Ситуация в Алжире: сентябрь 2013 г.

Главным событием месяца в Алжире стало возвращение к активной работе президента страны Абдельазиза Бутефлики, долгие месяцы находившегося не у дел из-за болезни. 29 сентября глава государства провел заседание Совета министров Алжира – первое с его участием в 2013 году. Предыдущее заседание Совета министров состоялось в конце декабря 2012 г.

В ходе заседания кабинета 29 сентября были рассмотрены и одобрены проекты семи законов, в том числе проект закона о финансах на 2014 год.

10 сентября А.Бутефлика принял лидера партии «Ан-Нахда» Рашида Ганнуши и одного из лидеров тунисской оппозиции Беджи Каида ас-Себси. С учетом глубочайшего кризиса, переживаемого Тунисом, подобные действия главы АНДР вынудили тунисскую прессу предположить, что он может выступить посредником в урегулировании ситуации в этой стране. Они отметили, что этой инициативе способствовало то обстоятельство, что обе страны заняты сейчас нейтрализацией окопавшейся в районе границы двух стран со стороны Туниса джихадистской группировки, связанной с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКМ).

В связи с истечением в 2014 г. срока действия мандата А.Бутефлики его окружение и сам глава государства заняты сейчас решением одного вопроса – баллотироваться ли ему в 4-й раз на выборах или попытаться продлить срок его полномочий на два года. В свете подготовки к выборам, которые теоретически должны состояться в апреле 2014 г., следует рассматривать произведенные 11 сентября президентом страны перестановки в правительстве. А.Бутефлика сменил, в частности, такие ключевые фигуры, как министры внутренних и иностранных дел, а также юстиции при том, что во главе кабинета остался Абдельмалек Селлаль.

Наиболее заметной стала отставка главы МВД Даху ульд Каблиа. Еще в августе он проигнорировал запросы двух ключевых фигур из окружения президента – личного секретаря главы государства Мохаммеда Ругаба и младшего брата президента Саида Бутефлики, требовавших от МВД разрешения на проведение заседания ЦК Фронта национального освобождения (ФНО). При этом строптивый министр заявил, что выполняет указания только президента. В итоге заседание ЦК все же состоялось. Как сообщалось, на нем лидером правящей партии был избран Аммар Сайдани – доверенное лицо Бутефлики–младшего, занимающего пост советника президента. Считается, что для последнего избрание А.Сайдани было решающим условием его выживания в политике. Таким образом глава государства установил прямой контроль за состоянием дел во ФНО, которой теперь ничего не остается, как поддержать предложение клана А.Бутефлики относительно его кандидата на президентских выборах.

Что касается министра внутренних дел, то про его строптивость не забыли – о своей отставке он узнал из сообщений прессы. Его место во главе МВД занял председатель Конституционного совета Тайеб Белаиз. Правда, теперь его пост называется так – госминистр, министр внутренних дел и по делам местных органов власти.

Карьерный дипломат Рамтан Ламамра возглавил МИД, бывший министр труда Тайеб Лух получил портфель министра юстиции. Глава государства сохранил за собой портфель министра обороны. Ахмед Салах Гаид был назначен на пост заместителя министра обороны, сохранив за собой должность начальника Генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира. Правительство покинули 6 министров от ФНО, которые в августе не поддержали избрание А.Сайдани во главе партии.

Произведенные перестановки в кабинете министров были первыми с сентября 2012 г., когда А.Селлаль возглавил правительство Алжира.

Многозначительный факт сообщила за несколько дней до перестановок в правительстве газета «Ан-Нахар». По ее данным, президент решил упразднить действовавшую в качестве подразделения департамента разведки и безопасности (DRS) уголовную полицию, сотрудники которой занимались несколькими громкими коррупционными делами. В частности, ее «клиентом» был бывший министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль. Против этого некогда близкого сподвижника А.Бутефлики Алжир выписал международный ордер на арест.

Ранее алжирские СМИ несколько раз упоминали имя А.Сайдани в связи с делами о коррупции.

Тогда же из подчинения DRS была выведена пресс-служба ННА. Теперь она находится в ведении генштаба. Если сообщение газеты соответствует действительности, это означает, что А.Бутефлика уменьшил зоны влияния DRS, руководство которой во главе с генералом Мухаммедом Медиеном считалось некоторыми обладателем реальной власти в стране и без визы которой не производилось ни одно назначение в стране.

Уже позднее стало известно, что уголовная полиция, равно как пресс-служба и служба военной контрразведки были выведены из подчинения DRS и переподчинены непосредственно начальнику генштаба.

Как написала в этой связи считающаяся близкой к командованию ННА газета «Аль-Ватан», «с произведенными изменениями в руководстве ФНО и структурными перестановками в военной машине, А.Бутефлика получил возможность контролировать предстоящие выборы», и в частности, процесс выдвижения кандидатов. По мнению «Либерте», речь идет «о силовом шаге президента, который, будучи больным и находясь на завершающем этапе правления, не собирается уходить, не подготовив почву для преемника, которого он сам и назначит».

