В продолжение темы, начатой в предыдущей публикации по итогам дубайского Саммита «Глобальная исламская экономика» (25-26 ноября 2013 г.), хотелось бы обратиться к положению дел в Турции. Напомним, что эта страна отмечалась в ходе мероприятия в качестве заметного игрока и потенциального лидера в ряде сегментов исламской экономики и, в первую очередь, в финансовой сфере[i].
Обращает на себя внимание тот факт, что второй, наряду с Тунисом, тематический Отчёт, опубликованный и распространённый в ходе Саммита, был посвящён исламским финансам именно в Турции под заголовком «Исламские финансы 2014: основы и перспективы роста»[ii].
Имея в виду несомненную актуальность вопроса, рассмотрим основные положения этого, достаточно объёмного, документа.
Авторы указывают на неслучайность такого пристального внимания к семнадцатой по объёму ВВП экономике мира, занимающей к тому же вторую строчку среди стран Организации исламского сотрудничества (ОИС). Оно обретает смысл с учётом подавляющего мусульманского населения страны (около 99%), на фоне наблюдающегося усиления
роли ислама в жизни Турции.
Разумеется, руководство страны от Партии справедливости и развития (ПСР) по определению не может не проявлять интерес к различным аспектам исламской экономики. При этом в качестве одного из обоснований, лежащих за «этическими» рамками, указывается, что исламские финансовые институты являются более устойчивыми к кризисным явлениям, наблюдаемым в мировой экономике, чем традиционные. В подтверждение этого тезиса делаются отсылки на турецкий опыт в ходе кризисов 2001 и 2008 гг.
Прежде чем перейти непосредственно к теме Отчёта, авторы документа дают актуальную и достаточно подробную картину положения страны с акцентом на экономику и финансы. Первые три раздела, следующие за вводными частями и озаглавленные «Характеристика страны», «Макроэкономическое положение», «Ландшафт и тренды финансового рынка» содержат общие факты и сведения, а также статистические данные, зачастую достаточно углублённые (скажем, в отношении «традиционного» финансового сектора страны), но в целом знакомые специалистам.
Остановимся подробнее на том, что касается именно исламской экономики и финансов в стране.
В качестве предпосылок для развития исламской экономики авторами Отчёта указывается на то, что Турция хорошо вписывается в глобальную индустрию халяльной еды и стиля жизни, имеет сильные и глубокие корни в вакфах и большой потенциал в закяте[iii]. Не могли авторы не отметить и ту поддержку, которую оказывает исламским финансам Партия справедливости и развития. При этом, как следует из Отчёта, ПСР действует в рамках, очерченных светской Конституцией, на фоне сопротивления оппозиции, одним из проявлений которого стали прошлогодние протесты в стамбульском парке Гези.
Ниже приводится таблица, отражающая современное состояние исламских финансов в Турции.
Сегмент |
Текущее состояние |
Перспективы роста |
|
1. |
Банки участия[iv] | Четыре банка участияДоля на рынке – 5,1%
Ежегодный рост с 2005 по 2012 (рост банковского сектора в |
Планируется открытие ещё двух банковПланируемая доля на рынке к 2023 г. – 15% |
2. |
Сукук[v] | Молодой рынокОграниченное количество моделей
Первый выпуск сукука – 2010 г. Первый выпуск суверенного |
Принятое законодательство охватывает более полный спектр моделей сукука |
3. |
Фонды | Рост числа фондов, соответствующих Шариату |
1 июля 2014 г. – вступление в силу нового законодательства о т.н. «зонтичных фондах участия»[vi] c нулевой ставкой |
4. |
Такафул[vii] | Два оператора такафулаДоля на рынке – 0,93% | Параллельное развитие с ростом банков участия и рынка сукука |
В Отчёте перечислены основные вехи развития исламских финансов в Республике Турция вплоть до нынешнего состояния. За отправную точку взят 1983 год, когда был принят Декрет о т.н. «специальных финансовых домах»[viii].
Впоследствии, в 2005 году этот термин был заменен ныне существующим, т.е. «банками участия».
В апреле 2010 г. Комиссией рынков капитала Турции[ix] было выпущено Коммюнике о компаниях, осуществляющих выпуск сертификатов аренды и лизинг активов[x].
Это документ регулировал выпуск лишь одной разновидности сукука. В развитие, в июне 2013 года был принят новый документ – Коммюнике о сертификатах аренды, значительно расширяющее перечень возможных моделей[xi].
Закон, направленный на поддержку сукука, известный как «Закон о налоговой амнистии», был принят в 2011 г. Он предусматривает целый ряд налоговых освобождений для соответствующих операций[xii].
