Кризис в Совете Сотрудничества Арабских Государств Залива

Разногласия между государствами-членами региональной организации Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), обычно носившие закрытый характер и не становившиеся достоянием публичного обсуждения, сегодня стали явными и привели к серьезному кризису.

5 марта 2014 г. три члена ССАГЗ — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн приняли решение отозвать своих послов из Катара — еще одного члена этого регионального объединения, всегда рассматривавшегося в качестве наиболее успешного и эффективного интеграционного проекта, действующего в рамках арабского геополитического пространства. Остальные члены Совета сотрудничества — Кувейт и Оман, хотя и не присоединились к действиям своих региональных партнеров, но не высказали каких-либо возражений против жеста Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна.

Отзыв посла государства-члена ССАГЗ из столицы другого государства-члена этой организации — явление беспрецедентное в ее истории. Несмотря на то, что между государствами, входящими в Совет сотрудничества, неоднократно возникали разногласия, которые, порой, достигали уровня возможного военного столкновения (примерами тому в прошлом были бахрейнско-катарский территориальный конфликт, как и конфликт между Катаром и Саудовской Аравией), ни одно из государств ССАГЗ никогда не прибегало к такой серьезной мере дипломатического воздействия, как отзыв посла, для оказания давления на своего оппонента в рядах единой региональной структуры.

В совместном заявлении, с которым выступили Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн говорилось о том, , что «Катар не выполняет своих обязательств по соглашению, которое в ноябре прошлого года государства-члены Совета сотрудничества подписали в Эр-Рияде». В заявлении было подчеркнуто, что «три государства были вынуждены предпринять шаги, которые они посчитали необходимыми для защиты своей безопасности и стабильности и 5 марта 2014 г. отозвать своих послов из Государства Катар». В то же время все эти три государства, предприняв решительные меры в отношении своего партнера, посчитали необходимым заявить, что «они полны решимости защищать интересы всех народов — государств Совета сотрудничества, в том числе и братского катарского народа, который они считают неотъемлемой частью единой семьи всех народов государств Совета сотрудничества». В заявлении также была выражена надежда на то, что Катар незамедлительно предпримет шаги, направленные на выполнение тех обязательств, которые он взял на себя, подписав совместное соглашение об обеспечении безопасности, с тем, чтобы «защитить государства Совета сотрудничества от эскалации напряженности, на что выражают глубокую надежду их народы».

Обращение к тексту заявления Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна показывает, что в нем не было высказано каких-либо конкретных обвинений в адрес Катара. Иными словами, речь шла о том, что, несмотря на острейший дипломатический кризис, разразившийся в Совета сотрудничества, те его члены, которые своими действиями и вызвали этот кризис, пытаются быть сдержанными и не выносить на публичное обсуждение те противоречия, которые существуют между государствами, входящими в это объединение.

Как подчеркивалось в цитируемом документе, «шаги, предпринятые Королевством Саудовская Аравия, Государством Объединенных Арабских Эмиратов и Королевством Бахрейн, основываются на принципах исламского шариата, предписывающих сотрудничество, взаимопомощь и единство». Эта фраза подтверждалась соответствующими цитатами из Корана. В дополнении к этому, заявление ссылалось на устав ССАГЗ, в котором говорилось о том, что «все государства-члены осознают общность судьбы, единство целей, которые признают их народы и к выполнению которых стремится эта организация — достижение координации действий, сотрудничества, тесных связей между государствами-членами во всех областях, с тем, чтобы добиться их единства, углубления и расширения связей и сотрудничества в различных сферах».

Заявление, с которым выступили три государства ССАГЗ в связи с принятым ими решением об отзыве послов из катарской столицы — Дохи, хотя и выражало их недовольство проводимой Катаром политикой, было, тем не менее, полно заверений о том, что государства ССАГЗ будут предпринимать необходимые усилия для сохранения «тесных отношений» между государствами-членами, для «защиты завоеваний и достижений Совета сотрудничества» и для «защиты безопасности и стабильности государств Совета сотрудничества, в соответствии с соглашением о безопасности, подписанном всеми членами этой организации». Невыполнение Катаром этих обязательств было названо главной причиной вновь возникшего кризиса в рядах Совета сотрудничества.

Разумеется, в цитируемом саудовско-эмиратско-бахрейнском заявлении подчеркивалось, что все государства-члены ССАГЗ, подписавшие «соглашение о безопасности», прилагали разносторонние усилия к тому, чтобы добиться от Катара согласия проводить «единый политический курс», как этого требует устав этой организации, а также подписанные ими соглашения, поскольку соглашение по безопасности подтверждает «принцип прямого или косвенного невмешательства во внутренние дела государств, входящих в Совет сотрудничества», требует «не поддерживать тех, кто угрожает безопасности и стабильности этих государств, будь то организация или же отдельные личности, которые непосредственным образом угрожают их безопасности, пытаются оказать политическое давление или же поддерживают враждебную информацию».

