Состояние алжирской нефтегазовой отрасли

Свой 50-летний юбилей алжирская государственная компания Sonatraсh встречает в состоянии, близком к кризисному. На фоне недавних коррупционных скандалов, затронувших её высшее руководство, показатели добычи и экспорта продолжают падать уже шестой год подряд на фоне продолжающегося роста потребления. Так, только за первые 10 месяцев 2013 г. падение выручки от реализации на мировом рынке углеводородов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года превысило 9%.

В этой связи нельзя не упомянуть, что настоящий бич для Алжира – неуклонное увеличение внутреннего потребления энергоресурсов, обусловленного не только их неэффективным использованием, но и продолжающимся демографическим ростом. В результате этого снижение показателей экспорта год от года становится всё более заметным.

В числе других главных причин – неэффективность государственного бюрократического управления, неспособность в кратчайшие сроки перейти на современные технологии добычи сырья и наличие ограничительного законодательства для иностранных инвесторов (в том числе препятствия для использования полученной прибыли), что делает Алжир по-прежнему малопривлекательной для работы страной.

В своих выступлениях перед алжирскими парламентариями министр энергетики и угольной промышленности Юсеф Юсфи открыто признавал, что причиной спада его отрасли в последние годы во многом стало падение уровня добычи газа на крупнейшем месторождении Хасси Р`Мель, вызванное, по его словам, снижением пластового давления. По словам министра, правительство АНДР намерено выровнять ситуацию с помощью новейших технологий добычи, а также минимизировать потери в результате целенаправленного увеличения доли СПГ в газовом экспорте страны.

 

Открытие новых месторождений

Эту безотрадную в целом ситуацию для национальной энергетической отрасли не смогли решительно изменить даже последние активные действия руководства компании и алжирских властей в целом, в результате которых на протяжении 2013 г. были запущены в эксплуатацию четыре новых крупных нефтегазовых месторождения и открыты еще два. Следует напомнить, что в сентябре – октябре, незадолго до празднования 50-летнего юбилея Sonatrach, его руководство объявило об открытии крупнейших за 20 лет нефтегазовых месторождений на юго-западе (в районе Реггана) и юго-востоке.

Алжирские власти указывают на особую важность открытия последнего. Речь идет о нефтегазовом месторождении Rhourde Nouss в районе Хасси Тоумиет бассейна Амгуид-Мессауд области Хасси-Мессауд объемом 1.3 млрд баррелей с извлекаемыми запасами в 650 млн баррелей.

Подобные достижения, как особо подчеркивают представители властей АНДР, стали плодом совместных усилий Sonatrach и её дочерней компании Enafor «без иностранного участия». Этому предшествовали сентябрьские открытия огромного газового месторождения на юго-западе страны к востоку от Реггана.

При этом алжирские власти (например, тот же министр Юсеф Юсфи) не исключают, что реальные запасы углеводородов здесь окажутся еще больше. В результате это открытие может стать крупнейшим за последние 50 лет.

Примечательно, что открытие новых нефтегазовых месторождений не вызвало того ажиотажа среди вероятных иностранных инвесторов, на который так рассчитывало руководство АНДР. Однако даже в случае появления иностранных инвесторов на разработку новых месторождений уйдет не менее трех лет. Причем, как показывает практика, в последние годы сроки ввода в эксплуатацию новых месторождений заметно сдвигаются.

 

Модернизация производства

Тем не менее, алжирской стороне в 2013 г. удалось заключить ряд выгодных контрактов как со старыми, так и с новыми партнерами. В первую очередь, речь идет о газоперерабатывающей отрасли.

В этой связи следует отметить индонезийскую компанию Pertamina, занявшую на алжирском рынке место американской Conoco Phillips, а также дальнейшее углубление сотрудничества Sonatrach с итальянским концерном ENI. Примечательно, что на церемонии подписания генеральный директор Sonatrach Абдельхамид Заркейн заявил, что договор между ENI и Sonatrach является важным в плане укрепления партнерства между двумя группами, которое уже включает в себя девять проектов по разведке и разработке энергоресурсов.

