Основные положения заключительного коммюнике саммита ССАГЗ

10-11 декабря 2013 г. в Эль-Кувейте прошел очередной саммит Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Он проходил в сложной ситуации, которая отличает сегодня регион Ближнего Востока и международную систему в целом. Эта мысль была подчеркнута в выступлении главы принимающего государства – эмира Кувейта Сабаха Аль-Ахмеда, открывшем работу совещания, подчеркнувшего в своем выступлении, что в этих условиях необходимы дополнительные консультации и обмен мнениями между членами Совета сотрудничества.

Кроме того, между самими членами ССАГЗ возникли определенные противоречия, касающиеся их реакции на происходящие в регионе изменения, так и отношения к будущему этой организации. Саудовская Аравия стремилась ускорить процесс повышения уровня интеграции и реализации выдвинутой ею инициативы, относительно превращения Совета в «Союз – Аль-Иттихад». Как известно, эта идея была высказана саудовским королем Абдаллой бен Абдель Азизом и была поддержана рядом государств-членов Совета сотрудничества. Накануне саммита в Кувейте государственный министр по иностранным делам Саудовской Аравии Назар Мадани на совещании по безопасности государств-членов ССАГЗ, проходившем в Манаме 8 декабря 2013 г., призвал Совет сотрудничества «перейти от этапа координации и сотрудничества к интеграции и полному единству». С его точки зрения, это предложение «продиктовано стратегической, политической и экономической необходимостью, а также теми многочисленными вызовами и проблемами, с которыми сталкиваются государства», входящие в Совет сотрудничества. Высказывая точку зрения высшего руководства своей страны, второй человек в саудовском внешнеполитическом ведомстве подчеркнул, что «Союз необходим для защиты завоеваний Совета сотрудничества и отражения нависших над ним угроз и опасностей».

Однако идея «Союза» была отвергнута Оманом. Позиция этой страны заключалась в том, что Оман пока не готов к более высокой стадии интеграции, и что в «Союз» могут вступить не все члены ССАГЗ, а только те, кто считают его отвечающим их интересам. Вопрос о «Союзе» не обсуждался на прошедшем в Кувейте саммите. По крайней мере, упоминание о нем отсутствует в тексте заключительного коммюнике. В интервью министра иностранных дел Кувейта Сабаха Халеда, которое он дал после завершения работы саммита, отмечалось, что консультации по вопросу перехода от стадии Совета к «Союзу» будут продолжены. Впрочем, еще накануне открытия саммита ССАГЗ представители страны-организатора встречи в верхах подчеркивали, что вопрос о повышении уровня интеграции государств-членов Совета сотрудничества «будет временно отложен».

В отличие от всех предшествовавших совещаний в верхах государств-членов ССАГЗ прошедшее в Эль-Кувейте совещание уделило внимание кругу вопросов, которые впервые были внесены в повестку дня встреч глав государств Совета сотрудничества. Среди них водная проблема и обеспечение водной безопасности, проблема молодежи, которая была поставлена как развитие ее возможностей, повышения участия молодых граждан стран Залива в экономической и гуманитарной деятельности, признания ими общих ценностей и общей идентичности стран Залива.

Совет сотрудничества уделил большое внимание вопросам безопасности, а именно объединению усилий, направленных на поддержание стабильности и безопасности государств ССАГЗ, создания общей оборонительной системы для обеспечения совместной безопасности. В этой связи были приняты два важных решения: создание объединенного военного командования этой региональной организации и учреждение ее «Академии стратегии и безопасности», которая будет располагаться на территории Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

На совещании в верхах в Эль-Кувейте было также принято решение о создании полиции государств Совета сотрудничества, что, по мнению участвовавших в нем глав государств, должно укрепить сотрудничество в области безопасности, способствовать координаций действий всех структур, занятых поддержанием безопасности и борьбой с терроризмом.

Необходимо отметить, что участники саммита подтвердили свою готовность бороться с терроризмом и экстремизмом во всех его формах, а также заявили об их поддержке всех международных и региональных усилий, направленных на борьбу с терроризмом и террористическими организациями.

Среди экономических вопросов саммит рассмотрел проблему интеграции валютных рынков и создания единого рынка. Кроме того, в его заключительном коммюнике было отмечено, что началась реализация проекта строительства единой железной дороги, связывающей все государства Залива. На первом этапе его осуществления инвестиционные компании должны утвердить необходимые инженерные проекты. Этот этап должен быть завершен в 2014 г. После этого наступит этап собственно строительства, который предполагается завершить в 2018 г.

