ОАЭ: инвестиционная политика в газовой промышленности

Согласно недавнему заявлению министра энергетики ОАЭ С.М. Мазруи, государство рассматривает возможность инвестирования в развитие газовых проектов на территории США и Канады. Тем не менее конкретной суммы вложений и количество интересующих монархию проектов ОАЭ не обозначили.

По словам министра, ряд экспертов государственной нефтяной компании Mubadala Petroleum обсуждают возможные варианты капиталовложений и в будущем направят свои предложения на рассмотрение совету директоров.

ОАЭ, как и другие арабские монархии Персидского залива, являются давними торгово-инвестиционными партнерами североамериканских стран. ОАЭ вполне разумно рассматривают возможность капиталовложения в проекты США и Канады, поскольку это позволяет рассчитывать на долгосрочные дивиденды в виде поставок топлива по приемлемым ценам. Из-за небольшой собственной территории внутренний инвестиционный потенциал ОАЭ ограничен.

Стоит отметить, что проекты США и Канады перспективны, поскольку в их реализацию уже вложены солидные финансовые ресурсы и там вводятся экспортные мощности.

В этой связи России стоит активнее развивать собственные СПГ-проекты, а также быть гибче с потребителями в вопросах стоимости «голубого топлива», поскольку североамериканские поставщики способны стать серьезными визави нашего государства как на европейском, так и на азиатском рынке.

Несмотря на то, что потребности в газе у Китая, Японии, Республики Корея велики, но завоевывать там свое место под солнцем нашему государству, судя по всему, придется в жесткой конкуренции.

По предварительным данным источников из ОАЭ, в качестве одного из возможных рассматривается вариант создания совместного предприятия с компаниями из Китая, Индии и Японии, которые уже вовлечены в газовые проекты в Северной Америке.

Возникает вполне обоснованный вопрос: неужели Катар, которой поставляет в ОАЭ большую часть газа в рамках проекта «Долфин», не способен обеспечивать эти поставки длительное время?

На самом деле Катар является надежным партнером, но ОАЭ прагматично решают собственные задачи, заявляя о возможном финансировании североамериканских проектов. Хотя Доха вряд ли ощутит серьезную потерю, поскольку США, например, планируют не только экспортировать собственный газ, но и реэкспортировать катарский, который продолжает поставляться в Соединенные Штаты.

ОАЭ понимают простую истину: отсутствие диверсификации импортных поставок делает потребителя зависимым от конкретного поставщика, позволяя последнему диктовать собственные правила игры.

Как заявил С.М.Мазруи, ОАЭ в основном предпочитают импортировать магистральный газ из Катара, в связи с чем вкладывают средства в повышении мощности трубопровода. Однако в настоящее время обсуждается вопрос о диверсификации источников поставок сырья.

Сегодня много шумихи вокруг североамериканских сланцевых разработок, но, как представляется, тем игрокам, которые решатся вложить солидные средства в развитие этих проектов, вряд ли удастся извлечь адекватную выгоду в долгосрочном плане.

Вашингтон известен своим умением будоражить мировую общественность громкими заявлениями, но не всегда за ними кроется реальная перспектива. Касательно сланцевого бума можно сказать одно: нынешняя американская власть сразу убивает двух зайцев.

С одной стороны, держит поставщиков и потребителей природного газа в напряжении, заявляя о скором наводнении азиатского и европейского рынков дешевым топливом. С другой – обеспечивает большое количество рабочих мест внутри государства, тем самым немного сдерживая недовольство американцев. Социальный фактор, как известно, не менее важен для государства, чем политический или экономический.

Говоря об ОАЭ, стоит особо отметить, что в последние месяцы эта страна уже несколько раз в делала громкие заявления о крупных инвестициях в экономики зарубежных государств.

В частности, российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и суверенный фонд ОАЭ Mubadala договорились о создании совместной инвестиционной платформы объемом с 2 млрд долларов. Основной задачей нового фонда станет осуществление совместных инвестиций в проекты на территории России.

Кроме того, предполагается создать совместное предприятие, в которое департамент финансов Абу-Даби вложит до 5 млрд долларов.

По заявлению представителя Минэкономразвития России, это один из крупнейших в мире инвестиционных проектов вложения денег в инфраструктуру.

Фонд Mubadala был основан и контролируется правительством Абу-Даби. Стратегия фонда основана на заключении долгосрочных партнерств и осуществлении масштабных инвестиций, которые приносят не только прибыль, но и социальную выгоду для жителей эмирата Абу-Даби, а также способствуют росту и диверсификации экономики региона.

Фонд аккумулирует и управляет многомиллиардным портфелем региональных и зарубежных инвестиций, сотрудничая с лидирующими международными организациями.

Инвестиции фонда осуществляются в широком диапазоне, включая аэрокосмический сектор, полупроводники, горно-металлургическую и нефтегазовую отрасли, возобновляемые источники энергии, IT, здравоохранение, недвижимость и инфраструктуру, сектор услуг.

