Новая саудовская военно-политическая концепция

Активное проникновение США в регион Ближнего Востока в последние двадцать лет, а также события «арабской весны» заставляют военно-политическую элиту Саудовской Аравии предпринимать определенные шаги по выработке новой стратегии и тактики в изменившихся реалиях. Внешне незыблемый политический союз между США и КСА  продолжает оставаться одним из важных факторов внешней политики королевства. Основой ему остается угроза  иранской экспансии и ключевое место саудовцев в вопросах добычи углеводородов. Но в сознании правящей верхушки королевства все более и более отчетливо начинают возникать сомнения в том, что американцы сохранят свою верность союзническим отношениям и безусловной поддержке королевского двора в случае наступления серьезных катаклизмов. Легкость, с которой Вашингтон отказался от поддержки своего ключевого союзника в регионе на протяжении ни одного десятка лет Х.Мубарака, породила в умах саудовской элиты очень серьезные сомнения. Под этим есть все основания, поскольку необходимо констатировать следующий непреложный факт: сейчас в американском истеблишменте крайне сложно встретить человека, который бы в той или иной степени не разделял бы тезис о причастности саудовской элиты к финансированию и патронированию «врага № 1» для США в последние десять лет — «Аль-Каиды». В Пентагоне и ЦРУ в  последнее время появилось очень много «саудоскептиков», которые никогда не смогут простить Эр-Рияду поддержки с его стороны тех же талибов в Афганистане или джихадистов в Ираке в период активной фазы пребывания в этих странах американского воинского контингента. США во время этих ключевых для себя локальных конфликтов не получили ожидаемой ими всесторонней поддержки от саудовских партнеров, что и предопределило фактический провал американской стратегии в этих двух странах. Нынешняя «нерешительность» американской администрации по сирийскому вопросу, помимо других важных причин, объясняется еще и этим соображением. В Вашингтоне растет число политиков, которые не верят в альтруизм саудовцев, и считающих, что за ростом антиамериканских настроений в мусульманском мире стоят именно «теневые кардиналы» из Аравийского полуострова. Отказ Б.Обамы бомбить Сирию стал ключевой фазой всех этих настроений и свидетельствует о том, что просаудовское лобби в США уже не играет такой определяющей роли, как это было еще совсем недавно во времена Дж.Буша-мл. Причем это одинаково справедливо как по отношению к демократам, так и республиканцам. То есть налицо возникновение «фактора недоверия» в отношениях между некогда ключевыми союзниками.

 

В этой связи в руководстве КСА сделан вывод о том, что США совсем необязательно ринутся воевать за сохранение королевского двора в случае возникновения реальной угрозы его существованию. Этот тезис о гарантиях безопасности остается «стопроцентным» только в случае внешней агрессии со стороны Ирана, но совершенно необязательным в случае возникновения неких внутренних катаклизмов наподобие египетских или тунисских событий. Одновременно позиция Белого дома по Сирии вынуждает саудовцев пересматривать свою военную доктрину, в основу которой теперь кладется тезис о самостоятельной способности королевства предпринимать ограниченные военные интервенции или проводить долгосрочные подрывные операции в случае защиты своих национальных интересов. Сейчас это звучит наивно. Достаточно вспомнить абсолютно невразумительные действия элитной национальной гвардии КСА в конфликтах с йеменскими повстанцами-хауситами, но в данном случае главное тенденция. Кстати, отметим, что идея надежды на американцев как гарантов сохранения режима переживает кризис не только в КСА, но и в ОАЭ. Там пошли по  другому пути, нежели чем усиленное строительство новой боеспособной армии и сделали ставку на формирование крупных наемнических соединений из числа немусульман. Отметим, что в этой концепции есть свои минусы и плюсы. К числу последних отнесем абсолютную оторванность наемников от местных элит и незаинтересованность в продвижении интересов тех или иных групп населения или политических сил, что в условиях внутренних волнений является одним из определяющих факторов.

 

Но Эр-Рияд замахнулся на нечто большее, чем подавление внутренних протестов. Он стремится играть роль самостоятельного военного жандарма в регионе и автономно от американцев решать вопросы свержения или защиты тех или иных режимов. Некий оптимизм королевскому двору в этой связи дает история с вводом саудовского военного контингента на мятежный Бахрейн, где создавалась реальная угроза смещения местной правящей суннитской верхушки шиитским большинством.

 

Что ставится саудитами в основу новой военно-политической концепции?

 

1. Приобретение автономности в вопросах  нанесения ракетно-бомбовых ударов. В настоящее время КСА располагает ракетами дальнего радиуса действий StormShadowкоторые  запускаются с саолетов «Торнадо». Их использование без американской навигационной поддержки сейчас невозможно. Для достижения и поражения цели эти ракеты нуждаются в суперсовременных средствах наведения на цель, которых у саудовской армии нет. В этой связи в ближайшее время согласно решению командования ВВС и руководства страны начинается реализация обширной программы по созданию национальной навигационной системы, которая включает в себя запуск собственных навигационных и разведывательных спутников и переоснащение боеголовок ракет и авиабомб системами «суперточного» наведения. Кроме того, с помощью данной программы планируется достичь полной автономности и вопросах спутниковой разведки. В данной связи приводится пример полной зависимости саудовской армии от снимков аэрокосмической разведки США и Франции во время  конфликта с хауситами на севере Йемена два года назад. Тогда указанные данные поступали, по оценке саудовских военных, с опозданием и не в полном объеме.   Сейчас за контракт по реализации этой программы активно борются  Astrium иThales Alenia Space

 

2. Пересмотр устаревшей военной доктрины, которая была скопирована с западных аналогов еще в начале 70-х годов прошлого века.  В прошлом году за основу новой доктрины  был принят тезис, который учитывает новый баланс сил в регионе и предполагает малую вероятность широкомасштабного прямого военного столкновения с Ираном с вовлечением  в него симметричного количества традиционных  сил и средств. Основой противодействия становятся локальные конфликты. В этой связи сделан упор на массовое оснащение вооруженных сил сравнительно дешевыми и эффективными морскими и воздушными БПЛА. С учетом негласного эмбарго США  на поставки такого вида техники в КСА, саудиты (как и эмиратовцы) в настоящее время осуществляют операции по закупке ударных беспилотников  через южноафриканских посредников и ряда израильских и европейских фирм.

 

3. Реформа использования формата джихадистских групп (пресловутой «Аль-Каиды») для проведения подрывных операций и создания необходимого перевеса в балансе сил в той или ином государстве. Руководитель Управления общей разведки (УОР) принц Бандар на примере сирийских событий пришел к выводу о малой степени эффективности использования указанных групп без наличия в них организационного и командного ядра из кадровых сотрудников саудовских спецслужб и офицеров спецназа, как это происходило в Афганистане, Боснии, Ираке и Чечне. В противном случае часты случаи отсутствия необходимого контроля за расходованием выделяемых средств и  отказа от выполнения тех или иных тактических задач. В этой связи взят курс на присутствие в указанных группах в обязательном порядке значительного числа сотрудников силовых ведомств королевства. Подготовка этих сил быстрого реагирования осуществляется сейчас как в КСА, так и в Пакистане пакистанскими инструкторами. В рамках этой концепции еще в прошлом году первые группы саудовских офицеров, якобы уволенных из своих структур, уже были направлены в Сирию.

52.19MB | MySQL:103 | 0,645sec