Мали: что стоит за убийством французких журналистов

Недавнее убийство двух французских журналистов в Мали скорее всего является ответом ряда непримиримых лидеров повстанческих групп туарегов на активизацию деятельности французских спецслужб по поиску и освобождению заложников-граждан Франции, которые удерживаются различными группами на севере Мали и в зоне Сахеля.

Основным методом французских силовиков в данном случае являются опосредованные переговоры с руководством исламистских групп, и прежде всего с командирами «Аль-Каиды в Исламском Магрибе» (АКИМ). Эти консультации велись и ранее. Но после начала военной операции с участием французского контингента на севере Мали были прерваны. В настоящее время они вновь начались по инициативе нового лидера АКИМ Джамаля Окаши, который сменил на этом посту Абдельхамида Абу Зейда. Посредником в данных контактах выступает командир туарегской исламистской группы «Ансар ад-дин» Ияд аг Гали. Напомним, что  эта группировка отделилась в свое время от АКИМ, разошедшись с «алжирским крылом» алькаидовцев по вопросу распределения сумм получаемых за заложников в качестве выкупа между похитителями. Основную «грязную» работу по захвату и содержанию заложников из числа иностранцев делали тогда туареги. А переговоры по размеру и условиям получения денег брали на себя руководители АКИМ, используя этот бренд. После гибели А.Абу Зейда между сторонами наступило перемирие и определены приемлемые для сторон условия.

Именно с Иядом аг Гали, по некоторым данным, и встречались незадолго до своей гибели французские журналисты. Их «перехват» по дороге и хладнокровный расстрел возможно свидетельствует  о том, что они могут быть причастны в той или иной степени к этим сепаратным переговорам. Ликвидация журналистов также может указывать и на след конкурентов АКИМ и «Ансар ад-дин» в лице других туарегских групп (например, НДОА), которые таким образом пытаются сорвать посредничество «Ансар ад-дин» с задачей переключить внимание Парижа на себя. Тем более, что отношения между НДОА и «Ансар ад-дин» идеальными назвать сложно. Не будем также забывать, что французские военные продолжают активно лоббировать в администрации французского президента вопрос о предоставлении туарегам ограниченной автономии с руководящей ролью НДОА.

С французской стороны весь комплекс вопросов, которые связаны с освобождением заложников, сейчас курирует   ДЖСЕ. Ее директор Б.Бажоле вынужден работать в этом направлении  с Р-А.Лоренци, руководителем и основателем крупнейшей частной охранной структуры Amarante.Последняя, кстати, в свое время была фактически выдавлена с рынка Нигера. Напомним, что с началом операции в Мали были заморожены все переговоры Тоталь и других французских фирм с Amarante,а охрана объектов этих компаний была возложена на французскую армию. Как следствие, произошло два крупных теракта в отношении объектов, которые принадлежали французским компаниям. Ответственность на себя взяла  тогда все та же АКИМ. Но самый главный вывод был сделан другой – армия не может эффективно заменить крупные частные структуры в вопросах охраны и безопасности в Африке. В этой связи мы уже говорили о неформальных отношениях между оперативниками Amarante и эмиссарами АКИМ, что сейчас и подтверждается  характером переговоров между ними по вопросам  освобождения заложников.     Р-А.Лоренци необходимо доказать свою нужность и незаменимость в вопросах безопасности в зоне Сахеля. И в этой связи теракты в Нигере и убийство французских журналистов, по всей видимости, являются звеньями одной цепи борьбы за лидерство на этом рынке.

Косвенным подтверждением соперничества между ДЖСЕ и Amaranteявляется и все растущее раздражение Б.Бажоле. Он уже написал несколько докладных президенту Франции Ф.Олланду, в которых требовал убрать «частников» из сферы посредничества в вопросах освобождения заложников. При этом указывалось, что они зачастую присваивают себе часть выкупа (сам факт выплаты которого французскими властями категорически отрицается). И в результате роль значительной части посредников была минимизирована, но не Amarante.Лоренци имеет серьезные связи в Министерстве обороны Франции, а также ряд доверительных контактов среди руководства алжирских спецслужб, чем французские спецслужбы похвастаться не могут. В этой связи Б.Бажоле, скрепя сердце, вынужден пока терпеть «соседство» Amarante.Отметим также, что предшественник Б.Бажоле Э.Де Мангу активно пользовался  услугами «частников» и всячески поощрял их участие в решении деликатных вопросов.

Б.Бажоле категорически против продолжения этой практики, а также выплаты выкупов похитителям. Несмотря на то, что ранее во многом благодаря этому аспекту часть французских граждан оказалась на свободе, нынешний директор ДСЖЕ категорически против продолжения этой практики, справедливо полагая, что это стимулирует новые случаи похищения.  Б.Бажоле выступает за чисто силовые пути решения этой проблемы с привлечением широкой сети агентов, которые работают под различными прикрытиями. В случае с Сирией  это организация «Врачи без границ», например. Именно с помощью посредников из этой структуры удалось в конце августа с.г. освободить Д.Франсуа и Э.Элиаса. В настоящее время те же посредники ведут переговоры об освобождении еще двух французов Н.Энина и П.Торре. Судя по всему, эти же инструменты будут задействованы французскими спецслужбами и в зоне Сахеля. По крайней мере, эту тему Ф.Олланд активно обсуждал с президентом Нигера М.Иссуфу и малийским президентом А.Кейтой в середине сентябре с.г. На французского президента давят родственники похищенных, чем пользуется оппозиция для развязывания пропагандистской кампании против Ф.Олланда и его политики в Африке и Сирии.

52.37MB | MySQL:103 | 0,495sec