Проблемы иракско-саудовских отношений на нынешнем этапе

Как может показаться на первый взгляд по сравнению с Сирией ситуация в Ираке отошла для Саудовской Аравии как бы на второй план. Однако в реальности это не так, поскольку иракское направление по-прежнему остается среди приоритетов внешней политики Эр-Рияда, а положение дел в этой стране напрямую связано как с решением «сирийского вопроса», так и дальнейшими перспективами американо-саудовских отношений. Как известно, положение в самом Ираке за последние месяцы стало резко ухудшаться. Количество совершенных терактов и число жертв (964 чел.) за прошедший октябрь, согласно информационным сводкам, достигло почти уровня 2008 г. Тем более, судя экспертным прогнозам, тенденции к улучшению ситуации с безопасностью пока не предвидится. Есть все основания для опасения, что Ирак может оказаться вновь на пороге гражданской войны как это было несколько лет назад. Одной из главных причин такого бедственного положения многие считают внутриполитический курс, проводимый премьер-министром Нури аль-Малики, которому за все время своего премьерства не удалось создать эффективных механизмов для осуществления полного контроля над всей территорией Ирака, а также сформировать по-настоящему устойчивое коалиционное правительство. Сейчас Ирак трудно назвать единым государством, т.к. курдские районы уже практически являются автономными, а многие суннитские районы все чаще требуют предоставления им аналогичного статуса. Проблема состоит еще в том, что премьер-министр Ирака, мягко говоря, не пользуется популярностью и доверием со стороны своих арабских соседей, и прежде всего Саудовской Аравии. Эр-Рияд никогда не скрывал, что Н.аль-Малики крайне неудобная для него фигура. Саудовцы всегда рассматривали его, и на это были серьезные основания, как исключительно проиранского политика. Для них это особенно стало ясно после беспрецедентного визита в 2008 г. в Багдад президента ИРИ М.Ахмадинеджада, что в арабском мире, особенно в Заливе было расценено как намеренная демонстрация победы Ирана в региональной геополитической борьбе. Тегеран и впоследствии неоднократно уделял особое внимание нынешнему иракскому премьеру, когда М.Ахмадинеджад перед самой своей отставкой вновь посетил Багдад, где заявил, что Иран полон решимости «использовать все доступные возможности для развития братских отношений», а также «не видит никаких ограничений для дальнейшего расширения связей с Ираком».

Нельзя сказать, что саудовцы не предпринимали никаких усилий по отстранению Н.аль-Малики от власти. По этому поводу у них неоднократно возникали трения с американскими союзниками, несмотря на то, что у власти тогда находились республиканцы. Например, о своем нежелании видеть его во главе Ирака еще в 2007 г. открыто заявил король Абдалла на встрече представителем США в ООН и бывшим послом в Ираке Залмаем Халилзадом, который поддерживал Н.аль-Малики как «не зависящего от Ирана и позиционирующего себя как арабского националиста». На этой встрече в Эр-Рияде, согласно сведениям из компетентных источников, преданных огласке в прессе, американской стороне были представлены «материалы», в которых содержались доказательства о контактах Н.аль-Малики с иранскими спецслужбами. Как говорят, все это заставило очень сильно нервничать З.Хализада, вступившегося за своего протеже и объявившего представленные документы «сфабрикованной подделкой». Однако саудовцы и позднее не изменили своего мнения о действующем иракском премьере, когда король Абдалла во время своей встречи в марте 2009 г. с советником президента США по борьбе с терроризмом Дж.Бренаном (в настоящее время директор ЦРУ) и послом США Ф.Фрейкером сказал о полном отсутствии у него доверия к Н.аль-Малики, а также выразил сомнение в возможности улучшения отношений между КСА и Ираком, пока тот находится на посту премьер-министра. Он еще раз заявил о своем нежелании встречаться лично с иракским премьер-министром, к которому он «не имеет доверия» из-за провала политики по консолидации Ирака. Кроме того, он вновь напомнил американскому гостю, что Н. аль-Малики по данным саудовских спецслужб «является иранским агентом», который «открыл двери иранскому влиянию в Ираке, с тех пор как он пришел к власти», поэтому все встречи с ним не имеют смысла.