В результате тридцатилетней эволюции к настоящему времени в Турции существует четыре банка участия, включая: AlBaraka Türk, Asya Bank, Kuveyt Türk и Türkiye Finans Katılım Bankası. Ниже приводятся некоторые сводные данные по ним.
AlBaraka Türk |
Asya Bank |
Kuveyt Türk |
Türkiye Finans |
||
1. |
Год образования |
1984 |
1996 |
1989 |
2005 |
2. |
Тип |
Публичное АО |
Частная компания |
Банк участия |
Частная компания |
3. |
Число отделений |
137 |
251 |
89 |
211 |
4. |
Число работников |
2175 |
5100 |
1692 |
3600 |
5. |
Суммарные активы в 2012 г., тыс. долл. |
6 919 040 |
12 108 662 |
10 437 250 |
9 887 469 |
Суммарные активы турецких банков участия, как видно из приведённых в таблице данных, составляют около 39,4 млрд долл. США или 5,1% общего рынка страны.
Отчёт предлагает два сценария развития на ближайшую перспективу. Согласно первому, финансовые активы банков участия к 2017 г. достигнут 80 млрд долл. (9% турецкого рынка), согласно второму – 120 млрд долл. (13,5%). Цель, поставленная руководством страны — достижение банками участия 15%-й доли на рынке к юбилейному для Турции 2023 году.
В рамках решения этой задачи анонсировано начало исламских транзакций двумя крупными государственными банками в 2014 году. В числе потенциальных кандидатов Отчётом названы Halk Bank и Ziraat Bank[xiii]. В октябре
месяце 2013 г. этот список был пополнен ещё и банком Vakıf[xiv]. Предполагается, что использование разветвленной сети отделений государственных банков даст толчок развитию банков участия в стране и увеличению их доли на рынке, вплоть до продекларированных 15%. Достаточно отметить, что рыночная доля упомянутого выше банка Ziraat сама по себе составляет около 15%.
Однако, открытым остаётся вопрос, в какой мере банкам участия, чьи модели не слишком знакомы потребителям в Турции, удастся конкурировать с более известными и понятными потребителям традиционными банковскими продуктами. Тем более, при наличии, в особенности в крупных городах, большой прослойки жёстко светски настроенного населения. В этой связи отметим мнение, озвученное на страницах Отчёта от имени Ассоциации банков участия Турции[xv], согласно которому наибольший спрос на исламские финансовые продукты ожидается не от частных, а от корпоративных клиентов, включая строительные корпорации, внешнеторговые компании и т.д. Приведём характерное высказывание: «… Нельзя с лёгкостью сказать, что банки участия начнут конкурировать с традиционными банками, поскольку традиционные банки доминируют в турецкой банковской системе и в десятке лидеров отсутствуют банки участия…».
Тем не менее, в числе продуктов, которые могли бы заинтересовать розничных потребителей можно упомянуть кредитование по приобретению недвижимости и автотранспорта, а также управление сбережениями. Расширению клиентской базы могут способствовать адресные продукты, ориентированные на средний и малый бизнес, а также на так называемое «микрофинансирование».
Перспективным также является управление активами существующих вакфов и создание новых. Напомним, что в ведении Генерального директората фондов[xvi] находится порядка 41 тыс. структур[xvii]. В их числе выделяется Религиозный фонд, который имеет разветвлённую сеть из 914 отделений по всей Турции и оперирует значительной долей религиозных активов[xviii]. В собственности фонда находится один из крупнейших банков страны – Vakıf Bank.
Переходя к текущей ситуации с сукуком, следует отметить постепенную интенсификацию подобных транзакций с момента принятия Турцией соответствующего законодательства.
Первый в турецкой практике сукук был выпущен в 2010 г. банком Kuveyt Türk на сумму 100 млн долл. и далее в 2011 г. этим же банком на сумму 350 млн долл.
С 2012 г. Казначейство Турции и правительство приступили к выпуску суверенных сукуков как в долларах США, так и в национальной валюте. К настоящему моменту состоялось четыре выпуска: на суммы 1,5 млрд долл. (Казначейство, 2012 г.), 1,6 млрд тур. лир (Республика Турция, 2012), 1,52 млрд тур. лир (Республика Турция, 2013 г.) и 1,82 млрд тур. лир (Республика Турция, 2013 г.). На последующие периоды времени правительством анонсирован ежегодный выпуск двух сукуков.
