К вопросу о состоянии исламских финансов в Турции

В продолжение темы, начатой в предыдущей публикации по итогам дубайского Саммита «Глобальная исламская экономика» (25-26 ноября 2013 г.), хотелось бы обратиться к положению дел в Турции. Напомним, что эта страна отмечалась в ходе мероприятия в качестве заметного игрока и потенциального лидера в ряде сегментов исламской экономики и, в первую очередь, в финансовой сфере[i].

Обращает на себя внимание тот факт, что второй, наряду с Тунисом, тематический Отчёт, опубликованный и распространённый в ходе Саммита, был посвящён исламским финансам именно в Турции под заголовком «Исламские финансы 2014: основы и перспективы роста»[ii].
Имея в виду несомненную актуальность вопроса, рассмотрим основные положения этого, достаточно объёмного, документа.

Авторы указывают на неслучайность такого пристального внимания к семнадцатой по объёму ВВП экономике мира, занимающей к тому же вторую строчку среди стран Организации исламского сотрудничества (ОИС). Оно обретает смысл с учётом подавляющего мусульманского населения страны (около 99%), на фоне наблюдающегося усиления
роли ислама в жизни Турции.

Разумеется, руководство страны от Партии справедливости и развития (ПСР) по определению не может не проявлять интерес к различным аспектам исламской экономики. При этом в качестве одного из обоснований, лежащих за «этическими» рамками, указывается, что исламские финансовые институты являются более устойчивыми к кризисным явлениям, наблюдаемым в мировой экономике, чем традиционные. В подтверждение этого тезиса делаются отсылки на турецкий опыт в ходе кризисов 2001 и 2008 гг.

Прежде чем перейти непосредственно к теме Отчёта, авторы документа дают актуальную и достаточно подробную картину положения страны с акцентом на экономику и финансы. Первые три раздела, следующие за вводными частями и озаглавленные «Характеристика страны», «Макроэкономическое положение», «Ландшафт и тренды финансового рынка» содержат общие факты и сведения, а также статистические данные, зачастую достаточно углублённые (скажем, в отношении «традиционного» финансового сектора страны), но в целом знакомые специалистам.

Остановимся подробнее на том, что касается именно исламской экономики и финансов в стране.

В качестве предпосылок для развития исламской экономики авторами Отчёта указывается на то, что Турция хорошо вписывается в глобальную индустрию халяльной еды и стиля жизни, имеет сильные и глубокие корни в вакфах и большой потенциал в закяте[iii]. Не могли авторы не отметить и ту поддержку, которую оказывает исламским финансам Партия справедливости и развития. При этом, как следует из Отчёта, ПСР действует в рамках, очерченных светской Конституцией, на фоне сопротивления оппозиции, одним из проявлений которого стали прошлогодние протесты в стамбульском парке Гези.

Ниже приводится таблица, отражающая современное состояние исламских финансов в Турции.

Сегмент

Текущее состояние

Перспективы роста

1.

Банки участия[iv] Четыре банка участияДоля на рынке – 5,1%

Ежегодный рост с 2005 по 2012
г. – 33,5%

(рост банковского сектора в
целом – 20,5%)

Планируется открытие ещё двух
банковПланируемая доля на рынке к
2023 г. – 15%

2.

Сукук[v] Молодой рынокОграниченное количество моделей

Первый выпуск сукука – 2010 г.

Первый выпуск суверенного
сукука – 2012 г.

Принятое законодательство охватывает
более полный спектр моделей сукука

3.

Фонды Рост числа фондов,
соответствующих Шариату
1 июля 2014 г. – вступление в
силу нового законодательства о т.н. «зонтичных фондах участия»[vi] c нулевой ставкой

4.

Такафул[vii] Два оператора такафулаДоля на рынке – 0,93% Параллельное развитие с ростом
банков участия и рынка сукука

В Отчёте перечислены основные вехи развития исламских финансов в Республике Турция вплоть до нынешнего состояния. За отправную точку взят 1983 год, когда был принят Декрет о т.н. «специальных финансовых домах»[viii].
Впоследствии, в 2005 году этот термин был заменен ныне существующим, т.е. «банками участия».

В апреле 2010 г. Комиссией рынков капитала Турции[ix] было выпущено Коммюнике о компаниях, осуществляющих выпуск сертификатов аренды и лизинг активов[x].
Это документ регулировал выпуск лишь одной разновидности сукука. В развитие, в июне 2013 года был принят новый документ – Коммюнике о сертификатах аренды, значительно расширяющее перечень возможных моделей[xi].

