Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2014 года)

В январе 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться, что в значительной степени связано с напряженной ситуацией в западных районах страны, особенно в провинции Анбар, где продолжается вооруженное противостояние правительства с экстремистской группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и рядом других суннитских экстремистских группировок. Возросла активность террористов в стране в целом. Серьезные разногласия по многим вопросам внутренней и внешней политики сохраняются между правительством во главе с Н.аль-Малики, и оппозиционными силами. Неурегулированными остаются политические, экономические, территориальные и иные противоречия между центральным правительством в Багдаде и властями иракской курдской автономии. В минувшем месяце заметно активизировались иракско-американские отношения, что во многом связано с усилением активности террористических и экстремистских группировок в Ираке.

Иракские власти не в состоянии в полной мере контролировать обстановку в стране, оказавшейся на грани гражданской войны. «Реальность такова, что три основных группы иракского населения – шииты, сунниты и курды – так и не смогли достигнуть договорённостей, гарантирующих мир в Ираке и сохранение иракской государственности». Что касается нынешнего обострения, то оно является прямым результатом политики иракского руководства в течение последних трёх лет. Так, сразу после вывода из страны американских войск в 2011 году, глава правительства Н.аль-Малики начал чистку правительства, удаляя оттуда мусульман-суннитов. В настоящее время шииты «полностью преобладают в органах власти», а суннитов продолжают дискриминировать, а зачастую репрессируют.

Отказ от соблюдения принципа пропорционального представительства разных общин во власти стал главной причиной того, что отношения между курдами, шиитами и суннитами постоянно балансируют на грани гражданской войны, а мусульмане-сунниты уходят в террористическое подполье. Обстановку в Ираке дестабилизирует также вмешательство в его внутренние дела региональных и внерегиональных сил.

В итоге ситуация в Ираке, по мнению экспертов, фактически вернулась к раскладу сил 2006-го года. «Аль-Каида» успешно натравливает друг на друга суннитские и шиитские группировки, добиваясь контроля над значительными территориями страны.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в январе 2014 года характеризовалась повышенной напряженностью и нестабильностью. В западных, северных и центральных районах страны активно действовали экстремистские исламистские группировки, преимущественно суннитские. Многие из них связаны с террористической сетью «Аль-Каиды». Большое число терактов и вооруженных нападений в Ираке стало прямым следствием усилившейся напряженности и вражды между представителями суннитской и шиитской общины. В сложившейся ситуации премьер-министр Ирака Н.аль-Малики обещает полностью изгнать «Аль-Каиду» с территории страны и предложил экстремистам из ИГИЛ и других экстремистских группировок добровольно сдаваться и надеяться на помилование.

Ухудшение положения дел в сфере безопасности в значительной степени является результатом продолжающегося массированного негативного воздействия на обстановку в Ираке гражданской войны в соседней Сирии.

Крупные теракты и вооруженные нападения с многочисленными человеческими жертвами были совершены в различных районах Ирака 2, 3, 5, 8, 9, 12, 13 14, 15, 18, 20, 26 и 30 января.

В январе значительно возросло число жертв различных видов вооруженного насилия, достигнув 1013 человек, в том числе 795 гражданских лиц (в декабре 2013 года – 759 человек, в том числе 661 гражданское лицо).

Отметим, что значительное число убитых и раненых, в том числе гражданских лиц приходится на провинцию Анбар.

В январе основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Самарра, Эт-Тармия, Абу-Грейб, Эль-Мукдадия, Рамади, Эс-Саадийя, Эр-Рутба, Бухриз, Эль-Халидия, Хувейджа, Анна, Карма, Балад Руз, Удхаим, Балад, Джурф эс-Сакр, Альбу Фаррадж, Эль-Мусаийб, Курия, Эль-Хадита, Альбу Бали, Абу-Убейд, Имам Ахмад, Саклавия, Дуджаиль, Амирия. Эн-Насиф, Сайярия и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилагающих к столице районах вновь было совершено большое число терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Наиболее крупные теракты в столичном регионе имели место 5, 8, 9, 12, 13, 14, 18, 20 и 30 января. Отметим, что в прошедшем месяце теракты и другие насильственные действия в Багдаде по-прежнему имели место как в шиитских, так и в суннитских районах города. 30 января вооруженные боевики в Багдаде напали на здание, принадлежащее Министерству транспорта Ирака, а 31 января две ракеты были выпущены по территории багдадского международного аэропорта.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в большинстве районов провинции Найнава. В регионе регулярно проводятся антитеррористические операции.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в Киркуке и провинции Ат-Таамим на севере страны. Напряженность в городе обусловлена также сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженностью продолжается характеризоваться ситуация в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце вновь произошло большое число терактов и вооруженных нападений.

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин.

Главным же источником напряженности и нестабильности в Ираке остается западная провинция Анбар. Новый виток напряженности начался в этом регионе 2011-2012 годы. В немалой степени он был вызван недальновидной политикой правительства Н.аль-Малики, сделавшего все, чтобы оттолкнуть от властей суннитское население в этой части Ирака.