На 2013 год пришёлся выпуск четырёх сукуков банками участия: двух – со стороны Bank Asya (125 млн тур. лир и 250 млн долл.), а также по одному от Türkiye Finans (500 млн долл.) и Albaraka Türk (200 млн долл.). Также было объявлено о заключении между Türkiye Finans и Islamic Development Bank сделки на сумму 220 млн долл. для финансирования проектов в сфере энергетики и энергоэффективности[xix]. В конце 2013 года объявлено о создании Глобального фонда сукука (Global Sukuk Fonu) в Люксембурге и Стамбуле с управлением из Стамбула, с помощью которого уже удалось привлечь в страну 150 млн долл. Общий объём поступлений, на который учредители рассчитывают – порядка 1 млрд долл. в течение 3-5 лет[xx].
Albaraka Türk объявили о своем намерении выпустить ещё один сукук в 2014 году на сумму 300-400 млн долл.[xxi] Bank Asya обратился к регулятору с тем, чтобы выпустить сукук на 500 млн долл.[xxii]
Перечисленное выше – лишь наиболее значимые примеры активности на турецком рынке исламских облигаций. Целый ряд обращений находится на рассмотрении в Комиссии рынков капитала, причем, что характерно, не только от финансовых институтов. Скажем, выражения заинтересованности в выпуске сукука поступают со стороны строительных подрядчиков с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов, которые в немалом количестве планируются и реализуются в Турции. В числе потенциально заинтересованных могут оказаться авиакомпании, в частности, лидирующий оператор страны — Турецкие Авиалинии. Здесь показателен опыт Emirates Airlines и Malaysia Airlines, которые использовали сукук с целью расширения своего авиапарка. Среди других перспективных секторов — производство, пищевая промышленность, услуги и розничная торговля, как традиционные, так и халяльные. Следует отметить, что уже первые размещения турецких сукуков встретили высокий спрос, намного превысивший предложение, особенно из стран Залива. Это позволяет Комиссии рынков капитала заявлять о наличии больших перспектив у рынка сукука в Турции.
Намного скромнее дела обстоят с турецкими фондами участия, которые, можно сказать, находятся ещё только на этапе формирования. В числе торгуемых на бирже фондов в настоящее время следует отметить Dow Jones Islamic Market Turkey Index / DJIMTR, GoldPlus и KATLM, которые, будучи пионерами отрасли, пока не являются сколь-нибудь значимыми в общем объёме. Однако, ситуация может коренным образом измениться со вступлением 1 июля 2014 г. в силу законодательства, открывающего дорогу большему числу фондов.
Минимально присутствие на рынке компаний – операторов такафула. На долю двух имеющихся, Neova и Asya
Emeklilik приходится лишь 0,39% объёма турецкого рынка страхования. Перспективы роста исламского страхования связываются с развитием в стране других сегментов – в первую очередь, банков участия и сукука.
В качестве резюме, со страниц Отчёта говорится о большем потенциале развития турецких исламских финансов. Перечислим отмеченные в нём факторы дальнейшего развития:
· Молодое и растущее мусульманское население.
· Поддержка правительства и реализуемые практические шаги.
· Рост торговли и взаимных инвестиций Турции со странами региона Ближнего Востока и Северной Африки.
· Относительно хорошие экономические показатели и перспективы развития.
· Растущий диверсифицированный экспорт.
· Улучшение репутации Турции и потенциальный статус Стамбула, как международного финансового центра.
Практические рекомендации по развитию исламских финансов в Турции разбиты в Отчёте на четыре группы: экосистема индустрии, драйверы спроса, предложение и благоприятные условия. Они по сути сводятся к различным мерам, направленным на расширение линейки предлагаемых продуктов, в т.ч. инновационных, повышение информированности потенциальных клиентов об исламских финансах (с адресными группами – возрастная категория от 18 до 24 лет, клиенты традиционных банков и клиенты банков участия), широкое внедрение образовательных программ с возможностями по получению стипендий и т.д. Разумеется, дальнейшее развитие
возможно лишь при наличии государственной поддержки с учётом мирового опыта. Особый упор предлагается делать на поощрение прямых иностранных инвестиций.
Подводя черту, нельзя не остановиться на оценке современного состояния основных отраслей исламской экономики Турции относительно мировых лидеров. Обратимся в этой связи к Отчёту о состоянии глобальной исламской экономики[xxiii], который подробно разбирался в предыдущей публикации.