Стало очевидным, что Эр-Рияд не ограничился только устными заявлениями своим западным союзникам относительно своего нежелания видеть Н.аль-Малики во главе правительства Ирака, но и попытался вести свою игру во время парламентских выборов в Совет представителей Ирака в марте 2010 г., чтобы добиться его смещения. Саудовцы решили поддерживать и финансировать не только суннитские группы всех политических направлений от умеренных бывших баасистов до радикальных джихадистов, но также наладить контакты с некоторыми шиитскими лидерами, которые не поддерживали политику Н.аль-Малики, особенно касательно усиления дальнейшего иранского влияния. Главная ставка тогда была сделана на «светского» шиита Айяда Алауи, когда его блок «Аль-Иракия» (Iraqi National Movement (INM)), включавший также и суннитские партии, получил большинство мест в иракском парламенте. Однако саудовцам не удалось протолкнуть его на пост премьер-министра, т.к. Иран, как впрочем и США, предприняли особые усилия, чтобы Н.аль-Малики остался у власти. Эта новая политическая неудача Эр-Рияда еще больше осложнила личные отношения иракского премьера и саудовского руководства, которое не только старалось избегать с ним встреч даже на общеарабских форумах, но и активизировало свои усилия по изоляции Ирака среди других государств ССАГПЗ. Кроме того, королевство каких-либо инвестиций саудовских компаний в иракскую экономику не поощряло, а также отказалось от предоставления финансовой помощи, что было ранее обещано А. Алауи, если он займет кресло премьера. Однако даже в таких условиях фактического бойкота правительство Н.аль-Малики не теряло надежды наладить контакты с Эр-Риядом. Одним из видимых признаков возможного улучшения отношений Ирака и Саудовской Аравии многие посчитали заявление иракского МИДа в январе 2012 г., что Эр-Рияд готов назначить своего посла-нерезидента, впервые после войны в Заливе 1990 г, которым должен стать Фахд Абдель Мохсин аз-Зайед – саудовский посол в Иордании. Кроме того, советник иракского премьера Али аль-Мусави оптимистично заявлял в июле с.г., что «отношения между двумя странами находятся в режиме ожидания». Н.аль-Малики в преддверии выборов, намеченных на весну 2014 г., учитывая прошлый опыт, также продолжил заигрывать с Эр-Риядом, выдвинув в сентябре с.г. проект о создании некой «оси умеренности», которая включила бы в себя Ирак, Саудовскую Аравию и Иорданию, чтобы противостоять «оси экстремизма».

Однако, несмотря на все «реверансы» в сторону саудовцев, официальный Эр-Рияд никак не реагировал на «позитивный настрой» Н.аль-Малики улучшать двусторонние отношения, а саудовская пресса продолжала последовательно и жестко критиковать иракского премьер-министра, обвиняя его во всех внутренних иракских проблемах. Особое внимание уделялось репрессиям режима Н.аль-Малики в отношении суннитского населения, а также подавлению антиправительственных акций протеста в провинции Анбар и других городах «суннитского треугольника», которые пришлись на конец 2012 г. и начало 2013 г. Для Н.аль-Малики это очень серьезный вызов, что иракские сунниты стали все чаще выступать с требованиями большей автономии от Багдада, подобно той, которой добились ранее курды. По мнению многих экспертов, одним из факторов роста регионального сепаратизма является внутренняя политика действующего премьера, его нежелание вести конструктивный диалог со своим политическими оппонентами, предпочитая решать все вопросы репрессивными мерами. Весьма показателен случай с вице-президентом Тариком аль-Хашими, суннитом, который после обвинения в причастности к террористической деятельности был вынужден бежать в декабре 2011 г. из Ирака, где ему было вынесено два смертных приговора по обвинению в формировании террористических групп и заговоре с целью убийства некоторых политических деятелей страны. Бежав через Курдистан, Т.аль-Хашими попросил политического убежища в Саудовской Аравии по причине преследований «по конфессиональному признаку» на родине, а также обвинив Иран в разжигании межконфессиональной розни в Ираке. Устранение генсека одной из главных суннитских партий «Исламская партия Ирака» и союзника королевства с иракской политической сцены, которое в Эр-Рияде расценивали как прямой заказ Тегерана, заставило саудовцев искать другие пути оказания «помощи иракским суннитам». Считается, что Саудовская Аравия не ограничивается только моральной поддержкой, но и продолжила финансировать, возможно, через некоторые свои благотворительные исламские фонды, ряд экстремистских суннитских группировок, действующих в пограничных с Сирией районах. Прежде всего, среди них называют «Исламское государство Ирака и Леванта» (the Islamic State of Iraq and al-Shams (ISIS)), которое всегда рассматривалась экспертами как структура непосредственно связанная с «Аль-Каидой». Официальный Багдад, как и Тегеран, видят во всех недавних суннитских волнениях «руку Эр-Рияда», обвиняя его также в планировании недавнего витка насилия в октябре с.г., а также в поставках вооружения, материально-техническом обеспечении суннитских боевиков, и даже в прямых выплатах им денежных средств. Предполагается, что за этим стоит одна из целей саудовцев «раскачать ситуацию» в стране, чтобы затем через хаос и на волне всеобщего недовольства правительством Н.аль-Малики, а также путем усиления дальнейшего конфликта между суннитами и шиитами, вывести суннитские регионы из-под контроля Багдада.