В январе в провинции Анбар продолжалось вооруженное противостояние правительственных сил, ополченцев из формирований «сахва» и отрядов самообороны местных суннитских племен с боевиками ИГИЛ, других экстремистских группировок, а также поддерживающих их отрядов некоторых суннитских племен. В частности, 3 января шейх А. Абу Риша — вождь ополченцев племен, выступивших на стороне правительственной армии и сил безопасности, объявил войну всем группировкам, связанным с «Аль-Каидой». Иракские военные раздают оружие и деньги местным суннитским племенам, борющимся с исламистскими боевиками. По словам Н.аль-Малики, правительство выплатило сумму, эквивалентную 3,4 млн долларов, на нужды бойцов племенных формирований в Анбаре, а свыше 17 млн долларов выделено на инфраструктурные проекты в провинции. В то же время многие из племенных вождей говорят, что они рады принять оружие и деньги от правительства, чтобы бороться с боевиками, но при этом утверждают, что они не находятся на стороне правительства. Другие племенные лидеры, борющиеся с экстремистами, заявляют, что они не связаны с правительством, и что они не принимали от государства никакой помощи. Некоторые племена в Анбаре создали военные советы, которые требуют вывода правительственной армии из провинции. Во многих из этих советов действуют активисты бывшей правящей в Ираке партии Баас.

Командование иракской армии регулярно перебрасывает в провинцию Анбар дополнительные подкрепления. Так, сюда были переброшены части 6-й пехотной дивизии (пд), дислоцированной в районе Багдада, 4-й пд из провинции Салах-эд-Дин в центре страны, ряд частей из южных районов Ирака, подразделения из состава сил быстрого реагирования МВД и даже подразделения из состава так называемой «золотой бригады», которая подчиняется непосредственно Н.аль-Малики.

В январе правительственные войска проводили в регионе многочисленные войсковые операции против сил противника и во второй половине месяца смогли очистить от боевиков значительные районы провинции, захватить несколько важных опорных баз экстремистов. Одновременно командование стремится не допустить перемещения боевиков в соседние с Анбаром провинции.

В руках экстремистов продолжают оставаться город Эль-Фаллуджа и часть города Рамади, а также некоторые районы провинции, особенно прилегающие к границе с Сирией. Армия продолжает блокировать Эль-Фаллуджу, однако эта блокада не является плотной и противник продолжает получать оружия и подкрепления. Город регулярно подвергается артиллерийским обстрелам и ударам авиации. Предпринимавшиеся военными попытки отбить у экстремистов отдельные районы Эль-Фаллуджи успеха не имели. В то же время боевики ИГИЛ пытаются разрушить объекты транспортной инфраструктуры в окрестностях Эль-Фаллуджи, чтобы усложнить передвижения иракских сил безопасности, а также регулярно нападают на небольшие подразделения армии, отряды «сахва» и полицейские посты.

6 января премьер-министр Ирака Н.аль-Малики обратился к жителям Эль-Фаллуджа с призывом как можно быстрее изгнать боевиков из города, чтобы избежать вооруженного конфликта. Правительство и военное командование неоднократно заявляли, что не пойдут на штурм города из-за опасения больших потерь среди мирных жителей. Ряд вождей местных племен также настаивают на отказе от штурма Эль-Фаллуджи. Со своей стороны, боевики, захватившие Эль-Фаллуджу, обратились к жителям города с призывом оказать им помощь, в том числе денежную, для противостояния с силами режима.

Отметим, что в провинции Анбар правительственной армии, полиции и силам «сахва» приходится бороться с хорошо обученными боевиками, которые умело используют тактику партизанской войны, в том числе в городских кварталах, широко используют теракты. Зачастую это приводит к тому, что, взяв тот или иной населенный пункт, правительственные войска на следующий день вынуждены снова проводить его зачистку. Более того, иракское командование не исключает возможности нападений крупных сил боевиков на столицу страны Багдад.

В провинции Анбар десятки тысяч мирных жителей оказались в эпицентре боевых действий, что вынудило многих из них бежать в другие провинции в поисках безопасности. Гуманитарная ситуация в регионе ухудшается. По состоянию на конец января провинцию Анбар покинули выше 140 тыс. человек.

Н.аль-Малики заявил 11 января, что военные операции, проводимые армией против вооруженных группировок в провинции Анбар, являются вопросом «ислама и неверия». «Война с терроризмом не является политическим вопросом, [решаемым] для того, чтобы вести одних против других, она не является сектантским или национальным вопросом, потому что «Аль-Каида» не исключает никого из иракцев».

В целом, как видится, военные и другие усилия, прилагаемые правительством Ирака с целью разгрома сил экстремистских группировок в западной провинции Анбар, вряд ли приведут к быстрому успеху. Боевики по-прежнему располагают крупными силами, хорошо вооружены, умело применяют тактику ассиметричных действий и, что очень важно, получают разнообразную помощь извне, в том числе с территории Саудовской Аравии. В то же время численность, количество и, отчасти, качество вооружения, уровень подготовки всех категорий личного состава правительственных сил недостаточны для нанесения противнику решительного поражения. Сказывается и враждебное отношение части суннитского населения региона к политике правительства Н.аль-Малики.

Напряженная обстановка на иракско-сирийской границе напрямую связана с общей ситуацией в провинции Анбар и соседней с ней провинции Найнава. Очень многие приграничные районы контролируются различными экстремистскими группировками, действующими по обе стороны границы. Здесь регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с боевиками. Иракское командование перебрасывают к границе с Сирией дополнительные силы, в том числе оснащенные оружием, недавно полученным из России и США.