Сегмент |
Критерий |
Рейтинг, 2012 |
Показатель, млрд долл. |
|
1. | Халяльная пищевая промышленность |
Объём рынка (в мире) |
№2 |
100 |
Импорт мяса и живого скота (в пределах ОИС) |
№4 |
0,95 |
||
2. | Исламские финансы | Потенциальный объём рынка (в мире) |
№1 |
775 |
Текущий объём рынка (в мире) |
№8 |
38 |
||
3. | Исламские одежда и мода | Объём рынка одежды (в мире) |
№1 |
24,9 |
Экспорт (в мире) |
№7 |
14 |
||
Импорт (в пределах ОИС) |
№3 |
2,34 |
||
4. | Исламский туризм | Направления исламского туризма (в пределах ОИС) |
№1 |
35,6 млн чел |
Направления исламского туризма (в мире) |
№6 |
|||
5. | Исламские СМИ и развлечения | Расходы на развлечения (в мире) |
№2 |
10,19 |
Число мусульманских подписчиков широкополосного Интернета (в мире) |
№1 |
7,7 млн чел. |
||
Число мусульманских абонентов мобильной связи (в мире) |
№6 |
66,7 млн чел. |
||
6. | Халяльные фармацевтика и косметика |
Расходы мусульман на фармацевтику (в мире) |
№1 |
10,4 |
Импорт (в пределах ОИС) |
№1 |
4 |
||
Экспорт (в пределах ОИС) |
№1 |
0,66 |
||
Расходы мусульман на косметику (в мире) |
№1 |
4,4 |
||
Импорт (в пределах ОИС) |
№3 |
1,03 |
Дальнейшее расширение исламских секторов экономики предусмотрено основными программными документами страны, включая Десятый план развития на период с 2014 по 2018 г.[xxiv] Способствовать укреплению роли Турции в глобальной исламской экономике и привлечению жизненно важных для Турции инвестиций, в т.ч. из стран Залива,
должен запущенный в 2009 г. проект по созданию в Стамбуле международного финансового центра (IFM[xxv]). Согласно планам, IFM должен войти в десятку крупнейших в мире к 2023 году. Отметим, что в октябре 2013 года
состоялась церемония открытия Мировым Банком Центра развития глобальных исламских финансов в Стамбуле[xxvi].
Как видно из изложенных выше фактов, Турции, несколько опоздавшей на старте и отставшей от мировых лидеров, в относительно сжатые сроки удалось занять высокие позиции практически во всех сегментах исламской экономики. Такая динамика развития до последнего времени заставляла делать весьма оптимистичные прогнозы на перспективу, связанные, в первую очередь, с потенциалом турецкого рынка исламских финансов.
Однако, подобные прогнозы могут базироваться лишь на допущениях об окончательно сформировавшемся курсе на исламизацию страны при стабильной внутриполитической ситуации и положительной динамике экономического развития. Т.е. на тезисах, которые практика последнего времени в Турции ставит под сомнение. Таким образом, факторы дальнейшего развития исламской индустрии, перечисленные выше, в настоящий момент сложно считать бесспорными, за исключением, разумеется, преобладающего и неуклонно растущего мусульманского населения страны.
В частности, не факт, что поддержка руководства Турции будет стабильной с учетом нарастающих внутриполитических проблем и активизации светской части населения. Растущий экспорт не свидетельствует о необходимости повышения доли и веса исламских финансов, так как основные торговые партнеры Турции никак не
исламские страны, ни в настоящее время, ни в обозримой перспективе. Об укреплении репутации Турции на мировой арене, с учётом целого ряда обстоятельств, как внешнеполитического, так и внутриполитического свойства,
также в настоящее время говорить не слишком своевременно.
На сложную внутриполитическую ситуацию, обострившуюся после антикоррупционной операции «17 декабря», турецкая экономика отреагировала резким падением биржевых индексов и курса национальной валюты по отношению к доллару и к евро. Несмотря на заверения турецкого руководства о том, что оно держит ситуацию под контролем, среди аналитиков все больше заметна обеспокоенность.
