Пакет реформ правительства Турции не удовлетворяет курдов

Начавшийся в марте  2013 года мирный переговорный процесс правительства Турции с Рабочей партией Курдистана (РПК) давал надежду значительной части курдского населения   Турции на конституционное закрепление своих    национальных прав и  создание курдской культурной  автономии в составе Турции. Позиции различных политических сил как  в самой  Турции, так и в  курдской среде продолжают иметь  различные сценарии и  интерпретации возможного самоопределения курдов в рамках подобного национального образования. Здесь стоит напомнить, что политическая программа самоопределения курдов, предлагаемая находящимся в заключении лидеров Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом подразумевает создание демократической конфедерации курдов в рамках четырёх смежных национальных автономий Турции, Ирака, Ирана и Сирии, не разрушая политических границ существующих государств. При этом как  сторонники Рабочей партии Курдистана (РПК), так и  их политические сателлиты в лице прокурдской  Партии мира и демократии (ПМД)  выступают за создание самой широкой автономии курдов в составе Турции так, чтобы в ответственность Анкары входило только обеспечение безопасности государства и внешняя политика. Однако  повстанческие способы борьбы в среде сторонников Абдуллы Оджалана, видимо, продолжают рассматриваться,  как эффективные способы борьбы  на пути реализации подобного проекта,  хотя от этой позиции в настоящее время и дистанцируется прокурдская ПМД, которая настаивает исключительно на мирных формах борьбы за  культурные и национальные права курдов.  С другой стороны,  РПК и ПМД представляют лишь часть курдского политического электората и с их автономистскими устремлениями не солидаризируется значительная  часть курдского населения Турции, которые поддерживают умеренных исламистов из ПСР (в турецком парламенте около 70 депутатов от ПСР – курды).

Практические все политические силы Турции, кроме ПМД, выступают категорически против автономизации курдов, рассматривая в этом первый шаг к развалу всей страны. Не придал оптимизма автономистам   и пакет реформ по демократизации страны, озвученный премьер-министром Р.Т.Эрдоганом 30 сентября 2013 г.  В официальном заявлении премьер-министра вообще отсутствует слово «курды»  и никакой речи не идет о возможности создании  курдской автономии в стране. Р.Т.Эрдоган дал понять, что  правительством будут  инициированы  законодательные решения, которые лишь формально будут отвечать требованиям ПАСЕ и других европейских комиссий, а также т.н. «Копенгагенским критериям», в которых суммируются требования по обеспечению прав человека в Турции в качестве основы для вступления страны в ЕС.  Так,  правительство предлагает   увеличить  наказание лишением свободы с 1 года до 3 лет за оскорбления и унижения по национальному признаку, при этом  начальное преподавание на «языках, отличных от турецкого», будет  разрешено только на уровне  частных школ. Также  в Турции отныне  будет официально разрешено использование курдских букв, которых нет в турецком алфавите, при этом сняты ограничения на использование курдских имен для новорожденных. Правительством был  также официально инициирован процесс возвращения курдских исторических названий деревням и сёлам. Возможно, в ближайшее время будет возвращено историческое название и Дерсиму – прежней  провинции Тунджели, в тридцатые годы  являвшейся оплотом курдского сепаратизма и алевитского сопротивления властям.  Сторонники ПМД уже назвали эти реформы   «косметическими», поскольку   в озвученном пакете  не содержится упоминаний об освобождении  арестованных   функционеров Союза народов Курдистана, (СНК) – подконтрольной РПК бюрократической организации «зонтичного» типа, нацеленной на создание в Турецком Курдистане своих национальных управленческих кадров.    Используя пакет реформ в качестве козыря в преддверии парламентских и президентских выборов,  Р.Т.Эрдоган даёт понять,  что курды Турции фактически достигли тех культурных  прав, которые соответствуют требованиям ПАСЕ, но при этом  не может идти речи о создании курдской автономии и внесении соответствующих изменений в Конституцию Турции.

