Политический расклад в Ливии

Основная интрига событий в Ливии сейчас связана с борьбой различных политических кланов и партий вокруг сроков продления мандата нынешнего состава Всеобщего национальной конгресса (ВНК). Напомним, что официальной датой истечения полномочий нынешнего парламента было 7 февраля с.г. 3 февраля с.г. 145 депутатов ВНК проголосовали за продление мандата еще на четыре месяца, мотивируя это «сложной внутриполитической обстановкой». С этим утверждением сложно поспорить, но в данном случае присутствует и некое искусственное нагнетание страстей, инициаторами чего являются ливийские «Братья-мусульмане» которые категорически не желают расставаться со своим доминированием в ВНК, благодаря чему тормозится большинство реформ и мероприятий правительства по укреплению центральной власти и ликвидации кланового беспредела. «Наконечником копья» и основным локомотивом в настоящем сценарии являются исламисты из Мисураты, которые в последнее время резко активизировали свои попытки военного доминирования в ряде проблемных районов Ливии, в том числе в Себхе и Триполи.

Конечной точкой этого наступления исламистов, по идее, должна стать отставка нынешнего премьер-министра А.Зейдана. В качестве его преемника теми же «братьями» сейчас рассматриваются президент Высшего национального избирательного комитета (ВНИК) — Нури аль-Аббар, бывший заместитель министра юстиции в  Переходном национальном совете (ПНС), уроженец Мисураты — Абдель Басит аль-Мзириг, а также два депутата от Киренаики — Мохаммед Буккер и Омар аль-Хасси. Естественно, все они являются креатурами «братьев» и должны в случае реализации этих намерений гарантировать сохранение влияние движения на внутриполитические процессы даже в случае потери части мандатов в ВНК в результате новых парламентских выборов. Таким образом, речь идет о том, что «Братьям-мусульманам» жизненно важно осуществить операцию по отставке действующего кабинета министров в течение ближайших четырех месяцев. В противном случае, они рискуют серьезно уступить остальным политическим силам по степени своего влияния. Неприятие А.Зейдана со стороны верхушки «братьев» в настоящее время связано и с его «заигрыванием» с Эр-Риядом, который он пытается использовать в качестве естественного противовеса катарскому влиянию на востоке Ливии. И это не его личный выбор, а ответ на ожидания племенной элиты с запада страны.

Для достижения такого своеобразного равновесия примечательны усилия, предпринимаемые А.Зейданом по реанимации вещания канала Assaa TV, который он даже специально посетил 31 января с.г. Этот канал основан еще во времена М.Каддафи. Одно время его возглавлял родственник ливийского лидера А.Кадаффадам (с ним также тайно встречался премьер) а затем, после их ссоры, перешел под контроль одного из фондов, возглавляемых сыном М.Каддафи — Сейфом аль-Исламом. Возрождение канала должно, по оценке премьера, создать конкуренцию катарскому засилью в информационном поле Ливии. Доха, в свою очередь, запускает сейчас газетную версию подконтрольного ей канала Alwasat, которую можно будет читать на сайте в Тунисе, Египте и Ливии. Главным редактором назначен ливийский поэт и ньюсмейкер Омар аль-Кендди, проживающий долгое время в эмиграции в Амстердаме. Он близок к креатуре катарцев и одному из руководителей Ливийской исламской борющейся группы (ЛИБГ) Абдельхакиму Бельхаджу, позиционировавшему себя во время свержения М.Каддафи как лицо, близкое к «Аль-Каиде». Alwasat является составной частью контролируемого катарцами телехолдинга Al Naba. В его руководстве состоят еще два доверенных человека Дохи: бывший информационный руководитель ЛИБГ — Юнис Шариф, и бывший сотрудник «Аль-Джазиры», а затем министр информации, ныне руководитель созданного на катарские деньги ливийского телеканала «Свободная Ливия» — Махмуд Шамман, который в свое время бежал из Ливии в связи с обвинениями со стороны М.Каддафи в хищениях денежных средств, выделенных тогда Триполи для закупки современных технологий за границей. В период «революции» занимался под руководством катарцев организацией радио и телестудии ПНС. В то время отличался крайне антироссийской позицией.

Этот политический расклад понимают и оппоненты «братьев». Прежде всего, это касается лидера «светской» коалиции Альянс национальных сил (АНС) М.Джебриля, который вновь вошел в союз с премьером А.Зейданом и старается создать единую серьезную альтернативу «братьям» среди племен Триполитании. Ранее М.Джебриль опасался предпринимать такого рода действия в силу опасения реальности создания единого альянса между салафитами и «братьями». Теперь, когда действующее правительство заручилось поддержкой Эр-Рияда, а подконтрольная «братьям» милиция Мисураты вытеснила салафитские группы из этого города, об этих опасениях в настоящее время можно забыть. Сейчас в его планах стимулирование массовых протестов по поводу продления полномочий ВНК и срыв этих планов. При этом сами «народные протесты» запланированы предварительно на годовщину «революции» и дату созыва Комитета по выработке новой конституции страны 17 и 20 февраля с.г. соответственно. Не будем забывать, что в результате долгой «соглашательской» и неактивной политической деятельности, будущее самого А.Джебриля, как лидера «светского» АНС, также находится под большим вопросом. И не исключено, что нынешняя кампания является его последним шансом поднять свой авторитет. И успех, в данном ситуации, крайне важен  для него, да и  для всех оппонентов исламистов, перед запланированными выборами.

Отметим в этой связи, что как и предполагалось противостояние в Ливии идет, прежде всего, по традиционным границам кланов Триполитания-Киренаика, а не по идеологическим мотивам. Наличие в рядах катарских союзников не только «братьев», но и лиц, придерживающихся (по крайней мере, формально) салафитской радикальной идеологии свидетельствует об этом со всей очевидностью. В случае успеха по организации «народного возмущения» вполне вероятен сценарий роспуска ГНА и назначения новых парламентских выборов. По крайней мере, прежний хорошо организованный «народный протест» смог вытеснить из ливийской столицы вооруженную милицию из Мисураты. И в этом случае с большей долей вероятности может возникнуть новый виток напряженности, поскольку «Братья-мусульмане» так просто от власти не откажутся.

52.35MB | MySQL:103 | 0,489sec