Сложной остается ситуация с сирийскими беженцами в Ираке. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, около 7000 сирийских курдов перешли границу Ирака в январе, и каждый день прибывает несколько сотен человек. Подавляющее число беженцев из Сирии (212 тыс. человек) находятся в Иракском Курдистане, из них около 30 процентов живут в лагерях беженцев.

В минувшем месяце в провинциях, входящих в состав курдской автономии, обстановка в основном оставалась стабильной. Курдские вооруженные силы «Пешмерга» в январе заняли боевые позиции на границе курдской автономии и спорных территорий, создав «пояс безопасности» для недопущения проникновения исламистских боевиков в районы, контролируемые региональным правительством Иракского Курдистана.

В январе в южных провинциях страны теракты, вооруженные столкновения и другие насильственные акты имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эль-Хадита и в некоторых других местах. В целом же обстановка здесь была менее напряженной, чем в других районах Ирака.

В январе 2014 года террористы и боевики продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических и религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва», представителей интеллигенции, работников СМИ. В Ираке продолжается похищение людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, военных и полицейских объектов. Целями нападений и терактов все чаще становятся рынки, винные магазины, различные мастерские. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 февраля 2014 года в силовых структурах Ирака числилось 933,2 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 279,2 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 649,8 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В январе 2014 года потери среди военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения ими антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 218 человек, в том числе 122 военнослужащих и 96 сотрудников правоохранительных органов (в декабре 2013 года — 98 человек). Ранения получили 391 человек, в том числе 238 военнослужащих и 153 сотрудника полиции.

Иракское правительство организует ускоренное военное обучение добровольцев, желающих принять участие в антитеррористических операциях в провинции Анбар. Так, Министерство обороны проводит такое обучение в лагере Мутанна недалеко от Багдада. Срок подготовки добровольцев определен в три недели. В МВД Ирака заявили, что получают «тысячи заявлений» от людей, желающих отправиться в Анбар для борьбы с вооруженными экстремистами. Возраст добровольцев в большинстве случаев составляет 18-20 лет. Их будут обучать в течение примерно 45 дней.

В связи с ростом угрозы со стороны экстремистских группировок и террористов и в ответ на просьбу со стороны Багдада Соединенные Штаты решили увеличить масштабы помощи Ираку поставками вооружения, военной техники и различного снаряжения. В частности, речь идет о передаче иракцам 10 беспилотных летательных аппаратов и 48 непилотируемых аппаратов, передвигающихся на небольшой высоте. Все эти поставки намечены на конец 2014 года. Кроме того, администрация США, преодолев возражения Конгресса, намерена поставить Ираку 24 ударных вертолета AH-64E «Апач Гардиан», из которых только 12 будут оснащены РЛС AN/APG-78 «Лонгбоу». В пакет поставки также войдут 480 управляемых ракет AGM-114R «Хеллфайр». Общая оценочная стоимость поставок составляет 4,8 млрд долларов .Шесть «Апачей» будут переданы иракской стороне летом этого года для обучения летчиков и наземного персонала. При этом Конгресс поставил в качестве условия передачи вертолетов то, что правительство Ирака имеет право применять их только против экстремистских исламистских группировок, но ему запрещено использовать это оружие против любых оппозиционных сил, а также на территории курдской автономии. Отметим, что спикер иракского парламента У. ан-Нуджаифи, находясь в США, призвал вашингтонскую администрацию дать гарантии неиспользования американского оружия против иракцев. В частности, спикер заявил: «Мы поддерживаем усиление борьбы с терроризмом в лице «Аль-Каиды», но не с иракским народом».

Американские военные специалисты оказывают иракским офицерам консультативную помощь в вопросах ведения борьбы с террористами. США также планируют обучать иракские войска в третьей стране, чтобы помочь Багдаду противостоять боевикам экстремистских группировок. Согласие на обучение иракских военных на своей территории уже дала Иордания.

Иракские военные сообщили, что предоставление американцами спутниковых снимков, разведывательной информации, а также новое оружие «дали им новые возможности» при проведении операций против боевиков.

3 января в иракский порт Умм Каср из России прибыли 15 ударных вертолетов Ми-28НЭ. В Багдаде заявили, что эти машины будут участвовать в контртеррористической операции в провинции Анбар после поступления на военные базы и установки вооружения. Ранее иракцы получили 15 вертолетов этого типа.

Иран заявил о готовности предоставить Ираку военное и техническое оснащение для борьбы с боевиками «Аль-Каиды»

Власти Ирака сообщили, что не намерены положительно отвечать на призыв генерального секретаря ООН Пан Ги Муна отказаться от практики применения смертной казни в стране. «Мы с уважением относимся к решениям ООН и к правам человека, но не считаем, что стоит уважать права тех, кто убивает других людей», — заявил Н.аль-Малики. При этом глава правительства подчеркнул, что наказание «смертной казнью закреплено в конституции Ирака». Отметим, что 21 января в Ираке по обвинению в терроризме казнили 26 человек, а 23 января – еще 11 человек.

2 января иракская полиция арестовала В.аль-Батата – руководителя шиитской экстремистской группировки «Армия Мухтара», боевики которой в ноябре 2013 года обстреляли пограничный пост на территории Саудовской Аравии.