Пока трудно сказать насколько далеко реально зашел процесс по дальнейшей дезинтеграции Ирака. Однако, на недавней карте будущего Ближнего Востока, предложенной Робином Райтом, Ирак уже разделен на три отдельные части – «Суннистан», объединяющий в себе суннитские территории Ирака и Сирии, «Курдистан» включающий также земли сирийских курдов и «Шиистан». О ситуации в этом регионе недавно вполне откровенно рассказал министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари для газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» (интервью от 9 ноября с.г.), сделав акцент на тесную связь событий в Сирии и на севере Ирака: «Провинции Мосул и Анбар являются продолжением сирийских провинций Дейр аз-Зор и Аль-Хасака, которые являются суннитскими регионами…» Там ведется очень активная деятельность «Джабхат-ан-нусра» и организации «Исламское государство Ирака и Леванта». По его словам эти салафитские структуры объединились с целью ведения джихада, и Багдад разделяет все обоснованные опасения Дамаска, что ситуация с безопасностью в этих провинциях может выйти из-под контроля, превратив их «во второй Афганистан».

Стоит сказать, что саудовцы проявляют особое внимание к положению суннитов в Ираке не только из-за конфессиональной солидарности, но также и по причине племенной близости. Напомним, что мать нынешнего короля Абдаллы — Фахда бинт Аси Аш-Шурейн (Fahda bint Asi Al Shuraim) происходила из племени Шаммар, большая часть которого проживает в Ираке (около 3 млн чел.), а также в Саудовской Аравии (1,5 млн) в северных провинциях Хаиль и Худуд аш-Шималия. Хотя в религиозном плане племя Шаммар неоднородно и разделено на две ветви: северную — Шаммар аль-Джарба, в основном сунниты и южную — Шаммар Тога, шииты (время их обращения в шиизм исследователи относят к XIX в.), тем не менее как одно из самых влиятельных в Ираке оно вызывало особую подозрительность со стороны С.Хусейна из-за нескрываемых симпатий к своим саудовским единоплеменникам. Эр-Рияд и сейчас пытается найти проводников своего влияния всеми возможными способами среди близкородственных племен. Как стало известно из иракской прессы в сентябре с.г. король Абдалла направил приглашение некоторым племенным шейхам совершить хадж, что в Багдаде расценили как «прямое вмешательство во внутренние дела Ирака», несмотря на заверения приглашенных об отсутствии в этом какой-либо политической подоплеки.

Тем не менее, действительно ли Саудовская Аравия заинтересована в территориальном расколе Ирака – ответ на этот вопрос далеко не однозначный. Дело не только в противодействии западных союзников, особенно Вашингтона. Эр-Рияд осознает, что джихадисты из новообразованного «Суннистана» вряд ли во всем будут ему подконтрольны, а возможно создадут и серьезные проблемы с безопасностью уже внутри самого королевства, особенно учитывая протяженную границу между иракской провинцией Анбар и саудовской Аль-Худуд Аш-Шималия. Тем более, уже имеется опыт, когда саудовские моджахеды, вернувшись с войны в Ираке, куда они отправились воевать с «рафидитами» (т.е. шиитами), несмотря на все запретительные фетвы Совета Верховных улемов, регулярно пополняли списки «заблудшей секты».

