Саудовская Аравия: ситуация в правящей семье

Король Саудовской Аравии Абдалла сделал серьезный шаг по окончании опалы представителей клана Султана бен Абдель Азиза, которая длилась с разной  степенью интенсивности последние шесть месяцев. Начало этой борьбы было положено после отставки в апреле с.г. Халеда бен Султана с поста заместителя министра обороны, который обвинялся чуть ли не в попытке государственного переворота и с тех пор находился фактически под домашним арестом.

Помимо отставки и удара по престижу клану Султана был нанесен и серьезный имущественный ущерб. В формальное ведение одного из главных антагонистов Султана — министра обороны Салмана бен Абдель Азиза попала авиакомпания  Nas Air, которая принадлежит опальному Халеду. Это вызвало наибольшую озабоченность у сыновей покойного Султана. Специализация компании – создание и обслуживание новых маршрутов по перевозке паломников в Мекку. В частности, в монопольном владении Nas Air  с недавнего времени  находятся маршруты по переправке паломников из Судана и Чада. Шагом для успокоения клана Султана стал  гарантии короля по владению  Nas Air.

Порядок авиаперевозок паломников определяет General Authority of Civil Aviation, которая структурно подчиняется министерству обороны КСА. Она же занимается и лицензированием транспортных компаний королевства. Пока Халед бен Султан был заместителем министра обороны, он обеспечивал участие своего клана в деятельности Nas AirПосле его отставки его позиции в General Authority of Civil Aviation резко ослабли, чем не преминули воспользоваться конкуренты из клана Салмана. По крайней мере, Nas Air потеряла часть своих привилегий. Транспортировка паломников крайне выгодный бизнес, и борьба за контроль над ним идет с использованием всех средств и сил. Ряд экспертов в этой связи отмечают, что вся история с «государственным переворотом» была инициирована специально для создания условий по переделу наиболее «лакомых» кусков собственности. Теперь ситуация возвращена «на круги своя».

Но не только собственность стоит в основе интриги против Халеда бен Султана. Вынужденная изоляция самого авторитетного представителя клана Султана автоматически выводила на первые роли принца Бандара, который стал основным представителем клана в коридорах власти. При этом его конкуренты одновременно резко ослабляли претензии клана Султана на верховную власть в стране, поскольку Бандар не принадлежит к представителям саудовской аристократии. Его мать родом из Эфиопии по кличке «Тростинка», долгое время была наложницей в гареме Султана бен Абдель Азиза. Последний, кстати, до 2011 года отказывался юридически признавать Бандара в качестве прямого наследника, при этом всячески поддерживая его в бизнесе и политике. Плюс темный цвет кожи Бандара тоже, как это ни странно, являлся лишним доказательством его несостоятельности в качестве претендента на престол.

Тем не менее у Бандара есть очень сильный козырь — поддержка американцев. Принц является основным архитектором плана поддержки противников Башара Асада в Сирии. Помимо этого он предложил Вашингтону очень заманчивый проект по резкому ослаблению влияния «Хизбаллы» в Ливане через приход к власти своего протеже Саада Харири. Естественно, что это должно произойти после свержения режима Б.Асада. Надо признать, что американцы пока дают принцу «карт-бланш» на сирийском направлении. По негласному распоряжению из Белого дома все компрометирующие принца Бандара и его семью материалы, которые были накоплены полицией в Вашингтоне за время его пребывания на посту посла КСА в США, пока переданы в ФБР и «заморожены» до лучших времен. Это совсем не означает того, что им не будет дан ход в случае, если действия Бандара перестанут устраивать американцев. Но те же эксперты в один голос утверждают, что возвышение Бандара и соответственно клана Султана, на которое пошел король Абдалла, не прошло без американского участия.

В частности, принцу Бандару удалось пролоббировать назначение в качестве заместителя министра обороны  младшего брата Халеда Салмана бен Султана. Последний не имеет такого опыта руководящей работы, как у старшего брата, который воглавлял силы стран Персидского залива во время вторжения в Ирак в 2001 году, был правой рукой своего отца в период, когда он руководил министерством обороны. Главный его козырь в том, что он является протеже Бандара. Он работал в посольстве КСА в США под его руководством, а в последнее время курировал иорданское направление и, в частности, отвечал за связи с сирийскими повстанцами в Иордании. На Салмане лежала основное бремя поддержания связи с родственными племенами, которые проживают в Иордании и Сирии и составляют основной костяк сопротивления Башару на юге Сирии. Сюда же входило и оказание им материально-технической поддержки. Одноврменно новый заместитель министра обороны является совладельцем крупной нефтеперерабатывающей компании Marasel.

Таким образом, можно констатировать, что в правящей семье пока образовалось хрупкое равновесие. Как бы ни хотелось клану Салмана бен Абдель Азиза окончательно принизить своих основных конкурентов в борьбе за власть, но реальность диктует саудовскому монарху необходимость предпринять все, чтобы сохранить систему баланса сил различных группировок при дворе и соответственно укрепить фундамент устойчивости власти.  Помимо этого, сохранение позиций принца Бандара и возвращение представителей клана Султана в реальную власть свидетельствует о том, что политика королевства в отношении Сирии остается без изменений. Более того, этот формат вмешательства через иностранных джихадистов и их сирийских «клонов», число которых катастрофически растет,  негласно поощряется США. Это означает только одно – Вашингтон от своих планов по свержению режима Б.Асада не отказался и взял лишь паузу, связанную с ликвидацией сирийского химического оружия.

52.35MB | MySQL:103 | 2,486sec