20 января Миссия ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ) выпустила полугодовой отчет о ситуации с правами человека в Ираке за период с 1 января по 30 июня 2013 года, в котором рассматривается ряд конкретных проблем в области прав человека, таких как вооруженное насилие, верховенство закона, смертная казнь, права женщин и детей, свобода выражения мнений. В частности, в документе отмечается, что насилие «существенно увеличилась с 2012 года, когда террористические и вооруженные группы усилили свою кампанию атак непосредственно против гражданского населения». Применение силы со стороны иракских сил безопасности против протестующих также является источником беспокойства для МООНСИ, которая видит это как «чрезмерное по сравнению с любой угрозой со стороны демонстрантов». В докладе говорится и об ограничениях свободы выражения мнений и актах насилия и запугивания, от которых пострадали журналисты; отмечается ухудшение гуманитарной ситуации в Ираке в результате сирийского конфликта и отсутствие законодательства и механизмов защиты работников.

Таким образом, в декабре 2013 года ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжала ухудшаться и стала более напряженной без видимых признаков значительного улучшения.

В январе 2014 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной. Серьезные противоречия по многим политическим вопросам разделяют возглавляемое шиитами правительство Н.аль-Малики и суннитскую оппозицию. Нет единства и среди шиитских политических сил. Нерешенные проблемы сохраняются в отношениях между центральным правительством в Багдаде и властями иракской курдской автономии. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывает гражданская война в соседней Сирии.

Политические аналитики считают, что шансы Н аль-Малики на победу в предстоящих в апреле парламентских выборах частично зависят от его способности показать себя сильным национальным лидером, способным контролировать безопасность и стабильность в стране, что «пока не удается премьеру». Со своей стороны, спикер иракского парламента У.ан-Нуджаифи (суннит) опасается, «провоцирования ситуации» в суннитских регионах страны, что может привести к ослаблению «суннитского присутствия в парламенте». По мнению спикера, проблемы с обеспечением безопасности могут сказаться на подготовке и проведении предстоящих парламентских выборов. В этой связи он не исключил возможности переноса сроков голосования.

На сегодняшний день многие противоречия между правительством Н.аль-Малики и суннитской оппозицией связаны с конфликтом в провинции Анбар. Суннитские лидеры обвиняют премьер-министра и правительство в «выборочной реализации законов, отказе провинциям в их доле доходов от добываемой нефти и маргинализации сообщества суннитов», что в итоге привело к нынешнему кризису и вооруженному противостоянию в западном регионе страны.

Главный соперник Н.аль-Малики – лидер ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» А.Алауи, неоднократно обвинявший действующее правительство в узурпировании власти и проведении диктаторской политики в отношении иракских суннитов, считает что «без поддержки племен Анбара «Аль-Каиду» в этом районе не уничтожить». Алауи предложил собственный план урегулирования ситуации в Анбаре, который, в частности, предусматривал вывод из провинции правительственных войск и выполнение требований суннитских участников антиправительственных протестных выступлений.

Мир в Ираке невозможен, пока не решены законные требования его суннитского меньшинства, заявил видный суннитский политик С.аль-Мутлак. Он подтвердил наличие угрозы со стороны «Аль-Каиды» в провинции Анбар, но при этом отметил отсутствие поддержки иракского правительства законным жалобам суннитских граждан региона. По словам С.аль-Мутлака, «многие люди в провинции Анбар и в других местах Ирака проводили демонстрации в течение года, требуя конституционных прав, что так и не было выполнено». Политик предупредил: «если мирные требования людей не будут соблюдены и не получат ответа, это толкнет их к насилию».

Спикер парламента У.ан-Нуджаифи ведет активную деятельность по урегулированию кризиса в провинции Анбар и считает, что «племенам Анбара удавалось побеждать «Аль-Каиду» в течение многих лет с помощью сотрудничества между племенами и иракскими военными, но несправедливость по отношению к людям, а не требования демонстрантов, привела к эскалации насилия в суннитском регионе страны». «Не все в Анбаре связаны с террористами», заявил У.ан-Нуджаифи. По его словам, «некоторые члены «Аль-Каиды» находятся в Анбаре», но это не должно быть основанием для того, чтобы наказывать весь регион. В то же время У.ан-Нуджаифи признает, что «Ирак в настоящее время сталкивается со страшной террористической угрозой, и мы должны выяснить, как победить эту угрозу идеологически и физически». В целом У.ан-Нуджаифи «не согласен с Н.аль-Малики в том, как он управляет страной», Он подчеркивает, что «реализация конституции и применение верховенства закона не проявляются в политике правительства».

Руководство иракской курдской автономии продолжает активно участвовать в поиске путей урегулирования затянувшегося политического кризиса в стране, контактирует с лидерами различных политических сил Ирака. Так, президент автономии М.Барзани заявил, что «все стороны должны вместе бороться против террористических групп» и указал на необходимость диалога с племенными лидерами провинции Анбар, чтобы восстановить безопасность в регионе. По оценке М.Барзани, кризис в Ираке вызван проблемами, которые не решало багдадское правительство.

