Мировой спрос на энергоресурсы до 2035 г. Прогнозы ОПЕК, МЭА и РЭА

В периоды нестабильности среднесрочному и долгосрочному планированию принято уделять большое внимание. Характерно это и для нынешнего состояния мирового финансового и сырьевого рынка. Рынок энергетического сырья, пользующегося обычно достаточно стабильным спросом, в этом плане не является исключением.

В частности, можно выделить несколько основных направлений, которые будут определять тенденции на рынке углеводородного сырья.

Во-первых, существует внутренняя конкуренция среди видов углеводородного сырья. Кроме того, появились и развиваются новые технологии добычи углеводородов из сланцевых пород, залежи которых распределены по территории нашей планеты более равномерно. Соответственно, в случае с нефтью и газом существует  конкуренция по способу добычи: именно метод горизонтального бурения позволил организовать добычу сланцевого газа и нефти в США.

Любые события на одном из конкурирующих рынков не могут не оказать действия на смежный с ним рынок – так катастрофа на «Фукусиме» в Японии заставила ряд стран таких, как Швейцария, Германия и Италия отказаться от своих планов по модернизации существующих атомных станций. В сентябре 2013 г. Япония объявила о том, что остановлен ее последний ядерный реактор.

Во-вторых, меняется карта поставщиков нефти на мировой рынок. Открывая новые месторождения сырья, в т.ч. сланцевые, некоторые страны могут уменьшить количество импортируемых энергоресурсов, а соответственно и свою зависимость от изменений на сырьевом рынке. В частности, уже в июле 2013 г. подконтрольная ConocoPhilips компания Lane Energy Poland начала добычу сланцевого газа в Польше на уровне 8000 куб. м в день путем гидроразрыва на глубине 3 км. Основная цель – удовлетворение растущего внутреннего спроса (который по данным BP Statistical Review of World Energy составил 16,6 млрд куб. м в 2012 г.) за счет увеличения собственного производства и постепенного снижения импортируемого газа с рекордного в 2012 г. уровня в 10,9 млрд куб. м. На данный момент польским и иностранным компаниям было выдано более 100 лицензий на разведку и добычу месторождений сланцевого газа, и уже пробурено порядка 48 скважин.

И, в-третьих, меняются потребители энергоресурсов: рост населения страны и ее производства неизменно влечет за собой изменения внутри секторов экономики, потребляющих энергоресурсы, а, следовательно, меняется уровень потребления сырья.

 

Для выявления некоторых закономерностей  развития мирового рынка энергетики, стоит рассмотреть прогнозы Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК), Международного Энергетического Агентства (МЭА) и Российского Энергетического Агентства (РЭА). Свои прогнозы до 2035 г. они разделили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В 2013 г. при соблюдении прогноза на рост мирового ВВП на 3,2% (ОПЕК) – 3,61% (РЭА) рост мирового спроса на нефть установится на отметке в 89,6-90,5 мбд, что будет немного выше оценки на 2012 г. в 88,8-89,7 мбд. Рост будет достигнут за счет увеличения спроса на углеводородное сырье со стороны Китая и стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

К 2016 г. тенденции останутся прежними, спрос на нефть установится на уровне 93-94,5 мбд.  Предполагается, что большую часть в мировой добыче нефти будут играть страны, не входящие в ОПЕК,  на их долю придется порядка 56,6-56,8 мбд, причем первое место отводится странам Северной Америки с долей в 17,6-19,1 мбд, а второе – СНГ с 13,8-14 мбд.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то и ОПЕК, и МЭА рассматривают несколько сценариев развития действий на мировом рынке энергетики. Источником основных изменений могут быть более жесткие международные стандарты по выбросам углекислого газа в атмосферу,  изменения, касающиеся развития экономик отдельных регионов (продолжающийся кризис в Еврозоне, прогноз по развитию экономики Китая, пр.), и, естественно, рост населения.

По прогнозам ОПЕК в 2035 г. мировое население достигнет 8.6 млрд человек. К 2022 г. Индия может оказаться страной с наибольшим населением, опередив по этому показателю Китай. Если данные прогнозы верны, то к 2035 г. доля Индии в мировом ВВП вырастет до 10,3-11%  (для сравнения: 5,4% в 2011 г.), и страна может  выйти  на 1-ое место по данному показателю в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент и Китай, и Индия являются активными импортерами нефти и газа.

