Этнические меньшинства на выборах в парламент Иракского Курдистана

С самых первых выборов в парламент Иракского Курдистана, состоявшихся в 1992 г., этническим меньшинствам выделялись квоты на места в курдистанском законодательном органе. Однако тогда квоты выделялись лишь ассирийцам и халдеям (в Курдистане последних выделяют отдельно) – 5 мандатов в 105-местном парламенте. В марте 2009 г. был принят закон, согласно которому за этническими меньшинствами Иракского Курдистана было зарезервировано 11 мест в 111-местном парламенте. К ассирийцам добавились туркоманы (5 мандатов) и армяне (1 место).

Хотя перепись населения в Регионе Курдистан (как и в целом в Ираке) не проводилась, очевидно, что их доля существенно меньше 10%. Этот факт подтверждают и выборы.

Меньшинства, которым выделены квоты в региональном парламенте, проживают в основном в провинциях Дохук и Эрбиль. Ассирийцы проживают преимущественно в Дохуке и Эрбиле, туркоманы – в Эрбиле, а армяне в Дохуке.

ПСК и «Горран» выступали против предоставления меньшинствам такого количества мандатов, утверждая, что таким образом ДПК увеличивает свои места в парламенте, продвигая различными путями в депутаты от малых народов Ираского Курдистана лояльных себе людей. Тем более что выделение квот меньшинствам не является мерилом демократии. Так, Армения не опасается прослыть недемократической страной, не предоставляя квот своим меньшинствам, тем же езидам, которые в Армении выделяются отдельно и курдам, хотя их доля во много раз превышает долю армян в Иракском Курдистане.

Избирательные партии, блоки и кандидаты этнических меньшинств получили всего 1,3% голосов избирателей Региона Курдистана, однако это позволило им провести в парламент 10% депутатов. Депутатом парламента, например, от армян стал кандидат, набравший 316 голосов, а все армянские кандидаты вместе взятые получили 799 голосов. Между тем мандат депутата не по квоте «стоил» от 8,7 тыс. («Третьей тенденции»), получившей лишь 1 место в парламенте, до 19,5–20 тыс. ДПК, «Горрану» и ПСК и 21,8 тыс. голосов Исламскому движению Курдистана. Примечательно, что ассирийцам всего Ирака в 325-местном иракском парламенте выделена квота в 5 мест (или чуть более 1,5% депутатских мест), в то время как в парламенте Региона Курдистана 4,5%, причём основная часть ассирийцев проживает за пределами административных границ курдской автономии – в провинции Мосул.

От туркоман участвовали 4 избирательных списка, получившие всего 11891 голосов, т.е. почти вдвое меньше, чем Исламское движение Курдистана, от которой в парламент прошёл лишь 1 человек:

— Туркоманское движение развития – 5 299 голосов,

— Эрбильский туркоманский список – 1 951,

— Туркоманский блок изменений и обновления – 1 926,

— Иракский туркоманский фронт (ИТФ) – 1 753,

— Туркоманское демократическое движение (ТДР) – 1 002.

 

Первоначально также предполагалось, что в выборах будет участвовать Партия Туркменели, но она поддержала Иракский туркоманский фронт.

Примечательно, что на прошлых выборах за туркоман проголосовало 29 447 человек, т.е. в 2,5 раза больше, чем теперь. Очевидно, число голосов за туркоманские блоки было завышено (об этом см. далее).

Туркоманское движение развития, получившее наибольшее количество голосов, и 2 депутатских мандата, представляло собой блок организаций, близких к ДПК, а именно – Туркоманского офиса ДПК, Туркоманского культурного центра и Туркоманской демократической партии.

Примечательно, что впервые в выборах под своим именем участвовал Иракский туркоманский фронт, в конце 90-х годов прошлого века и начале нынешнего столетия делавший громкие заявления против региональной администрации. ИТФ активно использовала Анкара во время противоречий с курдскими лидерами, однако после проведения выборов и в Ираке в целом, где поддержка ИТФ, чуть больше, чем в Иракском Курдистане, и на территории курдистанской автономии, стало очевидным, что все заявления ИТФ не имели под собой никакой реальной основы. Примечательно, что до сих пор представителей ИТФ принимает руководство Турции. Ныне отношения ИТФ с ДПК, благодаря указаниям Анкары, смягчились, а в 2011 г. в Эрбиле был открыт даже офис ИТФ.

