Йемен: резкое обострение борьбы за власть

Последние события в Йемене, когда группа террористов атаковала военный госпиталь и учинила там бойню, расценивается экспертами как попытка военного переворота в стране. Основная цель этой террористической операции — физическое устранение президента страны А.Хади, который, как предполагалось, должен был посетить это учреждение с инспекционной поездкой. Лидер государства «опоздал» и это спасло ему жизнь. Опоздал, по всей видимости, тоже не случайно. К такой версии событий склоняется большинство аналитиков, которые указывают на то, что за три дня президента А.Хади пытались убить трижды. Сначала на приеме выпускников военных училищ и академий, затем на собрании, а уже кульминацией явилась трагедия в госпитале. При этом убит (по другим данным, тяжело ранен) брат президента, в данном случае сыгравший роль «ложной мишени».

Как представляется из первоначальных материалов расследования, нападающих террористов было около 8 человек, включая двух смертников. При этом основная группа заговорщиков уже находилась внутри госпиталя, поскольку состояла из обслуживающего персонала и охраны самого учреждения. Этот факт, прежде всего, объясняет легкость захвата здания террористами, долгую осаду госпиталя правительственными войсками, которым понадобились сутки для восстановления своего контроля над зданиями, а также бессмысленное истребление персонала госпиталя, попадающего в данном случае под категорию ненужного свидетеля. Как следствие, уже арестовано более тридцати сотрудников госпиталя, обвиняющиеся в участии в этои теракте. Таким образом, речь идет о попытке закамуфлировать попытку военного переворота акцией террористов из «Аль-Каиды». Синхронно с терактом сразу же в СМИ появились сообщения о том, что среди террористов были подданные КСА, что определить по внешнему виду убитых фактически невозможно. Скорее всего, именно попыткой направить следствие по пути «аль-каидовской» версии этот момент и объясняется.

Надо сказать, что упорство, с которым заговорщики пытались осуществить свои планы, свидетельствует о том, что силы, стоящие за ними, «загнаны в угол». Кто это, мы постараемся аргументировать ниже.

Теоретически убийство А.Хади вводит страну в государственный и правовой хаос. У него нет внятного заместителя, парламент нелегитимен, судебная власть фактически недееспособна. Одновременно прекращается сколь-нибудь эффективная работа Конференции национального диалога, председателем которой является действующий президент. Напомним, что указанный форум, объединяющий представителей всех политических сил страны (кроме трех «харакат» южнойеменцев, которые инициативно заблокировали свое участие и требует предоставить им право на государственную самостоятельность) должен подготовить проект новой конституции страны, ее новое административное деление, а также подготовить Йемен к новым парламентским и президентским выборам. В случае остановки работы конференции, которая и так проходит с трудом, можно будет забыть на среднесрочную перспективу о переходе страны к новой форме государственного устройства. Отметим, что практически на следующий день после событий в военном госпитале предпринята попытка убийства лидера йеменских социалистов Я.Ноомана, когда он выходил из своего дома. В случае успеха операции по покушению на А.Хади и Я.Ноомана руководство страны оказалось бы фактически обезглавленным.

Заслуживает внимания также и такой факт, что оба эти деятеля выступают за передел собственности на юге страны, являющийся, по нашей оценке, истинной причиной происходящего. Йемен в рамках дискуссий в формате Конференции национального диалога вступил на «минное поле», созданное прежним президентом А.А.Салехом после победы над южнойменскими сепаратистами в ходе быстротечной  гражданской войны в 1994 году. Напомним, что тогда самые «лакомые» куски в сфере электроэнергетики, сотовой связи и недвижимости были распределены среди племенной элиты и руководства партии «Ислах» в благодарность за поддержку. Теперь с учетом требований южан страну либо ждет передел собственности, в том числе и нефтяной составляющей, либо гражданская война и распад. Таким образом, ликвидация главных сторонников идеи конфедерации на основе справедливого перераспределения собственности на юге Йемена является главной целью той части северян, которые в таких изменениях категорически не заинтересованы.

Это и бывший президент Салех, и его сводный брат Мохсен аль-Ахмар, в настоящее время возглавляющий военное крыло партии «Ислах». Последнего к тому же серьезно подвинули вниз по службе и стремятся снять с должности командующего стратегически важного и «хлебного» Северного округа, через который идет львиная доля незаконной миграции и контрабанды. Кто из них конкретно решил сыграть «ва-банк», сказать сейчас сложно. Но некоторые обозреватели все-таки указывают на Мохсена аль-Ахмара как возможного организатора указных акций. И дело здесь даже не в том, что во всех попытках покушения на А.Хади участвовали или должны были принимать участие военные. Связей среди военных достаточно и у того, и у другого. Просто Мохсен аль-Ахмар за неделю до произошедшего вдруг неожиданно решил впервые за долгое время обосноваться в своем штабе, который превращен им в неприступную крепость. Эксперты полагают, что это не случайно, и он как минимум знал о том, что будет происходить, и предпринял меры собственной безопасности.

Если рассматривать версию причастности Салеха в контексте его попыток расчистить путь к власти своему сыну Ахмеду на фоне неизбежного хаоса, то здесь несколько «но». Это, прежде всего, тот же самый Мохсен аль-Ахмар и лидер «племенного крыла» «Ислах» — Хамид аль-Ахмар, которые выступают категорически против такого сценария. Собственно, подобное неприятие планов Салеха в отношении престолонаследия и привело в свое время к жесткой конфронтации между ними и т.н. «йеменской революцией», которая бывшего президента и отстранила от власти. И эта расстановка сил никуда не исчезла. Более того, и Мохсен и Хамид аль-Ахмар сейчас ориентируются на Катар, и Салех делает все возможное, чтобы тлеющее противостояние между силами племенного ополчения «Ислах» и повстанцами-хауситами продолжалось как можно дольше. И здесь его поддерживают саудиты, которые раздражены катарской ориентацией руководства «Ислах».

Таким образом, заказчиков данных покушений необходимо искать в прежней военно-политической элите с севера страны. При осуществлении дальнейших политических трансформаций в рамках «национального диалога» ей, несомненно, придется расстаться с приличной долей своей собственности. А, следовательно, и влияния на процессы, происходящие внутри страны.

52.26MB | MySQL:103 | 0,406sec