Также итало-алжирская ассоциация ENI-Sonatrach подписала контракт сроком на 34 месяцев и стоимостью 643.789 млн долларов с южнокорейской компанией Daewoo E & C на разработку части нефтяного месторождения CAFC (центральный комплекс) на блоке 405b, рядом с газовым месторождением Menzel Ledjmet Est. Как ожидается, в результате они смогут дополнительно производить 32 000 баррелей нефти в день и 3,26 млн кубометров попутного газа в сутки которые будут направлены для переработки на производственные объекты Menzel Ledjmet. Контракт предусматривает подключение 46 скважин, в том числе 36 нефтяных, 4 газовых нагнетательных скважины, 3 скважины закачки воды и 3 добывающих скважин, а также прокладку систем сбора 170 км (соединительные трубы и коллекторы), CPF (Центральный технологический комплекс). Первый выпуск на производстве запланирован на сентябрь 2016 года.

Важную часть среди контрактов алжирской стороны с иностранными компаниями занимает сфера производства сжиженного природного газа (СПГ). Еще в октябре прошлого года Sonatrach подписала контракт на сумму до 668 млн долларов с британо-итальянской группой Petrofac-Bonatty по запуску проектов СПГ на месторождениях Alrar в провинции Иллизи на юго-востоке страны. Соответствующие проекты Sonatrach намерен внедрить и на месторождении Хасси Р`Мель. Сейчас речь идет о четырех установках по производству СПГ.

Алжирские власти намерены расширить производство СПГ и в Ин-Салахе, где оно уже ведется в партнерстве между Sonatrach, британской BP и норвежской Statoil, с помощью еще одной британской компании Petrofac и Tiguentourine, совместного предприятия между ВР и Statoil.

 

«Возвращение» Statoil

Есть и другой положительный для Алжира момент: осенью норвежская группа Statoil начала свое возвращение в Алжир в соответствии с заявлением ее генерального директора Хельге Лунда. Следует напомнить, что часть её персонала группы была вынуждена вернуться на родину после январского теракта 2013 года на газоперерабатывающем комплексе в Ин-Аменас, когда погибли пять её работников.

Восстановление позиций Statoil происходит поэтапно – с месторождений Хасси Мессауд. Однако до сих пор не было четкой уверенности, когда именно её сотрудники вернутся на другие объекты. Судя по всему, следующим будет Ин-Салах и самым последним – Ин-Аменас.

При этом, по словам главы Statoil, возвращение персонала в Ин-Аменас, вероятно, займет больше времени (очевидно, это произойдет не раньше начала 2014 г.). Судя по всему, он не до конца уверен в способности алжирских властей гарантировать недопущение проникновения радикальных исламистов на подобные объекты, предупредив их: «Мы хотим быть уверенными в том, что все уроки были извлечены из инцидента и необходимые меры были приняты для обеспечения безопасности для того, чтобы Аменас стал безопасным местом».

Подобное поведение крупной энергетической компании показывает важность для неё алжирского партнера. Не случайно, что целый ряд видных игроков мирового нефтегазового рынка рассчитывают на то, что в будущем, по мере неизбежной либерализации алжирских законов, непрерывное присутствие здесь поможет им еще больше закрепить свои позиции в этой стране на более выгодных условиях.

 

Попытки технологической модернизации

Попытки решения технологических проблем стали реально осуществляться лишь в последние годы и в результате Sonatrach уже применяет методики, позволяющие добывать 50 процентов запасов того или иного месторождения. В частности, во многом именно на развитие сотрудничества в этой сфере были направлены усилия посла АНДР в РФ Смаила Шерги, который проявлял особую активность в направлении целого ряда башкирских предприятий, в том числе производящих специальное оборудование для добычи энергоресурсов. Тем не менее, до современного технологического уровня западных компаний, например, своего норвежского партнера Statoil, Sonatrach до сих пор не дотягивает.