21 января правительство Ирака приняло решение об изменениях в административно-территориальном делении страны. Речь идет о создании новых провинций: Туз-Хурмату (эта территория является частью провинции Салах-эд-Дин в центре Ирака), Талль-Афар (в северной провинции Найнава). Еще одна самостоятельная административная единица будет выделена из состава провинции Анбар. Туз-Хурмату и Талль-Афар расположены на территориях, являющихся предметом спора между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Здесь проживают арабы, курды и туркоманы. Региональное правительство Иракского Курдистана неоднократно требовало создания этих провинций. Со своей стороны, администрация района Туз-Хурмату выразила удивление по поводу этого решения правительства, отметив, что граждане района не выражали подобных пожеланий. Туркоманы и проживающие на севере Ирака арабы-христиане приветствовали решение Багдада. В то же время власти провинций Найнава и Салах-эд-Дин расценили его негативно. Спикер парламента У ан-Нуджаифи заявил: «Преобразование районов в провинции является незаконным, а провоцирование этих вопросов не является нормальным, особенно в предвыборный период». Местные эксперты полагают, что создание новых провинций может ослабить «ведущую роль иракских суннитских политиков в Найнаве». Отметим, что для реализации принятого решения «нет легитимного механизма». В конституции Ирака не прописан механизм создания новых провинций. Нет упоминания об этом и в законе о провинциях 2008 года, в поправках к нему, внесенных в 2013 году, а также в других иракских законах.

Ранее, 8 января губернатор провинции Найнава А. ан-Нуджаифи (брат спикера парламента) дал центральному правительству месячный срок на утверждение закона о совете провинции. В своем заявлении он отметил, что, «если центральное правительство не одобрит закон о провинциальном совете в течение месяца, мы либо объявим независимость Найнавы или провозгласим наши суннитские идеалы». А.ан-Нуджаифи подчеркнул «чрезвычайную важность» утверждения закона, особенно его статей о безопасности региона, и ожидает, что центральное правительство откликнется на его призыв. Губернатор угрожает центральному правительству объявлением независимости Найнавы или «провозглашением суннитских идеалов» и в случае, если шииты не решат расследовать преступления, совершенные против суннитов в Ираке. В январе провинциальный совет Найнавы направил запрос в парламент Ирака о рассмотрении вопроса о выделении провинции в отдельный автономный регион.

Серьезные разногласия по целому ряду принципиальных экономических, политических, территориальных и военных проблем сохраняются между центральным правительством в Багдаде и региональным правительством Иракского Курдистана в Эрбиле. В первую очередь, речь идет об экспорте нефти, добываемой на территории курдской автономии.

2 января началась транспортировка нефти из Иракского Курдистана в Турцию, однако она не будет экспортироваться в другие страны без разрешения центрального правительства Ирака. Как заявил министр энергетики Турции Т.Йылдыз, курдская нефть будет храниться в порту Джейхан до получения разрешения из Багдада. В то же время Министерство природных ресурсов курдской автономии 8 января сделало публичное уведомление о начале продажи своей первой партии нефти, экспортируемой по новому трубопроводу в турецкий порт Джейхан.

В Министерстве нефти Ирака поставки сырья из курдской автономии в Турцию назвали грубым нарушением иракской конституции. Министерство выразило «глубочайшее сожаление и удивление» тем, что курдские власти начали поставлять нефть в соседнюю страну без разрешения со стороны иракского правительства. Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики пригрозил курдскому руководству экономическими санкциями, если не будет остановлена прокачка нефти в Турцию, подчеркнув, что Анкара не должна вмешиваться в ситуации, которые могут нанести ущерб суверенитету Ирака. Н.аль-Малики на встрече с курдскими депутатами иракского парламента назвал условия, при которых центральные власти допустят экспорт нефти из автономии в Турцию: курдское региональное правительство должно информировать Багдад об объемах экспортируемой нефти, при этом цены на «черное золото» должны соответствовать мировым. Кроме того, все поставки должны осуществляться через государственную компанию SOMO (State Oil Marketing Organization), а доходы от ее продажи должны поступать в Фонд развития Ирака в США. Федеральное правительство Ирака передает автономии 17 процентов от общих нефтяных доходов, но при этом выступает категорически против предоставления права местным властям самостоятельно экспортировать и заключать контракты на разведку и добычу углеводородов.

В связи с началом перекачки нефти в из курдской автономии в Турцию министр нефти Ирака А.К.аль-Луэйби заявил, что все замешанные в незаконной деятельности турецкие компании автоматически попадут в «черный список» и более не смогут заниматься коммерческой деятельностью на иракской территории. Ранее заключенные с ними контракты также будут аннулированы. Министерство финансов прорабатывает вопрос о снижении финансирования автономии на сумму, равную потерям государственного бюджета от экспорта 400 тыс. баррелей нефти в Турцию в обход Национальной нефтяной компании Ирака.

Президент Иракского Курдистана М.Барзани 18 января заявил, что курды не пойдут на компромисс в вопросе своих прав. «Иракская конституция четко обозначает энергетическую политику, и мы в региональном правительстве Курдистана работаем в соответствии с этой конституцией, и никогда не отступим от наших конституционных прав», сказал Барзани.

Власти Ирака объявили о том, что с помощью юридической компании «Винсон энд элкинс» намерены защищать свои права на контроль экспорта нефти из курдской автономии. Фирма будет контролировать законность деятельности компаний-покупателей углеводородов.

И все же в конце января появились некоторые признаки того, что Багдад и Эрбиль смогут достичь компромисса по нефтяной проблеме, хотя стороны признают, что для этого потребуется еще много времени и усилий.

