Пакистано-американские отношения: современный уровень и перспективы развития

Анализ нынешнего состояния отношений между Вашингтоном и Исламабадом свидетельствует, что США были, есть и будут оставаться как минимум в среднесрочной перспективе главным экономическим партнером и внешнеполитическим союзником Пакистана. Об этом, в частности, свидетельствует прошедший 27-28 января 2014 г. в Вашингтоне «Стратегический диалог», наметивший дальнейшие шаги обеих стран в развитии двусторонних отношений. Так, в совместном Заявлении по итогам переговоров было зафиксировано, что «подтверждая прочные взаимоотношения и устойчивое партнерство между нашими странами, прошедший Стратегический диалог на министерском уровне выявил стремление обоих государств расширять двусторонние отношения и развивать их в интересах достижения стабильности, безопасности и процветания Пакистана и региона в целом. Обе стороны выразили свое твердое убеждение в том, что тесные отношения между США и Пакистаном являются жизненно важными для региональной и международной безопасности, стороны также подтвердили взаимный интерес в экономическом росте Пакистана, расширении торговли, региональной стабильности и выработке действий с целью противостояния экстремизму и терроризму»./1/

За этими в целом общими словами скрываются конкретные договоренности о политической поддержке Пакистана со стороны США в решении целого ряда международных проблем, в первую очередь в борьбе с терроризмом со стороны талибов, обеспечении экономического развития Пакистана, преимущественно в области энергетики и предоставлении льгот во внешнеторговых операциях, готовности Вашингтона максимально содействовать позитивному развитию пакистано-индийского диалога, укреплении обороноспособности Пакистана и др. При этом обе стороны отметили и работоспособность, и реальную активность всех 5-ти двусторонних Рабочих групп (энергетика; безопасность, стратегическая стабильность и нераспространение; оборона; законодательство и борьба с терроризмом; экономическое развитие и финансирование), работающих в рамках «Стратегического диалога»./2/

Здесь следует отметить, что непосредственно перед своей поездкой в США для участия в «Стратегическом диалоге» советник премьер-министра Пакистана по вопросам национальной безопасности и внешней политики Сартадж Азиз (фактически занимающий пост министра иностранных дел) высказал ряд предварительных условий и даже претензий к Соединенным Штатам с целью принятия «конструктивных (как подчеркнула пакистанская сторона) решений» по итогам диалога. Среди них были желание, «чтобы США не рассматривали Пакистан лишь сквозь две конкретные призмы — Афганистан и терроризм»; необходимы «повышенное внимание к заботам Пакистана в сфере безопасности», «большее внимание к решению экономических проблем Пакистана, в первую очередь в сфере энергетики, а также в области предоставления льгот для пакистанского экспорта в США».

По нашему мнению, такого рода предварительные требования со стороны Исламабада носят скорее бумажно-превентивный характер, нежели отражают своего рода реальное якобы незначительное внимание к общим политическим и экономическим проблемам Пакистана. Достаточно сказать, что США были и останутся его ведущим торгово-экономическим партнером, что обеспечивалось в том числе и предоставлением ему немалого числа преференций со стороны Вашингтона в этой сфере. Так, объем товарооборота двух стран составил по последним имеющимся в нашем распоряжении данным (2012/13 финансовый год) 3.8 млрд долл.; причем в пакистанском экспорте США занимали первое место (2.4 млрд долл.), в то время как в импорте находились на 3-м месте, уступая по вполне понятным причинам лишь Саудовской Аравии и Кувейту./3/

Нельзя не сказать и том, что Пакистан получал в порядке помощи от США значительные суммы на развитие национальной экономики – в середине 2008 г., например, Комитет по международным делам единогласно одобрил выделение Исламабаду на эти цели 15 млрд долл. в течение 10-ти лет./4/ И это, не считая того, что с начала 2009 г. Пакистан стал отдельно получать по 300 млн долл. в качестве военной помощи со стороны США./5/

Естественно, отношения с США периодически переживали то взлеты, то своего рода падения, однако никакого серьезного разрыва в двусторонних связях не было. Несмотря на резкие высказывания руководства Пакистана по поводу убийства в Абботабаде Усамы бен Ладена в начале мая 2011 г. и принятие жестких мер в отношении США после этого события (закрытие американской авиабазы в Шамси, запрет на доставку грузов войскам НАТО в Афганистане по пакистанской территории)/6/ отношения с Вашингтоном после некоторого времени восстанавливались (Соединенные Штаты принесли, в частности, свои извинения по поводу несанкционированного проникновения на территорию Пакистана). Представляется, что в данном случае Пакистану важно было просто «сохранить лицо» перед международным сообществом и показать некую свою самостоятельность и определенную независимость от США. Так, российский эксперт по пакистано-американским отношениям В.И.Сотников отмечал, что «тональность публикаций в пакистанских масс-медиа, прежде всего официальных, является положительной, при этом подчеркивается, что бен Ладен являлся иностранцем, проживавшим на территории Пакистана, и что Пакистан приветствует факт его ликвидации, которая будет способствовать успешной борьбе этой страны с международным терроризмом внутри Пакистана и на территории соседа Пакистана – Афганистана; в то время, как ряд пакистанских независимых изданий осуждает Вашингтон, но не в ярко выраженной форме»./7/

