Ситуация в Сомали: август 2013 г.

Самой громкой новостью месяца стало объявленное 14 августа решение международной гуманитарной организации «Врачи без границ» (MSF) уйти из Сомали после 22-х лет постоянного присутствия в этой раздираемой перманентной гражданской войной стране. Основной объявленный мотив этого решения — серьезные проблемы в плане безопасности, сделавшие невозможным оказание помощи населению. Это решение прозвучало явным диссонансом с победными реляциями федерального правительства Сомали, призванными убедить мировое сообщество в том, что оно — именно тот институт, которому можно и нужно направлять международную помощь.

Как объявил в Найроби глава MSF International Унни Карунакара, с того дня его организация прекратила всю гуманитарную работу в Сомали. «Мы уходим, потому что сложившаяся ситуация создала невыносимый дисбаланс между рисками, с которыми сталкиваются наши команды, компромиссами, на которые мы были вынуждены идти, и нашими возможностями оказывать помощь жертвам сомалийской трагедии», — пояснил он.

В распространенном одновременно коммюнике MSF сообщила, что приняла это решение «в результате чрезвычайно серьезных агрессий против ее команд в контексте, когда вооруженные группы и власти терпят или поддерживают убийства, похищения и атаки на сотрудников гуманитарных организаций». Организация напомнила, что чрезвычайно редко прибегает к подобной радикальной мере, и продолжает работать в других «горячих точках», и в частности, в Сирии и Афганистане.

Напомним, что в октябре 2011 года две испанских сотрудницы MSF  были похищены в лагере сомалийских беженцев Дадааб на северо-востоке Кении. Затем их переправили в Сомали, где удерживали 21 месяц. Они были освобождены в июле при неясных до сих пор обстоятельствах.

В декабре 2011 года двое сотрудников MSF были убиты в Могадишо. MSFF тогда утверждала, что по ее данным, убийца был ранее осужден, но вышел на свободу по условно-досрочному освобождению. Это — только последние по времени случаи. Всего с 1991 года организация потеряла в Сомали 16 своих сотрудников убитыми, десятками исчисляются случаи атак на ее персонал, машины скорой помощи и ее медицинскую инфраструктуру.

В Сомали подразделения MSF насчитывали свыше 1500 сотрудников (подавляющее большинство — сомалийцы) различного уровня и квалификации, которые оказывали бесплатную медицинскую помощь в 11-ти медицинских центрах в центральных и южных районах Сомали, а также в полуавтономных Сомалиленде и Пунтленде. К настоящему весь иностранный персонал MSF покинул Сомали.

«Самыми большими пострадавшими от этого станут простые сомалийцы», — заметил У.Карунакара. «Мы достигли рубежа, на котором мы больше не в состоянии оказывать эффективную гуманитарную и медицинскую помощь, и это — главная причина, из-за которой мы уходим», — сказал он. По статистике MSF, за первую половину 2013 года ее персонал оказал медицинскую помощь — от санитарной до сложных хирургических операций — более чем 300 тысячам сомалийцев.

У.Карунакара подчеркнул, что он «не разделяет всеобщий оптимизм» относительно ситуации в Сомали. Не называя конкретно, он упомянул «некоторые местные власти, главарей кланов и вооруженных групп, которые поддерживают или закрывают глаза на атаки и похищения персонала гуманитарных организаций».

Признавая важность миссии MSF, необходимо напомнить, что ранее ее не раз обвиняли в том, что она служила «крышей» для сотрудников ряда спецслужб.

В августе несколько новостей пришло с антипиратского «фронта». 2 августа суд Норфолка (Вирджиния, США) приговорил трех сомалийских пиратов к пожизненному заключению каждого по обвинению в убийстве 4-х американцев при захвате их яхты в Оманском заливе в феврале 2011 г. Они будут отбывать наказание в одной из федеральных тюрем без права досрочного освобождения.

3 осужденных входили в группу из 19-ти пиратов, захвативших яхту «Кест» 18  февраля 2011 года. Владельцами яхты была супружеская чета пенсионеров из Калифорнии в возрасте 70 и 66 лет. На борту были также двое пассажиров пожилого возраста.

8 августа родственники моряков и рыбаков, удерживаемых в заложниках сомалийскими пиратами, обратились с призывом к похитителям освободить их узников. Среди подписавших письмо были, в частности, родственники членов экипажа малазийского контейнеровоза MV Albedo, захваченного пиратами еще в 2010 году.

В настоящее время пираты удерживают в заложниках по меньшей мере 54 моряков, главным образом — выходцев из стран, которые не имеют ни финансовых средств для их выкупа, ни соответствующих  специальных средств для проведения силовых операций по их освобождению.

Утром 9 августа военно-транспортный самолет ВВС Эфиопии разбился и загорелся при посадке в аэропорту Могадишо. При этом погибли 4 человека из 6 из состава его экипажа. По мере развития пожара в аэропорту были слышны взрывы. Это заставило предположить, что самолет перевозил боеприпасы.

