Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2013 года)

В октябре 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке по-прежнему характеризовалась повышенной сложностью и напряженностью. В различных районах страны продолжали активно действовать экстремистские и террористические группировки различной политической и религиозной ориентации. Острые противоречия по многим вопросам внутренней и внешней политики сохраняются между правительством во главе с Н. аль-Малики и оппозиционными силами. Неурегулированными остаются политические, экономические, территориальные и иные противоречия между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. В своей внешнеполитической деятельности иракское руководство в минувшем месяце, как и прежде, основное внимание уделяло отношениям с соседними государствами, особенно с Сирией и Турцией, а также подготовке визита премьер-министра страны Н. аль-Малики в США (29 октября – 2 ноября с. г.).

По оценке экспертов, «несмотря на попытки правительства стабилизировать ситуацию в Ираке, используя для этого как чисто силовые методы расправ над боевиками суннитских террористических группировок и вооруженных отрядов бывших баасистов, так и заигрывание с верхушкой племен центрального и западного Ирака, положение в стране остается крайне напряженным и продолжает деградировать в сторону скатывания к полномасштабной гражданской войне, как это было в 2006-2007 годы». Сам Н. аль-Малики признал, что ситуация в стране «усугубляется». По мнению главы правительства, «Ирак является объектом геноцидной войны, направленной против всех его компонентов». Н. аль-Малики также признал, что терроризм в стране «является результатом провала политического процесса и ведет к развалу общества». В то же время, по словам премьер-министра, в стране «из различных компонентов, от служб безопасности до племен и сынов Ирака», формируется фронт против террористов и боевиков.

В октябре 2013 года положение дел в сфере безопасности в Ираке по-прежнему характеризовалось очень высоким уровнем насилия повышенной сложностью и напряженностью. Правительство фактически оказалось не в состоянии «поставить ситуацию в стране под свой контроль». В итоге в Ираке «бомбы взрываются на рынках и в мечетях, на свадьбах и похоронах, боевики расстреливают граждан в их домах и на улицах».

Не снижается активность, особенно террористическая, экстремистских исламистских группировок, как суннитских, так и шиитских. Ответственность за большинство совершенных терактов, особенно крупных, берут на себя суннитские экстремистские группировки, связанные с местной «Аль-Каидой». Ситуация в значительной степени обостряется продолжающимся в стране межрелигиозным и межэтническим противостоянием, сопровождаемым терактами, убийствами и похищениями людей. На ухудшение ситуации в сфере безопасности в Ираке все больше сказывается негативное влияние вооруженного конфликта в соседней Сирии.

Зарубежные специалисты считают, что иракские власти неэффективно используют имеющиеся в их распоряжении многочисленные силы безопасности. По их мнению, у руководства страны нет детальных планов по стабилизации обстановки в Ираке «на стратегическом, оперативном и тактическом уровне». Ситуация осложняется отсутствием доверия между правительством и гражданами, особенно представителями арабской суннитской общины. Не предпринимаются шаги по более активному привлечению арабов-суннитов к борьбе с экстремистами и террористами, для чего, в первую очередь, необходимо «сделать их частью государства», остановить «растущий межконфессиональный разлад», не отторгать суннитов от власти. В то же время правящая группировка не прекращает политику дискриминации в отношении суннитов при приеме на работу на ответственные посты в госучреждениях, на службу в армии, структурах МВД и госбезопасности. По словам бывшего посла США в Ираке Р. Крокера, Н. аль-Малики следует обратить внимание на собственную политику. «Премьер-министр, разумеется, понимает, что межрелигиозные и межэтнические конфликты идут на руку «Аль-Каиде», а они во многом обусловлены его собственной политикой», подчеркнул Крокер.

Сам же Н. аль-Малики заявляет, что борьба с группировками, связанными с «Аль-Каидой», не позволяет кабинету министров заняться решением других проблем. И хотя нынешнее правительство Ирака считает терроризм главной причиной всех проблем, многие местные и иностранные аналитики отмечают, что дело здесь не только в терроризме. Они полагают, что «насилие в стране носит в основном межконфессиональный характер и обусловлено оно многими осложняющими ситуацию факторами, в том числе разногласиями в правительстве и действиями «Аль-Каиды», которые не ограничиваются конфликтом в соседней Сирии».

В условиях обостряющейся обстановки в стране иракские власти призывают усилить зарубежную помощь Багдаду в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, в МВД Ирака считают, что «помощь международного сообщества могла бы значительно ускорить войну с терроризмом». Кроме того, Н. аль-Малики признал, что иракским силам безопасности необходимо сотрудничество с гражданами для получения любых сведений о террористах, а также наладить международное и региональное сотрудничество по оказанию консультативной и информационной поддержки в задержании террористических элементов.