 

Освоение новых месторождений

Тем не менее, в течение осени 2013 г. из Алжира приходили обнадеживающие для руководства этой страны новости. Так, в течение 2013 г. алжирские власти запустили в эксплуатацию четыре новых нефтегазовых месторождения: Menzel Ledjmet Est, Rhourde Nouss-Quartzites Hamra, Rhourde Nouss Gassi Touil и El Меrка. С них Алжир рассчитывает ежегодно получать дополнительно как минимум 10 млрд кубометров природного газа, не считая нефти, газоконденсата и сжиженного нефтяного газа.

В феврале 2013 г. Sonatrach в партнерстве с ENI начала освоение нового нефтегазового месторождения Menzel Ledjmet Est. Это бассейн Berkine, в 220 км на юго-восток от Хасси-Мессауд (Уаргла). Согласно имеющимся оценкам, эксплуатация этого месторождения позволит ежегодно получать 3 млрд кубометров газа в год, не считая нефти, конденсата и сжиженного нефтяного газа.

Также с иностранной (главным образом, японской) помощью Sonatrach запустил осенью газовое месторождения Gassi Touil, эксплуатация которого должна ежегодно давать 3,5 млрд кубометров природного газа, 4 млн баррелей конденсата, 250 тысяч баррелей сжиженного нефтяного газа. Газовое месторождение Gassi Touil является частью «интегрированного проекта Gassi Touil» с Gassi Touil Rhourde Nouss-Quartzites Hamra.

Немногим раньше, в течение осени, Sonatrach запустил месторождение Rhourde Nouss-Quartzites Hamra, расположенного в 1200 км на юго-востоке Алжира, чья продукция в конце этого года должна достигнуть 3,5 млрд куб. м.

Кроме того, состоялось торжественное открытие запуска нефтегазового поля El Merk, расположенного в 350 км и в 80 км соответственно от других крупных месторождений Хасси-Мессауд и от места Berkin Хасси. Ежедневная добыча запущенного еще в мае 2013 г. месторождения уже сейчас составляет 157 000 баррелей (95 000 нефти, 32 000 газоконденсата и 30 000 сжиженного нефтяного газа), а в будущем представители Sonatrach и его иностранных партнеров рассчитывают увеличить эти показатели.

В числе тех, кто воспользовался «этим великим открытием», как указывают алжирские правительственные источники, американские компании Anadarko и Conoco Phillips (позднее уступила свою долю индонезийской компании Pertamina), итальянская ENI, датская Maersk Oil и канадская Talisman Energy Inc.

 

 

 

Дальнейшие перспективы

Тем не менее, несмотря на подобные изменения состояния дел на алжирском энергетическом рынке, ожидать заметного оздоровления ситуации и всплеска активности пока не стоит. Так, по оценке специалистов британской Business Monitor, при нынешнем положении дел добыча нефти в Алжире должна лишь незначительной увеличиться в ближайшие годы: с показателей 1 847 тыс. баррелей в день в 2012 году до 1 926 тыс. баррелей в день в 2016 году (рост на 4%). По их оценкам, это должно произойти благодаря внедрению различных амбициозных проектов, в том числе в бассейне Berkin. Кроме того, согласно Business Monitor, должна вырасти в ближайшие годы и добыча газа за счет таких проектов, как Timimoun Tuat, который должен быть введен в производство ориентировочно в 2016 году.

