Катарско-саудовские отношения: кризис обостряется?

Отозвав своих послов из Дохи 5 марта с.г. КСА, Бахрейн и ОАЭ объяснили этот свой шаг вмешательством Катара во внутренние дела других стран ССАГПЗ, защитой «стабильности и безопасности» в регионе, а также по причине нежелания катарского руководства воздерживаться от поддержки «враждебных СМИ». Однако позднее стали известны другие детали такого решения, которое для многих показалось неожиданным на первый взгляд. По сообщению газеты «Аль-Араб» непосредственным поводом для отзыва послов явилось нежелание Катара соблюдать секретное соглашение, подписанное эмиром Тамимом Аль Тани в Эр-Рияде в ноябре 2013 г. по особому настоянию короля Саудовской Аравии Абдаллы и в присутствии эмира Кувейта шейха Сабаха Аль Сабаха. Согласно этому соглашению катарская сторона брала на себя следующие обязательства: придерживаться общей политики ССАГПЗ; не вмешиваться в дела других стран членов этой организации; не поддерживать экстремистские и террористические группы, угрожающие стабильности в регионе; не оказывать поддержку «враждебным СМИ». Однако в Эр-Рияде, как и в некоторых других столицах аравийских монархий, очень сомневались, что Доха действительно привержена к соблюдению этой договоренности, поэтому за последнее время терпение саудовцев оказалось исчерпанным. Что касается Бахрейна и ОАЭ, то они также были согласны с КСА, что Катар не предпринял никаких реальных шагов, чтобы продемонстрировать свое желание выполнять условия данного соглашения. С этим согласен также политолог Ибтисам аль-Катби а (Тhe Emirates Policy Centre, UAE), что такие жесткие действия были вызваны тем, что страны ССАГПЗ использовали все возможные способы, чтобы вернуть Катара в русло общей своей политики. Об этом говорят ряд статей и в саудовской газете «Аль-Ватан»: «Отзыв послов является сильным решением, но и болезненным. Однако в большей степени это коллективная реакция против политики государства Катар, которое уже почти двадцать лет коренным образом отличается от прежней».

Как полагают, Катар восстановил против себя  часть членов ССАГПЗ не только поддержкой ячеек «Братьев-мусульман» на их территории, но также еще предположительно оказанием помощи шиитскому движению хауситов в Йемене. Кроме того, по мнению некоторых западных экспертов (напр. Пол Салливан, Джорджтаунский университет) причиной отзыва послов стал «все более негативный тон канала «Аль-Джазира» в отношении других стран ССАГПЗ и нового египетского руководства».

Особое упоминание Египта в этой связи станет понятным, если вспомнить, что Саудовская Аравия интенсифицировала свои контакты с его новым руководством. Как полагают, саудовцы лоббируют более активное сотрудничество ССАГПЗ и АРЕ с предоставлением финансовой поддержки новому режиму в Каире при условии, что Египет будет защищать страны ССАГПЗ от  региональных вызовов (напр. Ирана и др.). Очевидно, в данном случае речь идет о планах « сдачи в наем» некоторых египетских армейских подразделений или формировании на их основе боеспособных частей под эгидой ССАГПЗ. Отметим, со ссылкой на анонимные источники в египетской прессе появились сообщения, что если фельдмаршал (аль-мушир) Абдель Фаттах ас-Сиси будет избран новым президентом АРЕ, то он может получить от ССАГПЗ 240 млрд долл. в виде инвестиций и прямой финансовой помощи.

Вполне очевидно, что помимо «египетского фактора», другой причиной кризиса в ССАГПЗ явились заявленные планы Катара и Ирана в феврале с.г. о создании свободной экономической зоны, а также «совместного политического комитета» по региональным вопросам. Для Саудовской Аравии даже поддержка «Братьев-мусульман», на которых по меткому выражению она смотрит как «американские правые времен маккартизма смотрели на коммунизм», это явилось меньшей проблемой, чем Курс Катара на сближение с главным стратегически соперником – Ираном. Об этом ранее говорил в своих аналитических статья известный саудовский политолог Дж.Хашогги, указывая на отсутствие единства в ССАГПЗ по «иранскому вопросу» и успехах Тегерана, которому удалось внести раскол в ряды этой организации.