На высоком уровне остается число жертв вооруженного насилия в стране. Так, по данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в октябре общее число погибших от насилия в (гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников МВД) составило 979 человек, в том числе 852 гражданских лица (в сентябре – 979 человек, в том числе 760 гражданских лиц). Ранения получили 1902 человека (в августе — 2133 человека). Наибольшие людские потери, как и прежде, имели место в Багдаде и окрестностях столицы, а также в провинциях Найнава, Дияла, Салах-эд-Дин и Анбар. Кроме того, по данным иракских правительственных органов, в октябре было убито 33 боевика и террориста, а 167 – арестовано.

Наиболее крупные и скоординированные серии терактов были совершены 5, 6, 13, 17, 22 и 27 октября. Их жертвами стали в общей сложности свыше 400 человек, сотни людей получили ранения. Отметим, что большая часть убитых и раненых – мусульмане-шииты.

В октябре основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Самарра, Эт-Тармия, Эль-Юсифийя, Эс-Сувайра, Абу-Грейб, Байджи, Рава, Эль-Хувайджа, Эль-Мукдадия, Балад, Талль-Афар, Рамади, Эд-Дианийя, Мадаин, Эс-Самава, Эр-Рутба, Эш-Шатт, Эль-Махмудийя, Кабат, Эль-Мадина, Саба аль-Бур и в ряде других мест. Повстанческая деятельность продолжается в провинциях Найнава, Анбар и Дияла. Крупные войсковые операции против боевиков местного ответвления «Аль-Каиды» и связанных с ней группировок проводились в районе городов Тикрит и Байджи. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что большинство крупных операций, проведенных правительственными силами за последние два месяца, не привели к серьёзному ослаблению экстремистских и террористических группировок.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах вновь было совершено большое число крупных терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Столица страны продолжает уверенно лидировать по числу жертв вооруженного насилия. В октябре в результате терактов и вооруженных нападений в городе и его окрестностях погибли 411 и получили ранения 625 человек. Наиболее крупные теракты в столице имели место 5, 6, 7, 17, 18, 20 и 27 октября. В большинстве случаев теракты происходили в районах преимущественного проживания шиитского населения.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в большинстве районов провинции Найнава. В этом регионе регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Наиболее крупные теракты в Мосуле были совершены 17 и 27 октября. Отметим, что в провинции Найнава многие акты вооруженного насилия напрямую связаны с проявлениями межэтнической вражды. Так, 6 октября террористы-смертники подорвали два заминированных автомобиля в туркомано-шиитской деревне Кабат: погибли 15 и получили ранения около 50 человек. В последнее время усилились нападения боевиков, связанных с иракской «Аль-Каидой», на деревни, где проживают представители национально-религиозной группы шабаков, близких к курдам и шиизму. Президент Регион Курдистан М. Барзани приказал организовать охрану для защиты деревень, где проживают шабаки, от нападений вооруженных экстремистов, направив туда военные подразделения «пешмерга» и сотрудников курдской службы безопасности «Асаиш».

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке и провинции Ат-Таамим. Напряженность в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами. Так, 15 октября в результате взрыва бомбы в городе погибли 12 и получили ранения 24 человека.

Напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце вновь произошло несколько крупных терактов. Силы безопасности 3 октября были вынуждены закрыть две школы к западу от Баакубы после получения угроз от неизвестных преступников, грозивших взорвать их. Вокруг школ был введен жесткий кордон безопасности в ожидании возможных атак.

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин. В частности, 12 октября в городе Самарра в результате срабатывания взрывного устройства погибли 24 человека, а 34 получили ранения. 14 октября в результате подрыва автомобиля в той же Самарре погибли 13 человек.

Перманентно нестабильная ситуация характерна для западной провинции Анбар. Здесь чаще всего нападениям подвергались военнослужащие правительственной армии и сотрудники сил безопасности. В городе Эль-Фаллуджа 21 октября боевики совершили теракт у штаб-квартиры полиции и напали на здание департамента электроснабжения города, где захватили в заложники рабочих. Силы безопасности провели спецоперацию по освобождению заложников.

В южных районах Ирака в октябре теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Хилла, Эль-Кут, Басра, Хафрия, Джурф-эс-Сакр и в ряде других мест, но в целом ситуация на юге Ирака была более спокойной, чем на севере, западе и в центральной части страны.

В минувшем месяце в провинциях, входящих в состав курдской автономии, обстановка в целом оставалась стабильной.

В октябре случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

Большое число терактов и вооруженных нападений в стране является прямым следствием усилившейся напряженности и вражды между представителями суннитской и шиитской общины.

11 октября сотни иракцев, принадлежащих как к шиитской, так и суннитской ветви ислама, собрались в мечети «Аль-Хиляни» в Багдаде на совместный пятничный намаз, выразив тем самым свое неприятие экстремизма и терроризма.

На ситуацию в сфере безопасности в Ираке растущее негативное воздействие оказывает гражданская война в Сирии. По словам главы иракского правительства Н. аль-Малики, существуют силы, которые заинтересованы в том, чтобы гражданская война в Сирии перекинулась на Ирак, а «против Ирака зреет серьезный заговор».