Поэтому наиболее вероятно, что саудовцы будут придерживаться иной стратегии – достичь большей федерализации Ирака и закрепить по возможности в будущем «ливанский принцип» распределения властей, как это и было изначально задумано, но фактически ликвидировано режимом Н.аль-Малики, который начал проводить политику интенсивной «шиитизации» всех государственных и силовых структур. Возможно, Эр-Рияд разработал план отстранения его от власти путем оказания содействия в создании новой коалиции оппозиционных сил, включая и тайную финансовую поддержку, которая в случае победы на предстоящих выборах будет проводить более лояльную политику без потери «арабской идентичности» в отношении своих соседей, а также пересмотрит место и роль Ирана во внутренней политической и экономической жизни страны. Вполне вероятно, что Эр-Рияд в первую очередь постарается задействовать своего старого союзника — А.Алауи, который в своем интервью для иракской газеты «Аль-Мадда» в сентябре с.г., назвав себя как всегда другом КСА, опять высказался за дальнейшее развитие отношений с королевством и привлечения саудовских инвестиций в иракскую экономику. Однако, учитывая неудачу 2009 г., Эр-Рияд по-видимому решил заручиться поддержкой всех политических сил в Ираке, недовольных режимом Н.аль-Малики, даже тех, кого в прошлые годы совсем нельзя было заподозрить в лояльном отношении к саудовской монархии, например радикального лидера иракских шиитов Муктаду ас-Садра. В последнее время, вернувшись в Ирак январе 2011 г. после завершения двухлетнего религиозного образования в Куме, он активно занялся политическим ребрендингом своего движения, позиционируя себя в качестве общеиракского политического и духовного лидера и призывая всех иракцев к мирному существованию, причем не только шиитов, суннитов и курдов, но даже немусульман, попросив их «вернуться и помочь восстанавливать свою родину». В этой связи интересно его недавнее интервью для газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» (напомним, что газетой фактически владеет принц Фейсал – сын Наследного принца Саудовской Аравии Салмана). Обрисовав весьма в трагических тонах ситуацию в Ираке, где «правит террор», он обвинил в этом непосредственно Н.аль-Малики, который заинтересован, по его словам, только в сохранении за собой премьерского кресла как можно дольше. К несомненным провалам внутренней политики действующего премьера он отнес не только неспособность обуздать насилие и преодолеть межконфессиональную разобщенность, но то, что он так не смог справиться (или не захотел) с вопиющей коррупцией среди членов своего кабинета и «правящей» партии «Исламского призыва» (the Islamic Dawa Party). Посетовав на то, что в стране отсутствует общеиракский лидер — «отец нации», он высказался за формирование блока, который мог включить в себя не только шиитов – исламистов, но и сторонников светского развития, а также всех суннитов и даже немусульман. Среди возможных своих союзников он назвал Верховный исламский совет Ирака (Islamic Supreme Council of Iraq (ISCI), который возглавляет Аммар аль-Хаким, а также А.Алауи и его блок «Аль-Иракия». Единственно с кем пока у него не получается установить контакт, как он заявил, — это коалиция «Государство закона» (the State of Law coalition (SLC)), которое возглавляет премьер Н.аль-Малики. Предложив создать широкую «конструктивной оппозиции», основой для которой могло бы стать его движение, он подчеркнул, что несмотря на свою «неотъемлемую исламскую идентичность», «al-Tayar al-Sadri» является структурой, которая открыта «для всех без исключения». Подтвердил он и реальность вмешательства Ирана во внутренние дела Ирака, которое он даже «не пытается скрывать». Интересно отметить, что он заявил о своих планах посетить в ближайшее время Бахрейн, где не утихают шиитские волнения, чтобы «добиться сближения точек зрения и удалить призрак «фитны». Вряд ли такой визит, если он действительно состоится, может пройти без разрешения Саудовской Аравии, которую в данном интервью он назвал «священной землей, где расположены Мекка и Медина».

Очевидно, что Н.аль-Малики в преддверии новых парламентских выборов осознает, по сравнению с 2009 г., непрочность своих позиций. Полагают, что именно эти причины заставили его активизировать отношения с Вашингтоном, когда им было принято решение посетить США, чтобы заручиться «поддержкой в борьбе с терроризмом», а также обсудить «региональные проблемы безопасности», как было заявлено в его статье «Have Patience With Us» , опубликованной в «Тhe New York Times» 29 октября с. г. Очевидно, иракский премьер посчитал, что для такого визита выбрано удачное время, когда Вашингтон решил изменить свое отношение к основным региональным игрокам на иракском поле — КСА и ИРИ. Возможно, что Н.аль-Малики решил извлечь выгоду из сложившейся ситуации, посчитав, что помимо продажи «наиболее полезных в борьбе против боевиков» истребителей «F-16 Fighting Falcon» и вертолетов «Boeing AH-64 Apache» и сотрудничества в области безопасности, он постарается убедить Б.Обаму подержать его на предстоящих выборах как единственного гаранта в противодействии деятельности «Аль-Каиды» в Ираке. Его последующие заявление во время визита показали, что это действительно входило в его планы, когда он призвал мировое сообщество к «третьей мировой войне» против «вируса» «Аль-Каиды», который «с быстротой распространяется в его стране».

