Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 сентября – 6 октября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Сирии. В эту страну прибыла передовая группа инспекторов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая начала практическую работу по уничтожению арсенала сирийского химического оружия.

5 октября американский спецназ провел две операции в Африке – на территории Ливии и Сомали. В Ливии был захвачен Анас аль-Либи (настоящее имя — Назих Абд-аль-Хамид ар-Рухаи) — один из организаторов терактов в Кении и Танзании в 1998 г., а в Сомали была атакована база экстремистского движения «Аш-Шабаб». В этой связи глава американский дипломатии Дж. Керри заявил 6 октября, что «США не остановятся в своем стремлении привлечь к ответственности тех, кто причастен к терактам». В то же время Ливия потребовала от США объяснений по поводу проведения спецоперации на её территории без согласования с правительством страны.

1 октября в Сирию прибыла передовая группа экспертов ОЗХО. 6 октября группа приступила к практической работе по ликвидации сирийского химического арсенала. Власти Сирии предоставили экспертам ОЗХО дополнительные материалы, касающиеся мест хранения и производства отравляющих веществ в стране. Президент САР Б. Асад подтвердил, что сирийское химоружие хранится в непригодном для боевого применения виде. Представитель оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА) заявил о готовности этой вооруженной группировки содействовать обеспечению безопасности экспертов ОЗХО, которые будут работать на территории Сирии. Америка и Израиль намерены проверить на деле обещания Сирии уничтожить своё химоружие, заявил президент США Б. Обама.

1 октября в Дамаске вновь официально подтвердили, что президент Б. Асад будет выполнять свои обязанности до очередных выборов главы государства в 2014 г. и имеет право вновь баллотироваться на этот пост. Сам Асад 5 октября заявил, что не намерен начинать переговоры с оппозицией до тех пор, пока повстанцы не сложат оружие. В Дамаске также заявили, что переговоры об урегулировании конфликта в стране должны проходить между представителями властей, которые пользуются поддержкой большинства сирийцев, и «только с теми сирийцами, руки которых не были запятнаны кровью, и которые никогда не выступали с агрессивными намерениями против Сирии, не призывали к внешней интервенции». При этом связанные с «Аль-Каидой» террористические группировки, такие как «Джабхат ан-нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта» не могут рассматриваться в качестве участников конференции по мирному урегулированию «Женева-2».

В большинстве сирийских провинций продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. Наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска и на севере страны. Кроме того, на севере Сирии велись бои между силами ССА и боевиками группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», а также между отрядами курдской самообороны и боевиками радикальных исламистских группировок.

По информации СМИ, ливанская «Хизбалла» «обдумывает возможность вывода своих сил из Сирии в случае, если причины её вмешательства в конфликт будут устранены». Турецкий парламент 3 октября продлил ещё на один год мандат правительству страны на проведение военных операций в Сирии в случае необходимости. Турция приступила к строительству стены в приграничных с Сирией районах для предотвращения проникновения нелегалов из соседней страны. Израильская армия провела учения танковых подразделений на Голанских высотах.

2 октября Совет Безопасности ООН принял заявление, в котором потребовал от всех сторон сирийского конфликта содействовать его политическому урегулированию, предупредив, что без этого гуманитарная ситуация в стране будет только ухудшаться.

Правительство Сирии оценило в 16,5 млрд долларов ущерб, нанесенный военными действиями государственному и частному секторам страны.

Сложная обстановка сохраняется в Египте, где сторонники официально запрещенных «Братьев-мусульман» и свергнутого президента М. Мурси стремятся активизировать свои действия. «Национальный союз по поддержке законности», в который входят сторонники Мурси, объявил о начале общенациональной бессрочной акции, начиная с 4 октября. В этот день противники правящего режима организовали в Каире и ряде других городов Египта наиболее масштабные акции протеста после объявления властями в августе чрезвычайного положения в стране. В результате столкновений демонстрантов с полицией и силами безопасности погибли 4 и пострадали 140 человек. 6 октября в Каире и других городах Египта в результате столкновений исламистов с силами безопасности и сторонниками новой власти погибли 15 и получили ранения 83 человек, более 200 человек арестовано.

На севере Синайского полуострова египетская армия продолжает войсковые операции против террористических и экстремистских группировок. В Каире возложили ответственность за дестабилизацию ситуации на Синае на радикальное палестинское движение ХАМАС. Как заявил 3 октября министр иностранных дел АРЕ Н. Фахми, в интересах прекращения террористической деятельности на Синае, его страна готова применить силу, и в случае необходимости начать военную операцию против сектора Газа. Военные разработали план артиллерийских обстрелов территорий палестинского анклава на случай, если на Синае начнется новый всплеск террористической активности. Кроме того ВВС АРЕ произвели аэрофотосъемку потенциальных целей в секторе Газа, по которым могут быть нанесены удары с воздуха.