На границе между двумя государствами регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с различными вооруженными группировками, в том числе, действующими на сирийской территории. В районах, прилегающих к границе с Сирией, активно действуют вооруженные группировки радикальных исламистов, ведущих борьбу против режима президента САР Б. Асада и одновременно сотрудничающих с иракскими экстремистскими суннитскими группировками.

В условиях обострения вооруженного противостояния на северо-востоке Сирии между сирийскими курдами и вооруженными группировками, связанными с «Аль-Каидой», глава иракской курдской автономии М. Барзани заявил, что его правительство для защиты курдов может позволить преследовать боевиков везде, в том числе в Сирии. В то же время Барзани подчеркнул, что Эрбиль против вмешательства в гражданскую войну в соседней стране. Он предупредил, что возможные военные удары для защиты сирийских курдов не подразумевают вмешательство в сирийскую гражданскую войну. По мнению Барзани, «курды должны держаться на равном расстоянии от всех сторон конфликта, чтобы курдский народ не был вовлечен в войну, от которой он ничего не выиграет». В то же время Барзани признал, что на территории Иракского Курдистана осуществлялась военная подготовка сирийских курдов, «чтобы они могли защищать свои общины».

В конце октября Национальная коалиция оппозиционных религиозных сил (НКОРС) Сирии и Сирийская свободная армия обвинили правительственные войска Ирака в помощи курдским вооруженным формированиям, отбившим у боевиков сирийской оппозиции контрольно-пропускной пункт Эль-Яарубия, и пригрозили ответными действиями. По информации сирийских оппозиционеров, операция по захвату КПП проходила при поддержке иракских пограничников и сирийской авиации. НКОРС призывало международное сообщество заставить правительство Н. аль-Малики «прекратить вмешательство во внутренние дела Сирии, вывести вооруженные иракские группировки с сирийской территории и прекратить поддерживать вооруженные группы, которые не разделяют принципов революции».

30 октября иракские власти «принудили» к посадке в багдадском аэропорту иранский пассажирский самолет, направлявшийся в Сирию. В ходе произведенной проверки на борту иранского лайнера не было обнаружено «ничего нелегального», и иранскому самолету разрешили продолжить свой рейс. Отметим, что эта акция была проведена в то время, когда в США находился с визитом Н. аль-Малики. Как видится, иракские власти хотели тем самым продемонстрировать Вашингтону «жесткий контроль» за транзитными перевозками из Ирана в Сирию.

Очень сложной остается ситуация с сирийскими беженцами. Подавляющее большинство из них находятся на территории курдской автономии. Крупнейший в Ираке лагерь для беженцев из Сирии «Домейз» расположен в  в провинции Дохук. Он принял уже свыше 70 тыс. человек и продолжает оказывать помощь всем нуждающимся, несмотря на то, что существует только на средства региона без финансовой поддержки международных гуманитарных организаций. Власти курдской автономии «потратили на нужды лагеря уже более 50 млн долларов, не считая земли под лагерь, устройства школ и больниц, зарплат учителям и врачам, обеспечения охраны, расходов на электричество, воду, канализацию». Существование такого крупного лагеря беженцев создает большие сложности для провинции и курдской автономии в целом. «Это и избыток рабочей силы, и социальные, санитарные, медицинские проблемы, а также рост числа уголовных преступлений, в основном, краж».

22 октября самолет МЧС России доставил в Эрбиль партию в 37 тонн срочной гуманитарной помощи для беженцев из Сирии, находящихся на территории Региона Курдистан. Это жизненно необходимые товары, наиболее востребованные в таких случаях: палатки, одеяла, продовольствие.

Все более активно и масштабно действуют в провинциях с преимущественно суннитским населением боевики иракского ответвления «Аль-Каиды» (далее – «Аль-Каида в Ираке», АКИ). По оценкам американских специалистов, боевики АКИ и связанных с ней группировок, превратились в «профессиональную военную силу», которая стремится установить свой контроль над «ключевыми территориями Ирака», нанося удары по «всем суннитам, сотрудничающими с правительством». Исламистские боевики, в частности, пытались блокировать правительственные войска в Мосуле, перерезать их линии снабжения. На сегодняшний день «Аль-Каида в Ираке» уже контролирует некоторые районы в провинциях Анбар. Найнава, Дияла и Салах-эд-Дин. На этих территориях исламисты установили жесткий режим, основанный на безоговорочном соблюдении норм Шариата. В частности, исламисты отвергают обычную школу и водят свою учебную программу, «не нарушающую исламские законы». Они препятствуют студентам и школьникам посещать школы, университеты и институты, хотят ограничить места образования мечетями и запретить образование для женщин.