На выборах в парламент Региона Курдистан в 2009 г. ИТФ участвовал под названием блока «Туркоманские реформы» и получил 7,1 тыс. голосов – 1 депутатское место. Таким образом, ИТФ получил ныне в 4 раза меньше голосов, хотя сохранил за собой 1 место в парламенте.

Получившее на нынешних выборах наименьшее количество голосов и оставшееся без единого мандата ТДР в предыдущем парламенте имело 3 места. Оно было создано при поддержке ДПК выходцами из ИТФ, утверждавших, что Турция лишь использует туркоман. ТДР поддерживало региональные власти и присоединение Киркука к Региону Курдистан. Однако в курдской автономии широко были распространены подозрения, очевидно, небеспочвенные, что на прошлых выборах голоса в пользу движения были сфальсифицированы со стороны ДПК, поскольку большинство голосов это ТДР получило в Дохуке, где туркоман практически нет. А всего ТДР получило тогда 18,5 тыс. голосов. По-видимому, ДПК оказала содействие движению, чтобы голоса туркоман не достались ИТФ. ДПК посчитало, что ТДР выполнило свою функцию «разгрома» в 2009 г. ИТФ, поэтому на этих выборах движение было решено заменить уже туркоманскими членами ДПК.

Эрбильский туркоманский список, Туркоманский блок изменений и обновления и ИТФ получили по 1 депутату.

Лидером Эрбильского туркоманского списка является Махмуд Челеби. Его брат Синан Челеби с 2009 г. является министром промышленности и торговли. Считается, что он близок к ДПК и к турецким деловым кругам.

Три ассирийских избирательных блока получили 13 166 голосов. 1-е место с 6345 голосами заняло Ассирийское демократическое движение (АДР), сохранив за собой 2 места в региональном парламенте. АДР основано в 1979 г. и является старейшей панассирийской политической организацией в Ираке, боролось с баасистским режимом, в 80-х годах входило в Фронт Иракского Курдистана. Её лидер Юнадам Юсиф Канна являлся министром в правительстве Иракского Курдистана.

Поддержку 5 730 избирателей получил также панассирийский Халдейский сирийский ассирийский народный совет (ХСАНС), что принесло ему 2 мандата (в предыдущем парламенте у ХСАНС было 3 места). Совет был создан в 2007 г. высокопоставленным деятелем ДПК и бывшим министром правительства Ираского Курдистана Саркисом Агаджаном. Совету принадлежит известный телеканал «Иштар-ТВ», вещающий из населённого ассирийцами пригорода Эрбиля – Айнкава. АДР лояльна ДПК, а различные ассирийские организации и деятели утверждали, что ДПК финансирует ХСАНС, осуществляя подкуп ассирийцев через Совет. Ранее ХСАНС и АДР активно конкурировали между собой, однако в настоящее время сотрудничают друг с другом.

1091 голос и 1 мандат получил блок «Сыны Месопотамии».

За голоса армян Иракского Курдистана боролись 4 кандидата. Ставший в 2009 г. депутатом регионального парламента Арам Шахин Давуд Бакоян набрал лишь 227 голосов и уступил Я.Н.Маркосу, получившему 316 голосов.

Таким образом, в 111-местном парламенте Региона Курдистана 11 мест выделено меньшинствам, что существенно превышает их долю в населении курдской автономии. Столь высокое парламентское представительство меньшинств  обусловлено желанием ДПК иметь большее количество мандатов и обеспечить себе лидерство. Тем самым, благодаря внутриполитической межкурдской конкуренции в Иракском Курдистане меньшинства получили крайне высокий уровень представительства в региональном парламенте. ДПК традиционно активно вовлечена в выборы по квотам этнических меньшинств, добиваясь различными путями победы лояльных и подконтрольных ей лиц, и фактически является среди курдских политических сил единственным бенефициаром большого количества мандатов этнических меньшинств по квотам.

53.29MB | MySQL:103 | 0,493sec