В июле 2011 г. американские бомбардировщики и беспилотные летательные аппараты благополучно базировались на авиабазе в Шамси, а в сентябре того же года министр иностранных дел Хина Раббани Хар и госсекретарь США Хилари Клинтон благополучно обсуждали в Вашингтоне возможности расширения двусторонних отношений и закладывали базу для предстоящего тогда визита президента Пакистана Зардари в США, а в пакистанских СМИ также благополучно анализировались потенции расширения двусторонней торговли./8/

Аналогично и после обстрела авиацией НАТО в ночь с 25 на 26 ноября 2011 г. двух пограничных постов пакистанской армии, расположенных в агентстве Моманд (в результате которых 24 военнослужащих были убиты и 13 ранены) отношения между странами лишь на некоторое время оставались весьма напряженными, после чего (извинения со стороны США) вновь вошли в норму.

Нет сомнений в том, что пакистанская сторона весьма искренне выступала с жесткими протестами на самых разных уровнях по поводу непрекращающихся бомбардировок территории провинции Хайбер Пахтунхва, где скрываются боевики Движения Талибан Пакистана (ДТП), поскольку, как высказываются официальные лица, гибнет и гражданское население. Тем не менее, этот болезненный для Пакистана вопрос не поднимался в ходе прошедшего Стратегического диалога двух государств, на что обратили внимание как пакистанские, так и американские СМИ. Более того, после двух кровавых терактов, осуществленных 19 и 20 января 2014 г. в Равалпинди около штаба сухопутных войск Пакистана и в Южном Вазиристане (нападение на военную автоколонну), пакистанские ВВС сами нанесли ракетно-бомбовый удар по местам скопления боевиков ДТП в зоне племен на пакистано-афганской границе.

Следует подчеркнуть, что на первом месте в ходе переговоров стоял вопрос о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран и возможных путях его расширения. Было принято конкретное решение провести в марте текущего года в Вашингтоне заседание Совета по американо-пакистанской торговле и инвестициям, в ходе которого детально обсудить такого рода возможности. При этом акцент предполагается сделать на более широком вовлечении частного сектора пакистанской экономики в развитие национального хозяйства страны и оказании ему всемерной поддержки как со стороны правительства Пакистана, так и со стороны США.

Надо сказать, что руководство Пакистана уже не один год рассматривает этот сектор экономики как своего рода «двигатель прогресса» и включило эту тему (увеличение инвестиций частного сектора в основные отрасли экономики) как одну из главных задач в процессе выполнения 11-го пятилетнего плана на 2013-2018 гг./9/ Такого рода рост активности частного сектора позволит, по мнению пакистанского руководства, довести размеры экспорта через 10 лет до 100(!) млрд долл./10/ (Задача, как нам представляется, увы, невыполнимая).

В ходе заседания Стратегического диалога на втором месте находились вопросы развития энергетического сектора пакистанской экономики. Это неудивительно, поскольку уже не один год острая нехватка электроэнергии в стране, постоянный рост цен на энергоносители на мировом рынке (Пакистан вынужден основную их часть импортировать) являются главным препятствием на пути нормального функционирования практически всех отраслей национального хозяйства страны. Зачастую производственные мощности крупных и средних предприятий используются в результате нехватки электроэнергии лишь на 20%. Неудивительно в этой связи, что рост крупной промышленности в 2010-2013 гг. составлял чуть более 2% в среднем в год, а в 2008/09 финансовом году наблюдалось даже падение производства в этой отрасли./11/

На заключительном заседании госсекретарь Джон Керри подчеркнул, что помощь США в развитии энергетики Пакистана в последние годы позволила повысить энергетические мощности страны на 1000 МВт, обеспечив таким образом электроэнергией дополнительно 16 млн пакистанцев./12/ На перспективу намечено большее внимание к использованию нетрадиционных источников энергии, в частности энергии ветра; здесь американская сторона намерена после соответствующих инвестиций со стороны Зарубежной частной инвестиционной корпорации увеличить энергетические мощности Пакистана еще на 300 МВт.

На упомянутом заседании члены пакистанской делегации отметили вклад США в размере 15 млн долл. в реализацию энергетического проекта CASA-1000 (сооружение линии электропередач для поставок электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана через территорию Афганистана в Пакистан). Однако нам представляется, что упоминание об этой сумме и о самом проекте носило скорее пропагандистско-пиаровский характер, нежели реальную констатацию чего-то практически осуществленного.