Серьезные разногласия сохраняются между Багдадом и Эрбилем по вопросам финансирования и правового статуса курдских вооруженных сил «пешмерга», а также прохождения службы курдами в ВС Ирака. Так, курдские политики утверждают, что изначально курды составляли 7 процентов от численности иракской армии, но теперь лишь 2 процента, поскольку Багдад отказался выполнять решение об увеличении курдского присутствия в армейских рядах. Сообщается, что курды, проходившие службу в воинских частях, переброшенных в Эль-Фаллуджу и другие районы провинции Анбар из провинции Найнава (до 500 военнослужащих 8-й бронетанковой и 4-й пехотной дивизий) выразили недовольство своим пребыванием в кризисном регионе, заявив, что «бои против исламистских повстанцев не являются их войной».

Н.аль-Малики заявил, что, согласно конституции Ирака, правительство курдской автономии должно самостоятельно выплачивать зарплату военнослужащим «пешмерга». По словам Н.аль-Малики, «когда речь идет о вопросе бюджета «пешмерга», у курдов есть три варианта: первый — выделить зарплату из их доли в бюджете Ирака, второй – сделать «пешмерга» частью иракской армии, а третий — внести поправки в конституцию». Со своей стороны, курды постоянно подчеркивает, что, согласно конституции Ирака, «пешмерга» и так являются частью иракских вооруженных сил, и, именно поэтому, Багдад обязан оплачивать их содержание.

Нет согласия между федеральным правительством и властями курдской автономии по вопросам распределения средств из госбюджета Ирака. Иракское правительство 15 января одобрило проект закона о бюджете на 2014 год, несмотря на отказ голосовать за него курдских министров, которые отстаивали позицию региона, напомнив о невыплате бюджета сил «пешмерга» в предыдущие годы и задолженностях иностранным компаниям, работающим в Иракском Курдистане. После продолжительных споров курды решили отказаться от участия в заседании, а остальные министры приняли проект закона единогласно, после чего Н.аль-Малики подписал этот документ. Пункт, который был отклонен курдской стороной, принуждает правительство автономии поставлять 400 тыс. баррелей нефти в сутки через иракскую государственную нефтяную компанию SOMO под контролем федерального правительства, и выплачивать взносы нефтяных компаний, работающих в регионе, из своей доли бюджета. Совет министров направил законопроект в парламент для голосования. Как заявила фракция «Альянс Курдистана», принятие проекта бюджета в обход мнения курдских министров является преднамеренным шагом к развитию кризиса между Багдадом и Эрбилем.

В Эрбиле заявляют, что правительство автономии будет вынуждено рассмотреть возможность отделения от Ирака, если Багдад не согласится решить разногласия по поводу бюджета Курдистана. Курдские чиновники заявляют, что Багдад никогда не выделял автономии более 10 процентов средств из федерального бюджета, тогда как по конституции Ирака это должно быть 17 процентов.

Сложные политические процессы проходят в самой курдской автономии. Усилия курдских партий по формированию нового правительства по результатам прошедших в сентябре 2013 года выборов в региональный парламент пока безрезультатны. Глава автономии М.Барзани обеспокоен задержкой формирования правительства, но считает, что не должен вмешиваться в этот процесс. Трудности в значительной степени связывают с позицией Патриотического союза Курдистана, который на выборах уступил своему конкуренту – Движению за перемены («Горран»), но не желает терять своих позиций и влияния в курдском правительстве.

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Ирак начал подготовку к возобновлению участия в системе квот ОПЕК на добычу нефти. Однако переговоры с ОПЕК о возврате квот необязательно начнутся в этом году. В настоящее время Ирак добывает 3 млн баррелей нефти в сутки, уступая по этому показателю среди стран нефтяного картеля лишь Саудовской Аравии. К концу 2014 года Багдад намерен нарастить производство до немногим более 4 млн баррелей в сутки. ОПЕК поддерживает квоты на добычу нефти на уровне 30 млн баррелей в сутки, установленном в декабре 2011 года. Долгие годы Ирак не участвовал в квотировании из-за военных действий и международных санкций.

Динамично развивается экономика Иракского Курдистана. В 2013 году более 5 млрд долларов было инвестировано в автономию иностранными компаниями. Причем большинство средств было вложено в жилищный сектор. Ожидается, что в 2014 году большая часть инвестиций будет вложена в сельское хозяйство и туризм. Всего за последние семь лет в экономику Иракского Курдистана было инвестировано свыше 20 млрд долларов.

Курдское региональное правительство сообщило, что 70 процентов объема торговли Турции с Ираком приходится на курдскую автономию. В Иракском Курдистане также находится наибольшее число турецких торговых компаний, действующих в Ираке — 1300.

Таким образом, в январе 2013 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая ситуация, что главным образом было связано с продолжающимся противостоянием между правительством во главе с Н.аль-Малики и суннитской оппозицией.

В январе 2014 года в связи с расширением масштабов деятельности экстремистских и террористических группировок в Ираке руководство страны в своей внешнеполитической деятельности заметно активизировало отношения с США. Аналогично поступили и в Вашингтоне.

Регулярно поддерживается диалог между представителями руководства двух государств. Причем с американской стороны здесь главную роль играет вице-президент Дж.Байден, курирующий в вашингтонской администрации иракское досье. Байден в ходе телефонных переговоров с Н.аль-Малики настаивал на усилении сотрудничества иракских силовиков с отрядами суннитских племен и формирований «сахва» в провинции Анбар.

