Ситуация в Алжире: январь 2014 г.

Январь в Алжире начался с сообщений о возобновлении столкновений между арабской и мозабитской (берберской) молодежью в Гардайе (600 км к югу от Алжира). Как сообщил 3 января еженедельник «Аль-Ватан Уик-энд», скончался один из 200, получивших ранения в результате межобщинных столкновений, вспыхнувших в конце декабря 2013 года. Эти столкновения, в результате которых получили ранения, в частности, до 60 полицейских, вынудили президента АНДР Абдельазиза Бутефлику призвать 30 декабря 2013 г. алжирцев к уважению ценностей терпимости и диалога. Что касается полицейских, то для прекращения столкновений они были вынуждены применить слезоточивый газ и резиновые пули.

В ночь с 17 на 18 января межобщинные столкновения возобновились. Их итог – два человека погибли, ранения получили 26 человек, главным образом – среди полицейских. В усиление местным полицейским центральные власти послали в оазис еще 3 тысячи стражей порядка.

Считается, что в Гардайе проживает 400 тысяч человек, в том числе 300 тысяч – мозабитов. Поводом для столкновений послужило разрушение неизвестными в конце декабря прошлого года мавзолея почитаемого берберами Амми Мусы (скончался в 1617г./).

В январе Алжир и военные власти Египта продолжили свою особую линию в отношении конфликта в Сирии. Как заявил 6 января в Алжире глава МИД АРЕ Набиль Фахми, место Сирии в Лиге арабских государств (ЛАГ) останется «вакантным» вопреки претензиям сирийской оппозиции на него. По мнению Н.Фахми, «главный приоритет для Сирии в настоящее время – запуск политического процесса с участием всех сторон с тем, чтобы выработать определенную «дорожную карту» (прекращения конфликта-авт.)».

Участие Сирии в ЛАГ было приостановлено в конце 2011г. под давлением арабских стран, поддерживающих позицию США в отношении конфликта в этой стране. Затем ряд арабских стран на саммите 27 марта 2013 года предоставили сирийской оппозиции место Сирии в ЛАГ и в других специализированных организациях. Тем не менее ЛАГ – не без давления Алжира и Египта — обусловила выполнение этого решения необходимостью формирования «временного правительства» Сирии, оставив тем самым место последней вакантным.

Далекой от спокойной была в январе обстановка на антитеррористическом «фронте». 9 января Минобороны Алжира объявило, что днем ранее в засаде, устроенной военными и жандармерией близ Буиры (120 км к востоку от Алжира) были уничтожены трое вооруженных исламистов. С места боестолкновения изъяты три автомата Калашникова и боеприпасы.

Также 9 января министр юстиции Алжира Тайеб Лух в выступлении в верхней палате парламента сообщил, что следствие по поводу совершенной 16 января 2013 г. террористической атаки на газовый комплекс в Ин Аменасе продолжается. По последним данным, в результате той атаки, совершенной боевиками формирования «Подписавшиеся кровью» Мохтара Бельмохтара, и последовавшей затем антитеррористической операции погибли 38 заложников и 29 террористов.

9 января командующий Африканским командованием Пентагона (Африком) генерал Дэвид Родригес предупредил, что, по американским оценкам, М.Бельмохтар до сих пор располагает возможностями для совершения «новой атаки» типа налета на Ин Аменас. По его данным, М.Бельмохтар в настоящее время находится «где-то в Сахеле», используя пористость границ между северо-восточной частью Мали и юго-западом Ливии. «Мы работаем с ливийцами с тем, чтобы начать оказывать им помощь в деле улучшения их безопасности. Мы также работаем с французами в Мали, продолжая оказывать им авиационную поддержку, а также предоставляя разведывательную информацию», — сказал он.