По мнению премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, возрождение «Аль-Каиды», наряду с политической нестабильностью в таких странах как Сирия и Ливия, представляет угрозу для Ирака и всего региона, причем именно «Аль-Каида» несет основную ответственность за теракты, жертвами которых становятся и сунниты, и шииты. Вместе с тем, Н. аль-Малики признал, что «некоторые иракцы также помогают террористам, приезжающим из других стран».

В условиях растущей угрозы со стороны экстремистов налаживается координация действий между правительственными войсками и оппозиционным Багдаду руководством провинции Найнава. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики призвал вождей суннитских племен на западе и севере страны решительнее противостоять террористам. В то же время многие иракские суннитские политики связывают рост активности местной «Аль-Каиды» с массовым протестным движением суннитского населения и жесткими мерами властей по его подавлению и против суннитской оппозиции в целом.

Зарубежные эксперты отмечают стремление экстремистов из «Аль-Каиды в Ираке» оказывать влияние на суннитское антиправительственное движение, особенно его лидеров, не допустить налаживания конструктивного диалога между региональной оппозицией и багдадскими властями. Все чаще на митингах и демонстрациях суннитов можно видеть черные флаги «Аль-Каиды». Нападениям подвергаются те руководители суннитов, которые отвергают сотрудничество с экстремистами. Кроме того, иракская «Аль-Каида» всячески пытается «милитаризовать» протестное движение» в суннитских провинциях.

Политические наблюдатели считают, что в настоящее время суннитское протестное движение находится на перепутье». Его лидеры пытаются противостоять сторонникам АКИ и наладить переговорный процесс властями, что затрудняется «персональными разногласиями» в их среде и «отсутствием общей позиции».

Как полагают американские эксперты, «курс протестного движения является критическим индикатором будущего иракских суннитов». На сегодняшний день их протесты носят преимущественно мирный характер. Но «если «Аль-Каида в Ираке» добьётся успеха в изменении курса протестов, это станет сигналом движения к насилию и росту нестабильности в Ираке».

В целом в прошедшем месяце террористы и боевики продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических и религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «Сахва», представителей интеллигенции, работников СМИ. В стране продолжается похищение людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, военных и полицейских объектов. Объектами нападений и терактов часто становятся похоронные процессии и рынки. В прошедшем месяце целый ряд терактов был совершен в мечетях, как суннитских, так и шиитских. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции. В октябре впервые боевикам удалось сбить вертолет иракских ВВС.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 ноября 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В октябре 2013 года, по информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, потери среди военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения ими антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 109 человек (военнослужащих – 44, полицейских – 65). Ранения получили 155 человек (67 военнослужащих и 88 полицейских). По данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, в октябре погибли 127 военнослужащих и сотрудников полиции (в сентябре – 219).

В ходе своего визита в США в конце октября – начале ноября с. г. Н. аль-Малики просил вашингтонскую администрацию ускорить обещанные военные поставки, в частности, тактических истребителей F-16 и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые, как считает глава иракского правительства, могут помочь контролировать действия экстремистских группировок. Кроме того, Н. аль-Малики говорил о необходимости создания в Ираке системы ПВО. Как сообщил высокопоставленный представитель администрации США, поставки Ираку самолетов F-16 начнутся в конце 2014 года, а Багдад уже внес первоначальный платеж за эти машины в размере 650 млн долларов.

По итогам визита Н. аль-Малики в Вашингтон было заявлено, что «обе стороны договорились о насущной потребности иракских сил в дополнительном военном оборудовании для проведения операций в удаленных районах, где есть лагеря боевиков». При этом Ирак обязался «обеспечить строгое соблюдение законов и мер США по использованию такого оборудования» после его получения от американской стороны. Вместе с тем, Вашингтон не дал согласия на поставки Ираку БПЛА и боевых вертолетов АН-64 «Апач».

Бывший посол США в Багдаде Р. Крокер считает, что США и Ираку нужна общая стратегия для отражения угрозы со стороны «Аль-Каиды». При этом Крокер отметил, что существующие американо-иракские соглашения «составляют достаточную базу для укрепления сотрудничества в сфере разведки и борьбы с терроризмом».

17 октября советник премьер-министра А. аль-Мусави сообщил, что Россия начала поставлять Ираку военную технику по контракту, подписанному в октябре 2012 года. По его словам, в настоящее время «начался процесс выполнения одного из этапов этого контракта». В целом же контракт «предусматривает главным образом поставки оружия для борьбы с террористами». Именно «поэтому будут осуществляться поставки вертолетов, которые хорошо зарекомендовали себя при проведении контртеррористических операций. Кроме того, будут поставляться спецсредства для борьбы с террористами». А. аль-Мусави пояснил, что «система обороны Ирака, которая создавалась еще при содействии США и Запада, имеет главной целью обеспечить защиту суверенитета страны и противостоять терроризму». В настоящее время «Ирак не обладает наступательным вооружением, так как он не вынашивает экспансионистские планы. Ирак лишь стремится к обеспечению собственного государственного суверенитета, защите своих богатств и борьбе с терроризмом». Напомним, что контракт стоимостью 4,2 млрд долларов на поставку Ираку российской военной продукции был подписан в ходе визита Н. аль-Малики в Москву в 2012 году. Первая группа иракских специалистов уже завершила обучение на боевых вертолетах Ми-35 в Центре боевого применения армейской авиации в Торжке. Всего Ирак должен получить 40 боевых вертолетов Ми-28 и Ми-35.

