Обстановка в Египте: грядут ли новые протесты?

В то время как в Египте приближается очередная годовщина свержения в 2011 году в результате широкого протестного движения президента Хосни Мубарака, ситуация в стране довольно далека от понятия стабильной, а о демократическом развитии говорить и вовсе не приходится.  Скорее наоборот, все говорит о том, что Египет откатывается назад ко временам правления Мубарака. После свержения Мухаммеда Мурси с поста президента Египет оказался в еще более сложной ситуации, нежели чем при правлении «Братьев-мусульман». Фактически произошел военный переворот, что уже является предвестником отнюдь не демократического курса на развитие.

В конце ноября в Египте вступил в силу новый закон, запрещающий публичные собрания, количество участников которого превышает 10 человек. Данное нововведение вызвало довольно бурную реакцию со стороны египтян, которые сразу же вышли на улицы с протестами против столь недемократических мер. Однако согласно новому закону о митингах, полиция имеет полное право применить слезоточивый газ и водометы для разгона демонстрантов, что и произошло, и тем самым еще больше спровоцировало недовольство масс. Можно ли назвать ответную реакцию полиции легитимным насилием? Формально да, но только не в том случае, когда протесты возникают по причине введения антидемократического закона.

Чуть раньше, вечером 18 ноября, демонстранты собрались на площади Тахрир, чтобы почтить память погибших 19 ноября 2011 года во время столкновений с военными, когда египтяне вышли на протест против власти Высшего совета вооруженных сил. Спустя 2 года лозунги протестующих практически не изменились: против власти военных, против власти «Братьев-мусульман», за свободу.

В целом, после свержения демократически избранного президента М.Мурси Египет оказался в еще большем хаосе, чем был до этого. Крупные города охвачены массовыми акциями протеста как сторонников «Братьев-мусульман», так и активистов различных политических партий, которые недовольны политикой нового руководства Египта. Впрочем, военным удается подавлять митинги с помощью применения силы и массовых арестов, причем без разбора, суда и следствия. Так, например, в ходе демонстраций в поддержку бывшего президента были арестованы и отправлены за решетку 21 девушка, среди которых было несколько 15-летних девочек. Другим скандальным случаем стал арест Алаа Абдель Фаттаха, одного из ведущих политических активистов, принимавших активное участие в протестном движении 2011 года. Он был обвинен в попытке разжигания уличных беспорядков и нарушении нового закона о митингах, который запрещает проведение акций протеста без разрешения полицейских властей. Тут возникает вопрос: возможно ли вообще получить разрешение на проведение какого-либо митинга?

В целом, складывается следующая ситуация: после свержения Мурси, очередного запрета на деятельность «Братьев-Мусульман» и массовых арестов их лидеров, военные принялись не только за  сторонников свергнутого президента, но и за другую группу египтян, представляющих потенциальную угрозу их режиму, а именно за тех, кто был причастен к протестному движению 2011 года. Иными словами, идет неприкрытое устранение всех возможных оппонентов наряду с устрашением египтян. Военных не останавливают ни продолжающиеся протесты, ни призывы к свержению власти военных, ни активная критика со стороны Запада касательно массового нарушения прав и свобод человека новыми властями Египта. Основная аргументация подобных действий со стороны нового режима – это необходимость восстановления порядка в стране, а также борьба с деятельностью террористических группировок.

Безусловно, есть и сторонники военных, которые свято верят в обещание генерала Абделя Фаттха аль-Сиси провести свободные и честные выборы. Но как выборы могут быть честными, когда один из крупнейших политических игроков Египта, а именно «Братья- мусульмане», оказался вне игры? При этом акции в поддержку «Братьев-мусульман» и восстановления Мурси, который находится под судом, в должности президента не прекращаются, что свидетельствует об их популярности.

1 декабря в Египте завершила свою работу комиссия, которая на протяжении 60 дней занималась разработкой новой конституции страны. Согласно новому основному закону в Египте будет запрещено действие партий, сформированных по религиозному принципу, что, по сути, связывает руки исламистам, закрывая все возможности для легальной деятельности политического крыла «Братьев-мусульман» — Партии свободы и справедливости. Тем не менее, в преамбуле новой конституции нормы шариата закреплены как основа юридической системы.

Еще одним существенным изменением станет реформа политической системы Египта: согласно новой конституции, предполагается переход от двухпалатного парламента к однопалатному. Будет упразднена верхняя палата, а состав нижней палаты (Народного собрания) будет значительно расширен.

Армия Египта, которая и так обладает значительной силой, согласно новой конституции получит еще более широкие полномочия и привилегии. К примеру, кандидатуру министра обороны должен будет одобрить ВСВС, при этом порядок ухода с данной должности не прописан. Кроме того, армия сохранит полную экономическую независимость, а это значит, политическое руководство не сможет контролировать эту статью бюджетных расходов, что приведет к росту теневого сектора экономики, отсутствию благоприятного климата для экономического развития страны и увеличению коррупции.

Помимо противоречивого характера проекта конституции сама работа по ее составлению была ознаменована постоянными скандалами. Например, часть членов комиссии отказались принимать дальнейшее участие в работе в знак протеста против массовых репрессий властей по отношению к сторонникам «Братьев-мусульман». Тем не менее, в ближайшее время проект новой конституции будет подписан временным президентом Египта Адли Мансуром, после чего будет назначена дата референдума. Ориентировочно он должен состояться в конце декабря – начале января будущего года. Вслед за референдумом в Египте должны состояться парламентские, а затем и президентские выборы. Как ожидается, весь переходный процесс должен
завершиться к весне следующего года.

Таким образом, основной итог трех лет непрекращающихся протестов сводится к свержению двух президентов, хаосу, насилию и откату назад к авторитарному типу правления, а если быть точнее, то к режиму военной хунты. Обещания проведения новых выборов, разработка новой конституции – по сути, это все уже пройденный этап. Чем он завершился всем известно: ни о каком демократическом развитии Египта или хотя бы о нормализации ситуации в стране и прекращении насилия говорить нельзя. Принимая во внимание силовое подавление протестов, преследование сторонников исламистов и активистов протестного движения 2011 года, проект новой конституции, которая напоминает конституцию времен Мубарака, будущее Египта рисуется в довольно мрачных красках. Будет ли во главе Египта «новый Хосни Мубарак», военная хунта или страну ожидает очередной всплеск протестного движения, граничащий с гражданской войной войной, покажет время.

52.22MB | MySQL:103 | 0,574sec