Во-первых, 15 млн долл. – сумма крайне незначительная, учитывая, что стоимость самого проекта составляет около 900 млн долл. (причем это — расчеты трехлетней давности, скорее всего за это время стоимость проекта заметно возросла).

Во-вторых, в нынешних политических условиях Афганистана строительство, а тем более эксплуатация линии электропередач практически нереальны, поскольку в любой момент можно ожидать терактов со стороны боевиков. Еще в 2005 г. афганские талибы выступили с угрозами срыва строительства газопровода ТАПИ (из Туркмении через Афганистан в Пакистан с продолжением в Индию) и создания любых препятствий на пути реализации подобных проектов (каковым является CASA-1000) путем терактов, если в нем будут участвовать американские и западные компании, а также международные финансовые институты, где главенствуют западные банкиры (подразумевался в первую очередь Азиатский банк развития, финансирующий строительство энергетических объектов в Южной и Центральной Азии). Об этом тогда заявил их официальный представитель муфтий Латифулла Хакими./13/

И лишь после анализа этих экономических проблем стали рассматриваться вопросы безопасности, ситуация в Афганистане (до и после окончательного вывода войск НАТО из этой страны), а также совместная борьба с терроризмом. Скорее всего, в этом нашло свое отражение пожелание Сартадж Азиза, высказанное им накануне приезда в Вашингтон о том, чтобы рассматривать американо-пакистанское сотрудничество не только через «призму Афганистана и терроризма, но и с точки зрения насущных потребностей страны, ее народа». В рамках развития сотрудничества в военной сфере и безопасности было решено на регулярной основе проводить заседания Консультативной группы по обороне и безопасности; в частности, следующее заседание группы с целью выработки конкретных решений в этом направлении намечено провести в феврале 2014 г. (предыдущее прошло в ноябре 2013 г.). Заседание Рабочей группы по противодействию терроризму (функционирующей в рамках Стратегического диалога) намечено провести в марте с.г. в Вашингтоне.

Рассматривая афганскую проблему и пакистанская, и американская стороны пришли к единому выводу о необходимости широкого привлечения талибов к ее решению, равно, как и к диалогу с афганским правительством после выборов.

Кроме того, Джон Керри высоко оценил усилия премьер-министра Наваз Шарифа по улучшению взаимоотношений с Индией; им, в частности, была высказана мысль, что в настоящее время именно пакистанская сторона прилагает основные усилия для решения спорных вопросов в пакистано-индийских отношениях, нежели это делает Дели (в первую очередь это касается Кашмирской проблемы).

Нам представляется, что прошедший Стратегический диалог между США и Пакистаном стал еще одним доказательством того, что, несмотря на возникающие периодически разногласия между двумя странами по тем или иным вопросам, а также недовольство Пакистаном иногда открытым вмешательством Вашингтона во внутренние дела страны, тесное сотрудничество между ними в экономической, политической, военной и иных сферах будет однозначно расширяться. В худшем случае при обострении двусторонних отношений будет несколько снижаться уровень такого сотрудничества на весьма непродолжительное время. Заинтересованность обеих стран в тесном взаимодействии обусловлена как существующей весьма нестабильной ситуацией в регионе, так и внутренними проблемами этих государств (крайне сложная ситуация в экономике Пакистана, наркотрафик из Афганистана, терроризм в той и другой странах и др.).

 

 

1. The Nation. 29.01.2014.

2. Iftikhar Ali. Pakistan, US to advance strategic ties. // The Nation. 29.01.2014.

3. Исчислено по: Pakistan Economic Survey 2012-13. Government of Pakistan. Islamabad, 2013, p. 105, 107, Statistical Appendix, p. 85.

4. US Committee unanimously okays $15 billion Pakistan aid. // Business Recorder. 30.07.2008.

5. US agrees to increase military assistance // Dawn. 21.12.2008.

6. Подробнее см.: Н.А.Замараева. Пакистан: пересмотр отношений с США // http://www.journal-neo.com. 17.05.2011.

7. В.И.Сотников. О состоянии американо-пакистанских отношений после ликвидации Усамы бен Ладена. // www.iimes.ru. 23.05.2011.

8. US to continue drone operations from Shamsi airbase. // The News. 6.07.2011.

Hina discusses ‘all facets’ of Pak-US relations with Clinton. // Pakistan Times. 20.09.2011.

America Pakistan’s biggest trading partner. // The Nation. 21.09.2011.

9. ‘Govt sees private sector as engine of growth, prosperity’ // Daily Times. 26.01.2014.

10. Ibid.

11. Исчислено по: Pakistan Economic Survey 2012-13. Government of Pakistan. Islamabad, 2013, Statistical Appendix, p. 9.

12. The Nation. 29.01.2014.

13. http://www.gundogar.org/. 20.04.2005.

62.9MB | MySQL:102 | 0,656sec