В Багдаде также заявили, что Ирак рассчитывает и на другие формы сотрудничества в области безопасности с Россией. При этом было отмечено, что поставки российского вооружения в Ирак сами по себе не переломят ситуацию в сфере безопасности, так как «проблема Ирака — не в вооружении. Получим мы российское оружие или нет, ситуацию не изменить исключительно мерами в области безопасности. Ситуацию можно переломить лишь экономическим развитием».

Иракские национальные и религиозные меньшинства, включая курдов, суннитов, христиан и других, обеспокоены накоплением большого количества тяжелого оружия правительством, возглавляемым шиитами. Они опасаются, что Багдад будет использовать его для урегулирования политических разногласий. Так, курды считают, что у них «нет никакой гарантии, что это оружие не будет использовано против них». В Эрбиле заявляют, что иракские лидеры пытались умиротворить курдов гарантиями того, что в иракской армии служат «тысячи курдов». Однако министр «пешмерга» (обороны) в курдском региональном правительства шейх Дж. Мустафа, заявил, что курды составляют менее 4 процентов от численности личного состава иракской армии и сил безопасности, в то время как в соответствии с их долей в населении Ирака эта цифра должна быть не менее 17 процентов.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в октябре 2013 года продолжало характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью. Властям, несмотря на прилагаемые ими усилия, не удается переломить ситуацию и снизить уровень насилия в стране

В октябре 2013 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка. В стране продолжается противостояние между правительством во главе с Н. аль-Малики и поддерживающими его политическими силами и оппозицией. Причем возможность достижения компромиссных договоренностей с целью вывода Ирака из многолетнего глубокого политического кризиса и стабилизации обстановки в стране пока не просматривается. Ситуацию осложняет сохраняющийся высокий уровень напряженности и вражды между шиитской и суннитской общинами. Нет реальных подвижек в решении целого ряда политических, экономических, территориальных и военных проблем в отношениях между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Продолжает усиливаться негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке гражданской войны в соседней Сирии.

Глава курдской автономии М. Барзани считает, что политические споры и разгул насилия, уносящий жизни сотен иракцев каждый месяц, скорее всего, не будут решены до парламентских выборов в следующем году. Более того, он полагает, что «есть реальная опасность,… что эти конфликты перерастут в гражданскую войну».

По мнению спикера иракского парламента У. ан-Нуджаифи, для продвижения нерешенных вопросов, касающихся политического процесса, нужно одобрение всех политических партий. У. Ан-Нуджаифи подчеркнул, что парламентские выборы в Ираке не должны быть отложены, поскольку они направлены на защиту демократического процесса.

Влиятельный радикальный шиитский лидер М. ас-Садр заявил 14 октября, что Ирак нуждается в другом общенациональном политическом лидере, который должен заменить Н. аль-Малики. В то же время М. ас-Садр считает вполне вероятным то, что Н. аль-Малики «может возглавить правительство страны в третий раз». Более того, «с этой… политической ситуацией он может остаться на всю жизнь».

Сам Н. аль-Малики, отвечая критикам его авторитарного стиля управления страной, заявил, что в этом деле он придерживается конституции Ирака. «Ираком управляет Конституция, и Конституция дает определенные прерогативы, что я могу четко засвидетельствовать. Дайте знать, если мои действия будут неконституционными».

Ведущие политики Ирака в минувшем месяце продолжали активные консультации по вопросам политической ситуации в стране, положению дел в сфере безопасности, межнациональным и межконфессиональным отношениям и ситуации в экономике. Продолжались дискуссии и по новому закону о выборах.

7 октября Палата представителей (нижняя палата парламента) определила 30 апреля 2014 года датой очередных парламентских выборов в Ираке.

Иракское правительство решило, что «Национальный кодекс чести», призванный способствовать достижению в стране «гражданского и социального мира», первоначально будет апробирован в «турбулентной» провинции Дияла.

М. Барзани 13 октября в очередной раз подтвердил, что курды имеют право на самоопределение и государственность. «Иметь государство – это естественное право курдского народа, но это не будет достигнуто путем насилия, и должно быть сделано естественным образом». М. Барзани призвал также к диалогу между курдами и государствами, где есть курдское население.