Закон, направленный на поддержку сукука, известный как «Закон о налоговой амнистии», был принят в 2011 г. Он предусматривает целый ряд налоговых освобождений для соответствующих операций[xii].

В результате тридцатилетней эволюции к настоящему времени в Турции существует четыре банка участия, включая: AlBaraka Türk, Asya Bank, Kuveyt Türk и Türkiye Finans Katılım Bankası. Ниже приводятся некоторые сводные данные по ним.

AlBaraka Türk

Asya Bank

Kuveyt Türk

Türkiye Finans
Katılım Bankası

1.

Год образования

1984

1996

1989

2005

2.

Тип

Публичное АО

Частная компания

Банк участия

Частная компания

3.

Число отделений

137

251

89

211

4.

Число работников

2175

5100

1692

3600

5.

Суммарные активы в 2012 г.,
тыс. долл.

6 919 040

12 108 662

10 437 250

9 887 469

Суммарные активы турецких банков участия, как видно из приведённых в таблице данных, составляют около 39,4 млрд долл. США или 5,1% общего рынка страны.

Отчёт предлагает два сценария развития на ближайшую перспективу. Согласно первому, финансовые активы банков участия к 2017 г. достигнут 80 млрд долл. (9% турецкого рынка), согласно второму – 120 млрд долл. (13,5%). Цель, поставленная руководством страны — достижение банками участия 15%-й доли на рынке к юбилейному для Турции 2023 году.

В рамках решения этой задачи анонсировано начало исламских транзакций двумя крупными государственными банками в 2014 году. В числе потенциальных кандидатов Отчётом названы Halk Bank и Ziraat Bank[xiii]. В октябре
месяце 2013 г. этот список был пополнен ещё и банком Vakıf[xiv]. Предполагается, что использование разветвленной сети отделений государственных банков даст толчок развитию банков участия в стране и увеличению их доли на рынке, вплоть до продекларированных 15%. Достаточно отметить, что рыночная доля упомянутого выше банка Ziraat сама по себе составляет около 15%.

Однако, открытым остаётся вопрос, в какой мере банкам участия, чьи модели не слишком знакомы потребителям в Турции, удастся конкурировать с более известными и понятными потребителям традиционными банковскими продуктами. Тем более, при наличии, в особенности в крупных городах, большой прослойки жёстко светски настроенного населения. В этой связи отметим мнение, озвученное на страницах Отчёта от имени Ассоциации банков участия Турции[xv], согласно которому наибольший спрос на исламские финансовые продукты ожидается не от частных, а от корпоративных клиентов, включая строительные корпорации, внешнеторговые компании и т.д. Приведём характерное высказывание: «… Нельзя с лёгкостью сказать, что банки участия начнут конкурировать с традиционными банками, поскольку традиционные банки доминируют в турецкой банковской системе и в десятке лидеров отсутствуют банки участия…».

Тем не менее, в числе продуктов, которые могли бы заинтересовать розничных потребителей можно упомянуть кредитование по приобретению недвижимости и автотранспорта, а также управление сбережениями. Расширению клиентской базы могут способствовать адресные продукты, ориентированные на средний и малый бизнес, а также на так называемое «микрофинансирование».

Перспективным также является управление активами существующих вакфов и создание новых. Напомним, что в ведении Генерального директората фондов[xvi] находится порядка 41 тыс. структур[xvii]. В их числе выделяется Религиозный фонд, который имеет разветвлённую сеть из 914 отделений по всей Турции и оперирует значительной долей религиозных активов[xviii]. В собственности фонда находится один из крупнейших банков страны – Vakıf Bank.

Переходя к текущей ситуации с сукуком, следует отметить постепенную интенсификацию подобных транзакций с момента принятия Турцией соответствующего законодательства.

Первый в турецкой практике сукук был выпущен в 2010 г. банком Kuveyt Türk на сумму 100 млн долл. и далее в 2011 г. этим же банком на сумму 350 млн долл.

С 2012 г. Казначейство Турции и правительство приступили к выпуску суверенных сукуков как в долларах США, так и в национальной валюте. К настоящему моменту состоялось четыре выпуска: на суммы 1,5 млрд долл. (Казначейство, 2012 г.), 1,6 млрд тур. лир (Республика Турция, 2012), 1,52 млрд тур. лир (Республика Турция, 2013 г.) и 1,82 млрд тур. лир (Республика Турция, 2013 г.). На последующие периоды времени правительством анонсирован ежегодный выпуск двух сукуков.

