О развитии политической ситуации в Судане

Как и предполагалось, правящая в Судане Партия национального конгресса (ПНК) подвергла бывшего главу фракции ПНК в парламенте и бывшего уже советника президента О.аль-Башира Г.ат-Табани жесткой критике за его открытое письмо руководству страны. Напомним, что в нем жестко критиковались меры правительства по  отмене субсидий на топливо. Помимо Г.ат-Табани это письмо подписали еще тридцать три члена партии, в разное время занимавших руководящие посты. Теперь, судя по всему, их ожидает исключение из ПНК со всеми вытекающими из этого последствиями. Указанное событие знаменует собой окончательное поражение т.н. «реформаторского крыла» в ПНК, которое особенно громко заявило о себе в период тесной координации усилий Хартума и Вашингтона по дарфурскому досье в период 2008-2011гг. К этому течению можно также отнести нынешнего министра иностранных дел А.Карти и бывшего руководителя суданских спецслужб С.Гоша.  Сразу же отметим, что было бы наивным полагать, что эти политики выступали за прогрессивный путь развития страны. Скорее речь идет о выборе внешних союзников и трансформации исламистского режима в сторону большей демократии и открытости. В данном контексте «реформаторы» постоянно возвращаются в своих выступлениях к теме предательства О.аль-Баширом «принципов революции 1989 года», среди которых они особенно отмечают «равноправие и демократизм принятия решений». К подписавшим письмо присоединились около сотни активистов молодежного исламского движения «Сааихун», которые являются своеобразным комсомолом правящей партии. Причем из числа наиболее жестких исламистов. Так что совсем не факт, что «реформаторы» в своих идеологических установках мягче, чем нынешнее суданское руководство. В любом случае Г.ат-Табани не простят демарша и попытки расколоть правящую партию в самый тревожный для нее момент.

Спустя четыре дня после начала массовых выступлений «проснулись» два харизматических оппозиционных лидера -руководитель Партии народного конгресса (ПНарК) Х.ат-Тураби и лидер партии «Умма» С.аль-Махди. Они призвали своих сторонников поддержать протестные акции вплоть до отмены решения о ликвидации субсидий на топливо. В данном случае мы имеем классическую попытку «вскочить на уходящий поезд». При этом необходимо отметить, что тот же С.аль-Махди призвал к эскалации протестных выступлений, но только в исключительно мирных формах: шествия, сидячие забастовки, митинги. Под эгидой партии «Умма» также планируется организация в пятницу памятной манифестации в честь убитых демонстрантов. Этот момент означает, что у протестующих теоретически появился свой «казначей» в лице махдистов. Последние традиционно считаются партией крупных и средних торговцев. Теоретически, потому что очень сомнительно, что С.аль-Махди станет  вождем революционных масс. Скорее всего, он выпущен в эпицентр протеста по согласованию с правящей верхушкой для того, чтобы структурировать протестное движение и не допустить его перерастания в вооруженные формы. В данном случае имеет место принцип: «не можешь победить, возглавь». Сторонники этой версии указывают на то, что сам С.аль-Махди никогда не призывал к свержению правящего режима, а его сын Абдулрахман является действующим советником президента О.аль-Башира. Припомнили единственному демократически выбранному премьер-министру страны и тот факт, что в прошлом году он категорически отказался присоединиться к протестующим на улицах ряда городов и не выразил им какую-либо поддержку. Повторим, что без финансирования и управления все эти протесты так и останутся спорадическими. Особенно с учетом того, что правительство уже заявило о выплате компенсаций наиболее бедным слоям населения.

Х.ат-Тураби в своем заявлении подчеркнул, что нынешний кризис стал возможным в результате безответственной политики режима О.аль-Башира, которая привела к отделению Южного Судана, войне в Дарфуре, Голубом Ниле и Южном Кордофане. Отметим при этом, что именно Х.ат-Тураби в свое время первым выступил за безоговорочное отделение Южного Судана. В этой связи его нынешние декларации необходимо рассматривать прежде всего как повод свести личные счеты с О.аль-Баширом за свою опалу. Реальная опасность Х.ат-Тураби не в его декларациях. Он олицетворяет собой более ортодоксальное направление в исламизме, которое может в случае  раскола в ПНК стать ядром объединения для недовольных. Кроме того, не забыты и контакты бывшего лидера «зеленого интернационала» с дарфурскими  повстанцами из Движения за справедливостьи равенство (ДСР), которые штурмовали суданскую столицу в 2007 году.

Это особенно актуально сейчас, когда лидеры Революционного фронта Судана (РФС) официально объявили о проработке планов насильственного свержения режима О.аль-Башира на волне народного возмущения. В заявлении организации говорится, что «в рамках подготовки к летней кампании  принимается во внимание рост протестных настроений в крупных суданских городах. В этой связи все полевые командиры получили приказ о содействии протестующим всеми доступными способами». Одновременно командование РФС объявило, что им проводится работа по установлению рабочих контактов «с союзниками и друзьями» внутри Судана, а также интенсифицированы контакты с зарубежными  странами с целью создания единого фронта борьбы с суданским режимом. Все эти решения были приняты на совещании полевых командиров РФС в Южном Судане. Можно предположить, что под «зарубежными друзьями» имелись ввиду прежде всего Уганда и Кения, которые по экономическим причинам не смогут сейчас выступить в качестве спонсоров свержения режима О.аль-Башира.

Несмотря на все декларации РФС еще раз повторим, что они реально могут наносить ущерб суданской армии только в зонах проживания их сторонников. А именно в штатах Южный Кордофан, Голубой Нил и Дарфур. Двинуться организованным маршем на Хартум отряды РФС не в состоянии, да и в отсутствии авиационной поддержки это был бы самоубийственный марш. Поэтому в данном случае – это просто слова, а вот снабдить оружием протестующих в суданские  города РФС в состоянии, и это сейчас наибольшая опасность, которая может грозить с их стороны.

52.28MB | MySQL:103 | 0,493sec