Также стало известно, что еще до отзыва послов из Дохи и обновления списка террористических организаций саудовским МВД, 5 марта с.г. принц Сауд аль-Фейсал во время встречи министров иностранных дел стран ССАГПЗ фактически предъявил ультиматум Катару с тремя условиями, которых будет достаточно, чтобы «Катар избежал наказания»: 1) прервать все связи с «Братьями-мусульманами»; 2) закрыть канал «Аль-Джазира» и региональные представительства двух американских аналитических центров Брукингского института (the Brookings Institution) и РЭНД (RAND Corporation (Research ANd Development); 3) выдворить всех иностранцев, обвиняемых в террористической  и экстремистской деятельности в страны, которые требуют их выдачи. Реакция министра иностранных дел Катара Халеда аль-Аттыя на эти требования была вполне предсказуемой, как «вмешательство во внутренние дела Катара».

Что касается прекращения вещания канала «Аль-Джазира», то Эр-Рияд всегда выражал свое недовольство той ролью, которую сыграл этот канал во время «арабской весны», обеспечив, по саудовскому мнению, информационную поддержку в свержении дружественных режимов в Египте и Тунисе. Саудовская газета «Аль-Ватан» отмечает исключительную роль этого телеканала для Катара, который «сделал это государство»: «Давайте будет реалистами. Роль современного Катара началась только с создания канала «Аль-Джазира», который первоначально являлся только арабским отделением Би-Би-Си». В тоже время газета подчеркивает насколько серьезным инструментом в международной политике являются современные СМИ, которые могут стать «обоюдоострым мечом, острый край которого искушает Катар и заставляет его играть с огнем, поджигая себя и в тоже время, зажигая огонь в домах своих братьев».

Этими же причинами объясняется требование Эр-Рияда закрыть представительства вышеупомянутых американских аналитических центров в Дохе, т.к. их деятельность, а особенно критические и аналитические статьи относительно внутреннего положения в королевстве за этот период рассматривались саудовцами, очевидно, как прямые рекомендации по дальнейшей «демократизации» стран Залива (стоит только почитать некоторые заголовки — «Короли на все времена: как монархии Ближнего Востока пережили арабскую весну?», «Революция в Королевстве Саудовская Аравия?» и т.д.). Полагают, что именно этот пункт требований саудовцев будет одним из самых «неудобных» вопросов, которые предстоит обсудить с в Эр-Рияде с президентом Б. Обамой во время предстоящего визита.

По всей видимости, третий пункт саудовских требований касается не только рядовых членов «Братьев-мусульман», скрывающихся от саудовских и египетских властей на территории Катара, но и радикального суннитского богослова Юсуфа аль-Кардауи, который неоднократно во время своих пятничных проповедей и выступлений в передаче «Шариат и жизнь» на канале «Аль-Джазира» не только протестовал против свержения М.Мурси, но и делал выпады в отношении других стран ССАГПЗ. Напомним, что его выдачи добивается, прежде всего, ОАЭ, которые потребовали от Интерпола в начале марта с.г. выдать ордер на его арест из-за его оскорбительных нападок в адрес правительства.

Представляется, что саудовцы не намерены останавливаться на этом в своей попытке изменить политический курс Катара. По имеющимся сведениям нынешнее напряжение в отношениях между Дохой и Эр-Риядом явилась причиной отмены нескольких встреч между саудовскими и катарскими официальными лицами, которые были запланированы на ближайшее время. Кроме того, появилась информация, что король Абдалла поручил принцу Мухаммеду бен Найефу курировать уже и «катарское досье» и настоял на включении кризиса в отношениях ССАГПЗ в повестку переговоров с президентом США, который как уже говорилось должен посетить Эр-Рияд в конце этого месяца.

Однако в ряде СМИ появились сообщения, что Саудовская Аравия предполагает установить блокаду Катара с воздуха, с земли и моря, если Доха не выполнит выдвинутые требования. Вероятность такого развития событий многими экспертами расценивается как вполне реальная, и что Катару в ближайшем будущем придется столкнуться с серьезными санкциями со стороны своих соседей, включая и закрытие границ. Тем не менее, аналитики полагают, что такая саудовская тактика может иметь и обратный эффект, внеся разлад в деятельность ССАГПЗ, и вряд ли вызовет безусловную поддержку со стороны постоянно «фрондирующего» Омана и Кувейта, который стремится играть роль посредника во всех конфликтах внутри этой организации. Кроме того, все санкции против Дохи со стороны Эр-Рияда будет только на руку Тегерану, который, несомненно, постарается извлечь максимальную выгоду для себя в этом конфликте. Хотя по мнению Дж.Кечичяна ( the King Faisal Center for Research and Islamic Studies) во всех этих сообщениях о блокаде «нет логики», и что Катару «не остается выбора как только отступить и отказаться от поддержки «Братьев-мусульман» и других экстремистских групп…».