Складывающаяся непростая обстановка незамедлительно привлекла к себе внимание за рубежом. Она со всей неизбежностью заставит потенциальных иностранных, в т.ч. исламских, инвесторов если не корректировать, то, как минимум, переосмыслить свои планы в отношении Турции. Небольшая иллюстрация к тому насколько «близко к сердцу» принял ряд из них ситуацию в Турции: согласно опросу компании Thomson Reuters[xxvii] ни один из респондентов не выразил готовность вкладывать средства в Турцию в 2014 г., при том что 47% из них собираются направлять инвестиции в Египет[xxviii]. И дело здесь далеко не только в упорном отстаивании исламскими инвесторами тезиса о том, что «деньги пахнут»…
Тем не менее, как бы не развивалась ситуация, тренд в сторону исламских финансов – отнюдь не внутритурецкое, а, как минимум, региональное явление, имеющее под собой помимо идеологического, также и экономический фундамент. На международной арене растёт конкуренция за привлечение денег исламского мира, в т.ч. капиталов стран Залива. При этом не стоит забывать, что турецкая экономика, да и политика тоже, во многом основаны на строительном секторе и реализации мега-проектов, которым жизненно необходимы иностранные инвестиции. Можно заключить, что при любых сценариях развития внутриполитического противостояния, развитие исламских секторов экономики останется и дальше на повестке дня в Турции. Вопрос лишь в том, какой будет динамика процесса. С учётом изложенных выше сомнений, возможно она окажется не столь бурной, как можно предположить, исходя из проанализированных в данной статье документов.
[i]
К итогам Саммита «Глобальная исламская экономика» в
Дубае, ОАЭ. Статья от 11 декабря, 2014 г. Ссылка —http://www.iimes.ru/?p=18995
Turkey Islamic Finance 2014: Fundamentals and the promise of growth.
Вакф (вакуф) – вмусульманском
праве имущество, переданное государством или частным лицом на
религиозные или благотворительные цели. Закят — обязательный годовой
налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов,
способствующих распространению ислама и т.д.
Наименование исламских банков в Турции – katılım
bankası или в английском варианте – participation bank. Не
вызывает сомнений, что под этим названием находятся именно исламские банки.
Причин такого выбора, вероятно, несколько: сохраняющаяся светскость страны,
желание сделать акцент не на религиозном, а этическом соответствии
предлагаемого продукта, намерение привлекать светских и
религиозно-индифферентных клиентов традиционных банков и т.д.
Сукук
– исламские
облигации.
В турецком
варианте — Katılım şemsiye fonu.
Такафул – исламское страхование.
Özel finans kurumları kurulması hakkında 16.12.1983
gün ve 83/7506 sayılı kararname eki karara ilişkin bakanlar
kurulu kararı (R.G. 19 Aralık 1983 – 18256).
Sermaye Piyasası Kurulu.
Kira sertifikalarina ve varlik kiralama
şirketlerine ilişkin esaslar hakkinda tebliği (Seri: III, No: 43). Ссылка на документ:
http://www.spk.gov.tr/apps/MevzuatEski/PrinterFriendly.aspx?nid=12151&submenuheader=null
Kira sertifikalari tebliği (III-61.1), ссылка на документ:
http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2013/06/20130607-14.htm?submenuheader=null
] Bazi alacaklarin yeniden yapilandirilmasi ile sosyal
sigortalar ve genel sağlik sigortasi kanunu ve diğer bazi kanun ve
kanun hükmünde kararnamelerde değişiklik yapilmasi hakkinda
kanun (No: 6111). Ссылка на документ:
http://www.gib.gov.tr/fileadmin/mevzuatek/6111_sayili_kanun_www/6111kanun.html
См. также http://www.islamnews.ru/news-139613.html
http://finans.mynet.com/haber/detay/ekonomi/halkbank-katilim-bankasi-oluyor/89714
Türkiye Katılım Bankaları Birliği http://tkbb.org.tr/
T.C. Başbakanlık Vakıflar Genel
Müdürlüğü. http://www.vgm.gov.tr/
Подавляющее большинство вакфов было создано в дореспубликанский
период.
Türkiye Diyanet Vakfı. http://www.diyanetvakfi.org.tr/
Islamic Finance Gateway weekly briefing. Thomson
Reuters. Zawya Islamic. Tuesday,
December 31, 2013.
http://konut.milliyet.com.tr/sukuk_ta_hedef_1_milyar_dolar-konut-insaat-1804745.html
Islamic Finance Gateway weekly briefing. Thomson
Reuters. Zawya Islamic. Thursday, January 9, 2014.
Turkey’s Bank Asya plans to issue sukuk worth up to
$500 mln. Thomson Reuters. Friday, December 20, 2013.
State of the Global Islamic Economy. 2013 Report. Thomson Reuters.
Onuncu Kalkınma Planı (2014 – 2018). 2 Temmuz 2013.
] Istanbul Finans Merkezi. http://ifm.ibb.gov.tr/
Thomson Reuters – консалтинговая компания, в т.ч. в сфере исламских финансов, один из
устроителей Саммита «Глобальная исламская экономика» в Дубае, ОАЭ.
] Islamic Finance Gateway weekly briefing. Thomson
Reuters. Zawya Islamic. Issue No.66. Sunday, January 5, 2014.