Саудовская Аравия: антитеррористические законы начинают действовать?

7 марта 2014 г. в Саудовской Аравии (инициатива в этой связи принадлежала Министерству внутренних дел) был предан гласности список организаций и движений, отныне квалифицируемых в этой стране как «террористические». В этом списке присутствуют «Организация Аль-Каида, Организация Аль-Каида на Аравийском полуострове, Организация Аль-Каида в Йемене, Организация Аль-Каида в Ираке, Исламское государство в Ираке и Леванте (ДАИШ, если использовать аббревиатуру арабского названия этой структуры – Г.К.), Джабхат ан-нусра, Хизбалла на территории Королевства, Движение “Братья-мусульмане” и Движение хауситов». Подчеркивая значение этого события, официальное заявление саудовского МВД посчитало необходимым заявить, что «членство в этих организациях, их поддержка, сочувствие их деятельности либо пропаганда их идей и проведение акций от их имени как внутри королевства, так и за его пределами, будут рассматриваться в качестве преступного деяния». Далее в опубликованном заявлении отмечалось, что все перечисленное выше «относится и к подобным этим организациям структурам, как с точки зрения их идейных воззрений, так и действий», в том числе и к тем «группировкам и течениям, которые включены в списки Совета Безопасности (ООН – Г.К.) и других международных институтов и рассматриваемых этими институтами в качестве террористических либо совершающих насильственные действия».

Преданный гласности список террористических организаций (разумеется, неполный и соответствующий лишь сегодняшним прагматическим интересам саудовского государства, — чего стоит отсутствие в нем, в частности, ХАМАС или указание на противозаконность действий «Хизбаллы» лишь на саудовской территории), тем не менее, продолжал уже инициированные в стране начинания. Среди них – вступивший в силу подписанный 1 февраля 2014 г. правящим монархом новый саудовский закон «О борьбе с терроризмом и его финансированием», ставший первым, четко оформленным законодательным актом, определившим понятие «террористическое преступление» и меры государственного воздействия на тех, кого этот акт рассматривает в качестве участников террористических акций, их сторонников и тех, кто осуществляет финансовую поддержку террористов.

Развивая положения вновь принятого закона, правящий саудовский монарх – король Абдалла бен Абдель Азиз подписал 3 февраля 2014 г. указ «О наказаниях в отношении участников боевых действий за пределами Саудовской Аравии, членов экстремистских религиозных и идейных течений или группировок, а также членов организаций, рассматриваемых на национальном, региональном и международном уровне в качестве террористических». Распространенный Саудовским информационным агентством текст этого указа гласил: «Руководствуясь принципами исламского шариата, требующими охранять веру, безопасность, единство и сплоченность уммы, основываясь на Основном законе правления, предусматривающем защиту безопасности королевства и единства его народа, идущего по пути Господа, мы издаем этот указ в интересах противостояния идеям и действиям, нарушающим стабильность и общественную безопасность, а также наносящим ущерб положению королевства в арабском и исламском мире, как и в сфере международных отношений».

Развернувшееся после публикации обоих этих документов наступление на благотворительные организации (об этом, как и о саудовских антитеррористических законах, автор этой статьи уже писал на страницах сайта Института Ближнего Востока) доказывало серьезность саудовских властей в отношении противостояния международному (включая и его региональное ответвление) терроризму. В контексте этих событий официально принятый в Саудовской Аравии список (пусть и далекий от того, чтобы казаться полным) террористических организаций и движений стал дополнительным подтверждением убежденности саудовской власти в необходимости борьбы с одним из наиболее принципиальных вызовов современному миру.

Все же, важно и то, как оформлялся подготовленный Министерством внутренних дел список, как и способ придания законности начинанию саудовского истеблишмента.

Не приходится сомневаться в том, что ставший официально действующим список террористических организаций и течений (получивший статус законодательного акта) дает возможность саудовским органам государственной безопасности (включая и те их структуры, которые призваны действовать в финансово-банковской сфере) и юридической системе страны более четко, чем это происходило ранее, противостоять тем, кто отныне получил статус «террористической» структуры. Несомненно также и то, что благодаря этому списку, становится возможным осуществлять более эффективный мониторинг финансовых средств, поступающих из Саудовской Аравии на счета внесенных с список организаций и течений.

Более того, как подчеркивало официальное заявление саудовского Министерства внутренних дел, вновь обнародованный список будет не только регулярно обновляться, но сам факт его появления означает, что Саудовская Аравия «вступила на более высокий уровень реализации своей антитеррористической стратегии». Частью этой «антитеррористической стратегии» провозглашалась и начинавшаяся в стране кампания (ее исполнителями станут представители Министерства юстиции и Министерства внутренних дел) «переоценки деятельности и личных качеств имам-хатыбов мечетей». При этом предполагается, что эта кампания охватит собой весь корпус саудовских улемов низшего и среднего звена, находящихся в постоянном контакте с прихожанами мечетей (в число которых входят все граждане страны мужского пола, которые под угрозой наказания не могут пропустить ни одной из пяти ежедневных молитв).

