Египет-Эфиопия: проблема строительства плотины на реке Нил

Министры водных ресурсов Египта, Судана и Эфиопии провели           4 ноября с.г. встречу в формате наблюдательного комитета по строительству Большой Плотины. Он был образован по рекомендации Международной панели экспертов (IPoE). Как и предполагалось ранее рядом экспертов, эта встреча закончилась ничем. Участники попытались сохранить «хорошую мину при плохой игре» и по итогам встречи сделали совместное заявление, в котором выразили «общий оптимизм» по вопросу достижения конкретных договоренностей. Предполагается, что следующая встреча состоится 8 декабря с.г. в Хартуме.

Согласно докладу IpoE, строительство плотины на Голубом Ниле, что предварительно оценивается в сумму 4,7 млрд долларов не должна нанести некий значительный ущерб ирригационным возможностям Египта и Судана. При этом, по мнению египетской стороны, все параметры, указанные в докладе экспертов, требуют дополнительной оценки и согласованного одобрения сторонами, прежде чем строительство плотины будет начато. Другими словами, Каир всячески старается оттянуть процесс начала строительства под различными дипломатическими предлогами.

Одним из них является требование египтян провести международную экспертизу строительства и оценить возможный экологический риск этого проекта. Министр ирригации  АРЕ Муталиб в этой связи заявил, что «Египет всегда выступал за совместные проекты на реке Нил. Вопрос здесь только в том, чтобы они не наносили ущерба будущим поколениям. А в этой связи необходима тщательная международная экспертиза проекта».

Таким образом, Каир сосредоточился на чисто бюрократических методах блокирования строительства Большой Плотины. Напомним, что переговоры и консультации между сторонами с переменным успехом идут уже около двух лет. Представляется также, что в конечном счете система затягивания со стороны египтян имеет свои пределы. Аддис-Абеба твердо настроена реализовать этот проект, что повысит ее энергообеспеченность на 6000 мегаватт и позволит получать ежедневно до 2 млн евро от экспорта электроэнергии. При этом Эфиопия является обладателем 85% всех водных ресурсов Нила. Колониальный договор, который ставил Египет в привилегированное положение в вопросах использования водных ресурсов Нила, явно не отвечает нынешним реалиям. При этом, согласно этому действующему договору, страны севера Африки могут наложить вето на любое его изменение. Таким образом, на повестке дня ясно стоит вопрос об одностороннем выходе Эфиопии из указанного соглашения. При этом, с учетом последних событий в самом Египте, у его руководства нет иллюзий по вопросу выстраивания большой коалиции среди стран Северной Африки в отношении проблемы раздела вод Нила.

Отраден в данном случае только один момент. Судя по всему, египтяне  отказались от подрывного формата препятствования строительства плотины. Ранее появлялись данные о том, что египетские спецслужбы пытались выйти на контакт с рядом сепаратистских групп (в том числе и «Фронт освобождения оромо») с целью организации волны нестабильности как в самой столице Эфиопии,  так и регионе предполагаемого строительства. А лидер Эритреи Афеворки публично заявил недавно, что Каир предлагал (правда, еще во времена правления М.Мурси)  ему крупные финансовые вливания за организацию широкомасштабной подрывной кампании на эфиопской границе. Вплоть до массовой переброски через границу боевиков сепаратистских групп, которые проходят подготовку и имеют тыловые базы на эритрейской территории. Естественно, что публичное заявление на эту тему эритрейского лидера подразумевает отказ Асмэры от участия в подобных акциях. Заметим, что иного плацдарма для разворачивания такой деятельности в этом регионе у египтян нет. Да и сама политическая ситуация  резко изменилась после свержения президента М.Мурси. Нынешним властям АРЕ совершенно не нужны новые обвинения в проведении неких подрывных операций против Эфиопии, которые на фоне охлаждения египетско-американских отношений  будут дополнительно осложнять внешнеполитический имидж страны.

Плюс в Каире учитываются и еще два обстоятельства. Первое – Эфиопия председательствует в Африканском союзе и любые провокации однозначно получат должную оценку в этой региональной организации. Особенно с учетом того, что страны Африки к югу от Сахары в своей подавляющей массе поддерживают планы Аддис-Абебы. Второе – Эфиопия в реализации своих намерений по строительству Большой Плотины получила поддержку со стороны Хартума. В данном случае имеет место большой торг, поскольку тем самым суданцы заручаются негласной  поддержкой Аддис-Абебы по вопросам своих споров с Южным Суданом, и могут теперь рассчитывать на лояльность Эфиопии при рассмотрении вопросов  межсуданских отношений в формате Афросоюза. А это, прежде всего, вопрос Абъея и проведения референдума в нем. Учитывается здесь и факт того, что эфиопские миротворцы располагаются сейчас в Абъее. Это обстоятельство приобретает и особый смысл в связи с фактическим провалом встречи президента Судана О.аль-Башира и Южного Судана С.Киира в конце прошлого месяца. Стороны не смогли достичь консенсуса по вопросу сроков проведения референдума в Абъее, что вновь резко обострило ситуацию и стимулировало всплеск односторонних действий со стороны представителей племени динка по образованию автономных от Хартума органов административной  власти в этом штате.

Позиция Хартума по вопросу строительства плотины безусловно продиктована прагматичными соображениями. Ему необходима Эфиопия в качестве союзника в очень сложном вопросе выстраивания взаимодействия со своим южным соседом в лице Джубы и затягивания решения вопроса о референдуме в Абъее на неопределенный срок. Для Аддис-Абебы раскол в стане некогда единых по вопросу строительства плотины Судана и Египта является очень обнадеживающим знаком и стимулирует к активным, и, что очень вероятно, односторонним действиям на этом направлении.

Заметим, что косвенно повлиять на планы реализации строительства может возможное возникновение очага нестабильности в Южном Судане. Там накануне выборов президента в следующем году продолжается активная партизанская война между различными этническими группами и племенами. Плюс ко всему возникли проблемы со здоровьем у южносуданского президента С.Киира, который на днях проводил срочное и секретное медицинское обследование в ЮАР.

52.27MB | MySQL:103 | 0,594sec