Как с ходу заявил А.Сайдани, его партия поддержит президента, «если он захочет продлить свой мандат или бороться за новый». Однако намерение окружения президента внести изменения в конституции, увеличив срок президентского мандата с пяти до семи лет, вызвало волну критики со стороны оппозиции. Тем не менее 17 сентября премьер-министр А.Селлаль сообщил, что подготовка предложений о внесении изменений в конституцию завершена, и они переданы главе государства. При этом он ни слова ни сказал, о каких изменениях идет речь.

2 сентября стартовала осенняя сессия Национальной ассамблеи (нижняя палата парламента). Оппозиционный Фронт социалистических сил (ФСС), имеющий 27 депутатских мандатов в 462-местном парламенте, бойкотировал первое заседание сессии в знак протеста против «застоя и плохого функционирования» в работе нижней палаты.

В сентябре несколько заметных событий произошли на антитеррористическом «фронте». 1 сентября стало известно, что днем ранее в самом центре города Батна (450 км к юго-востоку от Алжира) имело место боестолкновение между группой террористов и силами безопасности. В ходе боя один боевик был убит, еще один – ранен и арестован. По данным газеты «Аль-Ватан», еще двое боевиков сдались. По тем же данным, участники этой группы входили в другое бандформирование численностью до 30 человек, которое действует в окрестностях Батны.

27 сентября Министерство обороны Алжира впервые за долгое время выступило с коммюнике (первое следствие переподчинения пресс-службы?), в котором объявило об уничтожении военными пяти вооруженных исламистов одного из формирований АКМ в регионе Бу-Мердас в 50 км к востоку от Алжира. В документе подчеркивалось, что антитеррористическая операция проводилась на основе «разведывательных данных» и отразила «решимость» ННА бороться против терроризма.

27 сентября частное мавританское информационное агентство ANI сообщило, что АКМ назначило преемника на должность убитого в Мали в ходе французской операции «Серваль» главаря фаланги «Тарик» этой организации алжирца Абдельхамида Абу Зейда. Новым руководителем этого формирования стал также алжирец по национальности Саид Абу Мугхатиль (боевой псевдоним). Другое формирование АКМ — «Аль-Фуркан» — возглавил мавританец Абдеррахман (боевой псевдоним – Талха). Он сменил на этом «посту» Мохамеда Ламина ульд эль-Хасана (боевой псевдоним – Абдалла аль-Хингити), также убитого в Мали. АКМ сообщила о гибели двух упомянутых полевых командиров в июне с.г.

8 сентября посол Великобритании в Алжире Мартин Ропер заявил, что иностранный персонал компании «Бритиш петролиум» (BP), покинувший страну после январского теракта на газовом комплексе близ Ин Аменаса, «в ближайшее время вернется» к местам работы. «BP намерена продолжить свою работу в Алжире. В этом контексте персонал компании в ближайшее время вернется в страну», — заявил он, не уточнив при этом, о каких комплексах идет речь. Британская группа отозвала свой иностранный персонал с газового комплекса Ин Аменас после того, как в течение 16 – 19 января он был захвачен группой террористов. Управление этим комплексом осуществляли совместно BP, алжирская компания СОНАТРАК и норвежская Statoil. В ходе операции по освобождению комплекса погибли 37 иностранцев. После трагедии в Ин Аменасе BP потребовала от СОНАТРАК обеспечить необходимые условия безопасности для того, чтобы британская группа «могла продолжать работу в стране». В то же время алжирские власти отказались предоставить BP право самостоятельно обеспечивать безопасность ее комплексов.

22 сентября алжирская государственная компания Sonelgaz объявила, что подписала контракт с американской General Elrectric на сумму 2,2 млрд долларов на поставку генераторов, газовых и паровых турбин для шести тепловых электростанций мощностью от 1200 до 1600 МГВТ каждая. Эти ТЭЦ предполагается построить до 2017 г. Одновременно объявлено о намерении двух компаний создать совместные мощности по производству генераторов в Алжире. 51 процентов капитала этого СП будет принадлежать Sonelgaz, 49 – американской компании. Уже позднее последняя сообщила свою версию контракта, согласно которой она поставит оборудование для девяти алжирских ТЭЦ.

28 сентября в 25 городах Алжира прошли манифестации безработных. Их участники требовали предоставить им работу, угрожая в противном случае расширить подобные акции через перекрытие национальных автодорог и подъездов к местам добычи углеводородов. По данным МВФ, в настоящее время показатель безработицы среди алжирцев младше 35 лет составляет 21,5 процентов.

В целом, не приходится сомневаться, что с учетом состояния здоровья А.Бутефлики, который вряд ли сможет полноценно участвовать в избирательной кампании, его окружение – скорее всего — выберет в итоге вариант продления его мандата на два года. Однако этот вариант вряд ли будет способствовать решению накопившихся в Алжире проблем.

52.27MB | MySQL:103 | 0,485sec