Однако по общим экспертным оценкам как внутри страны, так и за ее пределами, ни «косметический ремонт» обветшавшей энергоотрасли страны, ни обнаружение новых месторождений не в состоянии надолго отодвинуть надвигающуюся депрессию. И даже в крайне оптимистично выдержанных документах, вроде представленного Business Monitor, содержатся прогнозы относительно снижения добычи нефти, которая, по ряду оценок, постепенно снизится до 1 873 тыс. баррелей в день в 2020 году. Далее падение может происходить более заметными темпами. В свою очередь, серьезное падение к 2030 г. ожидается и в газовой отрасли, когда начнут истощаться самые крупные из используемых месторождений.

 

Нетрадиционные энергоресурсы

Уже сейчас алжирские власти, учитывая то, что Алжир является одной из стран-лидеров по запасам сланцевых нефти и газа, задумываются об инвестировании в их разработку до 100 млрд долларов.

Следует заметить, что на недавней церемонии подписания контракта на разработку газового месторождения Menzel Ledjmet Est генеральный директор Sonatrach Абдельхамид Заркейн заявил, обращаясь к представителям итальянского энергетического концерна ENI, что алжирская сторона рассчитывает именно на него в плане будущего освоения «нетрадиционных углеводородов».

Однако до сих пор их от этого удерживали высокие издержки на добычу такого сырья, а также проблемы экологии при его производстве и транспортировке. Поэтому пока власти АНДР пытаются усилить темпы проведения геологоразведки несланцевых энергоресурсов. Как бы там ни было, пока не будут решены вышеуказанные законодательные и технологические проблемы, добыча нефти и газа даже на самых привлекательных алжирских месторождениях не будет эффективной.

 

Вопрос о законодательстве

Как уже говорилось выше, серьезным препятствием для развития национальной энергетической отрасли является ограничительное по отношению к иностранным инвесторам законодательство. Не случайно, что в ответ на недавние предложения алжирской стороны американским компаниям активнее участвовать в освоении местного энергетического рынка посол США в этой стране Генри С. Еншер открыто заявил о том, что «Алжир должен немало сделать для повышения своей привлекательности как в политическом, так и в экономическом плане, и в первую очередь, пересмотреть дискриминационный по отношению к зарубежным инвесторам закон 51/49, подразумевающий приоритет алжирской стороны в подобного рода проектах».

Между тем, подобное замечание сделано не случайно, поскольку в ряде случаев бизнес-структуры из США не только не увеличивают своё присутствие на местном нефтегазовом рынке, но и напротив, сворачивают его. Так, американская компания Conoco Phillips продала часть своих алжирских активов на сумму 1,75 млрд долларов (в трех месторождениях, включая Menzel Ledjmet, Ourhoud и EMK индонезийской нефтегазовой компании Pertamina.

Между тем, нельзя исключать того, что уже в ближайшее время ситуация на алжирском энергетическом рынке может измениться в лучшую сторону. Так, ряд западных источников с высокой долей вероятности предсказывают принятие нового «углеводородного» закона о добыче и экспорте. Это может произойти уже в январе 2014 г. Принятие подобного закона не только должно улучшить ситуацию применительно к геологоразведке, а также заметно либерализировать алжирскую нефтегазовую отрасль в целом, но и облегчить условия работы на нетрадиционных и труднодоступных месторождениях.

Тем не менее, даже Business Monitor полагает, что изменения будут носить двойственный характер: «если новый закон устанавливает благоприятный налоговый режим по отношению к разведке, он остается обременительным для производственной деятельности».

Между тем, даже в том случае, если власти АНДР в самом скором времени пойдут на отмену или пересмотр подобного законодательства, за это время добыча сырья на старых месторождениях будет продолжать падать, тогда как темпы ввода в строй новых месторождений будут явно недостаточны для того, чтобы компенсировать это падение.

При этом главным препятствием для заметного и эффективного расширения добычи энергоресурсов продолжает оставаться крайне забюрократизированный алжирский режим, затрудняющий давно назревшую модернизацию энергетической отрасли, которую он продолжает жестко контролировать, считая это залогом сохранения власти в стране.

52.17MB | MySQL:103 | 0,551sec