США не израсходовали 584 млн долларов из суммы 1,3 млрд долларов, выделенных в качестве ежегодной военной помощи Египту в 2013 финансовом году. Оказание помощи было приостановлено после событий в Египте в июле-августе с. г. Сообщается, что администрация Б. Обамы пока не приняла окончательное решение о судьбе неизрасходованной суммы.

На минувшей неделе Египет вновь посетила Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон, которая встречалась как с высшим руководством АРЕ, так и с представителями «Братьев-мусульман». В Каире Эштон заявила, что ЕС не собирается выступать посредником между новыми властями Египта и оппозицией и может лишь «дать совет в рамках партнерства с египтянами».

Иран стремится продемонстрировать позитивные стороны своего нового политического курса, особенно по ядерной проблеме и в отношениях с США. При этом главной целью Тегерана является смягчение международных санкций, введенных в отношении ИРИ. Иранский парламент поддержал политический курс президента страны Х. Роухани, направленный на сближение с внешним миром. 5 октября верховный руководитель ИРИ А. Хаменеи заявил, что хотя политика Вашингтона не вызывает доверия, дипломатические усилия Ирана по урегулированию отношений с США необходимы. Хаменеи отметил, что поддерживает инициативу Роухани, озвученную в ООН, хотя «некоторые моменты были неуместны». В целом, как считает Хаменеи, «мы настроены в отношении американцев пессимистично, мы им не доверяем. Правительство США не является надежным, оно не выполняет обещаний, а его политика нелогична».

В Вашингтоне считают, что действующий режим санкций должен оставаться в силе до тех пор, пока Иран не развеет опасения международного сообщества по поводу своей ядерной программы. При этом США не исключают никаких мер против Ирана в связи с его ядерной программой, включая военные действия, заявил президент Б. Обама. 5 октября он сообщил, что «Иран отделяет год или больше от возможности производить ядерное оружие».

Последние сделанные партнёрами по переговорам в формате «5+1» предложения по урегулированию ядерной программы ИРИ более недействительны, поэтому мировому сообществу следует представить новые идеи в этом вопросе, заявил 6 октября глава МИД ИРИ М.Д. Зариф. Напомним, что эти предложения, в частности, предусматривали остановку обогащения урана до 20%, а также прекращение работ по обогащению урана на заводе в Фордо.

Резкое недоверие новому курсу Ирана выразил премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху. Иранская тема была главной на его переговорах с Б. Обамой в Вашингтоне и в его речи на сессии Генассамблеи ООН. Нетаньяху считает, что давление на Иран не следует ослаблять, пока он не продемонстрирует «доказанный прогресс» в отказе от ядерного оружия. Нетаньяху заявил, что не верит высказываниям Роухани о мирном характере ядерной программы ИРИ. В то же время в дипломатической форме американцы дали понять, что приведенные Нетаньяху аргументы не убедили их изменить свою позицию. «Наша позиция – это то, что избрание президента Роухани открывает новые возможности. Посмотрим, подкрепит ли он слова действиями», считают в госдепартаменте США.

Неизвестные вооруженные люди напали 2 октября на посольство России в столице Ливии Триполи. Поводом к агрессивным действиям в отношении дипмиссии России стало убийство россиянкой ливийского офицера и нанесение ножевых ранений его матери, заявили в МИД РФ. Глава временного правительства Ливии А. Зидан и министр иностранных дел М. Абдельазиз посетили посольство РФ. Россия получила от Ливии официальные извинения в связи со случившимся. МИД России рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Ливию. Сотрудники посольства РФ в Триполи эвакуированы из страны. Для поддержания рабочих контактов с ливийской стороной в Тунисе на временной основе остается группа российских дипломатов. Власти Ливии сообщили, что не способны защитить дипломатов и их семьи, и порекомендовали всем членам миссии покинуть пределы страны. МИД Ливии выразил надежду, что инцидент не отразится на отношениях между нашими странами. Ливийская сторона готова полностью компенсировать причиненный российской дипломатической миссии ущерб. Власти Ливии начали разработку комплексной стратегии для защиты иностранных дипломатических представительств в Триполи и создадут специальные подразделения для их охраны.

В Тунисе 5 октября правящая исламистская партия «Ан-Нахда» подписала с оппозицией «дорожную карту» по выходу из политического кризиса в стране. В течение трех-четырех недель намечено сформировать новое правительство, состоящее их «независимых фигур», а нынешний кабинет, возглавляемый «Ан-Нахдой», подаст в отставку. Новый премьер-министр страны должен быть назначен до 11 октября.

