вокруг этой страны остается очень сложной. В докладе комиссии экспертов ООН, расследовавших инцидент в пригороде Дамаска, произошедший 21 августа, сделан вывод о применении химического оружия (ХО) «в относительно больших масштабах», в том числе против гражданского населения, включая детей. При этом не указывается, кто использовал ХО — власти Сирии или оппозиция, поскольку у комиссии ООН не было мандата на определение виновных. Как и следовало ожидать, информация, приведенная в докладе, вызвала противоречивые оценки: «союзники и противники режима Асада прочитали в документе ровно то, что декларировали до его опубликования». Так, США и другие ведущие страны Запада заявляют, что доклад ООН подтверждает, что ХО применила армия Асада. В то же время Россия полагает, «что применение химического оружия 21 августа под Дамаском — это провокация» со стороны оппозиции. 18 сентября сирийские власти передали Москве новые вещественные доказательства применения ХО вооруженной оппозицией, а Россия представила их ООН.

18 сентября в ходе встречи в Дамаске с заместителем министра иностранных дел РФ С. Рябковым президент САР Б. Асад заверил, что Сирия будет выполнять условия российско-американского соглашения по химоружию, и согласна на передачу своего ХО «любой стране, готовой принять его для последующего уничтожения». При этом Асад вновь заявил, что ответственность за применение химоружия 21 августа лежит не на правительственных силах.

Сирия передала в ОЗХО информацию о наличии химоружия на территории страны, которая в настоящее время изучается экспертами организации. Таким образом, Дамаск выполнил первое условие соглашения по сирийскому ХО. По мнению президента России В. Путина, «последние шаги Сирии говорят о том, что страна готова выполнить свои обязательства по химическому оружию». В то же время Путин не дал полной гарантии того, что соглашение по ХО САР удастся довести до конца. Путин также подчеркнул, что Запад не может дать ответа на вопрос о будущем Сирии без Асада и о том, что делать, если к власти в этой стране придут террористы. Глава МИД РФ С. Лавров сообщил о готовности нашей страны направить в Сирию наблюдателей для контроля по химическому разоружению и обеспечить им «периметр безопасности». По словам Лаврова, не Россия, а мировое сообщество отвечает за химическое разоружение САР. Москва может изменить свою позицию по сирийской проблеме, если поймет, что «Асад жульничает», заявил 21 сентября глава администрации президента РФ С. Иванов. США считают реальным уничтожение сирийского ХО к середине 2014 г., заявил представитель госдепартамента. Глава миссии экспертов ООН по химоружию в САР О. Селлстрем считает, что задача по уничтожению ХО в Сирии сложна, но достижима при условии, что власти САР и представители оппозиции согласятся сесть за стол переговоров.

В Совбезе ООН прошли консультации по сирийскому конфликту. При этом США, Великобритания и Франция США настаивают на том, чтобы резолюция Совета Безопасности по Сирии была составлена в соответствии с главой 7 устава ООН, которая допускает возможность применения силы. Россия и Китай это отвергают. В этой связи С. Лавров обвинил США в шантаже России по сирийскому вопросу.

Тем временем в большинстве провинций САР продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои шли в пригородах Дамаска, в центральных провинциях Хомс и Хама, а также в северной провинции Алеппо. На севере Сирии не прекращаются боестолкновения между различными группировками антиправительственных сил. При этом, как отмечают эксперты, идет процесс «поглощения «Аль-Каидой» умеренной сирийской оппозиции».

22 сентября в результате попадания минометного снаряда на территорию посольства России в Дамаске были ранены три сотрудника дипмиссии.

Сирийская оппозиция впервые выразила готовность принять участие в конференции «Женева-2» по Сирии. Об этом было сообщено 22 сентября со ссылкой на письмо главы оппозиционной коалиции А. Джарбы в СБ ООН. В письме говорится, что оппозиционеры приедут в Женеву, если конференция будет нацелена на формирование переходного правительства Сирии со всей полнотой полномочий.

