Франция-Эфиопия-Сомалиленд: стратегический план развития порта Бербера

Первый официальный визит президент анклава Сомалиленда Ахмед Мохаммед Махамуд («Силаньо») в этом году совершил во Францию, где встречался 21-22 января с.г. с министром иностранных дел Л.Фабиусом и советником президента по делам Африки Элен Ле Галл. Одновременно президент самопровозглашенного анклава продолжил активные консультации с руководством Баллоре Групп в отношении реализации проекта в порту Бербера. Активную деятельность в подготовке и проведении консультаций по участию французских фирм осуществляет представитель Сомалиленда в Париже Али Исмаил Хасан. Делегация из Сомалиленда, в которую помимо президента входили министр иностранных дел М.Бихи Юнис, руководитель администрации Силаньо Херси Али Хасан и министр торговли М.Омер, была приглашена на обед, организованный Баллоре Групп на борту плавучего ресторана на котором присутствовал практически весь топ-менеджемент компании.

Контракт предусматривает модернизацию портовых сооружений и расширение логистических возможностей, что превращает Берберу в важнейший стратегический пункт на Африканском Роге. Напомним, что этот порт в свое время был базой ВВС и ВМС СССР и, несмотря на все катаклизмы, сумел фактически в первозданном состоянии сохранить свою инфраструктуру, среди которой необходимо отметить самую глубоководную портовую стенку в этом регионе и самую длинную бетонную взлетно-посадочную полосу в Африке. Близость к Аравийскому полуострову с перспективой строительства моста через Баб эль-Мандебский пролив и трансафриканской железной дороги на западное побережье делает Берберу еще более привлекательной для зарубежных инвестиций точкой. Особенно если учесть, что в отсутствии собственных средств у Сомалиленда для реализации столь дорогостоящего проекта, инвестор, скорее всего, получит контрольный пакет акций будущего портового предприятия.

В итоге прошедших переговоров достигнута принципиальная готовность сторон приступить к реализации проекта. Окончательное подписание контракта планируется осуществить в марте с.г. В феврале с.г. французы собираются свозить представителей Сомалиленда в Нигерию и Конго-Браззавиль, дабы те могли воочию осмотреть построенные в этих странах портовые объекты Баллоре Групп. Должен быть также решен вопрос и о форме управления Берберой после ее реконструкции. Скорее всего, это будет французский менеджмент при формальном участии представителей анклава. Основной формой сотрудничества, как предполагается, станет государственно-частное партнерство с участием трех основных участников: собственно руководство самого анклава, Баллоре Групп и правительство Эфиопии, которое будет представлено стопроцентно государственной фирмой. Участие в данном проекте Аддис-Абебы и соответственно не особо афишируемая ее лоббистская деятельность объясняется крайне просто. Сомалиленд вообще во многом является эфиопским проектом и преследует цель не просто создания некого защитного буфера на границе с неспокойной Сомали, но и осуществление глобального проекта по выходу Эфиопии к морю, чего она лишилась в результате отделения Эритреи. При этом железная дорога, построенная еще во времена оккупации Эфиопии итальянскими войсками в 30-х годах прошлого века, находится во вполне удовлетворительном состоянии и нуждается лишь в косметическом ремонте. Но она не функционирует в силу известных и напряженных отношений между Аддис-Абебой и Асмэрой, что во многом объясняется сложными межличностными отношениями между президентом Эритреи Афеворком и уже покойным премьером Эфиопии Мелесом Зенауи. Кончина последнего явного прогресса в деле улучшения отношений не вызвала, и в настоящее время эфиопское руководство взяло решительный курс на получение альтернативных транспортных выходов к морю. Если этот проект удастся реализовать, то дальше железная дорога на первом этапе дойдет и до Джибути. Кстати, именно в приграничных к Сомали районах Джибути сейчас отмечена повышенная активность эфиопских спецслужб, которые действуют здесь с разрешения местных властей. Это связывается с готовящейся весной этого года совместной с Кенией военной операцией АМИСОМ по генеральному разгрому формирований «Аш-Шабаб». В том числе и в непосредственной близости от границ Сомалиленда. Как представляется, итоги этой операции являются еще одним моментом, из-за которого подписание контракта по Бербере решено перенести на март с.г. В любом случае теперь ясны стратегические мотивы Аддис-Абебы принять активное участие в предстоящей военной кампании.

Рассматриваемый проект, в случае его осуществления, повлечет помимо экономических и ряд политических изменений. Прежде всего, это станет ключевым этапом для международного признания Сомалиленда и трансформации позиции руководства Афросоюза, который после провозглашения независимости Южного Судана, наложил негласное вето на дальнейший «парад суверенитетов» на континенте. В случае создания прецедента за Сомалилендом автоматически последуют Пунтленд и Джубаленд, что сделает процесс федерализации бывшего Сомали фактически необратимым, и повлечет, в свою очередь, рост напряжения между правительством в Могадишо и руководством этих государственных образований. Все предпосылки к этому существуют уже сейчас, поскольку президент того же Сомалиленда отказывается принимать право Могадишо на выдачу лицензий иностранным компаниям на разведку и разработку полезных ископаемых у границ анклава. И кризис в отношениях будет только расти. Но сейчас для всех сторон будущего конфликта интересов важно окончательно и бесповоротно кардинальным образом ослабить влияние исламистов из «Аш-Шабаб» и пиратов, что самым негативным образом влияет на экономическое развитие региона и планы европейцев в этой связи. Плюс ко всему, необходимо отметить и факт возросшего военного присутствия НАТО на Африканском Роге. Транспортники ВВС США периодически используют взлетно-посадочную полосу в Бербере для доставки грузов. В случае ее модернизации предполагается, что присутствие натовцев в Сомалиленде станет стационарным.

52.24MB | MySQL:103 | 0,446sec