Участие «Хизбаллы» в сирийском конфликте дестабилизирует ситуацию в Ливане

На фоне ожесточенных боев в Сирии в районе  Гуты  и общих успехов правительственных войск в борьбе против повстанцев приходят сообщения о дальнейших разногласиях между командованием воинского контингента ливанской шиитской организации «Хизбалла» и их сирийскими коллегами. Причем особую остроту эти разногласия приобрели во взаимоотношениях между командующим всеми отрядами ливанских и иракских шиитов в Сирии Мустафой Бадреддином и братом президента Башара Асада Махером, который командует элитной 4-й дивизией сирийских вооруженных сил.

Конфликт стал особенно явным во время последних боев за крупнейший сельскохозяйственный район страны — Гуту. М.Баддердин обвинил М.Асада в нарушении обещания не использовать его бойцов в качестве ударного звена для прорыва обороны противника и не выдвигать их на передний край противостояния. Руководство «Хизбаллы» заручилось поддержкой о своей исключительно вспомогательной роли в проведении прямых боевых операций против отрядов оппозиции у Тегерана около месяца назад. Такая договоренность достигнута и с сирийским руководством. Однако во время контрнаступления сирийской армии под Дамаском, которое началось 27 ноября с.г. данное обещание было нарушено. Отряды ливанских и иракских шиитов вновь оказались на острие атаки. Причем на настоящий момент за ними закреплено десять направлений фронта в Восточной Гуте и Рифе, которые они, практически в одиночку, удерживали в течение недели, до тех пор, пока сирийская 4-я дивизия наконец-то не перешла в контратаку. При этом им противостояли не самые слабые подразделения Сирийской свободной армии (ССА) и «Армии Аллаха» под командованием шейха Зохрана Алуши. Последнее формирование курируется Управлением общей разведки (УОР) КСА, и по замыслу саудовцев, должно стать неким ядром, вокруг которого сконцентрируются лояльные им силы исламистского и радикального толка.

Об ожесточенности боев свидетельствует тот факт, что за неделю ливанские шииты потеряли ряд своих ключевых командиров. Это, прежде всего, Виссам Шарафетдин — командующий силами специального назначения «Хизбаллы», Али Рида Фуад Хаджи Хасан — племянник бывшего министра сельского хозяйства Хусейна Хаджи Хасана, а также два полевых командира высшего звена — Аббас Мохаммед Идрис и Хасан Раджа. Такие потери вызвали ярость не только у М.Бадреддина, но и у руководства самой «Хизбаллы» в Бейруте. Это чувствовалось особенно остро после того, как несколько высокопоставленных сотрудников разведки организации погибли во время  теракта с использованием смертников против иранского посольства в Бейруте 19 ноября с.г. В связи со всем произошедшим в руководстве «Хизбаллы» вновь поднялся вопрос о целесообразности пребывания в Сирии ее отрядов. Одновременно активизировались и родственники погибших в Сирии ливанских шиитов. В социальных сетях появились их открытые призывы к изменению политики руководства организации в отношении внутрисирийского конфликта и к выводу всех бойцов «Хизбаллы» на родину. Очень сомнительно, что родственники в данном случае действуют самостоятельно, без тайного поощрения со стороны серьезных оппонентов лидера организации шейха Хасана Насраллы в руководстве «Хизбаллы». При этом  ранее «Хизбалла» уже вывела одну треть своего контингента из Хомса и окрестностей Дамаска на родину. Сделано это было после непростых переговоров шейха Насраллы в Тегеране. Попытки усмирить страсти внутри ливанского шиитского сообщества со стороны руководства «Хизбаллы» пока успехом не увенчались. Не очень помогла этому поездка родственников погибших бойцов из Баальбека в Иран в конце июня с.г., где они встречались с советником аятоллы Хаменеи Али Акбаром Велаяти, а также серьезные денежные компенсации семьям погибших со стороны иранского руководства.

Судя по всему, в КСА почувствовали неуверенность в рядах руководства ливанских шиитов, и постарались еще больше подлить масла в огонь, когда в Ливане был убит один из высокопоставленных военных командиров «Хизбаллы» Хасан Хула аль-Лакис. Многие аналитики сразу же указали на израильский след в этом инциденте. И в этом есть своя доля истины, поскольку погибший отвечал, в том числе, и за проведение операций террора против израильтян по всему миру. Но мы более склоняемся к версии «саудовского следа». И дело здесь не только в том, что ответственность за убийство Х.аль-Лакиса взяла на себя ранее неизвестная суннитская группировка. Представляется, что смерть Х.аль-Лакиса и недавняя террористическая атака против посольства Ирана в Бейруте являются звеньями одной цепи. Х.аль-Лакис занимался вербовкой и направлением в Сирию сотрудников специальных подразделений «Хизбаллы», а также отвечал за тайную ликвидацию противников режима Б.Асада не только в Сирии, но и Ливане. Он должен был присутствовать на совещании в иранском диппредставительстве, когда произошла атака смертников. После этого Х.аль-Лакис получил задание от руководства организации заняться проработкой операций возмездия, но не успел его завершить. А это, если учитывать явные «саудовские уши» в теракте против посольства ИРИ, очень на руку саудовцам. Ну и плюс ко всему еще раз показать всем, что участие в  сирийском конфликте стоит ливанским шиитам больших жертв. В любом случае, террористическая война против шиитских и иранских целей, которую организовал руководитель УОР КСА принц Бандар, не останавливается.

К звеньям этого же процесса необходимо отнести и продолжающиеся столкновения в ливанском городе Триполи между местными суннитами и алавитами, а также недавнее убийство в палестинском лагере Айн аль-Хильва одного из руководителей ФАТХа по кличке «Лино». И совершили это убийство боевики известной экстремистской группировки «Джунуд аль-Ислам», являющейся филиалом «Усбат аль-Ансар». Последняя очень активно используется саудовскими спецслужбами для проведения подрывных акций в своих интересах в Сирии и Ливане, а также обеспечения тыловой и логистической поддержки иностранным джихадистам, которые перебрасываются через ливанскую территорию в Сирию и очень ревностно относится к попыткам ФАТХа вмешаться в этот процесс. Убийство Х.аль-Лакиса, по данным ряда экспертов, также на совести этой группировки. А это может повлечь за собой очень серьезную дестабилизацию в Ливане и вызвать катаклизмы, сравнимые по масштабам с гражданской войной в  70-80-х годах прошлого века.

62.82MB | MySQL:102 | 0,633sec