Нестабильная обстановка сохраняется в Египте. На севере Синайского полуострова, несмотря на все усилия военных и полиции, продолжают активно действовать боевики экстремистских исламистских группировок. Опасной тенденцией становится рост вооруженного противостояния в других районах Египта. Так, 16 сентября армия и полиция установили контроль над городом Дельга на севере страны, захваченным исламистами из числа сторонников бывшего президента М. Мурси. Руководство провинции Минья заявило, что подобные операции планируется осуществить и в других городах региона, оказавшихся под властью исламистов. Вооруженные нападения на военнослужащих совершены в провинции Шаркия в дельте Нила и в пригороде Каира. Крупнейшую спецоперацию армия и полиция провели в городке Кердаса под Каиром, где сторонники «Братьев-мусульман» захватили власть в августе. По информации МВД АРЕ, в период с 14 августа по 17 сентября в ходе спецопераций и при подавлении незаконных выступлений «Братьев-мусульман» погиб 121 сотрудник полиции, а 1082 получили ранения. Продолжается практика арестов и судебного преследования «Братьев-мусульман». 17 сентября суд распорядился блокировать средства, принадлежащие руководителям исламистов. В их числе оказались главный имам движения М. Бади, двое его заместителей и лидер салафитского крыла движения С. Хигази. Арестован официальный представитель «Братьев-мусульман» Г. аль-Хаддад. 20 сентября в Каире, Суэце и некоторых других городах вновь произошли столкновения между сторонниками и противниками «Братьев-мусульман». Имеются пострадавшие. В Каире 22 сентября прошла демонстрация студентов в поддержку Мурси. И все же власти Египта решили на два часа сократить срок действия комендантского часа в стране.

Египет вернул Катару два миллиарда долларов, размещенных эмиратом в виде депозитов в Центробанке АРЕ. Это произошло после того, как переговоры о конвертации данной суммы в облигации сроком на три года провалились. Власти Египта также отказали Катару в просьбе увеличить число авиарейсов между двумя странами.

Обстановка на Ближнем Востоке, ситуация в Сирии и вокруг сирийского химоружия были в центре переговоров в Москве главы МИД РФ С. Лаврова с его египетским коллегой Н. Фахми. Два министра обсудили также положение дел в Египте.

На минувшей неделе ряд важных внешнеполитических заявлений сделал президент Ирана Х. Роухани. В частности, он сообщил, что предложения президента США Б. Обамы, содержащиеся в письме Роухани относительно урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы, «позитивны и конструктивны». Президент ИРИ обещал никогда не разрабатывать оружие массового уничтожения и заявил о готовности Ирана начать переговоры по ядерной программе без предварительных условий «на основе равенства и взаимного уважения». В то же время Роухани подчеркнул, что Тегеран не откажется от обогащения урана на своей территории, а Запад должен признать право Ирана на ядерную программу.

В ответ в Вашингтоне заявили, что США проверят готовность Роухани к открытому диалогу и Америка готова провести прямые переговоры с Ираном, если он продемонстрирует серьезные намерения отказаться от своей военной ядерной программы. При этом Белый дом считает недостаточными заявления ИРИ о готовности урегулировать разногласия с США по ядерной программе. К тому же Тегеран должен работать над урегулированием своей ядерной проблемы с «шестеркой» международных посредников, а не только с США. Вашингтон пока не рассматривает возможность снятия санкций с Ирана, считая, что именно «принятые в отношении Ирана одни из самых жестких санкций привели к нынешней ситуации». В то же время глава МИД России С. Лавров считает, что в ответ на готовность Ирана к большей прозрачности ядерной программы Запад должен пойти на отмену санкций.

16 сентября Роухани заявил, что Корпус стражей исламской революции должен стоять вне политики. Со своей стороны, руководство КСИР 21 сентября призвало президента ИРИ быть осторожным на его предстоящих переговорах в США.

На прошедшей неделе в Иране были освобождены 11 политзаключенных, 8 из них — женщины.