23 октября на встрече в Эрбиле с представителями коммунистических и левых групп Ирака Ливана, Палестины, Судана, Иордании и Египта М. Барзани заявил, что их лидеры должны «возлагать доверие на свой собственный народ, а не на посторонних». По словам курдского лидера, «наш опыт показал, что, когда мы рассчитываем на наших собственных людей, мы успешны», а «в политике в любой точке мира, когда вы рассчитываете на помощь других, результатом будет только провал».

В прошедшем месяце политические партии Региона Курдистан активно обсуждали вопросы, связанные с созданием правительственной коалиции по итогам состоявшихся в сентябре выборов в парламент курдской автономии. Так, правящая Демократическая партия Курдистана (ДПК) предлагает формирование правительства на широкой основе, с участием «всех сторон». При этом «ДПК не имеет красной ленты». Ведущая оппозиционная партия «Горан» заявляет, что присоединится к правительству при условии соблюдения следующих условий: «реформы, борьба с коррупцией, обеспечение прозрачности и предоставление государственных услуг». «Исламский союз Курдистана» в последние четырех года находился в оппозиции, но сейчас его лидеры говорят о возможном участии в новом правительстве Региона Курдистан. Патриотический союз Курдистана – бывший ведущий партнер ДПК – 30 октября принял решение участвовать вместе с ДПК в формировании нового правительства курдской автономии.

Серьезные разногласия сохраняются между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Так, в Эрбиле считают, что ни один из семи пунктов соглашения, подписанного федеральным и региональным правительствами в апреле этого года, не был выполнен. При этом «проблема между Багдадом и Эрбилем заключается в реализации соглашения, а не в самом соглашении. Нерешенные проблемы остаются без решения, и с течением времени, они становятся более сложными и более трудными». Это – «нефтяные контракты, невыполнение финансовых обязательств, выделение зарплат силам «пешмерга», статья 140 иракской конституции (проблема Киркука, — авт.) и доля курдов в бюджете не были решены, проблемы все те же».

Курдский блок в иракском парламенте обвинил арабские партии в «шовинизме» за отказ принять законопроект, который даст официальное признание курдского языка и языков других народов Ирака. Депутатами от курдских партий было заявлено: «Все шиитские и суннитские блоки в парламенте выступают против официального законопроекта о языках Ирака», только курдский блок поддержал законопроект. Блок призывает к признанию курдского в качестве официального языка наряду с арабским». При этом «сама Конституция говорит, что курдский и арабский являются двумя официальными языками Ирака, но их менталитет шовинизма не дает им принять этот закон, потому что они думают, что это ослабит арабский язык». Напомним, что в статье 4 Конституции Ирака говорится, что курдский и арабский языки являются двумя официальными языками Ирака, в то время как другие, менее распространенные языки, также признаются в регионах страны, где доминирует население, говорящее на них. В то же время, как считают курды, «арабские партии говорят, что арабский является разговорным, и что нет никакой необходимости в любом другом официальном языке». Законопроект о языке был предложен более четырех лет назад, но работа над ним была приостановлена из-за серьезных разногласий среди иракских политических партий.

Министерство «пешмерга» в правительстве Региона Курдистан заявило, что иракское правительство до сих пор не предоставило курдским вооруженным силам никаких финансовых средств, а переговоры по этому вопросу между Багдадом и Эрбилем не дали никаких результатов.

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Турция готова купить всю иракскую нефть, которую эта страна поставляет на мировые рынки, сообщил 2 октября министр энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыз.

В октябре Иран и Ирак подписали предварительное соглашение о строительстве трубопровода для поставок иранского газа на электростанции в южной иракской провинции Басра. В соответствии с подписанным документом иранским подрядчикам поручается построить трубопровод, по которому газ из Ирана будет доставляться на иракские электростанции. Строительные работы должны быть завершены к концу лета 2014 года.

Ирак подписал со швейцарской компанией Satarem контракт стоимостью 6 млрд долларов по строительству и эксплуатации нефтеперерабатывающего завода мощностью в 150 тыс. баррелей в день. Необходимость строительства НПЗ в южной провинции Майсан обусловлена быстро растущим спросом на топливо в Ираке. Новый завод является одним из четырех проектов, которые должны повысить мощность переработки нефти в стране до 1,5 млн баррелей в день с нынешних 650-750 тыс. баррелей, и модернизировать нефтяную отрасль Ирака. В будущем планируется строительство НПЗ в городах Кербела, Киркук и Эн-Насирия.

Правительство иракской курдской автономии 31 октября заявило о намерении построить второй нефтепровод в Турцию в течение ближайших 18 месяцев. Планируемая мощность трубопровода — один миллион баррелей в сутки.

Таким образом, в октябре 2013 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая ситуация, что обусловлено разногласиями между ведущими иракскими политическими блоками, сохраняющейся напряженностью между суннитской и шиитской общинами, а также негативным влиянием вооруженного конфликта в соседней Сирии. Отсутствуют реальные подвижки и в урегулировании целого ряда проблем в отношениях между федеральным правительством и властями иракской курдской автономии.

