Сирия: спецслужбы КСА, Турции и Иордании против ИГИЛ

Накануне созыва международной конференции по Сирии «Женева-2» спецслужбы Саудовской Аравии пытаются максимально ослабить позиции внутри Сирии конкурирующих оппозиционных групп с патронируемой ими исламистской структурой «Джабхат ан-нусра». Основным направлением удара стала радикальная группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которую многие эксперты считают проектом Дамаска в рамках нейтрализации и раскола единого фронта исламистов в Сирии. Действительно, лидеры ИГИЛ категорически отказываются заключать союз с другими исламистскими и близкими им по идеологическим установкам формированиями, которые в настоящее время ведут борьбу с сирийским режимом, и, более того, в целом ряде случаев играют роль своеобразного «троянского коня». Достаточно вспомнить их действия в выдавливании просаудовских боевиков группы «Джабхат ан-нусра» из приграничных с Турцией районов, имеющих стратегическое значение для сирийской оппозиции с точки зрения материально-технического снабжения.

Координация усилий спецслужб КСА, Турции и Иордании на этом направлении стала ключевой темой для обсуждения во время встречи их представителей в Аммане 30 ноября прошлого года, где были обрисованы основные контуры предстоящих операций против боевиков ИГИЛ. Констатировано, что ИГИЛ создана сирийскими спецслужбами и последовательно инфильтрирована в джихадистское крыло оппозиции с целью его максимального ослабления. Технические подробности своих скоординированных действий лидеры исламистского сегмента сирийского сопротивления обсуждали во время встречи уже 3 декабря прошлого года. На ней присутствовали полевые командиры из следующих групп: «Ахрар аль-Шам ат-таухид» (Алеппо), «Аль-ислам» (Дамаск), «Джабхат ан-нусра». На встрече также присутствовали оперативники Управления Общей Разведки (УОР) КСА, МИТ Турции и их иорданские коллеги. Каждая из перечисленных спецслужб курирует «свою» группировку: саудовцы – «Исламский фронт освобождения Сирии» (ИФОС), костяк которого составляет все та же «Джабхат ан-нусра», турки – «Сирийский революционный фронт» (СРФ) — замена обанкротившейся Сирийской свободной армии (ССА). Иорданцы, в данном случае, обеспечивают функционирование логистических коридоров поддержки этих групп через свою территорию и беспрепятственный отход боевиков на территорию королевства в случае необходимости. При этом Амман оговорил условия своего участия, согласно которым сирийские боевики должны выходить без оружия на иорданскую территорию только для последующего и возможно быстрого транзита в Турцию или Ливан. Иорданцы категорически отказались предоставлять место для организации стационарных лагерей сирийских исламистов. В результате принят основной план действий и разработаны сектора ответственности каждой из групп в рамках наступления на позиции формирований ИГИЛ, которое началось на прошлой неделе сразу с нескольких направлений.

Отметим, что помимо собственно внутрисирийских направлений были проведены атаки на позиции боевиков ИГИЛ в иракском городе Эль-Фалуджа, который считается основной базой группировки. Этот город, во время американской интервенции за упорное сопротивление получивший имя «иракского Сталинграда», дает ИГИЛ основную часть рекрутируемых боевиков. Таким образом, предпринимается попытка сковать возможности ИГИЛ по переброске новых подкреплений непосредственно в Сирию. В настоящее время бои идут также в сирийской провинции Идлиб, где подконтрольные саудовцам и туркам исламисты пытаются овладеть одной из основной баз ИДИЛ — тренировочным лагерем Маарет аль-Нооман. В результате столкновений ИГИЛ уже потеряла одного из своих ключевых полевых командиров Хаджи Бакра.

Оперативники ЦРУ  и МИ-6, как, впрочем, и их коллеги по НАТО, никакого практического участия в данных событиях не принимают. Они ограничиваются исключительно наблюдательными функциями. При этом существует обмен информацией между ними, УОР КСА и МИТ по вопросам развития ситуации. Эксперты отмечают, что, несмотря на ряд договоренностей в декабре прошлого года «о помощи» между ЦРУ и МИ-6 с одной стороны и представителями ряда исламистских бригад, которые курируются саудовцами и турками, никаких реальных шагов западные спецслужбы на этом направлении не сделали. Они явно выжидают, и будут планировать какие-то действия только после первого раунда конференции «Женева-2» и достигнутых на них результатах. Пока всячески стимулируются внутриисламистские столкновения, справедливо полагая, что таким образом ослабляется единый фронт радикалов, который рано или поздно «покажет свои зубы» и Западу. При этом они не будут ускорять разгром какой-либо из противоборствующих сторон.

Эр-Рияд же старается монополизировать «исламистский сегмент» сирийской оппозиции, прекрасно осознавая, что это является очень существенным аргументом для сохранения своего влияния в послеасадовской Сирии. Однако, оценки ситуации в отношении «троянского коня» в лице ИГИЛ пока совпадают с выводами Анкары. Но такое совпадение совершенно не исключает того, что по мере ослабления ИГИЛ не возрастут противоречия между протурецкими и просаудовскими джихадистами как внутри Сирии, так и за ее пределами. Рано или поздно интересы Анкары и Эр-Рияда на сирийском направлении войдут в клинч, и возможный уход Б.Асада тем или иным способом этот процесс, безусловно, ускорит. Таким образом, говорить о каком-то долговременном альянсе между Саудовской Аравией и Турцией не приходится. В данном случае речь идет лишь о временных союзах для решения конкретных задач, и попытки Анкары «взрастить» (пусть и с опозданием) собственные «исламистские» группы внутри сирийской оппозиции это лишний раз подтверждает.

52.22MB | MySQL:103 | 0,457sec