Тем не менее, Доха относится вполне серьезно к такому повороту событий, т.к. географическое положение Катарского полуострова весьма уязвимо со стратегической точки зрения. Сухопутная граница может быть действительно легко перекрыта саудовскими войсками, прекращен подвоз продовольствия и продуктов сельского хозяйства, большой процент которого поступает из Саудовской Аравии, а также  товаров импорта из других стран ССАГПЗ, которые пожелают присоединиться к блокаде. По мнению экспертов, закрытие сухопутных границ стало бы «серьезной проблемой, т.к. Катару придется полагаться только на поставки морским путем». Кроме того, закрытие воздушного пространства нанесло бы серьезный ущерб деятельности местной авиакомпании «Qatar Airways», особенно ее международным перевозкам. Как стало известно, от предполагаемых санкций со стороны ССАГПЗ уже пострадал фондовой рынок Катара, т.к. инвесторы опасаются региональной изоляции. Однако по анонимному сообщению одного из представителей властей, в Дохе планируют соответствующие действия для противостояния потенциальным санкциям, хотя многие в правительстве Катара полагают, что Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн все же воздержатся от дальнейшей эскалации конфликта и не пойдут на такие крайние меры.

Однако еще остается возможность для дипломатического маневра, т.к. по имеющимся сведениям катарский эмир направил делегацию в Саудовскую Аравию для проведения переговоров по выходу из кризиса в двусторонних отношениях. Многие считают, что это является первым серьезным политическим испытанием для нового эмира, ибо неизвестно насколько далеко саудовцы готовы идти в своих методах по «исправлению» позиции Катара и какие их реальные планы.

Тем более, ситуацию усложнило интервью главного редактора газеты «Аль-Шурук» Имада ад-Дина Хусейна, которое он дал частному египетскому каналу «Ат-Тахрир» 16 марта в передаче «Хауля аль-Ахдас». В этом интервью он заявил со ссылаясь на дипломатические источники в Заливе, что Саудовская Аравия имеет в своем распоряжении подлинные документы, свидетельствующие о причастности катарских спецслужб в покушении на короля Абдаллу (тогда еще наследного принца), которое планировал ливийский лидер Муаммар Каддафи. По его словам именно это и явилось истинной причиной отзыва послов ССАГПЗ из Дохи. Комментируя эту новость, иранские источники добавляют, что после свержения М.Каддафи в 2011 году, Саудовская Аравия также получила доступ и к аудиозаписи с разговором между двумя руководителями Катара, во время которого обсуждалась  попытка свержения саудовского монарха. (По неподтвержденным сообщениям это были бывший эмир шейх Хамад бин Халифа Аль Тани и бывший министр иностранных дел шейх Хамад бин Джассем Аль Тани),

Как стало известно, принц Сауд аль-Фейсал в своем интервью 18 март с. г. газете «Аль-Хайат» уточнил официальную позицию королевства по «катарскому вопросу», подтвердив, что вряд ли кризис будет разрешен, до тех пор пока Доха не изменит свою политику. Он также исключил любое посредничество извне, в том числе и США. «Если Катар, который стал причиной этого кризиса, пересмотрит свою политику, то это будет прорыв», — заметил он. Однако Теодор Карасик (Тhe Institute for Near East and Gulf Military Analysis, Dubai) пессимистично оценивает такую перспективу, т.к. «обе стороны стоят на своем» и ожидает дальнейшего ухудшения отношений.

Таким образом, можно предположить, что текущий кризис в отношениях между Дохой и Эр-Риядом способен привести к «необратимым изменениям» и даже стать причиной дезинтеграции ССАГПЗ, в том виде как мы его сейчас знаем. А многие его идеи, по мнению Т.Карасика, «будут выброшены на свалку истории». Весьма справедливо ранее отмечалось, что этот кризис нельзя переводить только на личный уровень, как конфликт между разными поколениями аравийских монархов, тем более в Саудовской Аравии произошло реальное «омоложение» высших политических эшелонов, когда уже принцы-внуки определяют многие направления саудовской внешней и внутренней политики. Возможно, за этим стоит не только желание Саудовской Аравии ликвидировать дестабилизирующий фактор в Заливе, которым, как она считает, является политика Катара, но еще и стремление «переформатировать» ССАГПЗ, превратив его в конфедерацию под своей эгидой. Тем не менее, по мнению того же Дж.Кечичяна нынешний кризис хотя и не является началом «развала ССАГПЗ», но все же приведет к задержке создания нового «Союза Залива» на десять лет или даже на двадцать.

52.27MB | MySQL:103 | 4,030sec