Ситуация в Сомали: январь 2014 г.

Новый год в Сомали начался с двойного теракта в Могадишо с использованием заминированных автомашин, в результате которого погибли 11 человек, в том числе несколько сомалийских военнослужащих, 18 человек получили ранения. Террористы сделали все по классической для «Аль-Каиды» схеме. Первая машина была подорвана у отеля «Джазира» близ международного аэропорта. Этот отель является излюбленным местом встреч сомалийских политиков и иностранных ВИП-персон, посещающих Могадишо. Второй взрыв прогремел в момент, когда к месту трагедии прибыли машины скорой помощи и сомалийские солдаты. Затем началась перестрелка между террористами и военными.

2 января исламисты из движения «Аш-Шабаб» взяли на себя ответственность за новогодние теракты. «Это – начало 2014 года. Такой же будет судьба иностранцев и их местных наймитов, если они не покинут страну. У них нигде в Сомали не будет надежного убежища», — заявил в новогоднем послании «Аш-Шабаб» представитель движения Али Махамуд Радж. Он утверждал, что теракт был приурочен к встрече в отеле «высокопоставленных представителей иностранных разведок».

Новогодний теракт в Могадишо стал очередной демонстрацией возможностей движения «Аш-Шабаб», боевики которого два с лишним года назад ушли из столицы Сомали, но сохранили возможность наносить ощутимые удары. По статистике 2013 года, боевики этого связанного с «Аль-Каидой» движения совершали в среднем один теракт в 6 – 8 недель.

8 января парламентарии полуавтономного Пунтленда выбирали нового «президента» этого никем не признанного образования. Первые два тура голосования не выявили явного победителя выборов, хотя уходящий «президент» Абдурахман Махаммед Фарол получил относительное большинство голосов. Потребовался третий тур, в котором соперником Фарола был бывший премьер-министр Сомали Абдивели Махаммед Али Гаас. Депутаты парламента – 65 мужчин и одна женщина – были назначены в декабре 2013 года местными старейшинами.

Пунтленд провозгласил свою автономию в 1998 г., однако он никогда не объявлял о своей независимости, как это сделал в 1991 г. Сомалиленд. В Пунтленде, территория которого составлять треть площади Сомали, формально действуют свои собственные властные институты. Они, впрочем, вряд ли дееспособны, иначе как объяснить, что на территории автономии окопались несколько влиятельных пиратских группировок. Там же в ряде районов, и в частности, в горах Голис, окопались отряды движения «Аш-Шабаб» и полевого командира Махаммеда Саида Атома.

В итоге главой Пунтленда стал Абдивели Махаммед Али Гаас. Он получил всего на один голос больше своего главного конкурента – за него проголосовали 33 депутата. За его соперника отдали голоса 32 депутата, один бюллетень был признан недействительным. Фарол признал свое поражение, заметив, что выборы были «честными и демократическими».

В любом случае пример Пунтленда является образцом для подражания для других регионов Сомали, поскольку он стал первым, отказавшимся от системы клановой репрезентативности и установившим систему выборных органов власти. Другие регионы Сомали обязались сделать то же самое к 2016 году. Как отметила внимательно следившая за выборами в Пунтленде Международная кризисная группа (ICG), «пример Пунтленда показывает спонсорам и другим международным действующим лицам, , что они должны учитывать местные политические реалии, и в частности, стабильность политических институтов».

Новый глава Пунтленда избран на четыре года. Первоначально президентские выборы планировались на июль прошлого года, однако они были перенесены по соображениям безопасности. На избрание баллотировались 11 кандидатов, все – выходцы из клана маджертин, входящего в группу дарод, представители которого представляют подавляющее большинство населения Пунтленда.

8 января вновь напомнили исламисты из движения «Аш-Шабаб». Они распространили коммюнике, в котором запретили использование интернета на территориях, находящихся под их контролем. «Все компании, которые предоставляют услуги интернета по телефону или оптическим кабелям, имеют 15 дней для прекращения их работы», — сообщалось в коммюнике. «Любая компания или физическое лицо, которое проигнорирует этот приказ, будет рассматриваться как лицо, работающее на противника, и с ним будут поступать по законам шариата», — предупреждалось в заявлении.

10 января Кения, воинский контингент которой входит в состав Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom), объявила, что в результате нанесения воздушного удара по одному из лагерей движения «Аш-Шабаб» на территории Сомали уничтожены по меньшей мере 30 боевиков, в том числе несколько полевых командиров. Удар наносился по лагерю боевиков, находившемуся в районе Гарбарахей (регион Гедо) в 600 км к северо-западу от Могадишо близ границ с Кенией и Эфиопией. Как пояснил высокопоставленный офицер кенийской армии, «истребители ВВС Кениии атаковали лагерь движения «Аш-Шабаб» в момент, когда там проходило совещание полевых командиров». По его данным, среди убитых значатся «полевые командиры высокого уровня». В результате авианалета уничтожены также 5 джипов с пулеметами.