По словам официального представителя правительства Сомали Ридвана Хаджи Абдивели, причиной катастрофы стало то, что самолет при посадке «потерял равновесие». Он утверждал, что «нет никаких признаков внешнего воздействия на самолет». Уже к вечеру того же дня аэропорт Могадишо возобновил свою работу.

Эфиопские войска присутствуют на юго-западе Сомали с конца 2011 года. Благодаря их участию в боевых действиях против движения «Аш-Шабаб» был одержан ряд важных побед над исламистами. Недавно Аддис-Абеба, которая в одиночку несла финансовое бремя операции своих войск в Сомали, объявила об их скором выводе из этой страны.

15 августа командование африканского миротворческого контингента в Сомали Amisom объявило о начале расследования относительно обвинений в адрес миротворцев в изнасиловании сомалийки, которая якобы была похищена, подвегнута воздействию наркотиков, а затем неоднократно изнасилована в начале августа в одном из северных предместий Могадишо. Как отмечалось в распространенном в Найроби коммюнике командования миротворцев, «Amisom в курсе обвинений, выдвинутых против ее солдат». Оно сообщило о создании смешанной комиссии с участием представителей Миссии и Сомали для расследования этого инцидента. Национальность причастных к инциденту солдат не разглашается. Утверждается, что при этом присутствовали и сомалийские военнослужащие. Известно однако, что на севере Могадишо находятся солдаты из Уганды.

Развернутая в Сомали в 2007 году миссия Amisom в настоящее время насчитывает 17,7 тысяч солдат из Бурунди, Джибути, Кении, Сьерра-Леоне и Уганды. Если факт инцидента подтвердится, он может быть использован боевиками «Аш-Шаба» в своих интересах. Сомалийских «военных» уже не раз обвиняли в совершении актов насилия в отношении женщин.

17 августа заместитель министра информации Сомали Абдишакур Али Мире сообщил об убийстве технического сотрудника государственной радиостанции «Радио Могадишо» Ахмеда Шарифа. Судя по всему, эта расправа была показательной. Она состоялась несколько часов спустя после того, как публично был казнен убийца журналиста. Для Сомали это был первый случай наказания убийц журналистов. Некий Адан Шейх Абди был признан участником движения «Аш-Шабаб». Он был приговорен к смерти еще в марте этого года за убийство в сентябре 2012 года известного сомалийского журналиста Хасана Абсюге. Суд второй инстанции отверг прошение о пересмотре дела.  Двое неизвестных расстреляли А.Шарифа на выходе из его дома.

Таким образом, с начала текущего года в Сомали были убиты 6 сотрудников СМИ. В 2012 году в Сомали были убиты 18 сотрудников СМИ. По данным международной организации «Репортеры без границ», за последние 6 лет в Сомали погибли в общей сложности свыше 50 сотрудников СМИ. В начале текущего года «Репортеры» в специальном коммюнике осудили «безнаказанность, которой пользуются в Сомали враги информации».

Как правило, убийства журналистов в Сомали приписываются боевикам из движения «Аш-Шабаб». Тем не менее считается, что они могут быть также связаны с межклановыми разборками.

Как подтверждение двойственной позиции властей Сомали: 25 августа Могадишо потребовал снять международные санкции против сомалийского предпринимателя Али Ахмеда Нура Джималя, подозреваемого в финансировании движения «Аш-Шабаб». Последний — обладатель паспортов Сомали и Джибути — попал с «черный» список СБ ООН в феврале 2012 года.

В августе исполнился год со времени прихода к власти действующего правительства Сомали. Несмотря на оптимизм, постоянно выражаемый как новыми властями этой страны, так и некоторыми из их международных спонсоров, дела у этого правительства вряд ли можно назвать блестящими. Впрочем, по другому и не могло быть по определению, хотя новое правительство Сомали успело получить миллиарды долларов зарубежной помощи.

Прежде всего, воюющее против всех и вся исламистское движение «Аш-Шабаб», хоть и понесло ряд военных поражений, остается главным возмутителем спокойствия в Сомали и продолжает контролировать значительные территории в центральной части страны. Численность боевиков движения в настоящее время оценивается в 5 тысяч человек. Во-вторых, в стране ширится «парад» автономий со стороны ряда периферийных регионов, и Центр ничего не может противопоставить этому. В-третьих, вновь входят в силу клановые формирования, которые в открытую игнорируют центральную власть. Все это создает обстановку насилия, которая стала вездесущей в этой стране несмотря на присутствие африканских миротворцев. Да, можно признать, что исключением в определенной степени является Могадишо, который после вытеснения из него в августе 2011 года боевиков движения «Аш-Шабаб» постепенно приходит в себя, но столица остается действительно исключением из правила.

Одну из проблем, связанных с сепаратизмом, власти Сомали, похоже, решили. 28 августа в Аддис-Абебе они подписали с представителями т.н. Джубаленда соглашение, предусматривающее учреждение «временной администрации» на этой территории на юге страны, и ее постепенную интеграцию в состав сомалийской федерации.

52.12MB | MySQL:103 | 0,394sec