Эскалация региональных конфликтов, в первую очередь в Сирии и Ираке,  является  в наши дни мощным  катализатором  консолидации национального  курдского движения на Ближнем Востоке. В качестве мер противодействия курдскому интегральному национализму внутренняя и внешняя политика Анкары по-прежнему ориентирована  на ослабление курдского единства с целью предотвращения возможных сепаратистских тенденций на своей территории. Задача Анкары при этом фокусируется на придании нового статуса курдскому населению Турции в рамках таких идейных ориентиров, которые обеспечивали  бы консолидацию турок и курдов, поскольку  без подобной консолидации  региональное доминирование Турции в регионе  теперь уже может быть поставлено под сомнение. Между тем социологические опросы показывают, что  между курдами и титульной нацией пока еще  существуют серьезные расхождения во взглядах на  будущую форму турецко-курдского сосуществования в рамках единого государства. Согласно опросам в 2010 году  только 14% турок в стране верили в  необходимость договариваться о конституционном статусе курдов Турции.

Помимо дееспособных армий, радикальному крылу сторонников курдской автономии в лице РПК за достаточно короткий  период  удалось создать в во всех соседних курдских регионах идеологически аффилированные с РПК политические организации: это Партия свободной жизни (PJAK), действующая на территории Ирана, Партия демократического единства  (ПДЕ) у сирийских курдов и, наконец,  Курдская партия демократического решения (КПДР), которая приняла участие в парламентских выборах в Иракском Курдистане в сентябре 2013 г.

В  закреплении  курдского национального статуса и формировании    общекурдского   национального  интеграционного процесса   значительную роль играют независимые курдские СМИ и, в первую очередь интернет-ресурсы, которые знакомят аудиторию с последними новостями вокруг этнического Курдистана. Чаще всего такие электронные ресурсы базируются в странах Европы и США, и выступают консолидирующим информационным звеном, позволяя курдам из разных стран ближе узнать друг друга. Крупнейшим оппозиционным телеканалом турецких курдов является базирующийся в Дании подконтрольный РПК телеканал ROJ-TV, который официальная Турция рассматривает в качестве главного рупора пропаганды курдского сепаратизма и,  пользуясь  всеми возможными средствами, пытается ограничить  его вещание на курдские территории.  Так, летом 2013 года под давлением Турции Дания вынуждена была временно закрыть вещание телеканала на Турецкий Курдистан. Между тем канал сформировал в Турции свою аудиторию, которая выражала свое недовольство прекращением его вещания.   Широкой популярностью у местного курдского населения пользуются турецкие информационные ресурсы левого толка  – в первую очередь, газета и интернет-издание «Радикал», которые, по мнению значительной части  курдской читающей аудитории, наиболее объективно освещают характер взаимоотношений турецких курдов с Анкарой.

Важным аспектом роста национального самосознания курдов Турции стало расширение использования курдского языка (диалектов курманджи и заза) в рамках инициированной правительством Турции в 2009 г.  т.н. «курдской инициативы», в результате  был дан зеленый свет факультативному преподаванию курдского языка, было создано несколько высших  учебных заведений, занимающихся исследованиями курдского языка культуры;  также началу государственного теле- и радиовещания на курдском языке. Для этих целей был создан вещающий на курдском государственный телеканал (TRT-6), который стал соперничать с ROJ-TV в борьбе за влияние на курдскую аудиторию.

Важную роль в курдской консолидации призвана сыграть Курдская национальная конференция, которую планируется провести до ноября 2013 г. в Эрбиле, но которая может быть отложена из-за давления Турции.

Тем не менее,  правящая ПСР стала первой турецкой  партией, которая инициировала эффективный переговорный процесс с курдскими повстанцами, в том числе и с целью завоевания курдского электората в преддверии парламентских и президентских выборов 2014 года. Однако активное участие курдских активистов и сторонников РПК в  массовых акциях протеста против политики исламистов в июне 2013 г. в Стамбуле дало понять, что политическое  партнерство курдских националистов с ПСР можно считать несостоявшимся.

Таким образом,  несовпадение позиций по мирному урегулированию курдской проблемы  чревато новыми осложнениями, особенно в преддверии парламентских и президентских выборов, на которых  и исламисты и курдские националисты будут разыгрывать курдский вопрос, как главный инструмент  борьбы  за голоса избирателей юго-востока страны. При этом сторонники ПМД дали понять, что они будут добиваться курдской культурной автономии в Турции исключительно мирными способами.

52.36MB | MySQL:103 | 1,114sec