В октябре 2013 года главными во внешнеполитической деятельности иракского руководства по-прежнему были вопросы отношений с соседними государствами, в первую очередь, с Сирией и Турцией. Повышенное внимание в Багдаде уделяли визиту в США премьер-министра Ирака Н. аль-Малики.

Не прекращающаяся гражданская война в Сирии, масштабное участие в ней экстремистских исламистских группировок, связанных с «Аль-Каидой», усиливающееся негативное влияние сирийского конфликта на ситуацию в Ираке и регионе обусловливают постоянное пристальное внимание иракского руководства к событиям в соседней стране. При этом официально Багдада продолжает четко придерживаться позиции, согласно которой конфликт в Сирии может быть урегулирован только политическим путем через диалог между противоборствующими сторонами. Кроме того, Багдада постоянно официально подчеркивает свое невмешательство в сирийские дела, хотя на деле правительство Н. аль-Малики оказывает помощь режиму Б. Асада.

Специальный представитель ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими 21 октября посетил Багдада, где провел переговоры с иракскими руководителями относительно путей урегулирования сирийского конфликта.

Н. аль-Малики на встрече со спецпосланником ООН в Сирии А. аль-Ибрагими подтвердил, что Багдад поддерживает достижение политического урегулирования кризиса в САР, заверив, что Ирак готов поддержать усилия спецпосланника ООН по мирному урегулированию конфликта. Глава иракского правительства также отметил, что «военный выбор в Сирии неприемлем, и что растет убежденность в успехе мирных инициатив».

25 октября министр иностранных дел Ирака Х. Зибари заявил о необходимости незамедлительного урегулирования кризиса в Сирии, который «негативно влияет на все народы региона». Министр подчеркнул, что чем дольше продолжается кризис в Сирии, тем больше нарастает угроза безопасности соседних с ней стран. Поэтому Багдад поддерживает контакты для поиска оптимальных путей разрешения данной проблемы. Зибари подчеркнул, что Ирак выступает за проведение мирной конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию в ближайшее время, высказался за участие в ней всех сторон и обсуждение будущего Сирии без каких-либо предварительных условий. По мнению Зибари, цель проведения конференции – усадить сирийское правительство и оппозицию за стол переговоров, а международное сообщество должно им в этом содействовать.

Вооруженный конфликт в Сирии, активное участие в нём сирийских курдов находятся в центре внимания руководства иракской курдской автономии. В резиденции президента Региона Курдистан М. Барзани в Салахэддине 13 октября прошло совещание с участием совместной делегации четырех сирийских курдских партий: Демократической партии Курдистана, «Партии Курдского союза», «Партии Свободы» и партии «Азади». Курдская делегация проинформировала Барзани о решении сформировать новое политическое образование, которое будет носить название «Демократическая партия Курдистана Сирии». Со своей стороны, президент Региона Курдистан высказался за построение плюралистической и демократической Сирии, которая будет гарантировать законные права курдского народа и всех других народов, проживающих в соседней стране.

В минувшем месяце произошло заметное улучшение иракско-турецких отношений. 24 октября в Турцию впервые с марта 2011 года с официальным визитом посетил министр иностранных дел Ирака Х. Зибари. В Анкаре он имел встречу с премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом, президентом А. Гюлем и другими турецкими руководителями. В связи с визитом Х. Зибари президент Турции А. Гюль заявил о начале новой эры в отношениях между Анкарой и Багдадом, напомнив, что «до этого имело место охлаждение в отношениях с Ираком. И Турция, и Ирак поняли, что оно должно быть устранено» и в настоящее время «между двумя странами нет столкновения интересов», а в Анкаре «всегда поддерживали территориальную целостность и политическое единство Ирака». Гюль заявил, что двухлетняя напряженность в двусторонних отношениях была обусловлена обстоятельствами и носила временный характер. В свою очередь, Зибари также положительно оценил перспективы отношений с Турцией, отметив: «Мы договорились предпринять новые шаги для улучшения двусторонних отношений и открыть новые горизонты. Мы перевернули страницу и открыли новую главу в наших отношениях». Одной из главных тем переговоров в Анкаре были события в Сирии. При этом стороны выразили свое растущее опасение усилением активности в этой стране боевиков, связанных с «Аль-Каидой». Решено возобновить заседания стратегического совета на высоком уровне, обмен разведданными и сотрудничество в таких вопросах, как безопасность. Кроме того, было объявлено о том, что будет создан новый механизм для проведения политических консультаций и прямой связи между двумя странами. На ноябрь запланированы визиты в Багдад министра иностранных дел Турции А. Давутоглу и спикера парламента Д. Чичека. В ходе их переговоров будет определена дата визита в Турцию Н. аль-Малики, а после этого визита Ирак должен посетить Р. Т. Эрдоган.

