К итогам Саммита «Глобальная исламская экономика» в Дубаи, ОАЭ

25-26 ноября с.г. в Дубаи, ОАЭ состоялся Саммит «Глобальная исламская экономика: проводя новую экономическую парадигму»[i], который был представлен организаторами, Торгово-промышленной палатой Дубаи[ii] и медиакомпанией «Thomson Reuters»[iii], как первое международное мероприятие подобного рода, охватывающее широкий спектр вопросов: от стандартизации и сертификации халяльных продукции и услуг до конкретных отраслей исламской экономики.

Возможно, здесь присутствует известная доля натяжки, в частности, с учётом ежегодных Форумов «Мировая исламская экономика» (WIEF), девятый по счёту из которых прошёл в период с 29 по 31 октября с.г. в Лондоне[iv]. Кстати, в актив Дубаи наряду с несомненным достижением, победой в конкурсе на право проведения «EXPO – 2020», следует отнести и принятое решение по организации у них десятого Форума WIEF осенью 2014 года[v].

При этом желание устроителей преподнести именно своё мероприятие как уникальное – логично. Оно полностью вписывается в цель, озвученную в феврале текущего года премьер-министром и вице-президентом ОАЭ и правителем Дубаи, шейхом Мохаммедом бин Рашидом Аль-Мактумом, по превращению Дубаи в мировую столицу исламской экономики и финансов[vi]. За обнародованием конечной цели в октябре месяце последовало принятие Дубаи комплексного трёхлетного плана, направленного на то, чтобы уже в ближайшей перспективе выйти на первые роли в конкуренции с международными лидерами исламских отраслей экономики. В числе семи стратегических направлений развития отмечены финансы, халяльная пищевая промышленность, семейно-ориентированный туризм, цифровая экономика, мода, искусство и дизайн, экономическое образование, стандарты и сертификация[vii].

Отправной точкой, задавшей направление дискуссии, стали аналитические отчёты, подготовленные и обнародованные организаторами в ходе Саммита. Перечислим основные из них[viii]:

  1. Отчёт о состоянии глобальной исламской экономики (State of the Global Islamic Economy. 2013 Report).
  2. Сравнительный отчёт о развитии глобальных исламских финансов (Mapping Global Islamic Finance Development Report 2013).
  3. Отчет об управлении глобальными исламскими активами (Global Islamic Asset Management Report 2014).
  4. Исследование восприятия и перспектив сукука (Sukuk Perceptions and Forecast Study 2014).

Тематические обзоры и презентации были сделаны в ходе Саммита для стран региона. Были также распространены обширные отчёты о состоянии исламских финансов в Турции[ix] и в Тунисе[x]. Анонс аналогичного материала, который, по-видимому, будет опубликован в ближайшее время, был сделан для Марокко[xi]. На соответствующей сессии Саммита представлена презентация – анализ ситуации с исламскими финансами в странах Северной Африки[xii].

Более того, имея в виду малоизвестность и некоторую запутанность для неангажированной части публики принципов и терминологии исламских финансов, наряду с соответствующими поясняющими материалами банков[xiii], представивших исламские финансовые продукты во время Саммита — в ходе небольшой выставки, обоснованным следует считать распространение толкового словаря исламских финансовых терминов [xiv], изданного устроителями.

Отдельной строкой нельзя не упомянуть о презентации интернет-платформы «Zawya Islamic» – «ворот», как она именована разработчиками (опять же упомянутые неоднократно по тексту статьи «Thomson Reuters»), к исламским рынкам и инвестициям[xv].

В ходе Саммита состоялось вручение целого ряда премий, включая Islamic Economy Award (по пятнадцати номинациям), а также Islamic Finance Industry Development Challenge и Ethical Finance Initiative Challenge.

Что можно выделить из всего обширного пласта материалов и выступлений, представленных публике на двухдневном Саммите?

Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года и его не преодолённые до конца последствия побуждают экономистов, в т.ч. занимающихся исламскими финансами, предлагать альтернативные экономические модели. Неизбежными явились слова о дрейфе мировой экономики в сторону развивающихся стран. Показательный факт: если в 1987 году в мире наличествовало шесть развивающихся экономик — потенциальных рынков для инвестиций, то по состоянию на 2013 их число оценивается уже на уровне шестидесяти. При том, что, как отмечали выступающие на Саммите, двенадцать из двадцати пяти лидирующих экономик развивающихся стран представляют исламский мир.