Кенийские войска вошли на территорию Сомали в октябре 2011 г. после серии терактов, совершенных боевиками «Аш-Шабаб» на территории Кении. Первоначально они действовали относительно автономно, однако затем вошли в состав Amisom.

10 января Армия США объявила, что в Сомали уже несколько месяцев работает небольшая группа американских советников с задачей оказать помощь контингенту Amisom. Американские военные появились в Сомали впервые с 1993 года, когда в ходе операции морпехов в Могадишо погибли 18 солдат, были сбиты два вертолета. «США развернули в Сомали координационную ячейку с задачей оказать помощь Amisom и сомалийским силам безопасности, увеличить их боевые возможности и содействовать установлению мира и безопасности в Сомали и регионе Африканского рога в целом», — отмечалось в заявлении. Американская группа дислоцируется близ аэропорта Могадишо.

15 января Международное морское бюро (ММБ) объявило, что в 2013 году в мире было зафиксировано 264 случая морского пиратства – самый низкий показатель за последние шесть лет. Снижение этого показателя было связано с сокращением числа атак сомалийских пиратов, которым противостоят сосредоточенные в Аденском заливе корабли ВМС ряда стран мира. В 2013 г. в районе Сомали было зафиксировано всего 15 пиратских атак, в то время как годом ранее – 75. Как заявил в этой связи директор ММБ Поттенгал Мукудан, «необходимо продолжить международные усилия по борьбе с морским пиратством у берегов Сомали, поскольку любое ослабление этой борьбы приведет к возобновлению активности пиратов».

22 января решилась проблема эфиопского контингента, воюющего на территории Сомали. В связи с нехваткой средств на его содержание Аддис-Абеба несколько раз порывалась вывести их, что безусловно негативным образом сказалось бы на ходе боевых действий. В результате долгого переговорного процесса 4,4 тысяч эфиопских солдат вошли в состав Amisom, что безусловно облегчит для Эфиопии финансовое бремя их содержания в Сомали. До сих пор в составе Amisom было 17 тысяч солдат от Уганды, Кении, Бурунди, Джибути и Сьерра-Леоне. Соответствующе решение об увеличении численности Amisom до 22,1 тысяч человек Совет Безопасности ООН принял в середине ноября прошлого года. Эфиопские военные таким образом продолжат контролировать районы Гедо, Бей и Бакооль, где они развернуты в настоящее время.

В последний раз эфиопские войска вошли на территорию Сомали в ноябре 2011 г. Аддис-Абеба никогда не разглашала данных о численности своих войск в Сомали. Поэтому пока неясно, все ли эфиопские военные вошли в состав Amisom, или Аддис-Абеба наряду с подразделениями, вошедшими в миротворческие силы, сохранит в Сомали подразделения прямого подчинения. Как пояснили в командовании Amisom, включение в состав миротворцев эфиопских войск позволит бурундийским и угандийским военным развернуть наступление в Нижнем и Среднем Шабеле – двух прибрежных регионах, примыкающих к Могадишо.

До этого эфиопские войска входили в Сомали в 2006 г., однако они были вынуждены уйти оттуда три года спустя.

25 января командование движения «Аш-Шабаб» призвало своих сторонников активизировать атаки против иностранных сил в Сомали. Как заявил представитель движения Али Махамуд Радж, ранее было созвано совещание полевых командиров с участием главаря «Аш-Шабаб» Ахмеда Абди Годана, на котором обсуждались вопросы ведения боевых действий после интеграции в состав Amisom эфиопских войск.

27 января представитель Пентагона сообщил, что американский ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) нанес ракетный удар по одному из лидеров движения «Аш-Шабаб», находившемуся на территории Сомали в районе порта Бараве. На тот момент американские военные не знали, насколько этот удар получился эффективным. По американским данным, военные следили за этим полевым командиром несколько лет.

В целом, теперь после решения финансовых проблем эфиопских войск в Сомали путем их включения в состав Amisom можно ожидать повышения военной активности африканских миротворцев, поскольку под контролем исламистов из движения «Аш-Шабаб» продолжают оставаться обширные территории в сельской местности. Сколько времени потребуется на подготовку такого наступления – сказать пока трудно.

62.84MB | MySQL:102 | 0,587sec