5 января госсекретарь США Дж.Керри заявил, что вашингтонская администрация окажет поддержку Ираку в борьбе с боевиками связанной с «Аль-Каидой» группировки ИГИЛ, но без военного вмешательства, назвав антитеррористическую деятельность иракских властей «их собственной борьбой». Керри подчеркнул при этом, что «это битва, которую должны вести иракцы. Мы не рассматриваем возможность возвращения. Мы поможем им в их борьбе, но им самим придется одержать в ней победу. И я уверен, что они способны на это».

В январе Багдад посетил заместитель госсекретаря США по Ираку и Ирану Б.Мак-Герк, который встречался с Н.аль-Малики, другими иракскими государственными деятелями, обсудив вопросы двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. Также в Багдаде побывал заместитель госсекретаря США В.Бернс. На встрече с Бернсом Н.аль-Малики заявил, что его страна ведет борьбу с терроризмом, который угрожает безопасности и стабильности не только Ирака, но и всего мира. Он призвал к укреплению международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом. В свою очередь, Бернс заявил, что Соединенные Штаты стоят на стороне Ирака в его противостоянии терроризму и готовы оказать ему помощь в борьбе с террористами и экстремизмом. Бернс также приветствовал улучшение отношений Ирака с Кувейтом и Иорданией.

В минувшем месяце Вашингтон посетили некоторые видные политические деятели Ирака. Так, спикер иракского парламента У.ан-Нуджаифи встретился с президентом США Б.Обамой и вице-президентом Дж.Байденом, которые подтвердили «важность стратегического партнерства между США и Ираком». Обама также указал на необходимость координации действий между иракскими правительственными силами и местными племенными формированиями в целях борьбы против боевиков и террористов. Отдельно глава Белого дома подчеркнул важность проведения в Ираке политических реформ в интересах всех групп населения страны. В ответ У.ан-Нуджаифи сказал, что он отвергает вмешательство США в дела Ирака, но приветствует их поддержку в поиске решения кризиса в стране, предупредив, что «если Ирак рухнет, это повлияет на США и глобальную безопасность». По словам У.ан-Нуджаифи, Ираку «нужно оружие, политическая и экономическая поддержка». По мнению иракского политика, Соединенные Штаты потеряли интерес к Ираку, сосредоточив свое внимание на других странах мира, но им «необходимо оглянуться назад из-за угрозы со стороны исламских экстремистов».

В январе правительство США объявило, что оно готово работать с любой политической партией в Ираке, которая победит на запланированных на апрель парламентских выборах и сформирует новое правительство. Было подчеркнуто, что «у США есть четкая позиция в понимании важности иракских парламентских выборов, и США не находят оснований для отсрочки даты выборов».

Руководство Ирака и лично глава правительства Н.аль-Малики активно действуют в интересах получения возможно большей поддержки со стороны международного сообщества в деле противостояния с экстремистскими группировками, действующими на западе страны, а также оказании давления на страны, помогающие террористам. Так, 15 января Н.аль-Малики выступил с обращением, в котором призвал международное сообщество оказать иракскому правительству содействие в борьбе с терроризмом. По его словам, «международному сообществу необходимо занять четкую позицию по отношению к странам и организациям, которые поддерживают экстремистов, и заставить их прекратить поддержку как финансовую, так и политическую».

Премьер-министр Ирака в одном из своих январских заявлений отметил, что «за сектантской войной, раздирающей Ирак на части» стоят «дьявольские» и «предательские» арабские государства. В то же время он не назвал конкретно этих «дьяволов» и «предателей» По словам Н.аль-Малики, террористы-смертники прибывают в Ирак издалека – даже из таких стран, как Марокко, Ливия и Йемен. «Ирак – мишень некоторых стран, поддерживающих терроризм, поддерживающих зло. Мир един с нами. Все с нами – Совет Безопасности ООН, Европейский союз, арабские страны, за исключением некоторых дьявольских и предательских государств». Н.аль-Малики предупредил, что те страны, которые поддерживают насилие и терроризм, сами, в конце концов, окажутся его жертвами, «как это уже случалось в прошлом».

В то же время ряд зарубежных политиков и дипломатов советуют иракскому правительству наладить отношения с суннитским населением страны, прекратить его дискриминацию, что, по их мнению, не только оттолкнет суннитов от экстремистов, но и позволит властям получать помощь в борьбе с боевиками.

10 января в Совете Безопасности ООН осудили вылазки связанных с «Аль-Каидой» боевиков в иракской провинции Анбар и выразили поддержку силам безопасности Ирака. Члены Совбеза призвали всех, в том числе местные племена, «расширять и наращивать сотрудничество в борьбе с насилием и террором», а также отметили «исключительную важность дальнейшего укрепления национального диалога и единства». В заявлении председателя Совбеза указывалось на необходимость «предания правосудию тех, кто исполнял, организовывал, финансировал и управлял» действиями террористов в Ираке. Члены Совета также напомнили, что в отношении ИГИЛ действуют международные санкции.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, посетивший в январе Ирак, обсудил с Н.аль-Малики ситуацию в провинции Анбар. Он призвал всех иракских лидеров «противостоять терроризму, с тем чтобы сохранить страну». Пан Ги Мун считает, что «необходимо искать корни насилия и их источники. Нужно обеспечить условия, чтобы никто не оставался в стороне, чтобы существовала политическая и социальная сплоченность, и шел инклюзивный политический диалог». В ответ глава иракского правительства заявил о невозможности ведения переговоров с повстанцами, связанными с «Аль-Каидой».

