Иран: дискуссии накануне поездки президента ИРИ Х.Роухани на сессию ГА ООН

Накануне открытия в Нью-Йорке очередной 68-ой годичной сессии Генеральной  Ассамблеи ООН новоизбранный иранский президента Хасан Роухани в последние дни делал неоднократные заявления о том, что он реально  настроен на диалог с Западом, на деле готов  к конструктивному взаимодействию с мировым сообществом.  В частности, он сделал на этом акцент  в статье, размещенной 19 сентября в электронной версии газеты The Washington Post. По словам иранского президента,  он намерен сдержать данные согражданам предвыборные обещания, «включая обещание идти на конструктивное взаимодействие с миром». В своем обращении к  лидерам мирового сообщества, Роухани  призвал их « воспользоваться благоприятной возможностью, которую дали недавние выборы в Иране», реализовать  «мандат  на разумное взаимодействие, который мне вручили соотечественники, и искренне ответить на усилия моего правительства, направленные на налаживание конструктивного диалога».

Мировые СМИ много писали в последние дни о том, что Роухани использует свою поездку в Нью-Йорк и для того, чтобы провести личную встречу с американским президентом Бараком Обамой.  Это была бы первая подобная встреча за почти 35 лет, прошедших после прихода к власти в Иране исламистов. Не все убеждены, что такая встреча будет возможной, ибо многие в Иране до сих пор не приемлют идею сближения со своим главным идеологическим противником. Большинство иранских политиков  до сих пор считают, что  началу диалога двух стран препятствует то, что США  еще не преодолели враждебность по отношению к Ирану.  Однако иранские  лидеры, тем не менее, не раз официально подтверждали  готовность страны к диалогу с США. Первый значимый шаг к официальным контактам двух стран был сделан в мае 2007 г. на саммите в Шарм-аш-Шейхе по вопросам иранского урегулирования, когда состоялась  рабочая встреча между тогдашним главой иранского МИДа Манучехром Моттаки и государственным  секретарем США Кондолизой Райс.  Встреча между двумя политиками была краткой. По сути,  был обмен приветствиями.  Тогда, более 6 лет назад, было видно, что идея движения навстречу США еще не находит популярности в Тегеране и что у иранской дипломатии нет стратегия диалога с США, который  ныне пришло время начать. Приход на президентский пост в Иране политика, желающего изменить позиционирование страны в современном мире, дает этому реальные шансы.

Как видно из последних заявлений иранского президента, религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи предоставил ему все необходимые полномочия для решения иранской ядерной программы.  Однако такие утверждения подвергаются большому сомнению со стороны всех аналитиков, знакомых с политической культурой и структурой власти в Исламской Республике Иран.  Целую пропагандистскую войну  начали  электронные СМИ иранских фундаменталистов и консерваторов, утверждающие в последние дни, что аятолла Али Хаменеи  не позволит новому президенту, персонально ответственному за ведение переговорного процесса, поступаться интересами Ирана и проявлять чрезмерную мягкость или гибкость, учитывая, что доступ к ядерным технологиям декларирован в стране в качестве главного национального приоритета.  Отрицается даже возможность начала переговоров с США. Так, интернет-сайт «Джаван-он-лайн», аффилированный с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) написал 21 сентября,  что смысл выдвинутого аятоллой Хаменеи по отношению к новой политике ИРИ  на западном направлении термина «геройская мягкость» относит нас в первые десятилетия ислама и имеет таким образом серьезное философско-теологические значение.  Смысл этого термина в его современном прочтении, пишет сайт,  состоит в сущности нашего общения с врагами и в благородных целях, которые мы при этом ставим.  «Наши идеологические оппоненты внутри исламского режима пытаются показать использованием этого термина, что мы слабы, и поэтому ставим своей целью сближение с врагом. На самом деле, это совсем  не так.  Мы не готовы капитулировать, напротив, мы показываем ему свою силу и величие». Консервативная газета «Кейхан», занявшая сразу после прихода на президентский поста Хасана Роухани позицию крайнего неприятия этого политика,  пошла еще дальше, поместив 21 сентября статью, в котором прогнозирует полный провал возможной встречи иранского президента со своим американским коллегой.