17 сентября, выступая на международной конференции по инвестициям в экономику Ливии, премьер-министр этой страны А. Зейдан заявил, что для восстановления работы ливийского нефтяного комплекса необходимо решить проблемы безопасности в стране. Он обратился к мировому сообществу с призывом содействовать Ливии в преодолении политической нестабильности, борьбе с терроризмом, установлению контроля над оружием, наводнившим страну после свержения режима М. Каддафи, а также в деле формирования национальной армии и полиции. В противном случае, как считает Зейдан, «процессы затянутся очень надолго».

На минувшей неделе возобновилась добыча нефти на крупнейшем месторождении «Аш-Шарара» на западе Ливии. Однако в целом ситуация в национальном нефтяном секторе остается крайне сложной. По оценкам министерства финансов Ливии, страна ежедневно теряет по 130 млн долларов из-за перебоев в работе нефтяной отрасли. Убытки несут и западные компании-партнеры Ливии.

Власти Пакистана 21 сентября выпустили на свободу одного из руководителей афганских талибов муллу А. Г. Барадара. Этого настоятельно добивались власти Афганистана, которые считают, что его освобождение должно способствовать процессу примирения Кабула с радикальным исламистским движением «Талибан». Напомним, что Барадар является одним из четырех основателей «Талибана» в Афганистане в 1994 г. В 2010 г. он был арестован в пакистанском Карачи. Барадар считался «вторым номером» в талибской иерархии после духовного лидера движения Муллы Омара. Он руководил повседневными боевыми операциями талибов и финансированием движения.

Афганистан не спешит подписывать двустороннее соглашение с США в сфере безопасности, заявил 17 сентября президент страны Х. Карзай. Он подчеркнул необходимость соблюдения ряда условий для подписания этого документа. В частности, Кабул настаивает на предоставлении Афганистану гарантий безопасности и финансовой поддержки со стороны США, а также уважения к суверенитету и культуре страны.

Альянс оппозиционных сил Бахрейна во главе с шиитским движением «Аль-Вифак», объявил 18 сентября о приостановке своего участия в диалоге национального согласия. Противники режима приняли это решение после того, как 17 сентября прокуратура столицы страны Манамы приняла решение арестовать одного из лидеров оппозиции Х. Марзука, обвинив его в подстрекательстве к насилию. Оппозиция осудила «неуступчивость властей, проводящих репрессивную политику» в отношении критиков режима.

В иракской курдской автономии 22 сентября прошли выборы в региональный парламент. По предварительным данным, победу одержала правящая Демократическая партия Курдистана (52% голосов). На втором месте оппозиционное «Движение за перемены» («Горан») — 17,7%, на третьей позиции Патриотический союз Курдистана (партнер ДПК), — 13,9%.

Приложение

 

 

О премьер-министре Израиля Биньямине Нетаньяху

 

 

Биньямин Нетаньяху родился 21 октября 1949 г. в Тель-Авиве в семье профессора истории и личного секретаря известного сионистского деятеля З. Жаботинского Бенциона Нетаньяху (Миликовского), сына выходцев из Литвы. На судьбу Биньямина очень сильно повлияла судьба его старшего брата Йонатана – национального героя Израиля, погибшего в 1976 г. в ходе операции по освобождению израильских заложников в аэропорту столицы Уганды Энтеббе. В память о своем старшем брате он создал Международный институт по проблемам террора им. Йонатана Нетаньяху. Младший брат Биньямина — Идо — врач-радиолог и писатель.