На 2013 год пришёлся выпуск четырёх сукуков банками участия: двух – со стороны Bank Asya (125 млн тур. лир и 250 млн долл.), а также по одному от Türkiye Finans (500 млн долл.) и Albaraka Türk (200 млн долл.). Также было объявлено о заключении между Türkiye Finans и Islamic Development Bank сделки на сумму 220 млн долл. для финансирования проектов в сфере энергетики и энергоэффективности[xix]. В конце 2013 года объявлено о создании Глобального фонда сукука (Global Sukuk Fonu) в Люксембурге и Стамбуле с управлением из Стамбула, с помощью которого уже удалось привлечь в страну 150 млн долл. Общий объём поступлений, на который учредители рассчитывают – порядка 1 млрд долл. в течение 3-5 лет[xx].

Albaraka Türk объявили о своем намерении выпустить ещё один сукук в 2014 году на сумму 300-400 млн долл.[xxi] Bank Asya обратился к регулятору с тем, чтобы выпустить сукук на 500 млн долл.[xxii]

Перечисленное выше – лишь наиболее значимые примеры активности на турецком рынке исламских облигаций. Целый ряд обращений находится на рассмотрении в Комиссии рынков капитала, причем, что характерно, не только от финансовых институтов. Скажем, выражения заинтересованности в выпуске сукука поступают со стороны строительных подрядчиков с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов, которые в немалом количестве планируются и реализуются в Турции. В числе потенциально заинтересованных могут оказаться авиакомпании, в частности, лидирующий оператор страны — Турецкие Авиалинии. Здесь показателен опыт Emirates Airlines и Malaysia Airlines, которые использовали сукук с целью расширения своего авиапарка. Среди других перспективных секторов — производство, пищевая промышленность, услуги и розничная торговля, как традиционные, так и халяльные. Следует отметить, что уже первые размещения турецких сукуков встретили высокий спрос, намного превысивший предложение, особенно из стран Залива. Это позволяет Комиссии рынков капитала заявлять о наличии больших перспектив у рынка сукука в Турции.

Намного скромнее дела обстоят с турецкими фондами участия, которые, можно сказать, находятся ещё только на этапе формирования. В числе торгуемых на бирже фондов в настоящее время следует отметить Dow Jones Islamic Market Turkey Index / DJIMTR, GoldPlus и KATLM, которые, будучи пионерами отрасли, пока не являются сколь-нибудь значимыми в общем объёме. Однако, ситуация может коренным образом измениться со вступлением 1 июля 2014 г. в силу законодательства, открывающего дорогу большему числу фондов.

Минимально присутствие на рынке компаний – операторов такафула. На долю двух имеющихся, Neova и Asya
Emeklilik приходится лишь 0,39% объёма турецкого рынка страхования. Перспективы роста исламского страхования связываются с развитием в стране других сегментов – в первую очередь, банков участия и сукука.

В качестве резюме, со страниц Отчёта говорится о большем потенциале развития турецких исламских финансов. Перечислим отмеченные в нём факторы дальнейшего развития:

· Молодое и растущее мусульманское население.

· Поддержка правительства и реализуемые практические шаги.

· Рост торговли и взаимных инвестиций Турции со странами региона Ближнего Востока и Северной Африки.

· Относительно хорошие экономические показатели и перспективы развития.

· Растущий диверсифицированный экспорт.

· Улучшение репутации Турции и потенциальный статус Стамбула, как международного финансового центра.

Практические рекомендации по развитию исламских финансов в Турции разбиты в Отчёте на четыре группы: экосистема индустрии, драйверы спроса, предложение и благоприятные условия. Они по сути сводятся к различным мерам, направленным на расширение линейки предлагаемых продуктов, в т.ч. инновационных, повышение информированности потенциальных клиентов об исламских финансах (с адресными группами – возрастная категория от 18 до 24 лет, клиенты традиционных банков и клиенты банков участия), широкое внедрение образовательных программ с возможностями по получению стипендий и т.д. Разумеется, дальнейшее развитие
возможно лишь при наличии государственной поддержки с учётом мирового опыта. Особый упор предлагается делать на поощрение прямых иностранных инвестиций.

Подводя черту, нельзя не остановиться на оценке современного состояния основных отраслей исламской экономики Турции относительно мировых лидеров. Обратимся в этой связи к Отчёту о состоянии глобальной исламской экономики[xxiii], который подробно разбирался в предыдущей публикации.

Сегмент

Критерий

Рейтинг, 2012

Показатель, млрд долл.