30 сентября премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган объявил о новом пакете мер по демократизации в стране. В частности, предусмотрена отмена запрета на ношение хиджаба в государственных структурах за исключением судебных и военных. Планируется «снизить порог прохождения партий в парламент до 5% или убрать его вовсе» (в настоящее время — 10%). В частных школах будет разрешено обучение на разных языках и диалектах, а также использование букв, не имеющихся в современном турецком алфавите. Предполагается снять ограничения на использование курдского языка в школах и в ходе ведения политических кампаний. Курдские политики заявили, что предложенных Эрдоганом мер им недостаточно, так как премьер не упомянул о предоставлении автономии курдам.

Саудовская Аравия впервые отменила выступление своего представителя на Генассамблее ООН, обвинив международную организацию в неспособности решить проблемы в исламском мире и в арабских странах. Так, Эр-Рияд недоволен позицией ООН в отношении ближневосточного урегулирования и сирийского кризиса. Недовольство КСА вызывает и то, что «определенные страны имеют монополию» на принятие решений в ООН.

Сложная ситуация сохраняется в Судане, хотя масштабы антиправительственных выступлений в стране уменьшились. Президент Судана О. аль-Башир заявил 1 октября, что принятые правительством непопулярные меры по отмене дотаций на топливо имели цель «предотвратить коллапс экономики».

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Афганистана

 

 

В условиях хронически нестабильной ситуации в стране и продолжающегося вооруженного противостояния с силами оппозиции одной из важнейших задач афганского руководства является повышение эффективности и боеспособности национальных силовых структур, основу которых составляют вооруженные силы (Афганская национальная армия, АНА). Строительство АНА ведется на основе стратегии национального развития республики и разработанной на её базе национальной военной стратегии. Отметим также, что процесс создания афганских вооруженных сил происходил и продолжает идти при самом активном участии, финансовой и технической помощи США и их союзников по НАТО.

На сегодняшний день АНА (191 тыс. человек) состоит из сухопутных войск, ВВС (Национального воздушного корпуса), сил специальных операций (ССО) и различных вспомогательных формирований. К 2014 г. численность армии намечено довести до 195 тыс. человек. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент Афганистана, который руководит ими через Министерство обороны и генеральный штаб.

Основу АНА составляют сухопутные войска (130 тыс. человек). Их боевой состав представлен штабами шести армейских корпусов (АК, в состав корпусов входят 23 бригады), 111-й дивизией и тремя отдельными бригадами (охраны, военной полиции, обеспечения и сопровождения грузов). В военно-оперативном отношении территория Афганистана разделена на шесть зон ответственности АК и зону Кабула (111-я дивизия). Основной тактической единицей в АНА является батальон численностью до 600 человек. Батальоны входят в состав бригад (3-5 тыс. человек каждая). На вооружении сухопутных войск состоит примерно 50 танков Т-62, танки Т-55, около 1000 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО, в том числе 194 122-мм гаубицы Д-30, около 200 боевых бронированных машин (бронетранспортёров М-113 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2, бронированных автомобилей «Хамви»). Средства ПВО представлены небольшим количеством ЗСУ-23-4 «Шилка», установками ЗУ-23-2 и зенитными пулемётами. Точное количество вооружения неизвестно, но, по оценкам экспертов, АНА не хватает артиллерии и бронетехники, современных средств связи, инженерной техники.

ВВС (6 тыс. человек) состоят из трех авиакрыльев и двух авиаэскадрилий поддержки. На вооружении имеется свыше 40 многоцелевых вертолетов Ми-17, 7 боевых вертолетов Ми-35, до 50 военно-транспортных (Ан-12, Ан-32, Ан-26) и до 10 учебно-боевых (L-39) самолетов. Имеются планы к 2016 г. довести численность ВВС до 8 тыс. человек, а количество летательных аппаратов – до 200 машин. В афганских ВВС находятся до 450 американских советников и технических специалистов. Пентагон решил продолжить сотрудничество с «Рособоронэкспортом» по закупке вертолетов Ми-17, поскольку других альтернативных решений, которые отвечали бы требованиям афганских военных, найдено не было. США уже приобрели для ВВС АНА примерено 70 этих машин и хотят купить еще 30. Кроме того, будет закуплено 20 бразильских учебно-боевых самолетов А-29 (EMB-314 Super Tucano). Их станут использовать как для подготовки пилотов, так и в качестве легких штурмовиков. По оценке американских военных, афганские ВВС не смогут действовать самостоятельно до 2016-2017 гг.

Силы специальных операций АНА начали создаваться в 2007 г. В настоящее время в составе ССО имеется дивизия спецназа (8 батальонов). Планируется довести число батальонов до 15 в составе трех бригад. Афганский спецназ полностью оснащен американским оружием и спецтехникой.