10 января Алжир в очередной раз оправдал силовой сценарий, по которому годом ранее развивалась ситуация с освобождением заложников на комплексе в Ин Аменасе. «Вмешательство алжирских сил безопасности было императивом, чтобы спасти сотни человеческих жизней и защитить стратегический объект, который террористы планировали взорвать», — заявил официальный представитель МИД АНДР Амар Белани. Это заявление стало ответом на публикации в ряде зарубежных СМИ статей, в которых цитировались свидетельства бывших заложников, указавших на недочеты в организации охраны комплекса. По словам А.Белани, «Алжир сожалеет по поводу тенденциозных измышлений некоторых зарубежных СМИ в связи с годовщиной трагедии». Он утверждал, что главная цель такой кампании – «сделать из банды преступников потенциальных партнеров по переговорам».

Алжир извлек определенные уроки из трагедии в Ин Аменасе, развернув за прошедший год дополнительно 20 тысяч военнослужащих вдоль своих восточных и южных границ. Еще одной дополнительной мерой безопасности стала организация постоянного воздушного наблюдения за объектами добычи и переработки углеводородов и их окрестностей. Эту миссию выполняют вертолеты и БПЛА «Сикер-2». По алжирским данным, благодаря последней мере в Сахаре были перехвачены несколько автокараваном исламистов.

Чтобы повысить безопасность иностранного персонала, в районе Ин Аменаса началось строительство взлетно-посадочной полосы. До сих пор иностранных работников после вахты развозили на автобусах в аэропорты, находящиеся в регионе. Именно с атаки такого автобуса год назад и началась драма в Ин Аменасе. Сам комплекс продолжает работать, но сейчас на нем работают только специалисты алжирской компании СОНАТРАК. Из трех очередей комплекса работают две. Третья, в которой джихадисты взорвались вместе с заложниками, остановлена. По оценкам специалистов, дешевле сделать новую очередь, чем восстанавливать разрушенную.

16 января министр энергетики Алжира Юсеф Юсфи заявил, что его страна намерена в ближайшие 10 лет удвоить объемы добычи газа. В настоящее время этот показатель составляет порядка 80 млрд куб.метров в год.

В январе продолжала оставаться напряженной обстановка в районе алжиро-тунисской границы. 11 января один гражданин Туниса погиб в районе пограничного поста Бушебка в ходе боестолкновения между тунисскими военными и группой лиц, вооруженных охотничьими ружьями. Молодой человек был среди тех, кто напал на пограничный пост. По данным тунисских сил безопасности, он был убит алжирским военными в момент, когда попытался скрыться от преследования тунисских силовиков на алжирской территории. Алжирцы же оказали медпомощь сотруднику тунисской таможни, получившему тяжелое ранение в этом столкновении. Его отправили на лечение в госпиталь в г.Тебесса. По тунисским оценкам, в нападении и на пограничный пост участвовали до 200 человек. Нападение на пограничный пост было совершено всего несколько часов спустя после вступления в должность нового премьера Туниса Мехди Джомаа.

16 января Минобороны Алжира объявило об уничтожении двух боевиков в районе Медеа и обнаружении тел двух боевиков-смертников, погибших при снаряжении «поясов шахидов» в районе Эль Уэд (650 км к юго-востоку от Алжира).

В январе дальнейшее развитие получила тема – будет или нет А.Бутефлика баллотироваться на четвертый президентский срок. 12 января на пресс-конференции в Алжире генеральный секретарь правящей в Алжире партии Фронт национального освобождения (ФНО) Амар Сайдани заявил, что он «уверен и убежден» в выставлении кандидатуры Абдельазиза Бутефлики – действующего президента АНДР – на намеченных на апрель президентских выборах. Он также заявил, что не видит другого кандидата для своей партии, располагающей 221 местом в 462-местной нижней палате парламента.

14 января, за три дня до ожидавшегося объявления точной даты президентских выборов, А.Бутефлика вновь оказался в одной из парижских больниц. На сей раз канцелярия президента поторопилась заявить, что это никак не было связано с необходимостью какой-либо экстренной помощи, а обусловливалось плановой проверкой. 27 апреля 2013 г. президент Алжира был госпитализирован во Франции после микроинсульта, после чего провел там на лечении 80 дней. Затем он постепенно вернулся к государственным делам.