К 2035 г. доля нефти среди всех видов энергетического сырья может уменьшиться до 27% (для сравнения: 35% в 2010 г.), спрос на нее составит 107,5 (ОПЕК) – 113,3 (МЭА) мбд, зато увеличится доля газа с 22% в 2010 г. до 26% в 2035 г. Доля угля практически останется такой же, так как спрос будет во многом поддерживаться невысокой стоимостью данного сырья по сравнению с двумя названными  основными конкурентами.  Добыча  ОПЕК  к  2035 г. должна установиться в коридоре 34,8-38,9 мбд.

Тенденции

—         Увеличивающаяся роль политического контекста (политических событий), который приобретает решающую роль, учитывая, что каждая международная организация и отдельно взятая страна пытаются отстоять свои интересы на мировом рынке;

—         Нефтяная инфраструктура в странах, не входящих в ОЭСР, в разы отстает от инфраструктуры стран-членов ОЭСР, а значит, большее количество сырья в таких странах требуется для покрытия дна резервуара и заполнения трубопроводов;

—         Создание стратегических нефтяных резервов на территории некоторых стран – к примеру, Китай собирается соорудить резервуары для хранения нефти общим объемом на 177 млн барр. к 2015 г. (103 млн барр. из которых уже построено), Индия – на 17,83 млн барр.;

—         Возможны изменения в нефтеперерабатывающем секторе и соотношении экспорта сырой нефти и нефтепродуктов  — к примеру, между арабскими странами Персидского залива и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Основная причина – увеличивающийся импорт может быть поводом для повышенной волатильности на рынке страны или региона.

Сланцевая нефть и газ

Вслед за удачным опытом США (благодаря развитию собственного производства страна за последние 6 лет добилась снижения импорта сырой нефти на 25% и на столько же увеличила производство газа) многие страны начали работу по оценке объема резервов и себестоимости добычи для собственных месторождений. На данный момент в США 55 буровых вышек для добычи углеводорода из сланцевых пород, 22 из которых – для нефти, 17 – для газа, 16 находятся в процессе разведки месторождения.

Последние изменения вывели США на 2-ое место после Саудовской Аравии по производству углеводородного сырья с показателем в 11 мбнэд. Три месторождения Баккен (Bakken, North Dakota), Иглфорд и Барнетт (Eagleford and Barnett, Texas) суммарно производят столько же углеводорода, сколько добывается из Мексиканского залива. В итоге, месторождение Баккен в Северной Дакоте за 5 лет стало вторым по величине добычи в США и помогло поднять штат с 58-ого места на 5-ое в соответствующем мировом ренкинге.

В США себестоимость продукции 1 барр. сланцевой нефти в зависимости от месторождения колеблется от 37 до 57 долл. США. Однако по некоторым прогнозам несмотря на такие высокие цифры США доведут добычу сланцевой нефти до 2,6 мбд к 2015 г., а потом и до 3,6 мбд к 2025 г. После этого ожидается небольшое понижение добычи до 3,5 мбд к 2030 г.

Прогнозируемый спрос на энергетическое сырье может гарантировать стабильность экономического развития всех регионов

Велика роль четкого прогнозирования возможных изменений на рынке, а также корректировки уже сделанных прогнозов для получения более высокой точности данных.

Несмотря на то, что МЭА и ОПЕК до сих пор не сходятся в некоторых базовых показателях по прошедшим годам, обе организации понимают, что нужно работать в направлении объединения общих усилий по внедрению единых определений, стандартов, а также методов расчета, чтобы не создавать числовую иллюзию. В связи с этим особое внимание в дальнейшей работе организаций будет уделено соблюдению международных стандартов при расчете резервов, распространению общепринятых требований к своевременному предоставлению информации (в частности, финансовой отчетности компаний, работающих в энергетическом секторе) и повышению прозрачности энергетического сектора в развивающихся странах.

Четкий прогноз мирового энергетического сектора необходим не только для гарантии поставок необходимого количества углеводородного сырья, но и для поддержания всеобщей стабильности и уверенности.

52.25MB | MySQL:103 | 0,548sec