Вместе с тем, в цитируемом заявлении указывалось и на то, что Катар взял на себя соответствующие обязательства по реализации соглашения о безопасности, поскольку эмир этой страны шейх Тамим бен Хамад Аль Тани поставил под ним свою подпись на «тройственном саммите» — совещании, проходившем 23 ноября 2013 г. в Эр-Рияде, участниками которого были также главы Саудовской Аравии и Кувейта. Стоило бы заметить, что это соглашение было поддержано и подписано всеми главами государств Совета сотрудничества (хотя она еще и не ратифицировано кувейтским парламентом). Это обстоятельство позволяло авторам саудовско-эмиратско-бахрейнского заявления выразить «надежду» на то, что и Катар будет выполнять подписанное им соглашение.

Эта «надежда» подкреплялась и другими существенными обстоятельствами. Так, 17 февраля 2014 г. в Кувейте состоялось совещание, на котором присутствовали эмир Кувейта шейх Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах и эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, а также министры иностранных дел государств-членов Совета сотрудничества. Это совещание обсуждало механизмы контроля над выполнением эр-риядского соглашения по безопасности. Но, кроме того, 4 марта 2014 г. в саудовской столице состоялось очередное совещание министров иностранных дел государств-членов ССАГЗ, где были предприняты огромные усилия убедить Государство Катар в полном объеме выполнять эр-риядское соглашение и согласиться на контроль других государств ССАГЗ над его выполнением. Однако Катар не выразил на это своего согласия.

Если в заявлении Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна не было высказано каких-либо конкретных обвинений в адрес Катара, то их список был представлен саудовской прессой.

6 марта 2014 г. лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала пространную статью, излагавшую основные претензии государств-членов ССАГЗ к Катару. В статье отмечалось, что эти претензии связаны, прежде всего, с несогласием Катара с некоторыми мерами в области коллективной безопасности государств Совета сотрудничества, нахождением на его территории видных деятелей движения «Братья-мусульмане», выступающих против ведущих политиков Саудовской Аравии и ОАЭ, «недружественной информационной политикой» Катара в отношении ОАЭ и Бахрейна, отсутствием «координации действий Катара с другими членами Совета сотрудничества по сирийскому вопросу» и созданием им «блока с Турцией и другими государствами», как и «подозрениями», связанными с «возможной» катарской поддержкой йеменских хауситов.

В список разногласий между Катаром и его партнерами по ССАГЗ, опубликованный «Аш-Шарк Аль-Аусат», не вошел, вместе с тем, Египет. Как заявил официальный представитель египетского министерства иностранных дел, по «причинам объективного характера» посол Египта в Катаре с начала февраля текущего года находится в Каире. Эти «объективные причины» связаны со «вмешательством Катара во внутренние дела Египта», а также отказом выдать египтян, против которых были начаты уголовные дела. Как подчеркнул этот официальный представитель, «решение Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна означает их неприятие политики Катара. Эти страны, как и Египет, требуют выполнения в полном объеме принципа невмешательства во внутренние дела государств и уважения их суверенитета и воли их народов». Далее в заявлении представителя египетского министерства иностранных дел отмечалось, что «существуют разногласия не только между Египтом и Катаром, но и между Катаром и большинством арабских государств, поэтому Катар должен пересмотреть свою политику и согласовать ее с общими интересами арабских государств, придерживаться принципа арабской солидарности, отказаться от позиций, которые ведут к раздробленности, нарушают единство арабских государств и усиливают угрозы, осложняющие сегодня проблему обеспечения арабской безопасности».

В саудовско-эмиратско-бахрейнском заявлении не были упомянуты и разногласия с Катаром в отношении Ирана. Как известно, Катар расширяет контакты с этой страной, в то время, как Бахрейн прямо обвиняет Иран в поддержке антиправительственных террористических организаций. В свою очередь, в ОАЭ недовольны нерешенностью проблемы спорных островов, а Саудовская Аравия призывает к сохранению жесткого курса в отношении Тегерана.

Впрочем, саудовская пресса могла и резко критиковать Катар. 6 марта 2014 г. «Аш-Шарк Аль-Аусат» была опубликована статья постоянного колумниста этой газеты и генерального директора саудовского спутникового телевизионного канала «Аль-Арабийя» в Абдель Рахмана ар-Рашида, названная им «“Братский” Катар» (показательная использовавшаяся автором статьи пунктуация). В этой статье говорилось о том, что Катар «всегда проводил политику, несогласованную с другими государствами-членами Совета сотрудничества», и были приведены многочисленные примеры (по сути дела, «грехи» Катара), подтверждавшие эту мысль.

Ответ Катара на заявление его саудовских, эмиратских и бахрейнских партнеров не был пространным. Совет министров Государства Катара опубликовал заявление, в котором высказал свое «сожаление и удивление» по поводу решения Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна «отозвать послов из Дохи», признав существование разногласий между с этими странами, но подчеркнув, однако, что имеющиеся между ними разногласия «не касаются проблем Совета сотрудничества». Как говорилось в заявлении катарского Совета министров, «эти разногласия не затрагивают интересы народов государств Залива, его безопасность и стабильность». Катар подтвердил свою «приверженность узам братства с народами государств Совета сотрудничества», что объясняет его намерение не принимать ответных мер. Он также заверил своих партнеров по ССАГЗ, что будет и в дальнейшем придерживаться принципов, на которых основывается деятельность этой организации, выполнению всех взятых им обязательств, в том числе и обязательств по «обеспечению безопасности и стабильности всех входящих в Совет сотрудничества государств».

52.26MB | MySQL:103 | 0,668sec