1. Халяльная пищевая
промышленность
Объём рынка (в мире)

№2

100

Импорт мяса и живого скота (в
пределах ОИС)

№4

0,95

2. Исламские финансы Потенциальный объём рынка (в
мире)

№1

775

Текущий объём рынка (в мире)

№8

38

3. Исламские одежда и мода Объём рынка одежды (в мире)

№1

24,9

Экспорт (в мире)

№7

14

Импорт (в пределах ОИС)

№3

2,34

4. Исламский туризм Направления исламского туризма
(в пределах ОИС)

№1

35,6 млн чел

Направления исламского туризма
(в мире)

№6

5. Исламские СМИ и развлечения Расходы на развлечения (в мире)

№2

10,19

Число мусульманских подписчиков
широкополосного Интернета (в мире)

№1

7,7 млн чел.

Число мусульманских абонентов
мобильной связи (в мире)

№6

66,7 млн чел.

6. Халяльные фармацевтика и
косметика
Расходы мусульман на
фармацевтику (в мире)

№1

10,4

Импорт (в пределах ОИС)

№1

4

Экспорт (в пределах ОИС)

№1

0,66

Расходы мусульман на косметику
(в мире)

№1

4,4

Импорт (в пределах ОИС)

№3

1,03

Дальнейшее расширение исламских секторов экономики предусмотрено основными программными документами страны, включая Десятый план развития на период с 2014 по 2018 г.[xxiv] Способствовать укреплению роли Турции в глобальной исламской экономике и привлечению жизненно важных для Турции инвестиций, в т.ч. из стран Залива,
должен запущенный в 2009 г. проект по созданию в Стамбуле международного финансового центра (IFM[xxv]). Согласно планам, IFM должен войти в десятку крупнейших в мире к 2023 году. Отметим, что в октябре 2013 года
состоялась церемония открытия Мировым Банком Центра развития глобальных исламских финансов в Стамбуле[xxvi].

Как видно из изложенных выше фактов, Турции, несколько опоздавшей на старте и отставшей от мировых лидеров, в относительно сжатые сроки удалось занять высокие позиции практически во всех сегментах исламской экономики. Такая динамика развития до последнего времени заставляла делать весьма оптимистичные прогнозы на перспективу, связанные, в первую очередь, с потенциалом турецкого рынка исламских финансов.

Однако, подобные прогнозы могут базироваться лишь на допущениях об окончательно сформировавшемся курсе на исламизацию страны при стабильной внутриполитической ситуации и положительной динамике экономического развития. Т.е. на тезисах, которые практика последнего времени в Турции ставит под сомнение. Таким образом, факторы дальнейшего развития исламской индустрии, перечисленные выше, в настоящий момент сложно считать бесспорными, за исключением, разумеется, преобладающего и неуклонно растущего мусульманского населения страны.

В частности, не факт, что поддержка руководства Турции будет стабильной с учетом нарастающих внутриполитических проблем и активизации светской части населения. Растущий экспорт не свидетельствует о необходимости повышения доли и веса исламских финансов, так как основные торговые партнеры Турции никак не
исламские страны, ни в настоящее время, ни в обозримой перспективе. Об укреплении репутации Турции на мировой арене, с учётом целого ряда обстоятельств, как внешнеполитического, так и внутриполитического свойства,
также в настоящее время говорить не слишком своевременно.

На сложную внутриполитическую ситуацию, обострившуюся после антикоррупционной операции «17 декабря», турецкая экономика отреагировала резким падением биржевых индексов и курса национальной валюты по отношению к доллару и к евро. Несмотря на заверения турецкого руководства о том, что оно держит ситуацию под контролем, среди аналитиков все больше заметна обеспокоенность.

Складывающаяся непростая обстановка незамедлительно привлекла к себе внимание за рубежом. Она со всей неизбежностью заставит потенциальных иностранных, в т.ч. исламских, инвесторов если не корректировать, то, как минимум, переосмыслить свои планы в отношении Турции. Небольшая иллюстрация к тому насколько «близко к сердцу» принял ряд из них ситуацию в Турции: согласно опросу компании Thomson Reuters[xxvii] ни один из респондентов не выразил готовность вкладывать средства в Турцию в 2014 г., при том что 47% из них собираются направлять инвестиции в Египет[xxviii]. И дело здесь далеко не только в упорном отстаивании исламскими инвесторами тезиса о том, что «деньги пахнут»…

Тем не менее, как бы не развивалась ситуация, тренд в сторону исламских финансов – отнюдь не внутритурецкое, а, как минимум, региональное явление, имеющее под собой помимо идеологического, также и экономический фундамент. На международной арене растёт конкуренция за привлечение денег исламского мира, в т.ч. капиталов стран Залива. При этом не стоит забывать, что турецкая экономика, да и политика тоже, во многом основаны на строительном секторе и реализации мега-проектов, которым жизненно необходимы иностранные инвестиции. Можно заключить, что при любых сценариях развития внутриполитического противостояния, развитие исламских секторов экономики останется и дальше на повестке дня в Турции. Вопрос лишь в том, какой будет динамика процесса. С учётом изложенных выше сомнений, возможно она окажется не столь бурной, как можно предположить, исходя из проанализированных в данной статье документов.