Вместе с тем, между Ираком и Турцией сохраняются серьезные разногласия по целому ряду проблем. Так, Багдад выступает категорически против турецких инвестиций в нефтяной сектор Региона Курдистан, где Турция является важнейшим торговым партнером. Анкара и Багдад остаются на полярных позициях по конфликту в Сирии. В то время как Эрдоган является одним из главных зарубежных сторонников сирийских оппозиционных сил и призывает к смещению президента САР Б. Асада, Н. аль-Малики осуждает сирийских повстанцев и, в частности, фактически не препятствует использование иракской территории для транзита иранской военной помощи дамасскому режиму.

10 октября парламент Турции продлил годовой мандат на проведение военных операций и отправку турецкой армии на север Ирака в случае необходимости. Запрос правительства Турции на продление мандата обосновывался «открытой опасностью, исходящей от расположенных в Северном Ираке сил Рабочей партии Курдистана, которая угрожает спокойствию турецкого народа, национальной безопасности страны, а также её территориальной целостности». Одновременно в документе отмечалось, что Турция придаёт большое значение сохранению стабильности и национальной безопасности Ирака.

31 октября в Турцию с визитом прибыл глава правительства иракской курдской автономии Н. Барзани, чтобы «обсудить ряд вопросов, в частности, сирийский кризис».

В октябре активизировались иракско-американские отношения. Ведущим событием здесь стал официальный визит в Вашингтон иракской делегации во главе с премьер-министром Н. аль-Малики. Главными вопросами, обсуждавшимися на переговорах с президентом США Б. Обамой, другими высокопоставленными представителями американской администрации были военные поставки Ираку, борьба с терроризмом и ситуация в Ираке, конфликт в Сирии. Руководители США подтвердили поддержку усилий иракского правительства в борьбе с терроризмом в интересах достижения безопасности и стабильности в стране. Со своей стороны, Н. аль-Малики заявил, что приехал в Вашингтон для того, чтобы выработать стратегию борьбы с терроризмом совместно с союзником, который также «проливал кровь, борясь с террористами в Ираке». Он призвал США увеличить объем помощи в противодействии насилию, захлестнувшему Ирак. В Вашингтоне иракскому премьеру подтвердили, что США «серьезно обеспокоены» ростом насилия в его стране, но при этом указали, что «очень важно сосредоточиться на том, откуда исходит это насилие». Что касается американских военных поставок Ираку, то Обама не заявил о новых конкретных обязательствах, подтвердив предыдущие соглашения о продаже оружия. Одновременно президент США заверил Н. аль-Малики в еще более тесном сотрудничестве США в борьбе с террористами. Кроме того, Б. Обама призвал Н. аль-Малики принять новый избирательный закон и провести парламентские выборы так, чтобы все иракцы могли выразить свое мнение путем голосования. Представители вашингтонской администрации заявили, что продолжат обсуждать с Конгрессом как вопрос об отношениях с Ираком в целом, так и о возможных поставках оружия.

В конце октября группа американских сенаторов во главе с Дж. Маккейном обвинила Н. аль-Малики в авторитарных методах управления страной, насилии и маргинализации суннитского и курдского населения Ирака. Об этом сенаторы написали в открытом письме президенту Обаме, призвав его потребовать от иракского лидера открытости и разделения власти в правительстве. «Перед тем, как дать ему оружие, мы должны убедиться, что это оружие соответствует его приоритетам, которыми сейчас являются повстанцы», предупредил Маккейн. Кроме Маккейна, письмо подписали сенаторы-республиканцы Дж. Инхоф, Б. Коркер и Л. Грэм, а также демократы К. Левин и Р. Менендес.

Отметим, что в конце октября Соединенные Штаты посетил главный политический оппонент Н. аль-Малики – лидер ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи.

Вице-президент США Дж. Байден 29 октября в телефонном разговоре с президентом курдской автономии М. Барзани обсудил «вопросы политики и безопасности в Ираке».

Президент России В. Путин заявил 23 октября, что наша страна поддерживает усилия властей Ирака по стабилизации обстановки в стране и «обеспечению национального согласия». Москва также готова содействовать укреплению иракских силовых структур, расширять сотрудничество в энергетике и по линии военно-технического сотрудничества, согласно договоренностям, достигнутым в ходе визита в Н. аль-Малики в Россию в 2012 году.

Правительство иракской курдской автономии приветствовало открытие консульства Кувейта в Эрбиле.

Таким образом, в октябре 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной и напряженной. В стране не снижается уровень насилия, террористической и боевой активности экстремистских исламистских группировок, стремящихся дестабилизировать ситуацию и установить свой контроль над рядом важных районов Ирака. В то же время действия правительственных силовых структур по обеспечению безопасности остаются по большей части неэффективными. Негативное воздействие на ситуацию в Ираке оказывают и то, что политический процесс в стране в значительной степени продолжает оставаться в статическом состоянии.

52.38MB | MySQL:103 | 0,538sec