В конце 1950-х — 1960-е гг. семья Нетаньяху попеременно проживала в Израиле и в США, где Биньямин закончил среднюю школу. В 1967 г. он возвращается в Израиль для прохождения военной службы. Нетаньяху служил в элитном диверсионно-разведывательном подразделении Сайерет Маткаль, участвовал в боевых операциях на территории стран, враждебных Израилю, дважды был ранен. После окончания службы в звании капитана он в 1972 г. вновь направляется в США для получения высшего образования. В 1975 г. Нетаньяху получил степень бакалавра в области архитектуры, а в 1977 г. — степень магистра менеджмента. Затем изучал политологию в Гарвардском университете и в Массачусетском технологическом институте. Во время арабо-израильской войны в октябре 1973 г. Нетаньяху прерывает учёбу и принимает участие в боевых действиях. В 1977 г. возвращается в Израиль. В конце 1970-х гг. Нетаньяху знакомится с некоторыми израильскими политиками, в частности, с тогдашним послом Израиля в США М. Аренсом, при содействии которого переходит на дипломатическую работу, где делает успешную карьеру. В 1982-1984 гг. Нетаньяху был Генеральным консулом Израиля в США, а в 1984-1988 гг. — послом Израиля в ООН.

В 1988 г. Нетаньяху вернулся в Израиль и начал свою политическую карьеру, став депутатом Кнессета по списку правой партии Ликуд (Сплоченность). Премьер-министр И. Шамир назначает его заместителем министра иностранных дел Израиля (1988-1990). В 1990-1992 гг. — заместителем министра в министерстве главы правительства. В 1993 г. Нетаньяху становится во главе Ликуда и лидером оппозиции в Кнессете. Нетаньяху выступил против подписанных в 1993 г. соглашений в Осло между Израилем и ООП, которые положили начало палестино-израильскому мирному процессу. Он обвинил правительство И. Рабина в отсутствии жесткой позиции в отношении арабского терроризма.

В 1996 г. в Израиле впервые в истории государства были проведены прямые выборы премьер-министра (отменены в 2003 г.), победителем которых стал Б. Нетаньяху, опередивший своего соперника видного израильского политика и государственного деятеля Ш. Переса. Таким образом, Нетаньяху стал самым молодым премьер-министром за всю историю Израиля.

Несмотря на победу на выборах премьер-министра, партия Ликуд не получила большинства в Кнессете. Поэтому Нетаньяху пришлось формировать коалиционное правительство в составе семи партий.

Первое премьерство Нетаньяху показало его авторитарность как руководителя. «Прямые выборы рассматривались им как национальный мандат» и Нетаньяху «не был склонен советоваться со своими подчиненными, предпочитая самостоятельно принимать решения».

Во главу угла внешней и региональной политики Нетаньяху поставил проблемы обеспечения безопасности Израиля и строительства новых еврейских поселений на палестинских территориях. Был провозглашен отказ от формулы «два государства для двух народов». В то же время, он не стал пересматривать соглашения с ООП, но при этом, по возможности, стремился следовать принципу «мир в обмен на мир» вместо прежнего «землю в обмен на мир». Также было заявлено, что обязательным условием для мирных переговоров является взаимное соблюдение обеими сторонами ранее принятых обязательств. В 1997 г. Нетаньяху подписывает соглашение о передаче палестинцам 80 процентов города Хеврон, а в 1998 г. — соглашение Уай Плантейшн, по которому палестинцы получили 13 процентов территорий Западного берега реки Иордан (ЗБРИ).

Первое премьерство Нетаньяху было связано с громкими политическими скандалами. В 1997 г. он едва избежал судебного расследования по обвинению в оказании помощи своему политическому союзнику, когда тот пытался избежать ответственности за дачу взяток и мошенничество. Другим скандалом стало неудачное покушение на лидера радикального палестинского движения ХАМАС, организованное внешней разведкой Моссад в Аммане в 1997 г., что привело к ухудшению отношений с Иорданией.