Однако попытки сыграть на нынешних американо-саудовских разногласиях не были приняты безоговорочно в Вашингтоне, где ему дали понять, что не все согласны с новыми тенденциями в ближневосточной политике президента Б.Обамы. Накануне его визита, по сообщению «The Washington Post» от 25 октября с. г., два небезызвестных сенатора-республиканца — Джон Маккейн и Линдси Грэм обратились к президенту Б.Обаме с открытым письмом, в котором содержались обвинения в провале американской политики на Ближнем Востоке, а также в потере доверия у союзников США в этом «неспокойном регионе». Особенно их беспокоили «быстро ухудшающие» связи» с Эр-Риядом, а также как им кажется излишняя поспешность в установлении контактов с Ираном. Заметим, если такие материалы появились в таких солидных американских изданиях, то становится очевидным, что «саудовское лобби», которое представлено во многих силовых и государственных структурах США, как уже говорилось ранее, так просто не сдаст свои позиции. Тем более, когда в саудовских верхних эшелонах власти недавно было принято решение об активном действии в этом направлении с целью оказать давление на президента Б.Обаму.

О том, что это действительно имеет место, показало другое письмо в адрес президента США, подписанное уже шестью сенаторами. Интересно отметить, что среди подписантов были не только республиканцы – Джон Маккейн, Линдси Грэм, Боб Коркер, Джим Инхоуф, но и что достаточно неожиданно однопартийцы Б.Обамы – председатель Комитета по международным отношениям (Committee on Foreign Relations) Роберт Менендес и председатель Комитета по вооруженным силам (Committee on Armed Services) Карл Левин. Сенаторами было заявлено, что дальнейшая поддержка режима Н.аль-Малики в большей степени будет зависеть от его готовности поделиться властью с суннитами и курдами. Кроме того, они обвинили его в неэффективности управления страной, авторитарности, а также виновности в дальнейшем расколе страны по конфессиональному признаку, что явилось, по их мнению, причиной недавнего витка насилия в Ираке. Они также считают, что все действия нынешнего режима в Багдаде «толкают многих иракских суннитов в руки «Аль-Каиды»», что в свою очередь вызывает очередной всплеск насилия на конфессиональной почве подобно цепной реакции, т.к. шииты скатываются к ответному радикализму и вынуждены снова брать в руки оружие. Они также призвали Б.Обаму «дать понять премьер-министру Н.аль-Малики, что степень пагубного влияния Ирана на иракское правительство является серьезной проблемой в наших двусторонних отношениях, особенно для Конгресса». Было подчеркнуто, что иракский премьер должен принять стратегию, которая могла бы «привлечь к управлению иракских суннитов, объединиться с суннитскими лидерами и положить конец процессу «дебаасификации»», а также прекратить политические репрессии, особенно в отношении своих политических противников. Интересно отметить, что данные требования практически полностью совпадают с теми, которые Эр-Рияд последовательно высказывал Н.аль-Малики, особенно, что касается процессов «шиитизации» государственных и силовых структур, а также репрессии против бывших членов партии Баас.

Саудовская пресса также весьма критично освещала визит премьер-министра Ирака в США, посчитав письмо сенаторов, особенно из таких влиятельных сенатских комитетов, «сильным посылом как для Н.аль-Малики, так и для Б.Обамы, не забыв отметить демонстрацию протеста в Вашингтоне около Белого дома, организованную противниками режима Н.аль-Малики, в которой даже принял участие бывший сенатор-демократ Патрик Дж.Кеннеди. При этом некоторые местные издания («Arab News») возложили вину на происходящее в Ираке еще и на администрацию Б.Обамы, припомнив «популистское» решение о выводе американских войск с территории Ирака в 2008 г. Что касается положения суннитов, то выходом из сложившегося положения могло бы стать «суннитское пробуждение» в провинции Анбар и других регионах Ирака, а также наделение дополнительными полномочиями суннитских племенных шейхов, которое стало бы серьезным инструментом в борьбе против террористов «Аль-Каиды» и других боевиков. По мнению саудовской газеты, это актуально именно сейчас, когда суннитские племена чувствуют себя маргиналами в политической жизни в результате политики Н.аль-Малики, что заставляет многих из суннитской молодежи Ирака вставать на радикальные позиции.

