Ирано-армянские отношения и политика прагматизма

Иран является одной из самых активных стран,  действующих на постсоветском пространстве. При этом страны-соседи имеют приоритетное значение для Исламской Республики Иран, вот почему почти немедленно после  развала СССР и образования новых независимых государств Иран признал в декабре 1991 г. независимость Республики Армения. Вскоре были подписаны официальные Декларации об установлении дипломатических отношений между двумя странами и целях и принципах отношений. Следом были открыты первые дипломатические  представительства: в апреле 1992 г. в Ереване состоялась торжественная церемония открытия посольства Исламской Республики Иран, а в декабре было открыто посольство Республики Армения в Тегеране. В 2007 г. подписано соглашение об образовании и открытии Генеральных консульств на территории двух стран.

На нынешнем этапе двусторонние отношения характеризуются высокой интенсивностью визитов на высшем уровне.  Так, начиная с 1992 г.,  Тегеран не раз посещали президенты Республики Армения, а в Ереване находились с официальными визитами все последние иранские  президенты. В столицах двух стран частыми гостями являются главы МИД, министры,  другие государственные и политические деятели Армении и Ирана. За прошедшие два с лишним десятилетия разработана и реализуется солидная правовая база двусторонних армяно-иранских отношений. Начиная с 1993 г. формируется пакет соглашений о сотрудничестве  в разных сферах народного  хозяйства.  С 1995 г. работает специальная Межправительственная комиссия по координации армяно-иранских отношений,  которая к настоящему времени провела 9 заседаний.

Учитывая специфичность нынешнего позиционирования Ирана в современном мире и принимая во внимание реализуемые против этой страны санкционные меры,  Армения является для Тегерана удобной площадкой для выхода  в мир. Как заявил недавно президент Армении Серж Саргсян в интервью ереванской газете «Новое время»,  отношения двух государств конструктивны,  а политический диалог , который находится на хорошем уровне, имеет существенную экономическую основу.  Ежегодный товарооборот достиг в прошлом году 380 миллионов долларов. «Мы достигли существенных договоренностей, осуществив которые, можно удвоить и даже утроить  товарооборот за короткий период».  Официальные иранские СМИ называют отношения  с Арменией «крайне дружественными».  Как писала ведущая иранская газета «Кейхан», «Армения и Иран являются стратегическими партнерами в регионе,  культурные и исторические связи которых уходят в глубь тысячелетий.  Пограничных споров между двумя странами нет».

Говоря об отношениях Армении с Ираном, нужно учитывать и специфику развития Армении, находящейся в крайне конфронтационных отношениях с Баку и Анкарой. В силу своего позиционирования в таком стратегически важном регионе как Южный Кавказ, географической близости к ближневосточному региону, исходя из исторических реалий и как часть постсоветского пространства, Армения в качестве сложившегося  субъекта мировой политики сталкивается с большим количеством проблем. Гарантии обеспечения национальной безопасности обуславливают для Армении настоятельную необходимость в стабильном поддержании военно-стратегических отношений с Россией, что находит поддержку среди граждан страны. Результаты одного их последних опросов, проведенного центром «Социометр», показали, что у приблизительно 55% населения преобладают пророссийские настроения, 25% ориентируются на Запад, за ним следует Иран и на четвертом месте США. Доминирование пророссийских настроений в обществе объясняется традиционными связями с Россией. Россия является и традиционным рынком сбыта армянских товаров. Эта страна, являясь инициатором и лидером проекта единого экономического пространства — ЕврАзЭС, противопоставляемого ЕС,  оказывает мощное и перманентное давление на страны СНГ, пытаясь склонить их к полновесной интеграции в эту структуры. Предполагается, что ЕврАзЭС  в самое ближайшее время может превратиться в Евразийский союз, активными сторонниками которого выступают Россия и Казахстан.

