Куда направлялся груз ракет из Бендер-Аббаса?

Ранним утром 5 марта 2014 года, по сообщению пресс-службы Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), военнослужащие спецназа израильских ВМС захвали шедшее из иранского порта Бендер-Аббас под панамским флагом торговое судно в районе морской границы между Эритреей и Суданом, примерно в 1500 км от побережья Израиля, в Красном море. В трюмах судна были обнаружены груз современного вооружения, в том числе ракеты радиусом действия в 160 км. В сообщение пресс-службы уточняется, что самые современные модели этой ракеты могут достигать целей на расстоянии и 200 км. Судно, команда которого, интернациональная по своему состава, сдалась без какого бы то ни было сопротивления, было взято на абордаж и конвоировано израильский южный порт Эйлат.

Вот дополнительные подробности, сообщенные израильскими СМИ: на судне, носящем название KLOS-C, команда которого вместе с капитаном насчитывала 18 человек, были складированы ракет М-302, произведенные на предприятии сирийского ВПК. Они были спрятаны в трюме судна в мешках с цементом. Этот класс ракет принадлежит к типу «земля – земля» и серийно производится в Сирии. Судно следовало в Порт-Судан, где оно должно было произвести выгрузку вооружений,  как сообщает пресс-служба. «предназначенных для террористических организаций, действующих в секторе Газа». По словам пресс-секретаря Армии Обороны Израиля, «контрабандная перевозка оружия производилась под руководством Ирана, и эта страна занималась координацией и согласованием всех деталей контрабандной операции».

Как сообщает на своем сайте информационный Центр по изучению терроризма Меира Амита http://www.terrorism-info.org.il, Иран стремится повысить военный потенциал террористических организаций, действующих в секторе Газа, уделяя основное вниманию созданию инфраструктуры ракет дальнего радиуса действия. Такое сделает возможным обстрел не только южных, но и центральных и северных районов Израиля. Поставка ракет ХАМАСу происходит вопреки декларированному «охлаждению» в отношениях между Ираном и ХАМАСом, объясняющемуся тем, что ХАМАС находится в числе противников нынешнего сирийского режима, что имело своим следствием закрытие его представительства в Дамаске и изгнание всех функционеров из этой страны.

Как стало известно, история операции по перехвату ракет такова: не так давно израильские спецслужбы добыли информацию о доставке партий ракет типа М-302 из международного аэропорта в Дамаске в Иран. Непосредственной реализацией «проекта» занимались военнослужащие относящегося к Корпусу стражей исламской революции (КСИР) подразделения «Кодс», специализацией которого является проведение подрывных операций за рубежами Ирана. Подозрение вызвал тот факт, что обычно оружие транспортируется из Ирана в Сирию, а не наоборот. Затем спецслужбы выяснили, что замеченная партия ракет была транспортирована из Тегерана в порт Бендер-Аббас,, где погружена на гражданское грузовое судно под названием KLOS-C вместе с контейнерами с цементом. Из порта Бендер-Аббас корабль прибыл в иракский порт Ум Каср, взяв на борт еще 50 контейнеров с цементом. Затем он направился в Порт-Судан, где планировалась его разгрузка, с тем чтобы партия ракет по суше через Египет была доставлена в сектор Газа. На последнем морском отрезке судно и было задержано израильским морским спецназом