Исламские услуги  продукция[xvi] широкого спектра, безусловно, имеют своего «естественного» потребителя – 1,6 млрд человек, исповедующих по всему миру самую быстро развивающуюся религию современности — ислам. В этом смысле предлагаемый продукт – продаваем («marketable») и у него есть своя не только далёкая до полного использования, но и быстро расширяющаяся на фоне положительной демографии, свойственной традиционным обществам, ниша.

Следующие факторы отмечаются в качестве драйверов развития глобальной исламской экономики: значительное мусульманское население — 1,6 млрд чел., его молодость — средний возраст 24 года, темпы демографического роста – 1,5% в год, исламские ценности — 87% мусульман рассматривают религию как важный фактор, а также экономический рост — средний ежегодный рост ВВП в странах Организации исламского сотрудничества (ОИС) — 6,3% и рост торговли в странах ОИС – на уровне 17%[xvii].

Объём рынка исламских услуг и продукции  весьма значителен. Приведём некоторые основные показатели по различным рынкам из Отчёта о состоянии глобальной исламской экономики[xviii]:

 

Рынки

Расходы мусульман в 2012 г., млрд долл.

Доля в общемировых расходах

Ожидаемые расходы мусульман к 2018 г., млрд долл.

Продовольствие

1088,0

16,6%

1626,0

Одежда и мода

224,0

10,6%

322,0

Туризм (за исключением хаджа и умры)

137,0

12,5%

181,0

СМИ и развлечения

151,0

4,6%

205,0

Фармацевтика

70,0

6,6%

97,0

Косметика и личная гигиена

26,0

39,0

Исламские финансовые активы[xix], в т.ч.:

Банковские активы —

Сукук[xx]

Такафул[xxi]

Исламские фонды —

Микрофинансы —

1354,0

985,00

251,0

26,0

44,0

0,628

 

Исламские финансы, представляя собой пока незначительную долю глобального финансового рынка (скажем, доля исламских банковских активов составляет менее 1% от мировых), по ряду сегментов демонстрируют значительный рост – на уровне 15-20% в год.

В настоящее время наиболее крупными рынками в сфере исламских финансов, по убыванию, являются Малайзия (объём рынка – 412 млрд долл.), Саудовская Аравия (270 млрд), Иран (185 млрд), ОАЭ (118 млрд) и Кувейт (81 млрд). В перспективе, с точки зрения потенциальных объёмов рынков, пятёрка лидеров может выглядеть следующим образом: Турция (775 млрд долл.), Иран (512 млрд), Саудовская Аравия (461 млрд), ОАЭ (381 млрд) и Индонезия (375 млрд). А объем банковских активов в странах ОИС при этом в состоянии достичь около 4095 млрд долл., т.е. продемонстрировать более чем четырёхкратный рост по сравнению с текущими показателями (985 млрд долл.)[xxii], хотя бы с учётом того, что менее 20% мусульман являются клиентами банковских учреждений.

Интерес к исламским финансам в мире неуклонно возрастает.

Достаточно отметить наличие законодательства, регулирующего деятельность исламских банков в следующих странах (по регионам): Ближний Восток – Турция, Сирия, Ливан, Иордания, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, КСА, Оман, Йемен, Иран, Пакистан, Афганистан; Африка — Ливия, Судан, Сомали, Джибути, Нигерия, Сенегал и Гамбия; Центральная Азия – Казахстан, Киргизия; Юго-Восточная Азия – Бангладеш, Сингапур, Малайзия, Бруней, Индонезия, Филиппины; прочее — Маврикий, Мальдивы.

Следуют наметившемуся тренду и на Западе: скажем, сукуки выпускают в США, Великобритании, Германии и Франции. Из числа стран Юго-Восточной Азии сюда следует добавить Китай и Японию[xxiii]. Заметным держателем исламских фондов являются Люксембург, Ирландия, о.Джерси, Южная Африка, Канада и Великобритания[xxiv]. Не говоря уже о росте производства и предложения исламских товаров и услуг за традиционными пределами мусульманского мира.