Однако для Армении достаточно важным является и европейское направление, а взаимодействие с Европейским союзом  в течение последних десяти лет рассматривается в качестве одного из доминантных векторов внешней политики Республики Армения. Достаточно отметить, что на этом направлении реализуется динамичный обмен делегациями и визитами, в том числе на уровне первых лиц. Начиная с лета 2004 г. Армения задействована в программе «Европейская политика соседства». Принятый и осуществляемый с января 2007 г. комплексный   План действий «Европейской политики соседства» определяет для Армении необходимость сотрудничества в различных сферах. Из них можно выделить взаимодействие в области соблюдения прав человека, либерализации экономики,  проведении административных реформ,  гармонизацию законодательства и др.

Такой вектор сотрудничества вполне логичен, ибо в Армении хорошо представляют важность ЕС как одного из важнейших интеграционных союзов, находящегося в эпицентре глобального экономического развития. Есть и исторические мотивы, связанные с важностью  Европы как одного из центров тяготения армян на протяжении их многовековой истории, что вполне объяснимо геополитическими реалиями.  Учтем и то, что связи с ЕС гарантирует Армении как молодому государству  немалые возможности для реализации ее экономических интересов, а также все плюсы интегрирования в разнообразные экономические и научно-технические структуры.

Сама  Армения также весьма притягательна и для ЕС. Ее считают в объединенной Европе государством, которое необходимо дистанцировать от России, ибо рассматривают в качестве буферной зоны на подступах к Турции и ЕС, где целесообразно организовать зону свободной торговли. Армения  интересна ЕС своим интеллектуальным потенциалом, созданным еще в годы существоывния СССР, ибо именно там располагалось довольно много предприятий военно-промышленного комплекса и точных технологий. Она притягательна и своими полезными ископаемыми, как объект инвестиций. Учтем и цивилизационную   составляющую, ибо как страна с более чем 1700-летней христианской историей она привлекательна   для доминантно-христианской Европы.

Все последние годы отчеты  отчета МИДа Республики Армения фиксировали динамичное развитие политики, направленной «на сближение с европейской семьей, в частности, углубилось сотрудничество в рамках Программы Европейского соседства между Арменией и ЕС. С точки зрения развития политического диалога большое значение имели визиты президента Армении Сержа Саргсяна 3-4 ноября 2008 г. в председательствующую в ЕС Францию, и в 5-6 ноября — Брюссель, в структуры ЕС. Визиты придали новый толчок сотрудничеству Армении со странами Евросоюза. В ходе визитов было подписано соглашение о создании группы консультантов Армения-ЕС, которая должна содействовать проводимым в Армении реформам.   В том же году  Армения достигла прогресса  в направлении установления тесного сотрудничества со странами ЕС, что было отмечено «углублением политического диалога на высшем уровне, созданием новых совещательных форматов». В июле Армения впервые была приглашена на политические консультации на уровне «тройки» Комитета политики и безопасности Совета ЕС» Отмечалось и то, что «Армения  зафиксировала значительный прогресс во всех направлениях, закрепленных в Программе действий, в частности, в сфере налоговой и таможенной реформ, улучшения климата для предпринимателей, что удостоилось высокой оценки со стороны ЕС».

Рассматривая треугольник Иран-Армения-Запад, можно сказать, что в настоящее время наличие отношений с Ираном практически не сказывается на диалоге Армении с Западом. Но были периоды, когда Запад оказывал мощное давление на Армению, требуя свернуть связи с Ираном. Это, касается, в частности, периода  президентства Клинтона в США. В качестве защитных аргументов Ереван приводил такие: это наш естественный сосед, мы блокированы со всех сторон и Иран дает нам возможность связи с внешним миром. Действительно, Турция блокировала железную дорогу, связывающую две страны, лишив Армению возможности пользования этой магистралью. Как сказал зав. Отделом иранистики Института востоковедения Армении проф.В.Байбурдян, «Для нас Иран – спасательный круг, предоставляющий Армении реальную помощь.  В условиях, когда мы находимся в состоянии войны с Азербайджаном и блокированы как со стороны Азербайджана, так и Турции,  иранский коридор для нас сродни спасительному окну в большой мир, а сам Иран – наш мост во внешний мир». Вслед за ереванским политологом  С.Минасяном, можно утверждать, что «на фоне достаточно специфических отношений Ирана с Западом и Азербайджаном, Армения является как бы региональной отдушиной для Тегерана. Это и позволяет сохранять и повышать  уровень  двусторонних отношений.  Тем более, что Армения неоднократно выступала в качестве той площадки, на которой Тегеран вел конструктивные переговоры, в том числе и с западными странами.  Поэтому напряженность на линии Иран-Запад отрицательно не сказывается на Армении. США и ЕС закрывают глаза на ирано-армянское сотрудничество, что не позволяется ни одной другой стране мира.  На Западе существует понимание того, что в нынешних условиях нельзя запретить Еревану сотрудничество с Ираном, потому что это будет означать полную блокаду Армении». Вот почему аналитики считают, что в качестве несомненного достижения внешней политики Армении можно рассматривать тот факт, что ей удается «поддерживать  широкую диверсификацию внешнеполитических ресурсов в условиях интенсивных угроз, исходящих  сразу со всех направлений регионального перекрестка».

