Саудовская Аравия и сирийский кризис после российско-американского соглашения

26 сентября текущего года глава саудовского внешнеполитического ведомства принц Сауд Аль-Фейсал, выступая на состоявшейся в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН на полях 68-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций встрече «группы друзей сирийского народа», говорил о том, что «сирийский вопрос вступил на опасный и наполненный новыми вызовами опасностями этап». Этот этап «станет определяющим для будущего Сирии и судьбы ее народа, переживающего беспрецедентные для современной истории страдания».

В словах министра было немало верного, — заключение российско-американского соглашения об уничтожении принадлежащего режиму Башара Асада арсенала химического оружия, как и (в момент выступления С.Аль-Фейсала, ожидавшееся) принятие Советом Безопасности ООН подготовленной Россией и Соединенными Штатами резолюции об уничтожении химического оружия в Сирии действительно меняло ситуацию вокруг конфликта и, одновременно, корректировало положение каждой из участвующих в нем противоборствующих сторон. Саудовский внешнеполитический курс должен был учитывать эти два обстоятельства. Вместе с тем, учет этих обстоятельств вовсе не предполагал не только радикальную трансформацию политики крупнейшего регионального участника внутрисирийских событий, но и сопровождавшей эту политику риторики.

У С.Аль-Фейсала (и, разумеется, «правящего класса» его страны) «вызывало странное удивление то, что, — как он подчеркивал в своем выступлении на нью-йоркской встрече «группы друзей сирийского народа», — убийство режимом более ста тысяч сирийцев», использование этим режимом «современного оружия – танков, ракет и самолетов для того, чтобы осуществлять это убийство» не стало поводом для того, чтобы «заставить международное сообщество придти в движение». Лишь «использование запрещенных международными соглашениями отравляющих газов, вызвавших смерть более тысячи четырехсот человек, в своем большинстве женщин и детей», подвигло мир на то, чтобы понять, что «режим совершает преступления против человечности».

Но не меньшее «странное удивление» саудовский политический истеблишмент ощущал и в связи с тем, что «международное сообщество, осознавшее, в конечном итоге, что в Сирии осуществляется геноцид», не смогло «пойти на решительные действия, способные положить конец будущим преступлениям режима, поскольку, — по его словам, — российско-американское соглашение не стремится к всеобъемлющему рассмотрению сирийского вопроса, ограничиваясь исключительно химическим оружием, предполагая, что именно его использование и есть преступление против человечности». С точки же зрения С.Аль-Фейсала и саудовского политического истеблишмента, «убийство десятков тысяч людей различными видами современного оружия массового поражения (так в тексте выступления – Г.К.) на протяжении более двух лет в равной степени, что и химическое оружие, доказывает бесчеловечность и преступный характер режима».

Саудовская позиция в отношении внутрисирийского конфликта и представленной режимом Б.Асада одной из противоборствующих сторон не кажется меняющейся. Но, вместе с тем, в этой позиции появляются некоторые новые оттенки и нюансы.

Считая необходимым заявить, что «использование режимом Асада химического оружия» (саудовский политический истеблишмент нисколько не сомневается, что вина за его использование лежит исключительно только на одной из противоборствующих сторон) означает, что этот режим «перешел все мыслимые красные черты», С.Аль-Фейсал стремился отталкиваться от этого обстоятельства, позволившего «вывести Совет Безопасности из состояния паралича», для того, чтобы связать с ним предшествовавшие «достижения» сторонников сирийской оппозиции. Он говорил о «незыблемости решений встреч “группы друзей сирийского народа”, а также совещания “Женева-1”, провозгласивших нелегитимность сирийского режима и признавших Национальную коалицию сил сирийской революции и оппозиции в качестве единственного законного представителя сирийского народа». Впрочем, глава саудовского внешнеполитического ведомства считал «абсолютно недопустимым участие главы режима (Башара Асада – Г.К.) и всех тех, чьи руки (в составе окружения сирийского президента – Г.К.) запятнаны невинной кровью сирийцев, в будущем переходном урегулировании». Он же требовал от участников нью-йоркской встречи «группы друзей сирийского народа» вновь «подтвердить эти принципы с тем, чтобы совещание “Женева-2” не отклонилось от тех рекомендаций, которые были высказаны в ходе совещания “Женева-1”».

