Разные салафиты Сирии

«Аль-Каида» проявляет значительный интерес к сирийскому конфликту. Во второй половине 2011 г. ее иракский филиал «Исламское государство Ирак» (ИГИ) оказало содействие в создании одной из самой эффективных организаций салафитской направленности борющейся против режима Б.Асада «Джабхат ан-нусра». В апреле 2013 г. в рядах этой организации произошел раскол. Амир ИГИ Абу Бакр аль-Багдади объявил о своем намерении объединить сирийскую и иракскую группировки под своим руководством. Вместе с тем лидер «Джабхат ан-нусра» Абу Мухаммад аль-Джулани отклонил это решение. В спор двух амиров даже пришлось вмешаться руководителю «Аль-Каиды» А.аз-Завахири, который обвинил их в недальновидных распрях. В результате радикалам не удалось договориться и к июлю 2013 г. две организации стали действовать независимо друг от друга, хотя в отдельных случаях они проводят совместные операции.

Среди салафитов Сирии имеются разногласия относительно внедрения своих методов на захваченных ими территориях. Радикальные исламистские структуры «Джабхат ан-нусра»  и «Аль-Каида в Ираке и Шаме» (АКИШ) разделяют идеологию «Аль-Каиды», вместе с тем между ними имеется существенная разница. Так, «Джабхат ан-нусра» в основном состоит из сирийцев. Она более терпима к сотрудничеству с другими «революционными бригадами», в том числе светскими, более осторожна в исполнении наказаний несогласных с ее идеологией.

Второе отличие в том, что АКИШ стремится быстрыми темпами создать шариатское государство в Сирии. После провозглашения халифата в стране, эта организация намерена насильно навязать исламский закон, «уничтожая исламские святыни и выравнивая могилы с землей». Более того, эта организация отличается нетерпимостью к несалафитским направлениям ислама и другим религиям. «Джабхат ан-нусра» уничтожает христиан, друзов, алавитов и шиитов, а также любых несоласных суннитов. По словам лидера «ДжН» А.М.аль-Джулани «у его структуры есть приоритеты — в первую очередь свержение режима, пока все не стабилизируется, мы не будем объявлять о создании исламского государства». В силу очень тяжелого социально-экономического положения в стране группировка не спешит наказывать воров отсечением конечностей или жестоко расправляться с теми, кто не согласен с идеологией «чистого ислама». На подвластных «нусровцам» территориях организация пока ограничивается большей частью пропагандой и обеспечением безопасности.

Отличие «алькаидовцев» от «нусровцев» и в том, что они, не задумываясь используют террористов-смертников для проведения операций, даже если изначально известно, что это приведет к многочисленным жертвам среди местного населения.

Вместе с тем «алькаидовцы» усвоили уроки последних десятилетий и стремятся заручиться поддержкой местного населения. Исламисты наращивают свое присутствие в регионе не только военной мощью. Они стремятся обрести симпатию и авторитет среди местного населения, наладив снабжение нефтепродуктами, обеспечивая пшеницей хлебозаводы. Наряду с этим они смогли обеспечить безопасность в захваченных населенных пунктах, где осуществляется судопроизводство по шариату. Именно таким образом был возвращен дом владельцу, ранее конфискованный отрядом Свободной сирийской армии. Салафиты также обеспечивают жильем тех, чьи дома были разрушены в результате боевых действий.

Проводя такую политику, исламисты стремятся доказать, что «Аль-Каида» способна наладить нормальную жизнь населения. Однако это только лишь тактический прием. «Аль-Каида» не ориентирована на постепенное внедрение шариата в Сирии. Это, прежде всего, «корпорация войны», не способная обеспечить относительно мирную жизнь населения, наладить функционирование социально-экономических институтов. Как только численность ее боевиков увеличивается, они вновь возвращаются к насилию. Представитель АКИШ в этой связи подчеркивает: «Что касается наших ошибок, мы не отрицаем их, скорее всего, мы будем продолжать их до тех пор, пока мы остаемся людьми».

Именно такими методами в последнее время салафитская группировка АКИШ значительно упрочила свои позиции в Сирии. Организация располагает отрядами численностью около 6 тыс. человек. Несмотря на то что она уступает по численности также салафитскому «Сирийскому исламскому фронту», в рядах которого около 20 тыс. бойцов, тем не менее, обладает важным преимуществом – большинство ее бойцов имеют серьезный военный опыт, полученный в Мали, Ираке, Сомали, Афганистане, Йемене, Ливии и Чечне.

В подконтрольной «Аль-Каиде» столице провинции Ракка враждующие между собой фракции Свободной сирийской армии в значительной степени ослаблены и не способны бросить вызов салафитам. В результате г.Ракка стал самым крупным подконтрольным салафитам городом в исламском мире.

Следует также отметить, что у салафитов наработан серьезный военный опыт в различных регионах мира. Вместе с тем у них возникают серьезные трудности, связанные с управлением и предоставлением социальных услуг. В упомянутом г.Ракка прошли волнения в связи с невыплатой заработной платы местным жителям, треть из которых были заняты в госсекторе.

Салафиты продолжают преследовать оппозиционные официальному Дамаску организации, которые не согласны с радикальными методами поборников «чистого ислама». В провинции Алеппо АКИШ поместило в тюрьму детей для обмена военнопленными. На регулярной основе похищаются журналисты с целью получения выкупа. В г.Тель Абьяд они конфисковали продукты, предоставленные светской Сирийской национальной коалицией в силу того, что эта акция не был согласована с АКИШ.

Жесткая линия салафитов вызывает все больше негодования среди местных жителей. В контролируемых фундаменталистами районах население выходит в знак протеста на улицы, как это было раньше против режима Асада. Самая крупная демонстрация прошла в г.Ракка, где протестующие собрались перед штаб-квартирой АКИШ требуя от салафитов покинуть город.

Все большее неприятие идеологии салафитов растет также среди шейхов крупных племен, обладающих значительным авторитетом в стране.
Причем недовольство режимом Б.Асада отнюдь не означает автоматическую поддержку салафитов или светских оппозиционных сил. Башир аль-Хувайди и Махмуд аль- Хабура из племени афадля, живущего в Дэйр-эз-Зор и Хасака, длительное время добивались от Дамаска больших политических свобод. Вероятно, победу в сирийском конфликте одержат именно те силы, которые смогут переманить на свою сторону крупные племенные конфедерации страны. Пока многие шейхи племен сохраняют нейтралитет и опасаются поддерживать активно какую-либо из сторон, участвующих в гражданской войне.

В борьбе за симпатии местного населения перевес пока на стороне «Джабхат ан-нусра». В последние месяцы эта организация старается не подчеркивать свои связи с «Аль-Каидой» и минимизировать потери среди местного населения.

Перед АКИШ задача стоит труднее. «Алькаидовцы» пытаются догнать «Джабхат ан-нусру» в завоевании авторитета среди местных жителей. Они открывает закрытые школы, раздает продукты и лекарства, снабжает полуразрушенные города и деревни энергией, проводит детские фестивали и конкурсы по перетягиванию каната, строит тренировочные лагеря, где юноши получают военную подготовку и где им, естественно, промывают мозги.

Обе джихадистские организации, несмотря на разногласия и различия, гораздо чаще действуют параллельно.

62.9MB | MySQL:102 | 0,571sec