Презентация, сделанная в ходе тематической сессии Саммита («От весны к лету: возможности для развивающихся исламских рынков Северной Африки»[xxv]) наглядно продемонстрировала наметившийся тренд региона «арабской весны» в сторону исламских финансов.

В числе потенциальных факторов роста в Северной Африке отмечены: значительное мусульманское население — 339 млн чел., возрастающие государственные расходы, в частности, на инфраструктурные проекты (читай, реципиенты исламских субсидий), расширяющийся частный сектор, увеличивающееся число потребителей, «чувствительных к шариату».

При этом табуированность исламских финансов в странах Северной Африки в прошлом привела к ситуации, когда на фоне подавляющего большинства мусульманского населения (95-99%) доля исламских банковских активов – невелика (0,1-4%). Невысокий уровень информированности населения региона (оценивается в диапазоне 40-50%) и недостаточная, по оценке участников Саммита, просветительская деятельность, включая профильное образование, а также конференции, семинары и т.д., отмечены в качестве одного из немаловажных препятствий развитию исламских финансов.

С другой стороны, не стоит забывать, что исламские финансы являются неотъемлемой частью общего финансового ландшафта Северной Африки на протяжении десятилетий. С семидесятых гг. прошлого века и вплоть до настоящего времени создавались отдельные исламские банки[xxvi], а также с использованием схем исламского финансирования реализовывались различные, пусть и единичные, проекты в сферах энергетики, производства, инфраструктуры, фондов, недвижимости и здравоохранения[xxvii].

К настоящему времени уклон стран Северной Африки в сторону исламских финансов вылился в законодательную инициативу.

 

Страна / Законодательство

Исламские банки

Сукук

Такафул

Марокко

Процесс утверждения

Процесс утверждения

Проект

Алжир

Нет

Нет

Нет

Тунис

Нет

Процесс утверждения

Проект

Ливия

Закон принят

Проект

Нет

Египет

Нет

Есть

Нет

Судан

Есть

Есть

Есть

 

Как видно из приведённой выше таблицы, к настоящему времени из числа стран Северной Африки только Судан имеет полный пакет регулирующего законодательства. Наиболее амбициозны намерения Ливии, где была озвучена цель по полному переходу к исламским банкам к январю 2015 г. В целом же, наблюдатели отмечают устойчивый, хотя и несколько медленный, прогресс в Северной Африке по принятию необходимого регулирования.

Региональная интеграция в Северной Африке, по мнению авторов Презентации: «…поможет расширить масштабы и возможности для исламского финансового посредничества, будет содействовать экономической эффективности и улучшению других аспектов исламской финансовой инфраструктуры…». Не говоря уже о росте инвестиционной привлекательности региона, который несмотря на наличие целого ряда конкурентных преимуществ переживает непростые времена, отмеченные значительным бюджетным дефицитом, высоким уровнем безработицы, в т.ч. среди молодёжи, социальной и экономической нестабильностью, падением прямых иностранных инвестиций, нарастанием бедности и т.д.

С другой стороны, как регулярно подчёркивалось на Саммите, верно и обратное — исламские финансы могут сами по себе могли бы стать интеграционным фактором для исламских стран, значение которого стоило бы оценить.

Говоря в целом, участники Саммита не могли не поставить вопрос относительно текущего состояния исламских финансов на кривой жизненного цикла индустрии, распространяющегося на все продукты и исламские в том числе. Равно как и задаться вопросом относительно не вступила ли исламская индустрия (скажем, исламские банки) в период зрелости, за которым следует ожидать спад. Впрочем этот вопрос оказался несколько риторическим: только Саудовская Аравия «мелькнула» в ходе дискуссии в качестве страны, где можно наблюдать процессы насыщения.

Это, однако, не исключает того, что главный посыл Презентации «Исламские финансы – банковские услуги, основанные на эмоциях или достоинствах?»[xxviii] — необходимость поиска новых катализаторов роста на перспективу – был воспринят. И это неминуемо заставляет поставщиков исламских товаров и услуг обращаться в сторону наибольшего сегмента потребителей – религиозно-индифферентного.