На Роухани обрушились и представители религиозной элиты страны. Так, пятничный имам Исфахана аятолла Юсеф Табатабаинежад в своей еженедельной проповеди, комментируя слова аятоллы Али Хаменеи, заявил, что  Роухани должен соответствующим образом распорядиться   своими полномочиями, и не показывать мягкости там, где надо продемонстрировать твердость, особенно в тех случаях, «когда оппоненты пытаются нащупать наши слабые места.  Мы должны последовательно защищать справедливые позиции исламской революции и строя нашей страны». С Табатабаинежадом солидарен  аятолла Ахмад Алам-оль-Хода, пятничный имам Мешхеда: «Если сегодня исполнительная власть страны требует проявить некую мягкость и гибкость по отношению к врагу,  можно пойти на такое, придерживаясь двух условий:  показывать силу, а не слабость,  понимание позиции оппонентов,  осознание его конечных целей».  «Имам Хомейни назвал врага большим дьяволом, и это определение ничуть не устарело с тех пор».  Уточнение внес авторитетный парламентарий Мохаммад-Исмаил Коусари – член Комиссии иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике. На его взгляд, «смысл определения нашей нынешней политики по отношению к Западу как «геройская мягкость» заключается в том, что мы должны изменить тактические приемы политики исламского режима, не подвергая  ревизии ее основ,  дабы не повредить ее всеобъемлющей концепции».

Дни накануне поездки Роухани в Нью-Йорк   совпали с 25-й годовщиной окончания ирано-иранской войны.  Это добавило новые краски идее диалога с Западом.  Аятолла Ахмад Джаннати – пятничный имам иранской столицы в своей проповеди сказал, что Иран в ирано-иракской войне одержал свою самую большую победу, показавшую силу и величие режима. Это должны учитывать на Западе. «Никто никогда не думал, что мы сможем успешно противостоять до зубов вооруженной иракской армии, пользовавшейся поддержкой всех арабов, Израиля и США, и в конечном итоге разбить ее».  От себя отметим, что так не считал вождь иранской исламской революции и основатель Исламской Республики Иран аятолла Рухолла Хомейни, признавший поражение и объявивший о необходимости  прекращения огня между воюющими сторонами. Историческим фактом является то, что Иран был вынужден принять условия иракской стороны и таким образом прекратить 8-летнюю бессмысленную бойню.  Иран признал тогда понесенный им ущерб от войны в размере одного триллиона долларов.

Пытаясь оправдать сближение с Западом, в Иране обращаются в эти дни к недавней истории.  Брат аятоллы Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани,  Мохаммад  Хашеми,  написал на интернет-сайте «Энтехаб», что  сам аятолла Хомейни участвовал в переговорах с американцами еще в период своей эмиграции в Париже накануне исламской революции, осенью 1978 г., причем придавал большое значение прямым контактам как с эмиссарами американским властей во Франции, так и людьми тогдашнего президента Франции Валери  Жискар д’Эстена.  А профессор Тегеранского университета и член реформистской партии  «Национальное доверие»   Мохаммад-Джавад Хакшенас  в интервью информационному агентству ИСНА отметил, что нынешний период является как нельзя подходящим для налаживания контактов с американской администрацией.  Порукой этому, считает проф. Хакшенас, является то, что у руля иранской внешней политики встали такие конструктивно мыслящие личности как президент Хасан Роухани и глава МИДа Мохаммад-Джавад Зариф.  У них, пишет Хакшенас, есть на кого опереться в эшелоне трезвых политиков США,  таких как президент Обама и главы американских военного и внешнеполитического ведомств   Чак Хейгел и Джон Керри.

Тем временем глава иранского МИДа Мохаммад-Джавад Зариф на своей персональной страничке в Фэйсбуке  поместил начало своих путевых заметок о  поездке в США, которые стали таким образом общедоступными.  Он написал там об ожиданиях, которые он связывает с этой поездкой, о намечающихся встречах, представляющих серьезный интерес для реализации нового этапа в иранской внешней политике. К такого рода контактам Зариф относит намеченную заранее встречу с Верховным комиссаром ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон. Именно на этой встрече будет обсуждена проблема продолжения переговоров по иранской ядерной программе, в частности, в формате встречи с «шестеркой» международных посредников, намеченной на 27 сентября в Тегеране.  Такая встреча потребует, разумеется, приезда в Тегеран госсекретаря США Джона Керри.

Общественное мнение в Иране достаточно серьезно воспринимает новые политические реалии. Сайт «Ноуандиш»  опубликовал обращение к своим читателям, в котором  предлагает им дать свои предложения по заголовкам  материалов будущей встречи в Вашингтоне между президентами США и ИРИ.  Как пишет «Ноуандиш», осталось всего несколько дней до того момента, как новый президент Ирана впервые поднимется на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН. «Его присутствие и выступление на таком уважаемом мировом форуме способно внести определенные изменения в позиционирование нашей страны на мировой арене.  Думаем, мировые СМИ и политическая элита ждут этого появления, как и встречу между лидерами двух стран после 35-летнего периода вражды и трений».

52.32MB | MySQL:103 | 0,378sec