Интересно отметить, что данный инцидент совпал по времени с началом визита в США премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который накануне посвятил иранской угрозе основную часть своей речи перед активистами американского произраильского лобби AIPAC (American Israel Public Affairs Committee). В последовавших затем выступлениях многочисленных израильских официальных лиц, в основном – военных, утверждалось, что груз предназначался радикальным террористическим организациям, действующим в секторе Газа, главным образом – ХАМАСу. Официальное заявление по этому поводу сделала пресс-служба главы правительства, утверждавшая, что в Израиля нет никаких сомнений по поводу принадлежности груза и адресата его доставки. Биньямина Нетаньяху, находившийся в день перехвата судна в Лос-Анжелесе, прокомментировал случившееся следующим образом: «В момент, когда иранский президент расточает Западу свои сладкие улыбки, надеясь тем самым снять наложенные на его страну экономические санкции, он ни на секунду не прекращает своей поддержки террористическим организациям». В подобном же ключе высказался министр обороны Израиля генерал Моше (Буги) Яалон. На проведенной в той связи пресс-конференции прозвучал, среди прочих, и такой вопрос: «Не случайно ли совпали два таких факта как визит в США Нетаньяху и конфискация груза ракет, перевозимого из иранского порта и связанного с Корпусом стражей исламской революции (КСИР)?». И министр, и другие высокопоставленные военные, в том числе – Начальник Генштаба ЦАХАЛа Бени Ганц и командующий израильскими ВМС вице-адмирал Рам Ротберг решительно отвергли возможность такой связи. Никакой официальной иранской реакции в тот же день не поступало. На следующий день с решительным опровержением причастности Ирана к этому «происшествию» выступил глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф, заявивший, что вся операция специально организована и «привязана» к визиту израильского премьера в США, чтобы вновь привлечь внимание мировой общественности к реализации иранской атомной программы. Оперативно отреагировал на это событие лишь ХАМАС, категорический отрицавший свою причастность к нему.

8 марта захваченное судно под конвоем израильских ВМС прибывает в израильский южный порт Эйлат. МИД Израиля уже пригласил представителей зарубежных СМИ прибыть в этот порт, где им будут продемонстрированы перехваченное ракетной вооружение. Кроме того, как уже пообещал израильский премьер в одном из своих последних выступлений, им будут показаны все сопроводительные документы, неопровержимо доказывающие роль Ирана в этой операции.

При всей исключительности этой операции, она вполне может быть охарактеризована как рутинная. Как не раз писала международная и израильская пресса, «практически ежегодно выявляются случаи переправки иранского оружия и снаряжения, предназначавшегося для палестинских экстремистских организаций и ливанской шиитской террористической организации «Хизбалла». В течение последнего времени пунктами назначения стали и африканские страны на восточном побережье этого континента, где Иран поддерживает оппозиционные силы и местных сепаратистские движения. Однако, если в Африке иранские поставки вооружений имеют не столь давнюю историю, то на палестинском и ливанском направлении таковые обладают многолетней историей. Вот несколько показательных примеров. 3 января 2002 года отряды израильских ВМС перехватили корабль «Karin А» с грузом иранского оружия весом в 50 тонн. Из Египта судно направлялось в Газу, транспортируя партии противотанковых ракет и огнестрельного оружия. Следом, в конце 2003 – начале 2004 г. стал известен удивительный факт: под видом гуманитарной помощи жертвам катастрофического землетрясения в древнем иранском городе Бам воздушным путем переправлялись партии военных грузов «Хизбалле». В 2007 г. в Турции был задержан поезд, следовавший из Ирана, транспортировавший ракетные пусковые установки и боеприпасы, другие виды вооружений. Не составило труда выяснить, что и этот груз предназначался «Хизбалле». В 2009 г., зафиксировано сразу два подобных случая. В январе, на Кипре был арестован российский сухогруз «Мончегорск» с грузом танков, минометов, оборудования для производства иранских ракет малого радиуса действия. В конце того же года следовавший из Ирана под германским флагом корабль «Hansa India», перевозил в Египет для сектора Газы 8 контейнеров военного назначения. Судно было перехвачено на Мальте, где груз был изъят. Уже цитировавшийся нами сайт информационного Центра по изучению терроризма Меира Амита опубликовал ровно три года назад материал о захвате судна Victoria, сообщив, что большинство вооружений, захваченных на этом судне, предназначенных для террористических организаций, действующих в секторе Газа, было произведено в Иране, в том числе минометные снаряды и ракеты С-704. Как отмечал Центр в специальном комментарии, «груз вооружений является очередным свидетельством стратегических усилий Ирана и Сирии по передаче вооружений террористическим организациям».

52.31MB | MySQL:103 | 0,587sec