Египет: возможная военная операция в секторе Газа

Каир допустил утечку в прессу информацию о возможности проведения военной операции в секторе Газа. Командующий 2-й египетской армией на Синайском полуострове, которая безуспешно пытается установить контроль над этим регионом, генерал аль-Васфи предупредил, что «терпение египетского народа не безгранично» (интересно только узнать, что думает по этому поводу сам народ). Израильские СМИ эту информацию широко растиражировали. В этом есть больше попытка выдать желаемое за действительное, поскольку в случае реализации такого сценария, израильтяне получают максимальный желаемый результат: арабы будут воевать против арабов, и опасность со стороны ХАМАСа и «Исламского джихада» (ИД) будет минимизироваться «чужими руками». Представляется, что для такой «благородной цели» Израиль разрешит Египту еще не раз выйти  за рамки существующего мирного договора и нарастить свою группировку на Синае в разы. Пока по данным тех же пронырливых журналистов, египтяне планируют нанести удары с помощью  ударных вертолетов «Апач» по южным районам сектора Газа, где они уже закончили необходимую доразведку.

В чем суть претензий Каира к ХАМАСу?  Если кратко – это логистическая и тыловая поддержка боевиков-салафитов, которые постоянно атакуют посты и конвои египетской армии на Синае. По версии египетского военного командования, которое демонстрирует неумение проводить эффективные операции в условиях партизанской войны, боевики перебираются после «актов возмездия»  из Синая в сектор Газа, «зализывают там раны», а затем вновь проникают на египетскую территорию для совершения новых нападений. ХАМАС де по науськиванию Ирана и Катара во всем этом боевикам-салафитам помогает. Тегеран и Доха действительно не питают любви к нынешнему египетскому руководству, но есть очень большие сомнения в том, что эти два антагониста объединились в альянс для того, чтобы «задать перцу» египетской армии. Заметим также, что пока никаких достаточных доказательств этого Каиром представлено не было. Как впрочем, не доказано и участие хамасистов в боях на Синае. На днях, правда египтяне продемонстрировали содержимое захваченного тайника с оружием, где среди прочего, и было три комплекта ПЗРК «Стрела». На них якобы была маркировка «Исламского джихада». Но причем здесь ХАМАС?

Зафиксируем: ХАМАС сейчас находится в орбите влияния Катара. По крайней мере, официально. После прихода нового эмира Катара эти отношения трансформировались в очень спокойный формат, но пока некий альянс остается. ИД – это «игрушка» Тегерана. То есть организации патронируются разными кураторами, которые терпеть не могут друг друга. Осторожные попытки ХАМАСа (имеется в виду его руководство в секторе Газа) возобновить в конце лета с.г. отношения с Ираном и «Хизбаллой», которые  серьезно пострадали в результате участия хамасистов в гражданской войне в Сирии на стороне оппозиции, провалились. То есть подразумевать, что ХАМАС начал активно дружить со спящими ячейками «Хизбаллы» на Синае (а таковые есть), было бы натяжкой. Сейчас этого нет. И не будет, до тех пор, пока не возникнет новый союз ХАМАСа с Ираном. Но никаких явных свидетельств того, что на Синае активно действует «Хизбалла», нет.

ИД – другое дело. Тегеран заморозил все операции этой группы против Израиля с учетом ситуации в Сирии. Но естественно, что джихадисты играют важную роль в логистической поддержке тех же ячеек «Хизбаллы» на Синае. В том числе и посредством организации тайников с оружием. Но надо отдавать себе отчет в том, что и ХАМАС и ИД никакого отношения к салафитам не имеют. ХАМАС – это классические «Братья-мусульмане», а ИД не может быть салафитской группой в силу своих партнерско-подчиненных отношений с Тегераном. А именно салафиты воюют сейчас с египетскими военными на Синае. По крайней мере, так заявляют в Каире. Это странно, поскольку салафиты находятся под контролем Эр-Рияда (а он с Каиром внешне дружит), а в самом Египте та же «Ансар аш-шариа» власти пока молчаливо поддерживает. Опять же не без подсказки из КСА.

Тогда кто доставляет столько «головной боли» египтянам? Кто устраивает теракты и нападения? И причем тут ХАМАС и сектор Газа?

Рискнем утверждать, что ни ХАМАС, ни ИД на Синае в классическом понимании этого слова не воюют. Но и не мешают это делать другим. Вот такая политика полностью укладывается в концепцию действий и Дохи, и Тегерана на египетском направлении. Поддержание перманентной нестабильности – это классический подход. Отсюда и снабжение через систему тоннелей, отсюда же и предоставление убежища боевикам на территории сектора Газа. Кстати, как мы и говорили ранее, утверждения египтян о том, что они перекрыли все тоннели и каналы контрабанды, оказались блефом. Иначе в нанесении воздушных ударов по сектору Газа не было бы никакого смысла.  Еще надо понимать, что задействование боевиками из Синая системы тоннелей – это деньги для палестинцев и, в данном случае, в дело вступает принцип «это просто бизнес, и ничего личного».  Поэтому на оружии, которые еще будут находить египетские военные на Синае, будут маркировки всех без исключения палестинских групп.           Особенно если учесть, что воюют с египетскими военными в основном бедуинские племена, которые в контрабандном бизнесе полновластные участники. Этот момент как раз  в Каире признать не хотят, поскольку в таком случае это уже не борьба с терроризмом, а предчувствие гражданской войны.

И в нанесении воздушных ударов по югу сектора Газа тоже нет большого эффекта. От этого логистические каналы действовать не перестанут. Это образ жизни сектора Газа и Синая, от которого зависит благополучие 90% палестинцев и бедуинов. Заметим, при этом, что такую модель египтяне сделали сами, поддержав блокаду сектора Газа, и тем самым загнав нормальный торговый бизнес в рамки контрабанды. И оружие в данном потоке занимает лишь малую часть. Тем более, что после ссоры Тегерана и ХАМАСе он в значительной степени уменьшился.

Что делать? Когда египтяне вдоволь навоюются и окончательно испортят свои отношения с палестинцами (Удар по сектору Газа, который однозначно приведет к человеческим жертвам среди мирного населения, вызовет негативную реакцию всех палестинских организаций независимо от их отношений друг с другом), то они придут к схеме, которую пытался, но не успел реализовать свергнутый президент М.Мурси.  Напомним, что руководство военной разведки АРЕ в прошлом году достигло с лидерами ХАМАСа соглашения, согласно которому подразумевались жесткие меры против «пособников террористов» руками хамасистов в самом секторе Газа взамен на отмену блокады. Собственно пассивное участие палестинцев в конфликте на Синае носит и характер поддавливания Каира к реализации этой схемы. В этом случае вопрос контрабанды и функционирования 90% процентов товарооборота через систему тоннелей отпадает сам по себе. Особенно если хватит ума отменить все пошлины для товаров, ввозимых  в сектор Газа, и организации дополнительных КПП под совместным контролем. Самый лучший способ вывести контрабандный бизнес из тени – это формально легализовать его. Останется, конечно, торговля оружием, но вот здесь и нужен альянс между двумя структурами: египетской армией и хамасистами. Таким шагом будет подорвана основа нынешнего сопротивления на Синае, которое пока потенциально угрожает самой доходной статье бюджета туризму. И бедуины в Синая, и палестинцы в секторе Газа прежде всего торговцы, и легальный товарооборот без удушающих налогов всегда приносит больше барышей, нежели чем контрабанда некриминальных товаров с риском для жизни.

52.32MB | MySQL:103 | 0,561sec