С.Аль-Фейсал не мог и не собирался отказываться от точки зрения политического истеблишмента своей страны, согласно которой режим Б.Асада, принимая условия российско-американского соглашения о необходимости уничтожения находящегося на территории Сирии химического оружия, «не пользуется предоставленной ему этим соглашением возможностью движения в направлении политического решения кризиса, исключающего военный путь». Напротив, как подчеркивал саудовский министр иностранных дел, «режим стремится эксплуатировать это соглашение с тем, чтобы выиграть время и уйти от наказания, с тем, чтобы, проводя политику проволочек, продолжать свой нынешний курс». А этот курс, как он считал, «даст режиму возможность продолжать убийство сирийского народа и восстановить собственную легитимность, которую он потерял благодаря воле большинства международного сообщества».

С тем, чтобы исключить возможность развития событий в этом направлении (но, не игнорируя содержания российско-американского соглашения, «если это соглашение действительно устремлено к созыву конференции “Женева-2”»), глава саудовского внешнеполитического ведомства предлагал план действий, которым могли бы руководствоваться участники «группы друзей сирийского народа».

Первым пунктом этого плана должно было стать «укрепление российско-американского соглашения четкой и ясной резолюцией Совета Безопасности, исходящей из 7-ой главы Устава». Эта резолюция «не позволит режиму Асада проводить политику проволочек».

Второй пункт своего плана С.Аль-Фейсал формулировал следующим образом: «Необходимо подтвердить все решения встреч “группы друзей сирийского народа”, а также принципы совещания “Женева-1”, с тем, чтобы “Женева-2” не стала средством восстановления легитимности режима Асада».

Третий пункт включал в себя «интенсификацию политической, экономической и военной поддержки сирийской оппозиции ради того, чтобы она могла законно защищаться, изменив соотношение сил на поле боя, что и создаст условия для реализации политического решения кризиса».

Наконец, четвертый пункт плана С.Аль-Фейсала гласил: «Необходимо увеличить гуманитарную помощь миллионам сирийских беженцев и перемещенных лиц, а также создать гарантированные и законные условия поступления этой помощи».

Участником нью-йоркской встречи «группы друзей сирийского народа» была и делегация Национальной коалиции  во главе с ее лидером Ахмедом Джарбой. В этой связи С.Аль-Фейсал счел необходимым приветствовать ее членов, а также поздравить их с «формированием сирийского переходного правительства». Равным образом он счел необходимым заявить, что «нерешительность международного сообщества (в вопросе о признании этой оппозиционной организации – Г.К.) представляет собой препятствие на пути к миру в Сирии в силу того, что ограничение поставок вооружения Сирийской свободной армии под предлогом того, что это вооружение может попасть в руки экстремистов, отдаляет этот мир». Преодоление этой «нерешительности» предполагает, по словам С.Аль-Фейсала, «усиление поддержки Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции и Сирийской свободной армии в интересах повышения их эффективности в преддверии возможности проведения совещания “Женева-2”».

По мнению саудовского министра иностранных дел, и Национальная коалиция, и Сирийская свободная армия «нуждаются в том, чтобы укрепить их веру в международное сообщество, их убежденность в том, что оно также видит их место в будущем политическом урегулировании». Более того, по его словам, «лучший способ преградить путь силам экстремизма и их влиянию на будущее Сирии является расширение помощи умеренным силам (оппозиции – Г.К.)».

Итак, Саудовская Аравия вовсе не считает достижение российско-американского соглашения, как и принятую Советом Безопасности ООН резолюцию по вопросу уничтожения находящегося на территории Сирии химического оружия (уже названную саудовской прессой «куцей» и «не отвечающей реалиям внутрисирийской ситуации») своим поражением. Напротив, для ее политического истеблишмента это лишь «временная неудача», возможность преодоления которой требует, как говорил С.Аль-Фейсал, завершая свое выступление на нью-йоркской встрече «группы друзей сирийского народа», «работы по выработке единой позиции всех членов группы ради того, чтобы планируемая дипломатическая акция (“Женева-2” – Г.К.) стала бы нашим успехом». Поддержка действий Саудовской Аравии в этом направлении будет обеспечиваться ее союзниками – членами Совета сотрудничества арабских государств Залива (принявшими соответствующие документы в ходе работы состоявшегося 10 сентября текущего года в саудовской Джидде заседания Министерского совета этой организации) и большей частью членов Лиги арабских государств.

52.23MB | MySQL:103 | 0,497sec