Саудовская Аравия дестабилизирует ситуацию в Йемене

Попытки йеменской элиты добиться компромисса в рамках определения формата будущего государственно-административного деления страны проходят на фоне перманентной нестабильности, вооруженных столкновений и террористических актов.

Большинство аналитиков и экспертов указывают на то, что основным локомотивом данной кампании, помимо окружения бывшего президента Йемена А.А.Салеха, выступают и спецслужбы Саудовской Аравии. В частности, последний громкий резонансный теракт в военном госпитале с целью ликвидации нынешнего президента страны А.Хади, как убеждены многие, был проведен подконтрольными саудовцам радикальными элементами при прямом кураторстве Управления Общей Разведки (УОР) КСА. В связи с этим логичен вопрос — чем не угодил саудовцам «технический президент», получивший верховные полномочия в рамках реализации т.н. «инициативы стран-членов ССАПГЗ»? И ведь первую скрипку  в этой инициативе поначалу играла Саудовская Аравия, считающая Йемен «зоной своих стратегических интересов».

Попытка убийства А.Хади, собственно, в эту схему укладывается полностью. Дело в том, что йеменский президент неожиданно занял совершенно неприемлемую для саудовцев позицию по ключевым вопросам. Прежде всего, это разрешение на разведку и добычу нефти в «полосе отчуждения» на границе с переданными КСА «спорными территориями Асир. По мнению Эр-Рияда, нефтедобыча в этом районе будет опустошать собственно саудовские нефтяные поля, которые, являются одним сообщающимся сосудом. А.Хади соответствующие дополнения к протоколу подписывать отказывается.

Да и сам вопрос о передаче этих территорий, несмотря на то, что саудовцы уже огородили их проволокой с пропущенным через нее электричеством, тоже далеко еще не решен. Условия договора, подписанного президентом А.А.Салехом, таковы, что он становится окончательным только в том случае, если его подпишут последовательно три президента Йемена. Именно эта задумка была предложена А.А.Салехом в надежде на получение согласия от Эр-Рияда на передачу власти своему сыну Ахмеду. А.Хади в данном случае является главным тормозом реализации этой процедуры, что вызывает естественное раздражение северного соседа.

И третий момент, который также был в пакете соглашения о спорных территориях. Это документ, предоставляющий саудовцам право на строительство автомагистрали и нефтепроводов Магра-Хадрамаут. Значение проекта для национальной безопасности королевства трудно переоценить – сразу же создается альтернативный логистический путь для выхода к морским портам с целью минимизации рисков возможной блокады со стороны Ирана в случае кардинального осложнения двусторонних отношений или проведения широкомасштабной военной операции  против Тегерана. Однако подобный проект может быть реализован только при условии ратификации первых двух вышеуказанных дополнений к соглашению о спорных территориях.

Таким образом, Эр-Рияд начинает испытывать все растущее неприятие в отношении позиции нынешнего руководства в Сане, и даже предпринимать решительные действия по изменению политической конъюнктуры в Йемене в свою пользу. Не полагаясь в полной мере на случай и вариант прихода к власти в стране «лояльного» им руководства, саудовские власти начинают применять комплексный подход к давлению на А.Хади и его окружения. Это и резкое ограничение трудовой миграции йеменцев на заработки в КСА, что сразу же отразится самым негативным образом на доброй половине населения; и подключение силовых рычагов, направленных на физическое устранение нынешнего «несговорчивого» йеменского лидера; а также предпринимать меры, направленные на фактическое поддержание сепаратистских настроений. Мы имеем в виду решение властей КСА о предоставлении йеменцам, проживающим в Хадрамауте, право безвизового въезда в королевство. Случай на общем фоне ужесточения миграционных правил беспрецедентный, и расценивается большинством экспертов как первый шаг к государственной интеграции в состав КСА этой стратегически важной для Эр-Рияда провинции Йемена, которая исторически традиционно близка к саудитам. Интересны, в этой связи, также действия Лондона, известного своими строгими визовыми правилами. Фактически одновременно с саудитами британцы разрешили посещать королевство жителям Южного Йемена без виз, только при наличии приглашения.

Помимо этого власти КСА проводят и крайне опасную политику в приграничных с Йеменом районах, фактически натравливая повстанцев-хауси на племенные формирования Хашид на севере страны. Хашид, в свою очередь, традиционно поддерживают йеменский аналог «Братьев-мусульман» — исламистскую партию «Ислах». То есть, Эр-Рияд старается обезопасить свою северную границу и одновременно «насолить» своим уже врагам из руководства «Ислаха» сводному брату бывшего президента Салеха Али Мохсену аль-Ахмару и Хамиду аль-Ахмару, попавших в плотную зависимость от Дохи. И пока это саудовцам удается, не без помощи бывшего президента Салеха, который мотивирован точно такими же неприязненными отношениями к указанным выше фигурам за их «предательство» в период его отречения от власти. А.Салех передал хауситам приличные арсеналы оружия, что наряду с прочим помогло им одержать на прошлой неделе очень важную победу над ислаховцами.

Мы имеем в виду падение Дамага, вокруг которого шли ожесточенные бои последние три месяца. Дамаг – это место, где в течение более тридцати лет обучались радикалы из многих стран и Йемена, и которое, без всякой натяжки, можно назвать рассадником джихадизма. Под угрозой экспансии хауситов уже на собственно племенные территории Хашид руководство «Ислах» было вынуждено согласиться с их требованиями о безусловной ликвидации исламского университета в Дамаге. В результате из страны депортировано около трех тысяч «студентов» из других стран, а доморощенные осели в основном в Сане. На очереди наступление хауситов на Аль-Гауф, судьба которого предрешена. И все это создает в стране настоящий внутриполитический хаос, преодолеть который крайне сложно.

52.18MB | MySQL:103 | 0,456sec