В ходе Саммита красной нитью проводилась идея о том, что халяльные, «этические», продукты предназначены не только для исповедующих ислам, а в равной степени для всех других конфессиональных групп. Как показывает опубликованный в ходе Саммита анализ, потенциально они представляют собой большой кусок «пирога»: 40-50% от общего числа потребителей, по сравнению с 12-20% естественных потребителей исламских продуктов[xxix].

При работе с этими потребителями упор может делаться не на религию, а на морально-этические аспекты, к примеру на банковские услуги, основанные на этике[xxx], на семейно-ориентированный туризм, на экологическую чистоту продуктов и т.д. Хотя справедливости ради следует отметить, что за исламом нет монополии на этику — т.н. «традиционные» финансово-кредитные учреждения также заявляют о социальной ответственности со страниц своих брошюр и годовых отчётов, органические продукты прочно заняли место на прилавках магазинов, а семейные гостиницы встречаются не только среди халяльных.

Не исключено, что именно способность обеспечить широкое привлечение религиозно-индифферентных потребителей может стать для отраслей исламской экономики ключевым фактором дальнейшего развития, который либо предопределит дальнейший рост, либо выведет процесс на траекторию насыщения. Задача всерьёз осложняется не слишком положительным образом ислама в мире, отмеченным в ходе Саммита.

В числе прочих основных вызовов и сдерживающих факторов, стоящих перед глобальной исламской экономикой на современном этапе развития, выступающими были озвучены следующие (разумеется, не ограничиваясь):

  • отсутствие единого центра стандартизации и сертификации халяльных продукции и услуг даже в пределах ОИС
  • недостаточная государственная поддержка, проявляющаяся, в частности, в отсутствии в ряде стран необходимого законодательства и регулирующих и надзорных органов;
  • фрагментированность рынков и отраслей исламской экономики, в то время, как потенциально они должны предлагать больше, чем отдельный проданный продукт или отдельная оказанная услуга — соответствующий образ жизни;
  • недостаточная информированность не только светских, но и естественных потребителей, что диктует необходимость широкой просветительской работы: от новостей и рекламы, семинаров и конференций до полноценных образовательных программ по единым образовательным стандартам;
  • сложность схем исламского финансирования без специального законодательства (читай, налоговых льгот) делает его в среднем дороже традиционных финансовых схем и, более того, малопонятным для потребителей, даже исповедующих ислам[xxxi].

Тем не менее, вызовы и барьеры отнюдь не отменяют того факта, что рынки для исламских продукции и услуг уже к настоящему времени весьма значительны и имеют, при создании соответствующих условий, большой потенциал для своего дальнейшего развития. Это обуславливает серьёзную конкуренцию, которая развернулась на международной арене за доминирование как по отдельным направлениям, так и в целом за право называться столицей глобальной исламской экономики.

Согласно обнародованному в ходе Саммита исследованию «Сравнительный отчёт о развитии глобальных исламских финансов» десятка стран – лидеров в финансовой сфере с точки зрения IFDI (Islamic Finance Development Indicator) выглядит следующим образом, по убыванию: Малайзия, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт, Бруней, Индонезия, Иордания, Пакистан. При расчёте IFDI принимаются во внимание как количественные показатели, в частности, объём тех или иных сегментов исламских финансов в стране, так и качественные – знания, управление, корпоративная социальная ответственность и информированность[xxxii].

Скажем, в пятёрку стран-лидеров по количественному суб-индикатору (активы, банки, такафул, проч. фин. учреждения, сукук, фонды) входят Малайзия, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и Бахрейн (ОАЭ – седьмое место).

С точки зрения знаний (образование и исследования) доминируют Малайзия, Бахрейн, Иордания, Пакистан и ОАЭ.

По критерию управление (законодательство, Шариатское управление, корпоративное управление) первые строчки за Малайзией, Бахрейном, Катаром, Сингапуром и Суданом (ОАЭ – девятое место).

С точки зрения корпоративной социальной ответственности (распределенные фонды, раскрытие информации) лидируют Бахрейн, Индонезия, Малайзия, ОАЭ и Бангладеш.

И, наконец, по критерию информированность (семинары, конференции и новости) первая пятёрка расположилась следующим образом: Оман, Бахрейн, ОАЭ, Малайзия и Бруней.

