Станет ли реальностью саудовская ядерная бомба?

В многочисленных публикациях (скорее, похожих на спекуляции) последнего времени, связанных с развитие ситуации в свете смягчения напряженности в американо-иранских отношениях, подчеркивается устремленность Саудовской Аравии к обладанию собственным ядерным потенциалом. Обычная постановка вопроса, при этом, исходит из того, что саудовская сторона, достаточно давно профинансировавшая создание пакистанской атомной бомбы, может (и откровенно намерена) получить ядерное оружие из Пакистана (естественно, щедро оплатив эту поставку), решая задачу обеспечения собственной безопасности, как и безопасности своих союзников по Совету сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ).

В течение всего времени после появления этих публикаций в Саудовской Аравии (по крайней мере, на официальном уровне) предпочитали их не комментировать. В этом отношении появившаяся 16 ноября текущего года в «Аш-Шарк Аль-Аусат» статья генерального директора спутникового телевизионного канала «Аль-Арабийя» и ведущего колумниста самого лондонского саудовского издания Абдель Рахмана ар-Рашида, названная «Саудовская ядерная бомба» является, скорее всего, первым ответом, конечно же, санкционированным политическим истеблишментом страны, на комментарии, связанные с возможным развитием ситуации в сфере потенциального саудовского ядерного вооружения. Необходимость внимательного прочтения этой статьи не вызывает сомнений.

Важно также и то, что постоянно выражаемая саудовским руководством позиция в отношении ядерного оружия заключается в том, что его распространение в регионе Ближнего Востока (включая и Персидский залив) недопустимо, что предполагает, что этот регион должен быть превращен в зону, свободную от оружия массового поражения и, в первую очередь, ядерного, а уже имеющиеся там ядерные центры (что относится, в частности, к Израилю) должны быть поставлены под контроль Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). С другой стороны, в Саудовской Аравии никогда не исключали и возможности развития собственной программы (как и программ других государств ССАГЗ) мирных исследований в ядерной области (в рамках Центра науки и технологии имени короля Абдель Азиза), подчеркивая, однако, что они должны осуществляться под все том же контролем со стороны МАГАТЭ.

Итак, А.Р.ар-Рашид написал следующее: «Сегодня ведутся разговоры о стремлении Королевства Саудовская Аравия купить пакистанскую [атомную] бомбу. Но, во-первых, возможно ли это в свете подписанных обеими странами международных договоров, запрещающих обладателю ядерного оружия его передачу или продажу [другой стороне], как и запрещающих таким странам, как Саудовская Аравия, его производство в военных целях? А, во-вторых, повысит ли обладание ядерным оружием саудовскую обороноспособность?». Резонные вопросы, которые ни в коей мере не приходили на ум авторам спекулятивных комментариев в связи с возможностью саудовско-пакистанской ядерной сделки. Впрочем, А.Р.ар-Рашида интересует и предыстория этих комментариев.

Обращаясь к этому аспекту вопроса, он подчеркивал: «Покупка королевством китайских ракет (в 1987 г. саудовская сторона осуществила закупку партии производимых в Китайской Народной Республике стратегических ракет – Г.К.) и раскрытие тайны этой сделки заставили многих говорить о том, что эти ракеты способны нести ядерные боеголовки. Но в 1988 г. королевство подписало обязывающие его, а также еще 190 стран, Договор о нераспространении ядерного оружия, однако, — продолжал автор статьи, — это не исключило появления многочисленных домыслов о желании Саудовской Аравии добиться получения ядерного оружия. Эти домыслы были подкреплены измышлениями саудовского служащего консульства королевства в Нью-Йорке, ставшего диссидентом и утверждавшего, что Саудовская Аравия создает собственную атомную бомбу для защиты Ирака [в эпоху иракско-иранской войны]. Однако еще раньше один из аналитиков Центрального разведывательного управления заявил, что Саудовская Аравия поддержала пакистанский ядерный проект, выделив на его осуществление два миллиарда долларов».

Тем не менее, все это предыстория, хотя и доказывавшая, что, как пишет автор статьи в «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «по истечении многих лет стало абсолютно ясно, что у Саудовской Аравии нет ядерной бомбы, как нет и ядерного проекта». Все же, по мнению А.Р.ар-Рашида, вопрос заключается в другом обстоятельстве, которое он формулирует следующим образом: «Если Соединенные Штаты позволят Ирану создать ядерное оружие, то не будет ли его сосед – Саудовская Аравия обязана защитить себя, получив адекватное иранскому вооружение? Не будет ли она вправе сохранить неизменным баланс сил в отношениях между двумя противостоящими уже три десятка лет державами, как это сделал Пакистан, добившись ядерного паритета с Индией?». Ответы на эти вопросы кажутся самым существенным аспектом статьи генерального директора телевизионного канала «Аль-Арабийя» и ведущего колумниста «Аш-Шарк Аль-Аусат».

Эти ответы выглядели как цепочка некоторых утверждений: «Да, теоретически, политически и в военном отношении, — писал он, — Саудовская Аравия будет вынуждена защищать себя от иранского ядерного режима с помощью либо полученного ею оружия ядерного сдерживания, либо, заключая соглашения, которые восстановят паритет сил, обезопасив саму Саудовскую Аравию и [арабские] государства Залива. Да, — продолжал он далее, — это оправданно и с точки зрения логики, если иметь в виду длительную историю враждебности режима Тегерана к его соседу – Саудовской Аравии». Если, замечал А.Р.ар-Рашид, «израильтяне более других обеспокоены ядерными амбициями иранского руководства и его иррациональностью, то, вместе с тем, никто не может сомневаться в том, что Эр-Рияд является одной из потенциальных целей на иранской ядерной карте, когда удар по Саудовской Аравии предполагается нанести или непосредственно, или с чьей-то помощью». Эта помощь может быть оказана и саудовскими противниками королевства: «Хотя, — подчеркивал автор статьи, — недавно из Ирана были высланы некоторые сыновья бен Ладена и его жена, там все еще остается организатор взрывов в Эль-Хобаре и Эр-Рияде (в 2003-2004 гг. – Г.К.), а, кроме того, Иран спонсирует антисаудовские акции и настроения в Йемене, Ираке и Бахрейне».

