Турция: расширение полномочий МИТ

Турецкий премьер-министр Р.Эрдоган сейчас переживает явно не самые лучшие свои времена. В результате утечки информации о конфиденциальных переговорах со своим сыном Билялом и разрастании коррупционного скандала он вынужден предпринимать экстраординарные меры, в том числе серьезно и беспрецедентно расширить полномочия разведслужбы МИТ. Напомним, что МИТ фактически с самого начала эры Эрдогана в турецкой политике является «наконечником копья» в проводимых им мероприятиях по подрыву определяющего долгие годы чрезмерного влияния военных. Сразу же после своего назначения на пост премьера Р.Эрдоган пролоббировал приход своего однопартийца и доверенного лица Хакана Фидана на должность руководителя МИТ. Последний провел широкомасштабную реформу ведомства, а также серьезно расширил полномочия службы за счет ущемления гегемонии военных в области радиоэлектронной разведки. По приказу Р.Эрдогана 2012 году под управление Х.Фидана перешла крупнейшая станция мониторинга эфира и прослушки мобильной связи Genelkurmay Elektronik Sistemler (GES), которая с момента ее постройки в 1950 году с помощью АНБ США находилась в безоговорочном владении армии. Само по себе это является для новейшей истории Турции случаем исключительным, и, как показало время, — недостаточной гарантией для премьера и его ближайшего окружения от «лишних ушей». Но это только укрепило Эрдогана в решимости провести через турецкий парламент закон «об исключительных полномочиях» МИТ и официально легализовать ее «исключительное» положение в иерархии силовых структур Турции. Он, в частности, предусматривает и окончательное закрепление за МИТ право собственности на владение всей аппаратурой станции GES, остававшуюся ранее все-таки за военными.

Новый закон, который многие обозреватели уже сравнивают с Патриотическим актом, подписанным президентом США Дж.Бушем-мл после событий 11 сентября, будет представлен в парламент сразу же после подведения итогов в местные органы власти 30 марта с.г. По оценке большинства аналитиков, эти выборы Р.Эрдоган и его сторонники из Партии справедливости и развития (ПСР) безусловно выиграют. Так что обещание премьера о том, что он уйдет в отставку в случае неудачи на этих выборах его партии, можно считать просто хорошо продуманным пиар-ходом. Что же еще предусматривает новый законопроект? В него входит предоставление внесудебного доступа к банковским счетам; вмешательство в личную жизнь, право на прослушивание телефонных переговоров и просмотр электронной почты. МИТ дается также право отслеживать всеми средствами деятельность министерств и ведомств, в том числе и путем нелегального доступа к их деловой и административной переписке. Согласно новому законопроекту, судебной власти будет запрещено вмешиваться в работу МИТ и выносить по ней любые вердикты.

Особо выделяется борьба с терроризмом. По предлагаемому на рассмотрение закону МИТ теперь может не отчитываться ни перед кем, кроме премьера, о своих контактах с террористическими группировками или лицами, находящимися в «легальном поле», но при этом аффилированых с различными экстремистскими группировками. В этой связи эксперты напоминают о секретных переговорах, которые руководитель МИТ Х.Фидан и его сотрудники вели с политическим крылом запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) в лице Koma Civake^n Kurdistan (KCK) в 2012 году. Тогда речь шла о подготовке перемирия с РПК, которое было заключено позднее и которое сейчас в одностороннем порядке руководством РПК приостановлено. В том числе и прежде всего в части вывода боевых отрядов партии с турецкой территории. Сам факт таких переговоров в свое время вызвал шквал критики со стороны оппозиции, и, главным образом, основного конкурента ПСР на внутриполитическом поле Народно-республиканской партии (НРП). Теперь, если новый закон будет принят (а большинство аналитиков склоняются к мнению, что это произойдет без всяких сомнений), такие операции спецслужб выводятся из-под любого контроля гражданского общества и судебных властей, а утечка в прессу и опубликование материалов на эту тему будет караться в уголовном порядке.

Что мы имеем в итоге? В первую очередь, принятие такого закона, безусловно, будет означать концентрацию в руках подконтрольной и лояльной лично Р.Эрдогану МИТ абсолютной власти с наличием у нее исключительных полномочий. О нарушении всяческих демократических норм в данном случае не говорим. Отметим только, что в случае принятия турецкого «Патриотического акта» о вхождении Турции в ЕС можно будет забыть окончательно, поскольку Брюссель такую чрезвычайную «полицейщину», естественно, без внимания не оставит.

Возвращаясь к чисто техническим деталям, отметим, что МИТ получает в результате серьезное расширение своих функциональных обязанностей, которые ранее концентрировались в основном на формате проведения внешнеполитических разведывательных операций. Теперь внешнюю разведку обязывают заниматься борьбой с террором, внутренней безопасностью и контрразведкой. Само по себе такое изменение является крайне пагубным для разведки форматом и вызовет, помимо прочего, ослабление внешнеполитического направления ее деятельности, ради чего она, собственно, и создавалась, не говоря уже о снижении профессионального уровня. Внутренний сыск с явно политическим акцентом для организации, чьей первоначальной специализацией была внешняя разведка, с профессиональной точки зрения губителен. Именно по этой причине практически во всех странах органам внешней разведки запрещено заниматься оперативной деятельностью внутри своих государств. Такой перекос в деятельности МИТ наметился уже давно и был вызван стремлением Р.Эрдогана резко минимизировать внутриполитическое влияние жандармерии, сильно «засоренной» сторонниками его главного на сегодня политического конкурента – имама Ф.Гюлена. Ранее в ее обязанности входила и борьба с террористами, и противодействие радикалам различного толка внутри Турции. Массовая кадровая чистка жандармерии на фоне коррупционного скандала стала венцом этой деятельности премьера. Еще ранее у жандармерии отобрали «курдское досье» и вопросы взаимодействия с иранскими коллегами. Отметим также и тот момент, что, несмотря на массовое увольнение из жандармерии и полиции нелояльных лиц, Р.Эрдоган по-прежнему этому аппарату не доверяет.

Концентрация чрезвычайных полномочий в руках МИТ отвечает стремлению премьера вести неподотчетную никому активность и на сирийском направлении. Мы уже отмечали, что сотрудники МИТ начали уже создавать в Сирии подконтрольные им отряды явно джихадистского толка из числа, прежде всего, амнистированных членов курдских организаций. Причем за модель принята система афганского Талибана. Не говоря уже о секретных соглашениях с саудовцами о предоставлении турецкой территории для создания логистических баз для иностранных джихадистов, которые воюют против режима Б.Асада. Как представляется, вряд ли такая практика встретит большое одобрение оппозиционных партий Турции и военных. Но, в случае принятия нового закона, деятельность МИТ фактически выходит из-под их даже минимального контроля. Тем более что согласно новым правилам игры, на МИТ также будет возложена обязанность и по жесткому «патронажу» за деятельностью чисто политических конкурентов Р.Эрдогана внутри страны. И это является, пожалуй, самым тревожным моментом во всей этой истории.

62.82MB | MySQL:102 | 0,471sec