Подводя итог настоящей статьи хотелось бы озвучить два вопроса, которые по понятным причинам, на Саммите имели особое значение.

Может ли исламская экономика предложить так востребованные в настоящее время альтернативные пути развития для мировой экономики? Экономисты, в т.ч. западные, в своих выступлениях не отрицали, что модели, предлагаемые исламской экономикой, могут оказаться востребованы. Не говоря уже о том интеграционном потенциале, который они в себе несут, в частности, для стран Организации Исламского Сотрудничества на фоне потрясений, которые переживает регион.

Могут ли Дубаи стать столицей глобальной исламской экономики? Все, и текущее положение Эмирата и динамика его развития, указывает на наличие предпосылок для этого. Как заметил один из участников Саммита в ответ на вопрос, что должны делать Дубаи – «все тоже самое, что и всегда — делать все простым и эффективным».


[i] Global Islamic Economy Summit: Leading a New Economic Paradigm. http://www.globalislamiceconomy.com/

[ii] Dubai Chamber of Commerce and Industry. http://www.dubaichamber.com/

[iii] http://thomsonreuters.com/

[iv] World Islamic Economy Forum. http://wief.org/

[v] http://www.tradearabia.com/news/BANK_245767.html

[vi] http://www.thenational.ae/business/industry-insights/finance/clear-direction-helping-dubai-to-form-ambitious-islamic-finance-hub

[vii] http://www.thenational.ae/business/industry-insights/finance/seven-pillars-of-wisdom-for-dubais-three-year-islamic-hub-strategy

[viii] Большинство документов выложены на сайте Саммита после завершения мероприятия — http://www.globalislamiceconomy.com/

[ix] Turkey Islamic Finance Report 2014: Fundamentals and the Promise of Growth.

[x] Tunisia Cautiously Optimistic. 2013 Islamic Finance Country Report.

[xi] Morocco 2014. Islamic Finance Country Report.

[xii] From Spring to Summer: North African Islamic Emerging Markets Opportunities. 25th November 2013.

[xiii] К примеру: Introduction to Islamic Banking and Finance. Dubai Islamic Bank.

[xiv] Islamic Finance Glossary. Zawya. Thomson Reuters.

[xv] Zawya Islamic. Your Gateway to Islamic Markets and Investment. Thomson Reuters. http://www.zawya.com/

[xvi] Исламские, т.е. гармонирующие с принципами шариата. В случае, когда надо избежать религиозную привязку, говорят ещё об «этических» продуктах.

[xvii] State of the Global Islamic Economy. 2013 Report.

[xviii]State of the Global Islamic Economy. 2013 Report.

[xix] Включая банковские активы, такафул, сукук, фонды и проч. из открытых источников.

[xx]] Исламские облигации.

[xxi] Исламское страхование.

[xxii] State of the Global Islamic Economy. 2013 Report.

[xxiii] Sukuk Perceptions and Forecast Study 2014.

[xxiv] Global Islamic Asset Management Report 2014.

[xxv] From Spring to Summer: Opportunities for North African Islamic Emerging Market.

[xxvi] Пакистан и Египет – две общепризнанные родины концепции исламских банков.

[xxvii]Скажем, в числе банков, перечисленных в Презентации: Faisal Islamic Bank of Egypt, Al Baraka Bank Egypt, Al Baraka Bank Tunisia, Banque Al Wava Mauritania и Al Baraka Bank Algeria.

[xxviii]CEO’s Debate: Islamic Finance – Banking on Emotions or Merit?

[xxix]CEO’s Debate: Islamic Finance – Banking on Emotions or Merit?

[xxx]В числе западных стран, где вопросам этических банковских услуг уделяется большое внимание, на Саммите особо отмечена Великобритания.

[xxxi]Показательно то, как в ходе тематической Презентации, сделанной в ходе саммита предлагалось совершенствовать исламские банки: от акцента на форме переходить к акценту на содержании, от сложных и непрямых схем переходить к простым и прямым, от синтетических структур к прямым схемам финансирования, от фокуса на мусульманах переходить к работе со всеми сообществами.

[xxxii] Mapping Global Islamic Finance Development Report 2013.

52.28MB | MySQL:103 | 0,457sec