Впрочем, определенные шаги в этом направлении предпринимались и раньше, — была запрещена проповедническая деятельность женщин, проводились превентивные аресты и отстранение от занимаемых постов некоторых имам-хатыбов. Теперь же, как после публикации списка террористических организаций заявлял заместитель министра исламских дел, вакфов, наставления и призыва Тауфик ас-Судейри (деятельность сотрудников мечетей подконтрольна этому министерству), «среди действующих под эгидой министерства проповедников более не останется ни одного, кто пропагандирует лозунги (ныне запрещенных исламских политических структур – Г.К.)». Если раньше, по словам того же высокопоставленного чиновника Министерства исламских дел, «Саудовская Аравия проводила политику примирения и постоянных амнистий в отношении тех, кто действует под лозунгами ислама, которую, к сожалению, некоторые из них воспринимали как слабость государства, то теперь настало время сказать им: “Довольно!”».

Важен, между тем, и способ придания законности начинанию саудовского истеблишмента. В стране, где идеология (которой, вне сомнения, является исламская религиозная догма) играет значительную роль, обращение к этому способу легитимации вновь принятого списка вызывает интерес. Говоря о нем в опубликованном 8 марта 2014 г. интервью «Аш-Шарк Аль-Аусат», саудовский министр юстиции Мухаммед аль-Иса подчеркивал не только то, что «важнейшим долгом государства выступает осуществляемая им защита стабильности и безопасности страны», но и считал необходимым заявить, что «шариатские установки не допускают создания партий и группировок в рядах единой исламской уммы». В силу того, как он замечал, что «ислам един», стремление кого-либо «расколоть это единство либо создать партию (ат-тахаззуб)», лишь «путь к возбуждению раздоров, соперничества и разрушения».

Все же, переакцентировка шариатских норм как способ придания законности списку террористических организаций не исчерпывает методов борьбы с этими организациями на территории Саудовской Аравии. По мнению официального представителя МВД, бригадного генерала Мансура ат-Турки, «ныне настало время жесткого выкорчевывания корней терроризма». В этой связи саудовская пресса уже сообщила, что это министерство распространило «список запретов (каима махзурат), обязательных для каждого саудовца и иностранца, находящегося на саудовской территории».

Этот список включает, прежде всего, «недопустимость любых форм распространения атеистических идей либо выражения сомнений в отношении исламской религии, лежащей в основании королевства». Впрочем, этот «запрет» естественен, — идеология, с помощью которой защищается новое начинание саудовского истеблишмента, требует и защиты самой основы существования саудовского государства. Вторым в этом списке выступает «отказ от клятвы верности правителю и принесение такой клятвы какой-либо партии, организации, течению либо человеку, как в самом королевстве, так и за его пределами». Третий «запрет» связан с «участием или поощрением к участию в местах боевых действий в других государствах, как и изданием фетв, поддерживающих такое участие». Четвертый пункт этого «списка» имеет отношение к «пропаганде либо выражению сочувствия к деятельности террористических организаций на страницах социальных сетей, в интернете, в печатных или электронных периодических изданиях, на радио – и телевизионных передачах», а пятый – к оказанию «финансовой поддержки, помощи или укрытию членов запрещенных партий и организаций».

Министерство внутренних дел предписывало далее (в-шестых) «не допускать контактов с группировками, течениями либо лицами, враждебными королевству». Седьмой пункт «списка запретов» требовал от граждан страны и проживающих в ней иностранцев «отказа от контактов с другими государствами в интересах нанесения ущерба единства, стабильности и безопасности королевства и его народа». Восьмой запрещал «разрушать социальную структуру и национальное единство, используя для этого методы пропаганды либо участия в собраниях и демонстрациях, а также публикации и распространения листовок и обращений». Никто из саудовцев (или желающих и далее проживать в Саудовской Аравии иностранцев) не мог, в-девятых, «принимать участие в конференциях, конгрессах и симпозиумах в королевстве или за его границами, если эти мероприятия имеют целью подрыв безопасности и стабильности, а также возбуждение общественных смут».

В цитируемом «списке запретов» Министерства внутренних дел делались, вместе с тем, и жесты в отношении иных государств мира. Так, его десятый пункт запрещал «оскорблять другие государства и их руководителей», а одиннадцатый – «подстрекать либо возбуждать вражду со стороны иностранных государств или международных организаций в отношении королевства». Однако и эти жесты имели непосредственное отношение к внутрисаудовской политической ситуации.

Однако важен не только этот «список запретов». Важно и отношение саудовского «образованного класса» к начинанию официального истеблишмента. Как писал 9 марта 2014 г., в этой связи, на страницах «Аш-Шарк Аль-Аусат» постоянный колумнист этой газеты, «исламолиберал» Мшари аз-Заиди (его статья называлась «Саудовская Аравия защищает себя»), «в истории Саудовской Аравии начинается новый этап». По его словам, «это этап коренного перелома в структуре саудовского общества, в воспитании новых поколений и развитии культуры». Впрочем, этого автора стоило бы процитировать еще: «Речь идет, — писал он во все той же статье, — о тонко проведенной хирургической операции на теле нации».

52.33MB | MySQL:103 | 0,470sec