Собственную оценку визита иракского премьер-министра в интервью для «The Washington Post» от 6 ноября с. г. высказал и принц Турки аль-Фейсал, конечно как неофициальное лицо. Однако в последнее время он часто озвучивает позицию королевства по текущим вопросам в таком удобном качестве, особенно для западных СМИ. Он еще раз высказал традиционную точку зрения Эр-Рияда, что было ошибкой со стороны США поддерживать Н.аль-Малики на пост премьер-министра, т.к. вследствие этого сунниты оказались отодвинутыми со всех значимых позиций. Поставил он под сомнение и его легитимность как главы иракского правительства. По словам принца, основную поддержку после выборов 2010 г. ему оказал иранский генерал Касем Сулеймани (Командующий бригадой «Аль-Кудс» КСИР), который специально прибыл для этого в Багдад, чтобы заставить другие партии присоединиться к коалиции Н.аль-Малики, что и обеспечило ему кресло премьера. Таким образом, в отношении нынешнего премьера принц Турки аль-Фейсал был категоричен — ситуация в Ираке не улучшиться до тех пор пока Н.аль-Малики будет оставаться у власти.

В итоге визит Н.аль-Малики нельзя назвать удачным, т.к. профильные комитеты Сената США не дали разрешение на приобретение вертолетов «Boeing AH-64 Apache», на продаже которых особенно настаивал Н.аль-Малики. Хотя уже вернувшись в Багдад, он заявил, что это соглашение остается в силе, только «пока оно заморожено». Очевидно, Н.аль-Малики извлек для себя урок, что в Вашингтоне не так все однозначно, и влияние «саудовского лобби» нельзя сбрасывать со счетов. В своем интервью телеканалу «Alhurra-Iraq TV» он снова высказался за развитие связей со своим соседом, отметив, что «если есть проблема в отношениях с Саудовской Аравией, мы готовы принять любого представителя от них, и он лично готов посетить страну, чтобы положить конец всем разногласиям». Тем не менее, он подверг критике саудовцев, обвинив их в преднамеренной недружественной политике в отношении иракского правительства. При этом отметив, что у Ирака нет никаких проблем ни с одной «из соседних арабских стран», кроме как с Саудовской Аравией, т.к. королевство «сделало свой выбор не быть другом Ирака», несмотря на все желания с иракской стороны строить дружественные отношения. Коснулся он и последнего интервью принца Турки аль-Фейсала, которое якобы по его словам «разозлило» американцев, когда тот заявил, что Саудовская Аравия не изменит свою политику в отношении Ирака «пока там правят шииты». Однако добавил, что США играют роль посредника в нормализации отношений между Ираком и Саудовской Аравией.

На прошедший визит в Вашингтон отреагировал и главный политический оппонент Н.аль-Малики – Муктада ас-Садр. Он подверг такой шаг премьер-министра жесткой критике, при этом сыграв на антиамериканских чувствах, которые сильны во многих общинах страны, охарактеризовав сам визит как выходящий «за рамки самых простых моральных приличий», когда премьер посетил страну, которая оккупировала Ирак в 2003- 2011 гг». Реакция из канцелярии иракского премьер-министра была немедленной и с явными угрозами в адрес М.ас-Садра, т.к. ему не только придется «нести персональную ответственность» за все сказанное, но также следует ждать «жесткого ответа». Причем в заявлении содержался прямой намек на его отношения с Саудовской Аравией: «Попытки Муктады ас-Садра, как прежние, так и новые сотрудничать с некоторыми государствами против воли иракского народа, больше не являются секретом, поэтому было бы лучше для ас-Садра воздержаться от политики тайных сговоров». Возможно имеющиеся данные, о его реальных контактах с Эр-Риядом, заставляют Н.аль-Малики нервничать и расценивать Муктаду ас-Садра как серьезного политического противника, способного сформировать широкую коалицию под лозунгом «единого Ирака», которая объединит все оппозиционные движения.

Как показывают последние события, Саудовская Аравия весьма последовательна в своей политике относительно Ирака — взять реванш у Ирана и сместить Н.аль-Малики, который, несмотря на все усилия, даже на «посредничество США» остается для королевства «нерукопожатной» персоной. Кроме того, как показывают все высказывания саудовских политиков и прессы, желание уменьшить рост «шиитского полумесяца» по-прежнему является одним из основополагающих факторов, определяющих политику Эр-Рияда в регионе. Однако, осознав, что доминирование суннитов в политической жизни Ирака как это было при С.Хусейне уже не вернуть, стратегия в этом направлении приобретает более гибкие формы.

52.31MB | MySQL:106 | 0,508sec