 


[i]
К итогам Саммита «Глобальная исламская экономика» в
Дубае, ОАЭ. Статья от 11 декабря, 2014 г. Ссылка —http://www.iimes.ru/?p=18995

[ii]

Turkey Islamic Finance 2014: Fundamentals and the promise of growth.

[iii]

Вакф (вакуф) – вмусульманском
праве
имущество, переданное государством или частным лицом на
религиозные или благотворительные цели. Закят — обязательный годовой
налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов,
способствующих распространению ислама и т.д.

[iv]

Наименование исламских банков в Турции – katılım
bankası или в английском варианте – participation bank. Не
вызывает сомнений, что под этим названием находятся именно исламские банки.
Причин такого выбора, вероятно, несколько: сохраняющаяся светскость страны,
желание сделать акцент не на религиозном, а этическом соответствии
предлагаемого продукта, намерение привлекать светских и
религиозно-индифферентных клиентов традиционных банков и т.д.

[v]

Сукук
исламские
облигации.

[vi]

В турецком
варианте — Katılım şemsiye fonu.

[vii]

Такафул – исламское страхование.

[viii]

Özel finans kurumları kurulması hakkında 16.12.1983
gün ve 83/7506 sayılı kararname eki karara ilişkin bakanlar
kurulu kararı (R.G. 19 Aralık 1983 – 18256).

[ix]

Sermaye Piyasası Kurulu.

[x]

Kira sertifikalarina ve varlik kiralama
şirketlerine ilişkin esaslar hakkinda tebliği (Seri: III, No: 43). Ссылка на документ:

                http://www.spk.gov.tr/apps/MevzuatEski/PrinterFriendly.aspx?nid=12151&submenuheader=null

[xi]

Kira sertifikalari tebliği (III-61.1), ссылка на документ:

                http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2013/06/20130607-14.htm?submenuheader=null

[xii]

] Bazi alacaklarin yeniden yapilandirilmasi ile sosyal
sigortalar ve genel sağlik sigortasi kanunu ve diğer bazi kanun ve
kanun hükmünde kararnamelerde değişiklik yapilmasi hakkinda
kanun (No: 6111). Ссылка на документ:

                http://www.gib.gov.tr/fileadmin/mevzuatek/6111_sayili_kanun_www/6111kanun.html

[xiii]

См. также http://www.islamnews.ru/news-139613.html

[xiv]

http://finans.mynet.com/haber/detay/ekonomi/halkbank-katilim-bankasi-oluyor/89714

[xv]

Türkiye Katılım Bankaları Birliği http://tkbb.org.tr/

[xvi]

T.C. Başbakanlık Vakıflar Genel
Müdürlüğü. http://www.vgm.gov.tr/

[xvii]

Подавляющее большинство вакфов было создано в дореспубликанский
период.

[xviii]

Türkiye Diyanet Vakfı. http://www.diyanetvakfi.org.tr/

[xix]

Islamic Finance Gateway weekly briefing. Thomson
Reuters. Zawya Islamic. Tuesday,
December 31, 2013.

[xx]

http://konut.milliyet.com.tr/sukuk_ta_hedef_1_milyar_dolar-konut-insaat-1804745.html

[xxi]

Islamic Finance Gateway weekly briefing. Thomson
Reuters. Zawya Islamic. Thursday, January 9, 2014.

[xxii]

Turkey’s Bank Asya plans to issue sukuk worth up to
$500 mln. Thomson Reuters. Friday, December 20, 2013.

[xxiii]

State of the Global Islamic Economy. 2013 Report. Thomson Reuters.

[xxiv]

Onuncu Kalkınma Planı (2014 – 2018). 2 Temmuz 2013.

[xxv]

] Istanbul Finans Merkezi. http://ifm.ibb.gov.tr/

[xxvi]

http://www.bloomberght.com/haberler/haber/1447453-dunya-bankasi-kuresel-islami-finans-gelistirme-merkezi-acildi

[xxvii]

Thomson Reuters – консалтинговая компания, в т.ч. в сфере исламских финансов, один из
устроителей Саммита «Глобальная исламская экономика» в Дубае, ОАЭ.

[xxviii]

] Islamic Finance Gateway weekly briefing. Thomson
Reuters. Zawya Islamic. Issue No.66. Sunday, January 5, 2014.

52.34MB | MySQL:103 | 0,565sec