Комплектование АНА происходит за счет добровольцев – преимущественно лиц мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет, которые заключают контракт с Министерством обороны сроком на четыре года. Конституция Афганистана и закон о партиях запрещают политическим партиям и объединениям иметь собственные вооруженные формирования, а члены партий не имеют права занимать командные посты в армии, МВД и службах безопасности.

Войска испытывают хроническую нехватку как личного состава в целом, так и особенно квалифицированных кадров различного профиля. Число вступающих в АНА добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия не покрывает потребности армии. Многие соединения и части имеют значительный некомплект личного состава. Уровень отсева новобранцев достигает 25 процентов. Многие солдаты имеют слабую физическую подготовку. В армии служит большое число (до 80%) малограмотных и неграмотных солдат. В войсках имеют место трения между военнослужащими на почве этнической и религиозной принадлежности. Характерным явлением остается дезертирство, особенно рядовых и сержантов. Так, по данным афганского командования, ежемесячно из армии и полиции дезертируют свыше 400 военнослужащих и полицейских. Растут и боевые потери личного состава силовых структур. Часть военнослужащих связана с боевиками движения «Талибан». Среди военных, в том числе офицеров, растет неуверенность в возможности достижения победы над вооруженной оппозицией. Командование регулярно проводит чистки в армии от лиц заподозренных в нелояльности нынешней власти. Широкое распространение в вооруженных силах получила коррупция.

Обучение афганских военнослужащих осуществляется по стандартам НАТО при широком участии советников и инструкторов из стран альянса, прежде всего США (всего примерно 7 тыс. человек, в том числе свыше 5 тыс. американских военных). Часть афганских офицеров готовится за рубежом, в основном в странах Запада. Процесс обучения военнослужащих организован во многих случаях на низком качественном уровне. В войсках и военно-учебных заведениях не хватает инструкторов и преподавателей, в том числе иностранных. Учебно-материальная база подготовки войск и военных кадров далеко не всегда отвечает современным требованиям. Проведение мероприятий по боевой подготовке частей и подразделений затрудняется и тем обстоятельством, что войска практически постоянно привлекаются к боевым операциям против сил вооруженной оппозиции и различным мероприятиям по обеспечению безопасности. В лучшую сторону выделяется подготовка и оснащения подразделений спецназа. Большое значение для повышения боеспособности АНА, особенно улучшения качества управления войсками имеют совместные командно-штабные и тактические учения с войсками западной коалиции.

Значительная часть вооружения и военной техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей. В целом вооружение АНА требуют продления эксплуатационного ресурса, глубокой модернизации или замены на новые образцы. Продолжает ощущаться нехватка различных видов боеприпасов. Плохо обстоит дело с ремонтом техники. На низком уровне находится тыл, медицинское и продовольственное обеспечение. Дефицит вооружения и снаряжения сдерживает создание боеспособных соединений и частей. В то же время у афганского правительства нет масштабных планов перевооружения армии и необходимых для этого средств.

Афганистан в вопросах технического оснащения армии находится в полной зависимости от поставок вооружения и военной техники из-за рубежа. Причем основная часть военной помощи поступает в Афганистан из США или через американское посредничество. И такое положение вещей сохранится на обозримую перспективу. Так, после 2014 г., когда страну должны будут покинуть иностранные войска, ежегодная военная помощь США будет составлять 2,3-2,7 млрд долларов. В то же время военный бюджет Афганистана в 2012 г. составил 1,8 млрд долларов. Причем основная часть этих средств пошла на выплату военнослужащим денежного довольствия и различных пособий.

18 июня 2013 г. командование войск западной коалиции предало под контроль афганских силовиков всю территорию страны. На сегодняшний день примерно 80 процентов боевых операций в Афганистане проводят национальная армия и силы безопасности. Вместе с тем, боеспособность АНА находится на низком уровне. Войска и органы управления не в состоянии решать в полной мере возложенные на них задачи. Планирование и руководство боевыми операциями, особенно крупными, как правило, занимаются офицеры из стран НАТО. Зарубежные военные специалисты отмечают некоторый прогресс в деле повышения боеспособности афганской армии, но считают его «очень медленным».

Таким образом, на сегодняшний день ВС Афганистана по своему состоянию (численности личного состава, качеству его подготовки, наличию необходимого вооружения и военной техники, морально-психологическому состоянию солдат и офицеров, а также ряду других параметров) не отвечают стоящим перед ними задачам. И такая ситуация сохранится на ближайшую перспективу. Все это не позволяет считать АНА надежной и в полной мере дееспособной опорой существующей в стране власти.

52.37MB | MySQL:103 | 0,549sec