Тем не менее Россия все еще находится в стадии ожидания инвестиций из ОАЭ.

Проводить параллель с США, конечно, не стоит, поскольку планка доверия к инвестиционному климату Соединенных Штатов и России у представителей ОАЭ разнится. Однако и принимать за чистую монету заявления эмиратской стороны преждевременно. Почему?

Слишком из много подводных камней во всей «красивой истории» с североамериканскими сланцами. Автор уже писал подробно об этом в одной из недавних статей, поэтому подробно останавливаться на данных проблемах не стоит. Однако стоит заострить внимание на другом вопросе.

ОАЭ, в 2012 г. вошедшие в состав участников Форума стран – экспортеров газа, будут стремиться в скором времени стать серьезными поставщиками природного газа. Для этого страна активно развивает СПГ-индустрию: ведется строительство плавучего терминала по приему сжиженного природного газа. Один терминал в стране уже имеется.

Казалось бы, для того чтобы упрочить свои позиции как поставщика ОАЭ следовало бы активно строить сжижающие заводы, как, например, делает соседний Катар, в котором действуют десять сжижающих заводов, топливо с которых направляется танкерами более чем в 20 стран.

Однако в ОАЭ есть одна проблема. Внутренне потребление газа в стране настолько высоко, что превышает добычу. Этот факт делает строительство сжижающих мощностей нерентабельным. Регазификационные же мощности, предназначенные для приема экспортного сырья вполне оправданы.

Так, получив дешевый газ из-за рубежа (например, из США или Канады), ОАЭ смогут реэкспортировать его в другие страны по более выгодной цене.

Помимо североамериканского газа, ОАЭ ведут переговоры о поставках природного газа с Ираном. По заявлению иранских чиновников, Тегеран всерьез рассматривает возможность экспорта «голубого топлива» в Ирак, ОАЭ и Оман, но окончательные договоренности сторонами еще не достигнуты.

Пример ОАЭ наглядно демонстрирует, что природные газ все чаще становится весьма популярным энергоносителем, который не уступает традиционной нефти.

Некоторые эксперты поспорят с этим, сказав, например, что Форум стран – экспортеров газа (профильная международная организация, включающая 13 государств-членов и 4 наблюдателей) не в силах сравниться по мощи и влиянию с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая долгое время диктует собственную политику на мировом рынке, утверждая допустимые квоты добычи нефти для стран-участниц. Это позволяет влиять на ценообразование и тем самым координировать предложение на рынке.

Безусловно, что сегодняшний ОПЕК действительно мощнее и эффективнее ФСЭГ, но необходимо учитывать важный фактор – отсутствие единого газового рынка и наличие глобального нефтяного рынка. Как знать, может со временем авторитет ФСЭГ кратно возрастет по сравнению с нынешней репутацией этой молодой по меркам ОПЕК (картель был основан в 1960 г.) организации.

В любом случае вступление ОАЭ в Форум является грамотным действием со стороны руководства страны. Дискутировать по основным проблемам газовых рынков, находясь бок о бок с представителями России, Ирана, Катара, Алжира, Венесуэлы и других влиятельных газоэкспортеров, весьма почетно и, как представляется, стратегически разумно.

Если ОАЭ сумеют аккумулировать полученный в результате этих дискуссий опыт и попытаться внедрить его в среднесрочные и долгосрочные национальные энергетические программы, то государство неминуемо ждет успех в качестве серьезного игрока, который вовсе не будет смотреться блекло на фоне признанных тяжеловесов.

Имея значительные финансовые возможности, ОАЭ вполне способны активно привлечь зарубежные компании с их уникальными технологиями для разработки собственных недр. Катар сполна извлек выгоду из кооперации с иностранцами, поэтому ОАЭ здесь есть с кого брать пример.

ОАЭ готовы вкладывать крупные финансовые ресурсы в развитие газовой промышленности. По заявлению С.М.Мазруи, в течение 5 лет инвестиции страны в разработку новых месторождений и наращивание добычи газа могут достигнуть 25 млрд долларов.

Таким образом, можно прийти к ряду выводов.

ОАЭ осознают растущую роль природного газа как одного из самых перспективных энергоносителей и будут прикладывать серьезные усилия для развития газового сектора местной экономики.

Кооперация с зарубежными партнерами на руку ОАЭ, поскольку диверсификация поставок сырья необходима для того, чтобы чувствовать себя спокойно в случае, если кто-либо их поставщиков даст сбой.

Активное участие в работе ФСЭГ помогает ОАЭ набираться опыта в общении с мощными экспортерами, который вполне способен помочь при реализации государственной газовой стратегии.

Судя по всему, намеченные ОАЭ планы вполне способны быть реализованными, поскольку доверие к этому государству велико. Страна несколько лет подряд является одной из самых привлекательных для ведения бизнеса и инвестирования среди государств Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, политика ОАЭ в сфере природного газа представляется весьма взвешенной и прагматичной, что позволяет рассчитывать на ее положительные результаты в перспективе.

62.92MB | MySQL:102 | 0,457sec