Иран вновь обвиняется в контактах с «Аль-Каидой» и в поддержке этой организации, — эта тема не новая для саудовской пропаганды, хотя ее реанимация – явление, которое, вне всякого сомнении, связано с теми или иными обстоятельствами, определяемыми прагматическими интересами или задачами. Сегодня одна из этих задач заключается в том, чтобы оправдать саудовские опасения в связи с усилением роли Ирана как «центра силы» и в регионе Ближнего Востока, и зоны Персидского залива. Как отмечал А.Р.ар-Рашид, «созревшее иранское ядерное оружие, конечно, не будет оборонительным, хотя нет ни одного доказательства наступательной позиции Саудовской Аравии в отношении Ирана, напротив, она всегда выступала против вмешательства великих держав в разжигавшиеся Ираном региональные конфликты, в частности, в зоне Залива. Но, тем не менее, это оружие может быть использовано в войне против соседа Ирана – Саудовской Аравии». Положения этого раздела статьи А.Р.ар-Рашида (прежде всего, в том, что касается отсутствия «доказательств наступательной позиции Саудовской Аравии в отношении Ирана» и, тем более, ее неприятия «вмешательства великих держав в разжигавшиеся Ираном региональные конфликты», когда саудовская позиция категорически не приемлет отказа Соединенных Штатов от вооруженной интервенции во внутрисирийские события) должны оставаться на совести ее автора.

Тем не менее, важнее другое обстоятельство, — А.Р.ар-Рашид, пусть и говоря о собственных преференциях, далее высказывает мнение саудовского политического истеблишмента в отношении возможности обретения Саудовской Аравией ядерного оружия. Его точка зрения, как он заявлял, состоит в том, что он «не является сторонником гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке». Тем не менее, с момента, когда «в 1979 г. аятолла Хомейни вошел на борт самолета “Эр Франс” [направлявшегося в Тегеран], Иран в течение тридцати трех лет создавал ситуацию региональной анархии, когда иранские угрозы и вызовы заставляли приглашать в порты стран Залива авианосцы и военные корабли великих держав, а также соглашаться на создание их военных баз, а также заключать с ними соглашения». В этих словах немало неточностей и оговорок, поскольку проникновение ведущих держав мира, прежде всего Соединенных Штатов, в зону Персидского залива не всегда и не только было связано с экспансионистской политикой Исламской Республики Иран. Более того, ирано-саудовская напряженность (как и напряженность в отношениях Ирана и арабских государств, что подтверждают случаи Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов) вовсе не была связана только со временем постреволюционного Ирана, но и восходила к шахской эпохе. Однако проблема определяется не только этим аспектом развития международных отношений в зоне Персидского залива.

А.Р.ар-Рашид далее заявлял: «Несмотря на значимость выдвигаемых Саудовской Аравией и [арабскими] странами Залива причин, призванных оправдать их ядерный паритет в отношениях с Ираном, я опасаюсь, что путь к этому сложен как с точки зрения безопасности, так и инфраструктуры и экономики. Наилучшим выходом из создавшейся ситуации выступает, — считал он, выражая мнение саудовского политического истеблишмента, — создание условий, которые не позволят Ирану получить доступ к ядерному оружию». Однако, как подчеркивал генеральный директор телевизионного канала «Аль-Арабийя» и ведущий колумнист «Аш-Шарк Аль-Аусат», «к глубокому сожалению правительство президента Барака Обамы вступило в переговоры [с Ираном], когда на практике Иран проявляет уверенность в том, что он заставит международное сообщество позволить ему стать ядерной державой, выдвигая для этого [беспочвенные] гарантии и обещания».

Иными словами, станет ли реальностью саудовская ядерная бомба? В обозримой перспективе это не кажется вероятным, и А.Р.ар-Рашид говорил об этом едва ли не в полной мере откровенно. Но совсем другой вопрос встает в связи с тем, почему некоторые близкие к саудовскому политическому истеблишменту лица могут ставить вопрос о стремлении их страны обрести ядерное оружие, давая повод к многочисленным спекулятивным рассуждениям о том, что Саудовская Аравия едва ли не завтра станет новой ядерной державой. Эта страна, защищая собственные интересы (в первую очередь, в регионе арабского мира и Персидского залива) проводит курс (о чем автор этой статьи уже писан на страницах сайта Института Ближнего Востока) активного давления на своего стратегического партнера – Соединенные Штаты. Этому служит не только саудовская позиция в связи с Советом Безопасности ООН, но и возможность достижения американо-иранского и европейско-иранского компромисса по вопросу о ядерном досье саудовского соседа.

Во всяком случае, в нынешней ближневосточной ситуации Саудовская Аравия не кажется страной, готовой к немедленному примирению с Ираном, как и к тому, чтобы пойти ему навстречу, сделав какие-либо уступки в отношении тех региональных проблем, которые она рассматривает как наиболее принципиальные для собственного будущего, а также будущего ее союзников по ССАГЗ.

55.73MB | MySQL:116 | 0,508sec