Разногласия в Ликуде и недоверие правительству Нетаньяху в Кнессете привели к досрочным выборам в 1999 г. Нетаньяху проиграл их Э. Бараку — кандидату от партии Авода. Это было самое крупное поражение партии за всю её историю: Ликуд набрал на выборах всего 14 процентов голосов. После поражения Нетаньяху объявил о своем уходе из политики, но в реальности этого не произошло. В 2002 г. он проиграл на выборах главы Ликуда А. Шарону, который назначил Нетаньяху главой МИДа в своем правительстве. В 2003 г. состоялись досрочные парламентские выборы, на которых Ликуд одержал убедительную победу. Шарон сформировал правую коалицию, а Нетаньяху занял ключевой пост министра финансов «со стратегическими полномочиями». В 2003-2005 гг. под его руководством в стране были проведены успешные экономические и финансовые реформы, позволившие остановить экономический спад и развал госбюджета, обеспечить стабильный (4-4,5%) рост ВВП и сокращение безработицы. Но при этом были сокращены социальные выплаты и усилилось расслоение в доходах населения.

В августе 2005 г., накануне ухода Израиля из сектора Газа, Нетаньяху в знак протеста вышел из правительства и стал во главе внутрипартийной оппозиции. После ухода Шарона из Ликуда Нетаньяху вновь становится лидером партии. В 2006 г. Ликуд получает на выборах в Кнессет всего 12 мест и отказывается вступить в коалиционное правительство Э. Ольмерта. С 2006 по 2009 г. Нетаньяху возглавлял оппозицию в Кнессете.

На парламентских выборах 2009 г. Ликуд занял второе место, однако победитель – партия Кадима – не смогла создать дееспособную коалицию, и поэтому президент Израиля Ш. Перес поручил Нетаньяху сформировать правительство, которое проработало весь межвыборный срок. После выборов 2013 г. Нетаньяху вновь возглавил правительство Израиля, причем в коалицию впервые с 1984 г. не вошли израильские религиозно-ортодоксальные партии. По мнению израильских политологов, Нетаньяху «обладает несоизмеримо большим опытом руководства, чем лидеры вошедших в коалицию партий». К тому же он является интеллектуалом и блестящим оратором, считает себя ведущим экспертом в области экономики, внешней и оборонной политики.

Нетаньяху не отрицает возможности компромиссов на переговорах с палестинцами, но идет на них крайне неохотно. В 2009 г. он выдвинул план палестино-израильского урегулирования, предусматривавший создание палестинского государства с ограниченным суверенитетом (без собственной армии), признание Израиля палестинцами и арабами в целом как еврейского государства и получение гарантий безопасности Израиля. Нетаньяху выступает за продолжение строительства еврейских поселений на ЗБРИ. В целом на сегодняшний день позиция премьер-министра и его сторонников фактически привела к застою палестино-израильского мирного процесса.

Нетаньяху — сторонник укрепления тесных политических и военных связей с США, но является для Вашингтона трудным партнером, жестко отстаивающим свою позицию.

Израильский лидер неоднократно бывал в нашей стране, и поддерживает регулярные контакты с президентом России В. Путиным.

Иран рассматривается Нетаньяху как более серьезная угроза безопасности Израиля, чем палестинцы. Он постоянно призывает международное сообщество усилить давление на Иран, несмотря на появившиеся недавно признаки возможного прогресса в переговорах по ядерной программе ИРИ. Израиль не верит ни в какие частичные «шаги доброй воли» и удовлетворится лишь полной капитуляцией Тегерана в ядерной сфере. Не исключает Нетаньяху и силового решения иранской ядерной проблемы.

Израильский премьер-министр негативно оценил события «арабской весны», заявив, что «революции ведут арабский мир не вперед, а назад, а поэтому не могут считаться положительными». Он назвал события в арабском мире антизападными, антилиберальными и антидемократическими. По событиям в Сирии Нетаньяху неоднократно заявлял, что Израиль не поддерживает ни режим Асада, ни силы, которые ведут борьбу за его свержение.

Нетаньяху автор нескольких книг на политические темы.

Нетаньяху был женат три раза. От первого брака имеет дочь Ноа. В 1991 г. он женится третий раз на Саре Бен-Арци. От третьего брака у Нетаньяху два сына: Яир и Авнер.

52.36MB | MySQL:103 | 0,450sec