По итогам переговоров с Н.аль-Малики Пан Ги Мун сообщил о намерении обсудить с членами Совета Безопасности ООН утверждения о том, что Саудовская Аравия поддерживает и финансирует действующих в Ираке террористов.

В российском МИДе «по-прежнему убеждены в том, что нынешний всплеск насилия в Ираке имеет и региональное измерение, будучи, прежде всего, связан с событиями в соседней Сирии». Россия поддерживает проводимую иракскими властями линию на противодействие экстремизму и осуждает терроризм во всех его проявлениях.

Важное место во внешней политике Ирака продолжает занимать сирийский кризис, оказывающий растущее негативное воздействие на обстановку в стране.

13 января по итогам переговоров с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном Н.аль-Малики в очередной раз заявил, что Ирак не участвует в вооруженном конфликте в Сирии и выступает за его мирное урегулирование. По мнению Н.аль-Малики, необходимо, чтобы конференция «Женева-2» по сирийскому урегулированию привела к решению конфликта. «Альтернативы ей нет. В противном случае Ирак и весь регион ждет катастрофа».

17 января в турецком городе Шанлыурфа прошла встреча глав внешнеполитических ведомств стран-соседей Сирии. Обсуждались пути урегулирования сирийского кризиса, а также вопросы оказания гуманитарной помощи сирийцам, пострадавшим во время военных операций. Во встрече участвовали главы МИД Турции и Ирака А.Давутоглу и Х.Зибари, а также зам. главы МИД Ирана Х.А.Абдуллахи.

Ирак принял участие в открывшейся 22 января в швейцарском городе Монтре международной конференции «Женева-2» по мирному урегулированию конфликта в Сирии. При этом в Багдаде заявили, что участие Ирана в этом форуме могло бы способствовать активизации переговоров и достижению конкретных результатов на пути выхода из сирийского кризиса.

30 января Н.аль-Малики призвал США и Европу прекратить вооружение террористов в Сирии, которые связаны с группировками «Аль-Каиды» в Ираке. Он раскритиковал западную политику двойных стандартов по отношению к борьбе с терроризмом в регионе, указав, что некоторые государства поддерживают борьбу Ирака против терроризма и одновременно поставляют оружие террористам в Сирию.

В январе парламент Ирака отказался ратифицировать подписанное в 2013 году соглашение с Саудовской Аравией по вопросу обмена заключенными, содержащимися в тюрьмах двух государств. Свой шаг депутаты объяснили тем, что «нынешняя политическая ситуация и положение дел в сфере безопасности в Ираке не позволяют выпускать на свободу террористов». По мнению некоторых парламентариев, саудовцы, отбывающие наказание в тюрьмах Ирака, являются опасными террористами, которых нельзя освобождать. Отметим, что ранее иракские парламентарии ратифицировали аналогичное соглашение, подписанное с Ираном

Активную внешнеполитическую деятельность ведет руководство иракской курдской автономии. Так, глава Иракского Курдистана М.Барзани в январе поддерживал постоянные связи с высокопоставленными представителями американской администрации, главным образом по вопросам ситуации в Ираке. При этом М.Барзани проинформировал Вашингтон о своей готовности приложить усилия «для спасения Ирака из политического тупика». Вице-президент США Дж.Байден в ходе телефонного разговора с М.Барзани обсудил вопросы оказания поддержки правительству Ирака в борьбе с экстремистскими и террористическими группировками, подчеркнув «необходимость тесной координации всех иракских политических лидеров для изоляции террористических сетей». 11 января М.Барзани встретился в Эрбиле с заместителем госсекретаря США по Ираку и Ирану, Б.Мак-Герком, обсудив с ним развитие событий в Ираке и напряженность в отношениях между Эрбилем и Багдадом. 14 января Барзани принял прибывшего в Эрбиль Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Во время встречи речь шла о ситуации с сирийскими беженцами в Иракском Курдистане, конфликте в Сирии, подготовке к конференции «Женева-2» и отношениях между курдским региональным правительством и центральным правительством в Багдаде.

В конце января М.Барзани принял участие в работе Международного экономического форума в Давосе. Во время пребывания в Давосе курдский лидер провел встречи с премьер-министрами Нидерландов и Грузии, а также с министрами иностранных дел Франции, Турции и Швеции. В ходе этих встреч обсуждались вопросы активизации двусторонних отношений, ситуация в Ираке, Сирии и на Ближнем Востоке.

Таким образом, в январе 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Это во многом было связано с напряженной ситуацией в западных районах страны, особенно в провинции Анбар, где продолжается вооруженное противостояние правительственных сил с экстремистской группировкой ИГИЛ и рядом других суннитских экстремистских группировок. Усиливающееся дестабилизирующее влияние на положение дел в Ираке оказывает вооруженный конфликт в соседней Сирии. Неразрешенными остаются многочисленные разногласия между правительством и оппозицией по вопросам стабилизации обстановки в стране и выходе Ирака из затянувшегося политического кризиса.

52.45MB | MySQL:103 | 0,463sec