Конечно же, саммит уделил большое внимание внешнеполитическим проблемам. Прежде всего, в его решениях отмечено, что Совет сотрудничества поддерживает позицию Саудовской Аравии, которая призвала к реформированию Совета Безопасности ООН, с тем, чтобы он стал способен выполнять возложенные на него задачи, главной из которых была названа «ответственность за поддержание всеобщего мира и безопасности». Поясняя саудовскую позицию по этому вопросу, заключительное коммюнике отмечало, что ведущее государство ССАГЗ, приняв решение отказаться от места непостоянного члена Совета Безопасности, «выполнило свою историческую миссию по отношению к исламской и арабской родине, подтвердив свою приверженность международной законности, свое искреннее стремление активизировать деятельность Совета Безопасности и всех органов и институтов ООН, с тем, чтобы сделать мир более стабильным, безопасным и единым». Таким образом, решение Саудовской Аравии отказаться от места непостоянного члена Совета Безопасности ООН получило полную поддержку со стороны ее партнеров по ССАГЗ.

Следующим пунктом в решениях саммита стал пункт, касающийся спорных островов, на которые претендуют ОАЭ и Иран. Совет сотрудничества выразил свою полную поддержку ОАЭ, его права на суверенитет над всеми тремя островами – Абу-Муса, Большой и Малый Томб, на их территориальные воды и воздушное пространство, а также на шельф. Они рассматривают эти три острова в качестве неотъемлемой части ОАЭ и считают все действия, которые предпринимает в их отношении Иран незаконными и не меняющими исторических фактов, которые подтверждают «право ОАЭ на суверенитет над ними».

Этот пункт предшествовал в заключительном коммюнике саммита в Эль-Кувейте пункту, в котором говорилось о необходимости развивать сотрудничество между государствами ССАГЗ и Ираном «на основе принципов добрососедства, невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета государств, отказа от использования силы или угрозы ее применения». Государства ССАГЗ приветствовали новые тенденции в деятельности иранского руководства по отношению к государствам Совета сотрудничества и выразили надежду на то, что эти тенденции будут принимать форму практических шагов, что «отразится позитивным образом на стабильности, безопасности и сохранении мира в регионе».

В коммюнике было также отмечено, что государства Совета сотрудничества приветствуют подписание международными посредниками и Ираном 24 ноября 2013 г. в Женеве предварительного соглашения. В этом документе отмечалось, что это соглашение может рассматриваться как «первый шаг к всеобъемлющему и постоянному соглашению по иранской ядерной программе, которое должно положить конец международному и региональному беспокойству, которое вызывала эта программа, а также способствовать укреплению безопасности и стабильности региона».

Позиция государств ССАГЗ по сирийскому кризису остается неизменной. Саммит ССАГЗ в Эль-Кувейте осудил режим Башара Асада за продолжение «политики угнетения в отношении сирийского народа, за применение против него всех видов вооружения, включая тяжелое оружие и запрещенное международным сообществом химическое оружие». Участники саммита призвали к выводу всех иностранных войск с территории Сирии. В то же время саммит поддержал международные усилия, направленные на достижение в Совете Безопасности ООН согласия по принятию резолюции по оказанию гуманитарной помощи сирийскому народу, что не позволило бы режиму Асада «углубить гуманитарный кризис в Сирии».

Саммит подтвердил необходимость сохранения суверенитета Сирии, ее единства и территориальной целостности. Главы государств ССАГЗ поддержали решение Национальной коалиции oпозиционных и революционных сил–как законного представителя сирийского народа принять участие в совещании «Женева-2», с тем, чтобы сформировать «переходное сирийское правительство, обладающего полной исполнительной властью». Они подчеркнули, что соратники сирийского президента, чьи «руки запятнаны кровью сирийского народа», не должны «играть какую-либо роль в переходном правительстве или в политическом будущем Сирии».

Несмотря на различия точек зрения в отношении свержения египетского президента Мухаммеда Мурси, позиция по Египту была поддержана всеми участниками саммита. Они выразили свое стремление способствовать стабилизации внутриегипетской ситуации, осудили любое иностранное вмешательство в дела этой страны и свою поддержку народу Египта и развитию его экономики, выразив свою убежденность в том, что Египет будет вновь играть ведущую роль в арабском и мусульманском мире.

Наконец, заключительное коммюнике саммита ССАГЗ в Эль-Кувейте приветствовало дипломатические усилия США, направленные на возобновление переговоров между палестинцами и израильтянами. Не игнорируя существующие между обеими сторонами серьезные разногласия, главы государств Совета сотрудничества выразили надежду, что будущие «палестино-израильские переговоры заложат прочную основу для урегулирования ближневосточного конфликта».

52.2MB | MySQL:103 | 0,531sec