Ливия: обособление регионов

Появились сообщения о том, что повстанцы в Ливии начали продажу нефти через топливоналивной терминал в Эль-Сидре. Пока речь идет лишь об одном танкере из Северной Кореи, и говорить о каком-то окончательном и глобальном окончании кризиса с блокадой экспорта нефти из этой страны преждевременно. Но в данном случае важен прецедент. Указанная операция осуществляется автономно от центральных властей, без их ведома и, естественно, без уплаты каких-либо пошлин и налогов в государственную казну. Оплата производится корейской стороной по «смешанной» схеме: часть — оружием и боеприпасами, а часть – наличными. Напомним, что именно вопрос о разделе экспортной выручки за торговлю углеводородами является сейчас ключевым в рамках происходящего в Ливии противостояния между различными племенами и клановыми группами. Известный полевой командир И.Джадран с востока страны вот уже несколько месяцев блокирует все попытки центрального правительства восстановить экспорт нефти под предлогом невыплаты ему «причитающейся оплаты» за охрану нефтяных промыслов. В результате объем национального экспорта этого сырья снизился в шесть раз за прошлый год и составил всего лишь 250 тыс. баррелей в сутки. То, что боевики рано или поздно начнут самостоятельно торговать нефтью, было ясно давно. Им необходимо на что-то жить. А их руководителю еще и оплачивать лояльность своих подчиненных. В принципе эпизод с северокорейским танкером — это только начало процесса дальнейшего обособления регионов Ливии и развития системы федерализма. А если говорить проще – то фактического распада современной Ливии, в отсутствие реальной общенациональной военной силы, на исторических антагонистов в лице Триполитании и Киренаики.

В этой связи очевидно, что на западе страны основную роль в рамках обособления и создания нового федерального центра в Триполитании будет играть племенной союз зентан (расположен в 150 км восточнее от Триполи и насчитывает порядка 80 тыс. человек). Он имеет наиболее мощные позиции на востоке Ливии, а в последнее время предпринимает попытки расширить свое влияние в столичном регионе. Скажем, что это не вызывает большого энтузиазма у населения Триполи, но зато стимулирует лидера «светской» оппозиции Альянса национальных сил (АНС) в Всеобщем национальном конгрессе (ВНК) А.Джебриля на создание нового союза племен Триполитании с целью наконец-то воссоздать некое подобие центральной власти в стране. Естественно, при ведущей роли выходцев «с запада».

А пока лидеры зентан прилагают определенные усилия по созданию в подконтрольной им зоне самостоятельной транспортной и логистической инфраструктуры. В начале февраля с.г. глава муниципального совета г.Зентана Мохаммед Вакавак провел консультации с послом Франции в Ливии А.Севаном по вопросу привлечения французского бизнеса к строительству нового современного международного аэропорта. Французский дипломат, который секретно посещал эту часть страны после провала попытки своих переговоров с лидерами Мисураты, уже направил соответствующие запросы руководству французских строительных компаний Eiffage и ADPI. Такое стремление руководства зентан вызывает определенное удивление, поскольку подчиненные им боевики уже контролируют столичный аэропорт. В данном случае речь, видимо, идет о создании системы подстраховки и ни в коей мере не свидетельствует о попытках зентан обособиться от центра. При этом оно, скорее, старается поставить под наблюдение основные транспортные узлы западной части Ливии. Ставленник клана, министр транспорта М.аль-Айиб, значительное время проводит в своем родном городе Зентан, где даже основал свою вторую министерскую штаб-квартиру.

Но сейчас на повестке дня — установление контроля над Триполи. И последние «ультиматумы» о роспуске нынешнего состава ВНК и назначении новой даты выборов со стороны клана зентан – это часть борьбы с «восточными кланами» за влияние в Триполитании. Зентан уже начали печатать в столице собственную газету и открыли несколько школ. В ВНК клан представлен одним из руководителей фракции АНС Абдельмаджидом Мигтой. Его брат Осман командует дислоцированной в столице военной бригадой Каа Каа, наиболее боеспособной на сегодняшний момент. В случае необходимости и возникновения вооруженного противостояния он может рассчитывать на помощь подкреплений из Зентана. Там дислоцируются части племенного ополчения под командованием Абу Салема Абу Ситты, имеющие на вооружении артиллерию и танки. Абу Ситта контролирует все КПП на границе с Тунисом, собирая большие «пошлины» с грузопотока между двумя странами. Боевики зентана наблюдают за нефтяными месторождениями в Феццане — оператором является испанская Repsol. Там также присутствует «нефтяная охрана» клана, получающая часть прибыли от экспорта нефти. Вместе с тем, временные блокировки добычи нефти на этом месторождении позволяют клановой верхушке в достаточной мере влиять на слабое центральное правительство, «бюджетная состоятельность» которого в настоящий момент целиком и практически полностью зависит от экспортной выручки с «западных» месторождений. Племенное ополчение зентан еще со времен «революции» патронирует район Убари на юге Ливии.

Зентан в своем противостоянии с «Братьями-мусульманами» из основного политического и военного конкурента клана Мисураты может рассчитывать на поддержку племенных ополчений Варшефана, и в случае (очень вероятном сейчас) альянса с М.Джебрилем родного ему племени Варфалла. Кроме того, руководство клана проводит активные консультации о союзе с племенем бывшего ливийского диктатора кадаффа. Для этого используются возможности сына М.Каддафи — Сейф аль-Ислама, по-прежнему находящийся под арестом в Зентане. Отказ выдавать его центральным властям для суда во многом объясняется и тем, что руководство зентан желает иметь лишний козырь для своих переговоров с верхушкой кадаффа.

52.3MB | MySQL:103 | 0,468sec