Концептуальным  обоснования такой диверсификации внешней политики Армении  является принцип комплементаризма (англ. сomplementary). Определяя его, бывший глава МИД Армении Вардан Осканян  сказал, что главной целью дипломатического курса Республики Армения является «приоритет прагматизма во внешней политике, целью которого является разработка сбалансированных подходов в отношениях как с соседними странами, так и сильными державами. Эту позицию мы определяем как основанную на принципах комплементаризма. Наша концепция исходит как из позиции Армении по отношению к складывающимся в регионе и мире процессам, так и по отношению к проблемам, возникающим перед внешнеполитическим курсом государства и выбором возможных путей их преодоления». Иначе говоря, принцип комплементаризма означает поддержание политического диалога с такими субъектами внешней политики, которые  по сути своих политических или идеологических убеждений противостоят друг другу.

Для Армении реализация этого принципа очень важна, ибо страна одновременно поддерживает динамичные отношения с такими находящимися в конфронтации или идеологических противоречиях странами или международными структурами как США и Иран, Иран и Израиль,  пытается наладить разную степень сотрудничества с  Таможенным союзом и Евросоюзом. На деле, принцип комплементаризма не приемлет альтернативы,  совмещая в реальной политике разные субъекты, если они сами согласны следовать такой линии.  Армения вынуждена придерживаться максимально прагматичного внешнего курса, ибо зажата с двух сторон конфронтирующими с ней странами, имея выход во внешний мир через Грузию по железной дороге  и три автоперехода, а также на Иран через один автомобильный мост. Процитирем вновь ереванского политолога С.Минасяна: «Вот так и наполняется содержанием  армянская модель комплeментаризма, когда мы пытаемся балансировать на лезвии ножа. В силу этого, Армения, по сути, единственная страна в мире, которой США позволяют иметь такие отношения с Ираном, которыми она сейчас обладает.  США внимательно следят, чтобы  не было проблем с транзитом опасных грузов,   имеется в виду – радиоактивных веществ, США имеют большое влияние на Армению хотя бы в силу того, что наша страна является один из важнейших получателей американской помощи, по моему, вторым в мире относительно соотношения на душу населения. Но США отдают себе отчет в создавшейся ситуации, когда перекрыты выходы на Турцию и Азербайджан, и Армения зависит от иранских и грузинских транзитных путей, вот почему нужно учитывать роль Ирана в создавшейся ситуации. Поэтому для армян образ Ирана, в политическом плане, это образ некой отдушины.  То же самое было и в период Армянской Республики 1918-1921 гг,, когда Иран так же воспринимался как единственное окно во внешний мир, и последнее правительство тех лет   в полном составе ушло и укрылось на территории Ирана, эмигрировав затем во Францию.  Недолгая история существования Армянской Республики  демонстрирует вполне добрососедские связи с Ираном, характеризовавшиеся высоким уровнем взаимопонимания».

Таким образом, реализуемая Арменией модель комплементаризма во внешней политике позволяет ей совмещать полярные направления, диверсифицируя  свои внешнеполитические ресурсы.

52.25MB | MySQL:103 | 0,677sec