16 января А.Бутефлика вернулся в Алжир. Как объявила канцелярия президента, медосмотр во Франции показал «отчетливое улучшение» состояния его здоровья. На следующий день он подписал документы, определившие 17 апреля днем проведения президентских выборов. С этого же дня пошел отсчет 45 дней, в течение которых он может объявить о своем намерении вновь баллотироваться на выборах.

19 января о своих президентских амбициях объявил бывший премьер-министр Алжира 71-летний Али Бенфлис, проигравший А.Бутефлике на выборах в 2004 г. Во время первого мандата А.Бутефлики (1999-2004) он был одно время был главой правительства, затем их пути разошлись.

25 января наиболее влиятельная исламистская партия в Алжире Движение общества мира (ДОМ) объявила о намерении бойкотировать президентские выборы. Соответствующее заявление сделал лидер партии Абдерраззак Мокри. ДОМ, входившее до начала 2012 г. в правительственную коалицию, в декабре 2013 г. заявило, что Алжир «постигнет катастрофа, если А.Бутефлика в четвертый раз станет президентом».

Алжир станет первой в регионе страной, которая получит корабль типа десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД). 8 января на верфи в Рива-Тригозо (Генуя) итальянской компании Fincantieri состоялась церемония спуска на воду (фактически – со стапеля на транспортировочную платформу-баржу) строящегося для Алжира ДВКД «Калаат Бени-Аббес». Корабль на транспортировочной платформе-барже Atlante будет доставлен для окончательной достройки на верфь Fincantieri в Мудджиано (Специя).

Алжир заказал ДВКД в июле 2011 г. Стоимость контракта превышает 400 млн евро. Алжирский корабль спроектирован на основе итальянского ДВКД San Guisto, введенного в состав ВМС Италии в 1994 г., отличаясь от последнего несколько большими водоизмещением (полное водоизмещение – 9 тыс.тонн вместо 8,1 тысяч), длиной (до 143 метров) и шириной (до 21,5 метра). Алжирский ДВКД будет иметь необычно мощный для кораблей такого класса комплекс вооружения, включающий ЗРК средней дальности MBDA SAAM-ESD с зенитными управляемыми ракетами Aster15 в вертикальной пусковой установке Sylver A50 позади «островной» надстройки, 76-мм универсальную автоматическую артиллерийскую установку итальянской компании Oto Melara на баке, а также две 25-мм автоматические пушки KBA на ручных турелях. Ядром радиоэлектронного оборудования являются интегрированный радиоэлектронный комплекс Selex Sistemi Integrati EMPAR с РЛС с фазированной решеткой и боевая информационно-управляющая система Athena-C той же компании. Корабль будет иметь комплекс радиоэлектронной борьбы производства компаний Elettronica и Thales, а также два пусковых устройства выстреливаемых помех компании Oto Melara SCLAR-H.

Алжирский ДВКД будет иметь сплошную полетную палубу с двумя взлетно-посадочными площадками для тяжелых вертолетов (интересно – каких?) в оконечностях и 30-тонным подъемником в центральной части палубы. Доковая камера корабля обеспечивает базирование трех танкодесантных катеров типа LCM. Кроме того, на шлюпбалках и спонсонах алжирский ДВКД будет нести три малых десантных катера типа LCVP, один типа LCP(L) и две полужесткие моторные лодки. На небольшой ангарной палубе возможно размещение до 15-ти единиц бронетехники или пяти танков Т-90С. Экипаж корабля – 150 человек, вместимость по десанту – 440 человек.

Передача корабля ВМС Алжира запланирована на сентябрь 2014 года. Вопрос сейчас в следующем: а зачем Алжиру корабль такого класса? Ведь он явно не относится к оборонительным видам вооружений.

В целом, у многих алжирских наблюдателей складывается мнение, что военные вряд ли позволят А.Бутефлике баллотироваться в четвертый раз – слишком много рисков связано с этим. В любом случае у них есть время до конца февраля, чтобы определиться с фигурой политика, на которую они сделают ставку.

52.32MB | MySQL:103 | 0,612sec